Дело №2а-3422/20
УИД № 50RS0026-01-2020-003946-53
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30.06.2020 года
Люберецкий городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Аксеновой Е.Г., при секретаре Агаповой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Великоредчаниной Ю. С. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области о признании незаконным и отмене решения о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права, об обязании осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратился в суд с вышеуказанным административным иском, мотивируя свои требования тем, что решением Люберецкого городского суда Московской области от ДД.ММ.ГГ по гражданскому делу № за Великоредчаниной Ю.С. было признано право собственности на квартиру по адресу: <адрес>.
Решение вступило в законную силу ДД.ММ.ГГ.
Вступившие в законную силу судебные акты в силу п.5 ч.2 ст.14 ФЗ от ДД.ММ.ГГ №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» являются основаниями для государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.
Жилой дом введен в эксплуатацию, однако Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области вступившее в законную силу судебное решение о признании права не исполнило.
ДД.ММ.ГГ административный истец предоставил в органы Росреестра необходимый пакет документов для осуществления государственной регистрации прав и кадастрового учета на жилое помещение, в том числе решение суда о признании права собственности и самостоятельно изготовленный технический план на жилое помещение.
ДД.ММ.ГГ административным ответчиком в адрес административного истца направлено уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.
Административным истцом было подано соответствующее заявление в апелляционную комиссию по обжалованию решения о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Решением апелляционной комиссии было отказано в удовлетворении заявления Великоредчаниной Ю.С. от ДД.ММ.ГГ №. Решение о приостановлении государственного кадастрового учета признано соответствующим основаниям, предусмотренным п.5, 7 ч.1 ст.26 ФЗ от 13.07.2015г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Ссылка государственного регистратора на п. 10 ст. 24 (не представлена проектная документация) не является законной и допустимой, так как у заявителя отсутствует копия проектной документации дома, в связи с этим в соответствии с п. 20 Требований к подготовке технического плана и составу содержащихся в нем сведений, утвержденных приказом Минэкономразвития России № от 18.12.2015г. технический план изготовлен на основании договора участия в долевом строительстве и акта приема-передачи объекта долевого строительства.
Ссылка государственного регистратора на п.20, п.43 Требований к подготовке технического плана и составу содержащихся в нем сведений (приложение № Приказа Минэкономразвития России № от 18.12.2015г. «Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений») вызывает сомнения в обоснованности приостановления постановки квартиры на кадастровый учет и регистрации права собственности на нее.
Как следует из этого документа, технический план, в котором надлежит указывать кадастровый номер здания, в пределах которого расположено помещение, составляется и заверяется квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера. Административный истец не относится к данной категории субъектов правоотношений. Поэтому от воли административного истца не зависит наличие либо отсутствие в текстовой части технического плана кадастрового номера здания. Более того, кадастровый инженер также не имеет возможности указать такой номер в случае, если само здание, в котором расположена квартира, на кадастровый учет не поставлено и, соответственно, зданию государственным регистратором не присвоен кадастровый номер. Постановку многоквартирного здания на кадастровый учет с присвоением зданию соответствующего номера, в котором расположена принадлежащая административному истцу квартира, должен осуществить соответствующий субъект правоотношений - организация-застройщик, либо орган власти.
Таким образом, указанные в сообщении ответчика обстоятельства не могут служить основанием для отказа в постановке либо приостановления государственного кадастрового учёта принадлежащей административному истцу недвижимости или права собственности на нее, при том, что, отказывая
административному истцу в совершении регистрационного действия, административный ответчик ограничивает права собственника.
Учитывая изложенное, административный истец просит признать незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГ №, №. Обязать административного ответчика осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности, поставить на государственный кадастровый учет и зарегистрировать право собственности Великоредчаниной Ю.С. на квартиру по адресу: <адрес>
Административный истец Великоредчанина Ю.С. в судебное заседание не явилась, извещена.
Представитель административного истца в судебное заседание явилась, на удовлетворении заявленных требований настаивала по доводам, изложенным в иске.
Представитель административного ответчика - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, в судебное заседание явилась, против удовлетворения административных исковых требований возражала.
