Дело № 2-2446/2023
Апелл. дело № 33-827/2024
Судья Осмоловская А.Л.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
19 марта 2024 года город Салехард
Судья судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа Старовойтов Р.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционное представление прокурора города Новый Уренгой Строгалева А.А. на определение Новоуренгойского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 19 сентября 2023 года, которым Муниципальному казенному учреждению «Управление муниципального хозяйства» предоставлена отсрочка исполнения решения Новоуренгойского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 08 августа 2023 года на срок до 31 декабря 2024 года,
УСТАНОВИЛ:
Решением Новоуренгойского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 08 августа 2023 года на Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №17» (далее МБОУ «Средняя школа №17»), Муниципальное казенное учреждение «Управление муниципального хозяйства» (далее - МКУ Управление муниципального хозяйства») возложена обязанность устранить нарушения требований законодательства о пожарной безопасности на объекте - МБОУ «Средняя школа №17», расположенном по адресу: ЯНАО г. Новый Уренгой, мкр. Восточный, д. 7, а именно: обеспечить систему противопожарной защиты автоматической разблокировкой и (или) открыванием ворот, установленных на проездах и подъездах, а также нахождением их в отрытом положении для обеспечения беспрепятственного проезда пожарной техники; разработать регламент технического обслуживания автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуации людей при пожаре; обеспечить наличие технической документации на системы противопожарной защиты, в течение одного года, с момента вступления в силу настоящего решения суда. Также указанным решением на МБОУ «Средняя школа №17» возложена обязанность устранить нарушения требований законодательства о пожарной безопасности на объекте - МБОУ «Средняя школа №17», расположенном по адресу: ЯНАО г. Новый Уренгой, мкр. Восточный, д. 7, а именно: обеспечить категорирование складского назначения на 2-ом этаже по взрывопожарной опасности в соответствии с СП 125.13130 в течение шести месяцев с момента вступления в силу настоящего решения суда.
МКУ «Управление муниципального хозяйства» обратилось в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения Новоуренгойского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 08 августа 2023 года на срок до 31 декабря 2024 года. В обоснование указано, что в настоящее время специалистами МКУ «Управление муниципального хозяйства» определяется стоимость выполнения работ по обеспечению системы противопожарной защиты автоматической разблокировкой и (или) открыванием ворот, установленных на проездах и подъездах, а также нахождением их в отрытом положении для обеспечения беспрепятственного проезда пожарной техники. Работы по монтажу данной системы (на основе полученного расчета стоимости выполнения работ) запланированы к выполнению до 31 декабря 2024 года. В настоящее время регламент технического обслуживания автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре разработан организацией ООО «Радиал СБ», осуществляющей обслуживание систем охранно-пожарной сигнализации на объекте, и направлен в МБОУ «Средняя школа №17» на подписание. В связи с указанными обстоятельствами, заявитель полагает, что исполнить решение Новоуренгойского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 08 августа 2023 года в настоящее время не представляется возможным.
Судом вынесено определение, которым исполнение решения Новоуренгойского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 08 августа 2023 года отсрочено до 31 декабря 2024 года.
Не согласившись с указанным определением, прокурор города Новый Уренгой Строгалев А.А. подал апелляционное представление, в котором просит о его отмене. Приводит доводы о том, что длительное неисполнение решения Новоуренгойского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 08 августа 2023 года могут привести к нарушению законных прав и интересов неопределенного круга лиц на охрану жизни и здоровья, так как выявленные нарушения федерального законодательства и подзаконных актов в сфере противопожарной безопасности создают опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба и наступления иных тяжких последствий.
В возражениях на апелляционное представление представитель МКУ «Управление муниципального хозяйства» Гаджиев Э.М. полагал определение суда первой инстанции законным и обоснованным, просил оставить его без изменения.
В соответствии с частью 1 статьи 203.1 и частями 3, 4 статьи 333 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации настоящее апелляционное представление прокурора на определение суда первой инстанции рассматривается без проведения судебного заседания и без извещения лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы гражданского дела, изучив доводы апелляционного представления, возражений на него, судья приходит к следующему.
Согласно статье 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
В соответствии со статьей 434 Гражданского процессуального кодекса РФ при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления или постановлений иных органов, взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке или о рассрочке его исполнения. Такие заявления сторон и представление судебного пристава-исполнителя рассматриваются в порядке, предусмотренном ст. 203 ГПК РФ.
Статья 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя, либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств, вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда. Основанием для отсрочки исполнения решения суда могут являться конкретные обстоятельства, свидетельствующие о том, что имущественное положение должника не позволяет исполнить решение суда в установленный срок.
Исходя из определения Конституционного Суда Российской Федерации от 18 апреля 2006 года № 104-О основания для отсрочки исполнения решения суда должны носить действительно исключительный характер, возникать при серьезных препятствиях к совершению исполнительных действий. Вопрос о наличии указанных обстоятельств должен оцениваться и решаться судом в каждом конкретном случае с учетом того, что в силу ст.ст. 15 (ч. 4), 17 (ч. 3), 19 (ч.ч. 1 и 2) и 55 (ч.ч. 1 и 3) Конституции Российской Федерации и исходя из общеправового принципа справедливости исполнение вступившего в законную силу судебного постановления должно осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности, с тем чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов всех взыскателей и должников, возможная же отсрочка исполнения решения суда должна отвечать требованиям справедливости, быть адекватной и не затрагивать существо конституционных прав участников исполнительного производства.
