2-1100/19 |
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Инта |
09 июля 2019 года |
Интинский городской суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Матюшенко Ю.Ф., при секретаре Яковлевой О.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Акционерного общества "Интауголь" к Государственному учреждению Республики Коми "Центр занятости населения города Инты" об отмене решения,
установил:
АО "Интауголь" обратилось в суд с иском к ГУ РК "ЦЗН города Инты" об отмене решения о сохранении среднего месячного заработка за шестой месяц со дня увольнения Бобровой О.В.
В обоснование истец указал, что 12.10.2018 Боброва О.В. уволена из АО "Интауголь" по п.1 ч.1 ст.81 ТК РФ в связи с ликвидацией организации. 06.05.2019 ответчиком принято решение о сохранении Бобровой О.В. среднего месячного заработка за шестой месяц со дня увольнения, что истец полагает необоснованным, поскольку решение не мотивировано на основе сведений и документов, удостоверяющих наличие исключительных обстоятельств, при которых возможно возложение на работодателя дополнительных расходов, а также в отсутствие доказательств, указывающих на достаточность действий бывшего работника по своему трудоустройству.
Возражая против удовлетворения иска, ответчик в письменном отзыве указал на законность и обоснованность принятого решения, вызванного объективной невозможностью трудоустроить Боброву О.В. в связи с отсутствием на рынке труда подходящей для неё работы, нахождении на иждивении у неё двух несовершеннолетних детей.
Стороны и третье лицо в судебном заседании участия не приняли, извещены надлежаще, об отложении рассмотрения дела не просили, на основании ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено без их участия.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Государственные гарантии работнику, увольняемому в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, определены ст.318 ТК РФ, в соответствии с которой такому работнику безусловно выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка и за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше трех месяцев со дня увольнения.
Согласно ч.2 ст.318 ТК РФ сохранение за указанным работником среднего заработка в течение четвертого, пятого и шестого месяцев после увольнения производится по решению органа службы занятости населения в исключительных случаях и при условии, если в месячный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.
Таким образом, к юридически значимым обстоятельствам, подлежащим установлению при разрешении споров, связанных с предоставлением работнику, уволенному в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата сотрудников организации, государственной гарантии в виде сохранения среднего месячного заработка в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения относятся: факт обращения такого работника в месячный срок после увольнения в соответствующий орган службы занятости населения, его нетрудоустройство этим органом и наличие исключительного случая, касающегося уволенного работника и связанного с его социальной незащищенностью, отсутствием у него средств к существованию, тяжелой болезнью, требующей дорогостоящего лечения, наличием у него на иждивении нетрудоспособных членов семьи и тому подобного.
Из материалов дела следует, что Боброва О.В. состояла в трудовых отношениях с АО "Интауголь" и была уволена 12.10.2018 по п.1 ч.1 ст.81 ТК РФ в связи с ликвидацией организации.
С 07.11.2018 Боброва О.В. зарегистрирована в ГУ РК "ЦЗН города Инты " в качестве гражданина, обратившегося за предоставлением государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы. На основании приказа от 16.11.2018 №320Д2/1805 Боброва О.В. также признана безработной с 07.11.2018.
Согласно карточке персонального учета гражданина Боброва О.В. имеет образование по профессии <....>. Средний заработок третьего лица по последнему месту работы составил <....>.
В соответствии с положениями п.1 ст.4 Закона РФ от 19.04.1991 №10321 "О занятости населения в Российской Федерации" подходящей считается такая работа, в том числе работа временного характера, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его квалификации, условиям последнего места работы (за исключением оплачиваемых общественных работ), состоянию здоровья, транспортной доступности рабочего места.
Подходящей не может считаться работа, если она связана с переменой места жительства без согласия гражданина; условия труда не соответствуют правилам и нормам по охране труда; предлагаемый заработок ниже величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке. (п.4 ст.4 Закона "О занятости").
С даты постановки на учет Боброва О.В. регулярно обращалась в орган службы занятости населения за сведениями о наличии вакансий, однако не была трудоустроена в связи с отсутствием вариантов подходящей работы для гражданина, что подтверждается сведениями ГУ РК "ЦЗН города Инты" о вакансиях (выпиской из регистра). Направлений на работу третьему лицу не выдавалось.
В соответствии с записями в планах поиска работы Боброва О.В. регулярно посещала различные предприятия в целях поиска работы. В качестве результата рассмотрения обращения по вопросу трудоустройства указано на отсутствие вакансий.
Несоблюдение условий и сроков перерегистрации в качестве лица, ищущего работу, Бобровой О.В. без уважительных причин не допущено, отказов от подходящей работы не установлено.
16.04.2019 Боброва О.В. обратилась в ГУ РК "ЦЗН города Инты" с заявлением о принятии решения о сохранении среднемесячного заработка за шестой месяц со дня увольнения.
