УИД 24RS0019-01-2018-000213-19
Дело № 2-12/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
17 января 2019 года Красноярский край
город Игарка
Игарский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Безруковой О.В.,
при секретаре Труновой В.С.,
с участием истца Ефремовой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ефремовой А.А. к администрации <адрес> о взыскании заработной платы,
у с т а н о в и л:
Ефремова А.А. обратилась в суд с исковым заявлением к администрации <адрес> о взыскании заработной платы. Требования мотивированы тем, что она работает у ответчика сторожем с окладом в 2.552 руб. Несмотря на то, что трудовое законодательство исключает (запрещает) применение уравниловки при установлении систем оплаты труда в организациях, запрещает дискриминацию, в администрации <адрес>. Ссылаясь на ч. 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации, ч. 3 ст. 133, ч. 4 ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации считает, что базовый оклад не может быть менее МРОТ – 11.163 руб., поэтому ее заработная плата за период с января по июль 2018 г. занижена на 262.485 руб. 32 коп. Просит взыскать с администрации <адрес> в свою пользу не начисленную заработную плату в сумме 262.485 руб. 32 коп. за период с января по июль 2018 г.
Истец Ефремова А.А. в судебном заседании исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Просила иск удовлетворить.
Представитель ответчика, надлежащим образом извещенного о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явился. Администрация <адрес> представила отзыв на заявленные требования, из которого видно, что администрация исковые требования Ефремовой А.А. не признает, как незаконные и необоснованные, указывая, что между работником и администрацией <адрес> ДД.ММ.ГГГГ заключен трудовой договор о выполнении истцом работы сторожа (вахтера), заработная плата которым выплачивается на основании Положения об оплате труда работников администрации <адрес>, не являющихся лицами, замещающими муниципальные должности и должности муниципальной службы, утвержденного постановлением от ДД.ММ.ГГГГ №-п администрации <адрес>, и включает в себя: должностной оклад, выплаты компенсационного характера: доплаты за работу в ночное время в размере 35 % оклада, ставки заработной платы за час работы в ночное время, доплату за работу в выходные и нерабочие праздничные дни, районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплаты стимулирующего характера: в за важность выполняемой работы, степень самостоятельности и ответственности при выполнении поставленных задач; за интенсивность и высокие результаты работы; за качество выполняемых работ; персональные выплаты; выплаты по итогам работы. Указывает, что действующим трудовым законодательством допускается установление тарифной ставки (оклада) ниже минимального размера оплаты труда при том, что заработная плата, включающая стимулирующие и компенсационные выплаты, не может быть ниже минимального размера оплаты труда. Просит в удовлетворении исковых требований Ефремовой А.А. отказать и рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации.
В силу ч. 1 ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации злоупотребление правом не допускается. Лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами (ч. 1 ст. 35 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому не явка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации права на непосредственное участие в судебном разбирательстве, иных процессуальных прав. В условиях предоставления законом равного объема процессуальных прав неявка лиц, перечисленных в ст. 35 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в судебное заседание не может рассматриваться как нарушение принципа состязательности и равноправия сторон.
В этой связи, полагая, что лица, участвующие в деле, определили порядок защиты процессуальных прав, суд с учетом приведенных выше норм права, руководствуясь требованиями части 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, находит возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика, надлежащим образом извещенного о месте и времени слушания гражданского дела.
Выслушав пояснения истца, изучив материалы гражданского дела в полном объеме, оценивая представленные доказательства в их совокупности с позиции достоверности, достаточности и объективности, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда (часть 2 статьи 7); каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (часть 3 статьи 37).
В силу статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.
Статья 22 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает, что работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство иные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда (часть 2 статьи 7); каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (часть 3 статьи 37).
Часть 1 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.
