РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 февраля 2016 года с. Тасеево
Судья Тасеевского районного суда Красноярского края Киселев С.В., при секретаре Триппель Л.А., с участием:
истца Горбуновой (Миронова) Е.М., представителя ответчика Отдела Пенсионного фонда РФ в Тасеевском районе Цехиной Е.Л., действующей по доверенности от 24 февраля 2016 года, сроком по 31 декабря 2016 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Горбуновой (Мироновой) Е.М. к Отделу Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Тасеевском районе Красноярского края о включении в стаж периода работы, дающее право на досрочное назначение пенсии,
У С Т А Н О В И Л:
Горбунова (Миронова) Е.М. (далее – истец) обратилась к Отделу Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Тасеевском районе Красноярского края (далее – ответчик) об обязании ответчика: включить в стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости периоды работы в должности <должность 1> в <Организация 1> с 24.08.1989г. по 31.08.1992г. и в должности <должность 2> и <должность 3> с 01.01.2002г. по 30.06.2015г.; установить право истца на досрочное назначение страховой пенсии по старости и назначить пенсию с 23.10.2015г. (даты обращения с заявлением о назначении пенсии).
Свои требования к ответчику истец мотивировал тем, что в соответствии со ст.30 Закона РФ от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях в РФ», Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" истец относится к категории лиц, имеющих право на досрочную страховую пенсию, поскольку проработав в сельской местности учителем в образовательных учреждениях более 25 лет, имеет необходимый стаж для назначения досрочной пенсии.
Учитывая изложенные обстоятельства, истец обратился с настоящим иском в суд, которым просит удовлетворить заявленные исковые требования к ответчику, а также взыскать судебные расходы.
В судебном заседании истец Горбунова (Миронова) Е.М., исковые требования поддержала, просила их удовлетворить в заявленном объеме, пояснив, что в спорный период наряду с работой в должности <должность 2>, по совместительству осуществляла работу в должности <должность 3> с различной часовой нагрузкой.
В судебном заседании представитель ответчика Пенсионного фонда РФ Цехина Е.Л., исковые требования истца не признала. В поданном возражении и в ходе судебного заседания пояснила, что согласно Постановления Правительства РФ от 29.10.2002г. №781, в Списках должностей, дающих право на досрочное назначение пенсии, указывается должность <должность 3>. Однако, в соответствии со Справкой <Организация 1>, отмечается, что истец с 18.10.2001г. принята на должность <должность 2> с нагрузкой <должность 3>. Вместе с тем, исходя из содержания Постановлении Правительства РФ №781, работа в должности <должность 3> должна быть штатной по основному месту работы и, поскольку данное условие истцом не соблюдено, отсутствует приказ о назначении на должность <должность 3>, а должность <должность 2> не включена в список лиц, дающих право на досрочное назначение пенсии при работе в общеобразовательных школах, согласно Постановления Правительства РФ №781, истцу стаж работы в указанных должностях за спорный период не засчитан и, следовательно, отсутствует право на досрочное назначение пенсии по старости. Кроме того, для зачета стажа на досрочное назначение пенсии по старости при работе истцом в должности <должность 1> в том же образовательном учреждении в период с 24.08.1989г. по 31.08.1992г., согласно Постановления Совета Министров СССР от 17.12.1959г. №1397, требуется не менее 2/3 стажа работы в учреждениях, дающих право на досрочное назначение пенсии (16 лет 08 месяцев от требуемого стажа 25 лет), которого на момент обращения истца с заявлением в пенсионный отдел, не имеется (по расчетам ответчика составил 09 лет 01 месяц 17 дней), так как по вышеназванным причинам, стаж работы учителем ответчиком истцу, не засчитан.
Выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с пп. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ "О страховых пенсиях", страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Согласно п. 2 ст. 30 указанного Закона, Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии конституционно-правовым смыслом, отмеченным в Постановлении Конституционного суда РФ от 29.01.2004 года №2-п, при определении права на досрочную пенсию согласно пенсионному законодательству могут применяться два порядка исчисления стажа назначения пенсии - с учетом действующего законодательства либо с учетом законодательства, действующего на момент выполнения соответствующих работ.
Таким образом, в настоящее время для подсчета стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, на основании Постановления Правительства РФ от 16.07.2014г №665, применяются:
- Постановление Совмина СССР от 17.12.1959 N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства" (вместе с "Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения") - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.;
-Постановление Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 г. N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет" с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
-Постановление Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. N 1067 "Об утверждении Списка должностей работа в которых засчитывается в выслугу лет, дающую право на пенсию за выслугу лет в школах и других учреждениях для детей" с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
Ко всем периодам, дающим право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяется:
-Постановление Правительства РФ от 29.10.2002 N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Данное правило учета стажа для досрочного назначения пенсии нашло свое отражение в п.20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" в котором отмечается, при разрешении спора застрахованного лица, претендующего на установление досрочной пенсии по старости, необходимо иметь в виду, что периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, засчитываются в стаж работы в порядке, предусмотренном Правилами исчисления периодов работы, дающей право на указанную пенсию, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781.