Решением ГУ РК "ЦЗН города Инты" от 06.05.2019 №734 за Бобровой О.В. признано право на сохранение средней заработной платы за шестой месяц со дня увольнения с 13.03.2019 по 12.04.2019, из текста которого следует, что Боброва О.В. обратилась в ГУ РК "ЦЗН города Инты" в месячный срок со дня увольнения, в период по 12.04.2019 не была им трудоустроена. В качестве исключительного случая для принятия решения указано наличие на иждивении двух несовершеннолетних детей.
Исходя из положений ч.2 ст.318 ТК РФ сохранение среднего заработка в течение четвертого, пятого и шестого месяцев после увольнения производится не в качестве общего правила, а в исключительных случаях.
Из материалов дела следует, что Боброва О.В. в браке не состоит, имеет на иждивении двух несовершеннолетних сыновей, <....> года рождения и <....> года рождения, обучающихся в МБОУ "<....>
Получателем пенсии Боброва О.В. не является.
Согласно справке АО "Интауголь" при увольнении Бобровой О.В. было выплачено выходное пособие в размере <....>., средний заработок Бобровой О.В. за второй месяц трудоустройства составил <....> руб. <....> коп., за третий – <....> коп. Средний заработок за четвертый месяц трудоустройства в размере <....> коп. начислен истцу в мае 2019 года, за пятый месяц в размере <....> коп. - в июне 2019 года.
Согласно сведениям ГБУ РК "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Инты", Боброва О.В. получает пособие на детей в соответствии с Законом Республики Коми от 12.11.2004 № 57-РЗ "О государственных гарантиях в Республике Коми семьям, имеющим детей" в размере <....> коп. в месяц, а также субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 № 761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг".
На основании справки, выданной ОСП по г. Инте, Боброва О.В. является получателем алиментов на несовершеннолетних детей. За период с 04.05.2018 (с даты возбуждения исполнительного производства) по апрель 2019 года алименты на содержание несовершеннолетних выплачены в размере по <....> коп. за октябрь 2018 года, январь, февраль, март 2019 года, <....> коп. – за апрель 2019 года).
С учетом трех членов семьи среднедушевой доход на человека в январе 2019 года составил <....>. ((<....> коп. – средний заработок за третий месяц со дня увольнения + <....> коп. – алименты + <....> коп. – субсидия на оплату ЖКУ) / 3 человека), в феврале 2019 года – <....> коп. (( <....> коп. - алименты + <....> коп. - субсидия на оплату ЖКУ / 3 человека), в марте - <....> коп. (<....> руб. <....> коп. - алименты + <....> коп. – пособие на ребенка + <....> коп. - субсидия на оплату ЖКУ / 3 человека), в апреле 2019 года – <....> коп. (<....> коп. – алименты + <....> коп. - пособие на ребенка + <....> коп. - субсидия на оплату ЖКУ / 3 человека)), что значительно ниже величины прожиточного минимума, составляющего 1 квартале 2019 года согласно постановлению Правительства РК от 26.04.2019 №208 для трудоспособного населения северной природно-климатической зоны Республики Коми 15 618 руб., для детей – 15 174 руб.
Начиная с 01.03.2019, семья Бобровой О.В. признана малоимущей.
Из совокупности материалов дела следует, что низкий материальный уровень жизни Бобровой О.В. после увольнения еще значительно уменьшился, поскольку лишившись заработной платы, единственным источником существования третьего лица и её несовершеннолетних детей является пособие на ребенка, алименты, удерживаемые из пенсии по инвалидности должника, и субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Таким образом, суд приходит к выводу, что решение ГУ РК "ЦЗН города Инты" не носило произвольный характер, при его принятии были учтены как формальные условия возникновения у работника права на получение соответствующей выплаты, предусмотренной ч.2 ст.318 ТК РФ, так и наличие исключительных обстоятельств, позволяющих признать Боброву О.Н. социально незащищенной и требующей дополнительной материальной поддержки на период трудоустройства в виде сохранения за ней среднего месячного заработка за шестой месяц со дня увольнения, в связи с чем, довод истца, что ответчик при принятии решения необъективно оценил все обстоятельства, судом отклоняется.
На основании изложенного, исковые требования об отмене решения ответчика от 06.05.2019 №734 о сохранении Бобровой О.В. среднего заработка на период трудоустройства за шестой месяц со дня увольнения суд оставляет без удовлетворения.
Определением суда от 07.06.2019 истцу была предоставлена отсрочка по уплате государственной пошлины. В связи с отказом в удовлетворении иска, на основании ст.ст.90, 98 ГПК РФ, подп.3 п.1 ст.333.19 НК РФ, п.2 ст.61.1 БК РФ с истца следует взыскать государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 6 000 руб.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Иск Акционерного общества "Интауголь" к Государственному учреждению Республики Коми "Центр занятости населения города Инты" об отмене решения от 06 мая 2019 года №734 о сохранении Бобровой О. В. среднего заработка за шестой месяц со дня увольнения – оставить без удовлетворения.
Взыскать с Акционерного общества "Интауголь" в доход бюджета муниципального образования городского округа "Инта" государственную пошлину в размере 6 000 (Шесть тысяч) руб. 00 коп.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Интинский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий |
подпись |
Копия верна: |
|
судья |
Ю.Ф. Матюшенко |