Представитель третьего лица – Администрации городского округа Люберцы Московской области в судебное заседание не явился, извещен.
Суд, исследовав материалы дела, выслушав стороны, приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований в полном объеме по следующим основаниям.
Положения ч.1 ст.218 КАС РФ предоставляют гражданину право обратиться в суд с требованиями об оспаривании действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если он полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов.
В силу п.2 ч.2 ст.1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном данным кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, должностных лиц, порядок производства по которым предусмотрен главой 22 названного кодекса.
В ходе судебного разбирательства установлено, что административный истец является участником долевого строительства многоквартирного дома, расположенного по строительному адресу: <адрес>
Застройщиком многоквартирного жилого дома является ООО «Юнион-ТК».
Многоквартирный жилой дом построен и введен в эксплуатацию, что подтверждается разрешением на ввод объекта в эксплуатацию от ДД.ММ.ГГ №, выданным Министерством строительного комплекса Московской области.
Постановлением администрации муниципального образования Люберецкий муниципальный район Московской области №-ПА от ДД.ММ.ГГ. многоэтажному жилому дому, в котором расположена квартира административного истца, присвоен адрес: <адрес> квартире истца присвоен номер №.
Решением Люберецкого городского суда Московской области от ДД.ММ.ГГ (дело №), вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГ, за Великоредчаниной Ю.С. признано право собственности на жилое помещение - квартиру, расположенную по адресу: <адрес>.
Административным истцом ДД.ММ.ГГ были поданы заявления о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости за №, а также заявление на государственную регистрацию права собственности за № с приложением необходимых документов.
По результатам рассмотрения заявлений и приложенных документов ДД.ММ.ГГ административным ответчиком принято решение о приостановлении осуществления кадастрового учета №, №, в связи с выявлением по результатам проведенной проверки, нарушений п.20 Требований к подготовке технического плана и составе содержащихся в нем сведений, п.8 ч.4 ст.8 Закона о регистрации.
ДД.ММ.ГГ административным ответчиком приостановлена регистрация права собственности на квартиру, по тем же основаниям, что и приостановление осуществления кадастрового учета.
Судом установлено, что административным истцом данные решения были обжалованы, ДД.ММ.ГГ апелляционной комиссией принято решение об отклонении заявления от ДД.ММ.ГГ № об обжаловании решения о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав от ДД.ММ.ГГ Решение о приостановлении государственного кадастрового учета признано соответствующим основаниям, предусмотренным пунктами 5, 7 ч.1 ст.26 ФЗ от ДД.ММ.ГГ №218 -ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
С ДД.ММ.ГГ вступил в силу Федеральный закон от 13.07.2015г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», в соответствии со ст.72 которого данный Федеральный закон применяется к правоотношениям, возникшим после дня его вступления в силу.
Согласно ст.2 ФЗ от ДД.ММ.ГГ №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.
Согласно ст. 27 Закона о государственной регистрации, в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Согласно п.2 ч.11 ст.41 ФЗ от ДД.ММ.ГГ №218-ФЗ государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на образуемый объект недвижимости осуществляются на основании письменного согласия третьих лиц на образование объекта недвижимости, если такое согласие на образование объекта является обязательным в соответствии с федеральным законом.
Судом установлено, многоквартирный дом построен и введен в эксплуатацию на основании разрешения на ввод объект в эксплуатацию №RU№ от ДД.ММ.ГГ. Согласно документам, представленным заинтересованном лицом – Администрацией городского округа Люберцы Московской области, в отношении вышеуказанного дома заключен договор на управление с управляющей компаний, а также договор теплоснабжения и горячего водоснабжения. Великоредчаниной Ю.С. производится оплата коммунальных услуг, что следует из справки и приложенных квитанций.
Учитывая изложенное, принимая во внимание то обстоятельство, что жилой дом, расположенный на земельном участке, зарегистрированном в установленном законом порядке, построен в соответствии с утвержденным в установленном законом порядке проектом на основании всех необходимых согласований, в ЕГРН отсутствуют сведения о зарегистрированных правах третьих лиц на земельный участок, истцом представлен полный комплект документов для регистрации объекта недвижимости и постановки его на кадастровый учет. Истец в течение длительного времени после завершения строительства не может произвести его регистрацию и кадастровый учет по объективным причинам.