Статьей 133 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации оплата труда работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, производится в повышенном размере (статья 146 Трудового кодекса Российской Федерации). Статья 148 Трудового кодекса Российской Федерации гарантирует оплату труда в повышенном размере работникам, занятым на работах в местностях с особыми климатическими условиями, в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно подчеркивал необходимость при установлении системы оплаты труда в равной мере соблюдать как норму, гарантирующую работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и правила статей 2, 132, 135, 146, 148, 315, 316, 317 Трудового кодекса Российской Федерации, в том числе правило об оплате труда, осуществляемого в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и в местностях с особыми климатическими условиями в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях (определения от ДД.ММ.ГГГГ №-О-О, от ДД.ММ.ГГГГ №-О-О, от ДД.ММ.ГГГГ №-О-О, от ДД.ММ.ГГГГ №-О).
Данная правовая позиция подтверждена и Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-П, в п. 42 которого указано, что в силу прямого предписания Конституции Российской Федерации (ч. 3 ст. 37) минимальный размер оплаты труда должен быть обеспечен всем работающими по трудовому договору, то есть является общей гарантией, предоставляемой работникам независимо от того, в какой местности осуществляется трудовая деятельность; в соответствии с ч. 1 ст. 133 Трудового кодекса Российской Федерации величина минимального размера оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации, то есть без учета природно-климатических условий различных регионов страны. Следовательно, повышенная оплата труда в связи с работой в особых климатических условиях должна производиться после определения размера заработной платы и выполнения конституционного требования об обеспечении минимального размера оплаты труда, а значит, районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не могут включаться в состав минимального размера оплаты труда. Поглощение выплат, специально установленных для возмещение дополнительных материальных и физиологических затрат работников, вязанных с климатическими условиями, минимальным размером оплаты труда, по существу, приводило бы к искажению правовой природы как этой гарантии, так и самих указанных выплат, что недопустимо в силу предписания статья 37 (часть 3) Конституции Российской Федерации и принципов правового регулирования трудовых правоотношений.
Таким образом, вышеуказанные нормы трудового законодательства допускают установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере менее минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата будет не менее установленного федеральным законом минимального размета оплаты труда.
В соответствии со ст. 144 Трудового Кодекса Российской Федерации системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников муниципальных учреждений устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Заработная плата работников муниципальных учреждений не может быть ниже установленных Правительством Российской Федерации базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы соответствующих профессиональных квалификационных групп. Системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда, рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (часть третья статьи 135 настоящего Кодекса) и мнения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей.
В соответствии со ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальные оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Решением от ДД.ММ.ГГГГ Игарского городского Совета депутатов № утверждено Положение о системе оплаты труда работников муниципальных бюджетных и казенных учреждений <адрес> и работников органов местного самоуправления, не являющихся лицами, замещающими муниципальные должности, и муниципальными служащими, финансируемых за счет средств городского бюджета.
Согласно ст. 1 указанного Положения система оплаты труда работников учреждений включает в себя следующие элементы оплаты труда: оклады (должностные оклады), ставки заработной платы; выплаты компенсационного характера; выплаты стимулирующего характера. Система оплаты труда, включая размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, выплат компенсационного и стимулирующего характера для работников учреждений устанавливается коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством, иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации и <адрес>, содержащими нормы трудового права, и настоящим Положением, с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, государственных гарантий по оплате труда, примерных положений об оплате труда работников учреждений по ведомственной принадлежности с учетом видов экономической деятельности, рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Положение об оплате труда работников администрации <адрес>, не являющихся лицами, замещающими муниципальные должности, и муниципальными служащими, утверждается главой администрации <адрес>.
Минимальные размеры окладов, ставок устанавливаются в Положении об оплате труда (п. 3 ст. 2 Положения).
Положением об оплате труда работников администрации <адрес>, не являющихся лицами, замещающими муниципальные должности и должности муниципальной службы, утвержденным постановлением от ДД.ММ.ГГГГ администрации <адрес> №-п, с внесенными постановлением от ДД.ММ.ГГГГ администрации <адрес> №-п изменениями, с ДД.ММ.ГГГГ минимальный размер оклада (должностного оклада), ставки заработной платы сторожа (вахтера), уборщика служебных помещений 1 квалификационного уровня установлен в 2.552 руб.