В ходе судебного заседания установлено, что Горбунова Е.М., до заключения брака, согласно свидетельства о заключении брака от 12.10.2010г., имела фамилию Миронова. 23 октября 2015 года обратилась с заявлением в Отдел Пенсионного фонда РФ в Тасеевском районе Красноярского края о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Из Протокола заседания Комиссии по реализации пенсионных прав от 10.11.2015 г. № № и Решения Отдела Пенсионного фонда РФ в Тасеевском районе от 10.11.2015 №№ следует, что комиссией не приняты к зачету в стаж спорные периоды работы истца в должности <должность 1> с 24.08.1989 по 31.08.1992 в виду отсутствия 2/3 стажа, требуемого для назначения досрочной пенсии по старости при осуществлении педагогической деятельности на основании п.4 Совмина СССР №1397; работа в должности <должность 2> с нагрузкой <должность 3> с 01.01.2002г. по 30.06.2015г. в силу п.11 Постановления Правительства РФ №781 как <должность 2> и п.3 Постановления Правительства РФ №781 как <должность 3> совместителя, исключающего зачет стажа для назначения досрочной пенсии.
На основании названного Решения ответчика, истцу в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п/п.19 п.1 ст.30 Закона РФ « О страховых пенсиях» отказано в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ – 25 лет, тогда как по расчетам ответчика, стаж истца на момента обращения с заявлением о назначении пенсии на требуемых видах работ составил 09 лет 01 месяц 17 дней.
Между тем, согласно записи №2 в трудовой книжке Горбунова (Миронова) Е.М. была принята старшей <должность 1> в <Организация 1> с 24.08.1989г., проработав в данной должности до 01.09.1992г., о чем внесена запись в трудовую книжку за №3, что не оспаривается ответчиком. Однако ввиду отсутствия у истца 2/3 требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ, то есть 16 лет 08 месяцев от требуемых 25 лет, указанный период в должности <должность 1>, ответчиком засчитан не был, что предусмотрено п.4 Постановления Совмина СССР №1397.
В соответствии с записью №3 трудовой книжки с 01.09.1992г. истец переведена <должность 4>, а с 05.09.2001г. назначена <должность 5> на 0,25 ставки (запись №7 трудовой книжки). Согласно записи №8 трудовой книжки, на основании приказа №20 от 18.10.2001г., истец с 18.10.2001г. назначена <должность 2> на полную ставку. Одновременно, согласно архивной справки Архива Тасеевского района от 26.02.2015г. №№, справки <Организация 1> от 20.10.2015 №№, Тарификационных списков учителей <Организация 1> за 2001-2007г.г., 2009г., 2010г., 2012-2015г.г., истец Горбунова (Миронова) Е.М. с этого же периода, то есть с 18.10.2001г., наряду с должностью <должность 2>, у того же работодателя, совмещала должность <должность 3> с различной часовой нагрузкой.
На основании п.3 Постановления Правительства РФ от 29.10.2002 N 781, в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее именуется - список). При этом работа в должностях, указанных в пункте 1 раздела "Наименование должностей" списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в пунктах 1.1 - 1.14 раздела "Наименование учреждений" списка, а работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" списка, - в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка.
Согласно п.4 названного Постановления, периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев определенных настоящими Правилами.
Таким исключением являются случаи, указанные в п.6 Постановления, где отмечается, что работа в должности <должность 4> общеобразовательных учреждений, указанных в пункте 1.1 раздела "Наименование учреждений" списка, <должность 3> расположенных в сельской местности общеобразовательных школ всех наименований (за исключением вечерних (сменных) и открытых (сменных) общеобразовательных школ) включается в стаж работы независимо от объема выполняемой учебной нагрузки.
Таким образом, работа в должностях <должность 4> и <должность 3> в сельской местности в общеобразовательных школах отнесены к п. 1.1 раздела "Наименование учреждений" Списка, утвержденного Постановлением Правительства РФ N 781 и включаются в специальный стаж, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, независимо от объема и количества времени выполняемой учебной нагрузки.
На основании совокупности исследованных материалов дела, судом установлено, что истец Горбунова (Миронова) Е.М. в сельской местности в спорный период осуществляла трудовую деятельность в <Организация 1> в должности <должность 4> с 01.09.1992г. по 18.10.2001г., совмещая должность <должность 2> на 0,25 ставки с 05.09.2001г. С 18.10.2001г. у истца Горбуновой (Мироновой) Е.М. произошла ротация должностей, она назначена <должность 2> на полную ставку с совмещением должности <должность 3> с различной часовой нагрузкой от 2 до 10 часов в неделю. Приведенные факты указывают о работе истца в спорный период в должности <должность 3>, вначале <должность 4> с 01.09.1992г., а затем <должность 3> по совместительству с 18.10.2001г. по настоящее время, что подпадает под действие п.п.3,4,6 Постановления Правительства РФ от 29.10.2002 N 781, дающее право истцу на включение заявленного спорного периода работы в должности <должность 3> с 01.01.2001г. по 30.06.2015г. в стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости, которое подлежит удовлетворению.