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).
Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
Согласно п. 5, 7 ч.2 ст.14 Закона о государственной регистрации основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются вступившие в законную силу судебные акты; межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории).
В соответствии с п.7 ч.1 ст. 26 Закона о государственной регистрации осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
В силу п.1 ч.3 ст.14 Закона государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в связи с созданием объекта недвижимости, за исключением случаев, если государственный кадастровый учет осуществляется на основании разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, представленного органом государственной власти, органом местного самоуправления или уполномоченной организацией, осуществляющей государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, в порядке, предусмотренном статьей 19 настоящего Федерального закона.
Согласно п.1 ч.4 той же статьи, государственная регистрация прав без одновременного государственного кадастрового учета осуществляется при условии наличия в Едином государственном реестре недвижимости сведений об объекте недвижимого имущества, право на который регистрируется, в связи с возникновением права на созданный объект недвижимости в случае, указанном в пункте 1 части 5 настоящей статьи.
Поскольку требования истца основаны на решении суда, которым за ним признано собственности на квартиру, суд приходит к выводу о том, что у административного ответчика не имелось законных оснований для приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности истца на указанную квартиру.
Кроме того, истец не относится к лицам, уполномоченным обращаться в регистрирующий орган с заявлением о государственном кадастровом учете многоквартирного дома с приложением технического плана такого объекта и иных необходимых документов. Учитывая уровень взаимодействия органа регистрации прав с органом государственной власти и органом местного самоуправления при осуществлении государственного кадастрового учета объекта капитального строительства, отсутствие технического плана многоквартирного дома не может служить достаточным основанием для отказа в удовлетворении требования участника долевого строительства о регистрации права собственности на расположенное в таком доме помещение (квартиру).
Иной способ защиты нарушенного права у административного истца отсутствует.
Судом установлено, что квартира №, расположенная по адресу: <адрес> на кадастровом учете не состоит.
В части 4 статьи 14 Закона о регистрации перечислены случаи, когда возможно провести государственную регистрацию прав без одновременного государственного кадастрового учета, а именно:
1) возникновением права на созданный объект недвижимости в случае, указанном в пункте 1 части 5 настоящей статьи;
2) возникновением права на образованный земельный участок в случаях, указанных в пунктах 8 - 10 части 5 настоящей статьи;
3) прекращением прав на объект недвижимости (за исключением прекращения прав в случаях, указанных в пункте 3 части 3 настоящей статьи);
4) переходом права на объект недвижимости;
5) подтверждением прав на объект недвижимости, возникших до дня вступления в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГ №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»;
6) подтверждением прав на объект недвижимости, возникших в силу федерального закона;
7) ограничением прав на объект недвижимости и обременением объекта недвижимости, а также прекращением таких ограничения и обременения.
Поскольку обращение административного истца с заявлением о государственной регистрации права собственности не подпадает ни под одно из оснований, указанных в части 4 статьи 14 Закона о регистрации, соответственно государственный кадастровый учет должен проводиться одновременно с государственной регистрацией прав (часть 3 статьи 14 Закона о регистрации).
Такое заявление административным истцом Великоредчаниной Ю.С. было подано, технический план жилого помещения – спорной квартиры №, на которую за Великоредчаниной Ю.С. было признано право собственности решением суда, был ею представлен.
Таким образом, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Административный иск Великоредчаниной Ю. С. удовлетворить.
Признать незаконным и отменить решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области от ДД.ММ.ГГ № и № о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права в отношении объекта недвижимости - квартиры, расположенной по адресу <адрес>.
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права, поставить на государственный кадастровый учет и зарегистрировать право собственности Великоредчаниной Ю. С. на квартиру по адресу <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Люберецкий городской суд Московской области в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья Е.Г. Аксенова
Решение принято в окончательной форме 24.07.2020 года.