Судом установлено, что Ефремова А.А. работает в администрации <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ сторожем 2 разряда отдела по обеспечению деятельности и делопроизводству. По условиям трудового договора работнику установлен оклад в размере 1.460 руб., премия по результатам работы за месяц 50 %, доплата 25 % за интенсивность труда надбавка до 40 % за уборку территории, надбавка 14 % персональная, районный коэффициент 60 %, за стаж работы в районах Крайнего Севера в размере 80 %. Работнику могут устанавливаться другие доплаты и надбавки к окладу, выдаваться премии и другие виды материального вознаграждения в порядке и на условиях, предусмотренных Положением об оплате труда, Положением о премировании, действующими у работодателя.
Дополнительным соглашением № от ДД.ММ.ГГГГ к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ №-ТД/2013 п. 4.1 раздела 4 «Оплата труда работника», которое вступило в силу с ДД.ММ.ГГГГ, изложен в следующей редакции: заработная плата работника состоит из должностного оклада и выплат компенсационного и стимулирующего характера, устанавливаемых в соответствии с Положением об оплате труда работников администрации <адрес>, не являющихся лицами, замещающими муниципальные должности и должности муниципальной службы. За выполнение трудовой функции работнику устанавливается: должностной оклад в размере 2.552 руб. в месяц; выплаты компенсационного характера: районный коэффициент к заработной плате в размере 60 %, надбавка к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера в соответствии с законодательством Российской Федерации в размере 80 %, доплата за работу в ночное время в размере 35 % оклада, доплата за работу в не рабочие праздничные дни в соответствии со ст. 153 Трудового кодекса Российской Федерации, доплата за расширение зоны обслуживания; выплаты стимулирующего характера: за важность и самостоятельность выполняемой работы, интенсивность и высокие результаты работы, за качество выполняемой работы. Работнику могут выдаваться премии и другие виды материального вознаграждения в порядке и на условиях, предусмотренных Положением о премировании и выплате материальной помощи работникам администрации <адрес>, не являющихся лицами, замещающими муниципальные должности и должности муниципальной службы».
Как следует из материалов дела: искового заявления, трудового договора с дополнительным соглашением к нему, заключенных между работником и работодателем, расчетных листов, заработная плата Ефремовой А.А. в период с января по июль 2018 года начислялась исходя из установленного минимального оклада по выполняемой работе сторожа – 2.552 руб.
Доказательств самостоятельного, без учета положений федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и нормативных правовых актов органов местного самоуправления, Трудового кодекса Российской Федерации, регулирующих порядок установления системы оплаты труда,базовых окладов (базовых должностных окладов) соответствующих профессиональных квалификационных групп, установления ответчиком должностного оклада истцу не представлено.
Ограничения того, что устанавливаемый органом местного самоуправления и работодателем минимальный оклад должен быть не менее минимального размера оплаты труда ни Трудовой кодекс Российской Федерации, ни другие федеральные нормативные акты, регулирующие оплату труда, не содержат.
Поскольку предметом спора по настоящему делу являются факты, свидетельствующие, по мнению истца, о том, что работодателем – администрацией <адрес> неверно установлен ее оклад, который должен соответствовать минимальному размеру оплаты труда, принимая во внимание, что вопросы установления и изменения должностных окладов работникам не относятся к компетенции суда, а также то, что заработная плата в период с января по июль 2018 г. истцу выплачивалась в соответствии с установленными в администрации <адрес> системой оплаты труда и схемой должностных окладов, условий трудового договора требования Ефремовой А.А. о взыскании заработной платы исходя из оклада в размере, равном минимальному размеру оплаты труда, удовлетворению не подлежат как не основанные на действующем законодательстве.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
В удовлетворении исковых требований Ефремовой А.А. к администрации <адрес> о взыскании заработной платы отказать.
Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда в течение месяца со дня составления судом мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Игарский городской суд Красноярского края.
Председательствующий О.В. Безрукова
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.