Вопрос о наличии указанных обстоятельств должен оцениваться и решаться судом в каждом конкретном случае с учетом того, что в силу части 4 статьи 15, части 3 статьи 17, частей 1, 2 статьи 19 и частей 1, 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации и исходя из общеправового принципа справедливости исполнения вступившего в законную силу судебного постановления должно осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности, с тем чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов всех взыскателей и должников. Возможная же отсрочка (рассрочка) исполнения решения суда должна отвечать требованиям справедливости, быть адекватной и не затрагивать существо конституционных прав участников исполнительного производства.
Из приведенных норм следует, что отсрочка исполнения решения суда возможна лишь в отношении неисполненного судебного акта при наличии исключительных обстоятельств, затрудняющих его исполнение, и лицо, обращающиеся с заявлением, должно представить суду доказательства наличия серьезных препятствий и затруднений к совершению исполнительных действий, при этом должны соблюдаться требования разумности и справедливости, обеспечиваться баланс прав и законных интересов сторон.
Из материалов дела следует, что вступившее в законную силу решение Новоуренгойского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 08 августа 2023 года в настоящее время не исполнено.
Судом также установлено, что в настоящее время специалистами МКУ «Управление муниципального хозяйства» определяется стоимость выполнения работ по обеспечению системы противопожарной защиты автоматической разблокировкой и (или) открыванием ворот, установленных на проездах и подъездах, а также нахождением их в отрытом положении для обеспечения беспрепятственного проезда пожарной техники. Работы по монтажу данной системы (на основе полученного расчета стоимости выполнения работ) запланированы к выполнению до 31 декабря 2024 года. В настоящее время регламент технического обслуживания автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре разработан организацией ООО «Радиал СБ», осуществляющей обслуживание систем охранно-пожарной сигнализации на объекте, и направлен в МБОУ «Средняя школа №17» на подписание (л.д. 182- 247)
Удовлетворяя заявление МКУ «Управление муниципального хозяйства» о предоставлении отсрочки исполнения решения Новоуренгойского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 08 августа 2023 года, суд первой инстанции исходил из необходимости организации МКУ «Управление муниципального хозяйства» мероприятий по заключению муниципального контракта на выполнение работ во исполнение вышеуказанного решения суда, а также получения необходимого финансирования для их проведения, и пришел к выводу о целесообразности предоставления отсрочки на срок до 31 декабря 2024 года.
Вместе с тем, суд первой инстанции необоснованно не учел того, что проведение специалистами МКУ «Управление муниципального хозяйства» расчетов стоимости выполнения работ, планирование проведения мероприятий в срок до 31 декабря 2024 года, разработка и направление на подписание регламента технического обслуживания не опровергает того, что в настоящее время нарушения действующего федерального законодательства в сфере противопожарной безопасности, установленные Новоуренгойского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 08 августа 2023 года, не устранены. Кроме того, указанные мероприятия, на проведение которых в настоящее время ссылается заявитель, носят предварительный, планировочный характер и не могут быть расценены как принятие фактических мер, направленных на исполнение решения суда. При этом доказательств проведения каких-либо работ в целях устранения вышеуказанных нарушений федерального законодательства с момента вступления решения суда в законную силу заявителем не представлено.
Кроме того, установление срока проведения монтажных работ - до 31 декабря 2024 года не может быть признано исключительным обстоятельством, затрудняющим или делающим невозможным исполнение судебного решения в установленный им срок, и соответственно не может служить основанием для предоставления отсрочки такого исполнения.
Также следует принять во внимание, что решением Новоуренгойского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 08 августа 2023 года был установлен срок исполнения - в течение одного года, с момента вступления в силу настоящего решения суда. Такой срок является разумным, обоснованным и достаточным для принятия МКУ «Управление муниципального хозяйства» мер, направленных на надлежащее выполнение обязанностей, возложенных на него по решению суда, оснований для его продления из материалов дела не усматривается.
Необходимо учитывать, что длительное неустранение МКУ «Управление муниципального хозяйства» нарушений пожарной безопасности в МБОУ «Средняя школа №17» создает угрозу жизни и здоровья лиц, находящихся на территории данного образовательного учреждения, и влечет нарушение их права на безопасные условия обучения и нахождения в образовательном учреждении, тогда как, в силу статьи 2 Конституции Российской Федерации, защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Таким образом, поскольку доказательства наличия у МКУ «Управление муниципального хозяйства» исключительных обстоятельств, позволяющих отсрочить исполнение судебного решения, отсутствуют, у суда первой инстанции не имелось законных оснований для предоставления заявителю отсрочки исполнения решения Новоуренгойского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 08 августа 2023 года. В связи этим оспариваемое определение подлежит отмене с принятием по делу нового определения об отказе в удовлетворении заявления МКУ «Управление муниципального хозяйства».
На основании изложенного, руководствуясь статьей 334 Гражданского процессуального кодекса РФ, судья судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа
ОПРЕДЕЛИЛ:
Определение Новоуренгойского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 19 сентября 2023 года отменить, разрешить вопрос по существу.
Отказать Муниципальному казенному учреждению «Управление муниципального хозяйства» в предоставлении отсрочки исполнения решения Новоуренгойского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 08 августа 2023 года.
Судья Р.В. Старовойтов