Вместе с тем, суд находит возможным согласиться с доводами ответчика об отсутствии оснований на включение в стаж истца работу в должности <должность 2> за тот же период работы, то есть с 01.01.2001г. по 30.06.2015г., поскольку в соответствии с п.11 Постановления Правительства РФ от 29.10.2002 N 781, работа в данной должности не включена в пункт 1.1. раздела "Наименование учреждений" списка, дающего право назначения досрочной страховой пенсии по старости. В этой связи, суд находит законным и обоснованным отказать в удовлетворении требования истца о включении в стаж, дающей право на назначение досрочной пенсии за работу в должности <должность 2> с 01.01.2001г. по 30.06.2015г.
При рассмотрении требования истца о включении периода работы в должности <должность 1> в <Организация 1> за период с 24.08.1989г. по 31.08.1992г., суд находит, что данный период работы подлежит включению в стаж на основании п.п.2,4 Положения о порядке исчисления стажа…, утвержденного Постановлением Совмина СССР от 17.12.1959 N 1397, что не оспаривалось ответчиком. Однако ответчиком отмечалось, что поскольку, на основании указанного Постановления, на момент подачи истцом заявления о назначении досрочной пенсии у нее отсутствует 2/3 стажа в должности <должность 3> от требуемых 25 лет, что должно составлять 16 лет 08 месяцев (при наличии у истца 09 лет 01 месяц 17 дней), указанный период работы ответчиком не включен в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости при подаче заявления истца о назначении досрочной пенсии.
Принимая во внимание установленный факт работы истца в должности <должность 3> в <Организация 1> в период с 01.01.2001г. по 30.06.2015г., дающей право о включении данного стажа работы для назначения досрочной пенсии по старости, что составляет 14 лет 05 месяцев 29 дней, а также установленного и неоспариваемого ответчиком предыдущие периода работы истца в должностях, которые подлежат учету при назначении досрочной пенсии (решение от 10.11.2015 №9), составляющего 09 лет 01 месяц 17 дней, общий стаж работы истца в должности, дающей право на назначение досрочной пенсии по старости составит 23 года 07 месяцев 16 дней (14 лет 05 мес. 29 дн. + 09 лет 01 мес. 17 дн.).
Таким образом, на 30.06.2015г. истец имеет стаж, дающей право на назначение досрочной пенсии по старости 23 года 07 месяцев 16 дней, что превышает 2/3 части стажа (16 лет 08 мес.) от требуемых не менее 25 лет для зачета стажа при работе истца в должности старшей <должность 1> в <Организация 1> в период с 24.08.1989г. по 31.08.1992г., что составляет 03 года 00 месяцев 07 дней, заявленный в требованиях истца о включения его в стаж для досрочного назначения пенсии, которое подлежит удовлетворению.
Учитывая изложенное, общий стаж работы истца, дающий право для назначения досрочной пенсии по старости, на момент обращения к ответчику 23.10.2015г., по состоянию на 30.06.2015г., составил 26 лет 07 месяцев 23 дня (23г. 07мес. 16дн. + 03г. 00мес. 07дн.), что в соответствии с пп. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ дает право истцу являться получателем досрочной пенсии по старости с даты обращения с заявление о назначении досрочной пенсии, вне зависимости от наступившего у истца возраста.
По правилам ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд должен возместить все расходы с другой стороны, пропорционально удовлетворенным требованиям. К судебным расходам относятся расходы по оплате государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
1.Исковые требования Горбуновой (Мироновой) Е.М. к Отделу Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Тасеевском районе Красноярского края о включении периода работы, дающее право на досрочное назначение пенсии, удовлетворить частично.
2.Обязать Отдел пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Тасеевском районе Красноярского края включить в стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью Горбуновой (Мироновой) Е.М. период работы в <Организация 1> в должности <должность 1> с 24 августа 1989 года по 31 августа 1992 года; в должности <должность 3> с 01 января 2001 года по 30 июня 2015 года и назначить пенсию, с учетом указанных периодов с даты подачи заявления о назначении пенсии – 23 октября 2015 года.
3.Взыскать с Отдела Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Тасеевском районе Красноярского края в пользу Горбуновой (Мироновой) Е.М.:
-судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме <сумма>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Тасеевкий районный суд.
Федеральный судья подпись С.В. Киселев
Дело № 2-33/2016