Решение по делу № 33-571/2023 от 06.07.2023

Судья ФИО

Дело № 33-571/2023

Дело № 2-252/2023

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

16 августа 2023 года                                                                               г. Биробиджан

Судебная коллегия по гражданским делам суда Еврейской автономной области в составе:

председательствующего Золотаревой Ю.Г.,

судей Тараника В.Ю., Коневой О.А.,

при секретаре Мустафиной О.Ю.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам Бабешко А.А., Лысого А.М., действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего ФИО1, Аникаевой И.Ю. на решение Биробиджанского районного суда ЕАО от 30.01.2023, которым постановлено:

Исковые требования Аникаевой И.Ю., Аникаева Ю.Е., Аникаева Д.Е., Васильева О.К., Бабешко А.А., Лысого А.М., действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего ФИО1 к областному государственному бюджетному учреждению «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Еврейской автономной области», мэрии города муниципального образования «Город Биробиджан» Еврейской автономной области, департаменту строительства и жилищно-коммунального хозяйства правительства Еврейской автономной области о признании права на получение мер социальной поддержки, возложении обязанности совершить определённые действия - оставить без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Тараника В.Ю., пояснения истцов Бабешко А.А., Лысого А.М., действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего ФИО1, Аникаевой И.Ю., представителя истцов Ханина А.А., представителя ответчика Ярославцевой И.Л., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Аникаева И.Ю., Аникаев Ю.Е., Аникаев Д.Е., Васильев О.К., Бабешко А.А., Лысый А.М., действующий в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего ФИО1, обратились в суд с иском к областному государственному бюджетному учреждению «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Еврейской автономной области» (далее - ОГБУ «МФЦ») о признании права на получение мер социальной поддержки, об обязании совершить определённые действия.

Требования мотивировали тем, что 11.02.2008 между Аникаевой И.Ю. и мэрией города муниципального образования «Город Биробиджан» Еврейской автономной области (далее - мэрия города) заключён договор социального найма жилого помещения по адресу: ЕАО, <...>, членами её семьи указаны Аникаев Ю.Е., Аникаев Д.Е. Дополнительным соглашением в указанный договор социального найма включён Васильев О.К. 28.06.2005 между Лысым А.М. и мэрией города заключён договор социального найма жилого помещения по адресу: ЕАО, <...>. Кроме нанимателя в жилом помещении зарегистрированы и проживают члены его семьи: Бабешко А.А., ФИО1 М.А. Согласно заключению от 14.12.2016 № <...> жилой дом по адресу: ЕАО, <...> признан аварийным и подлежащим сносу в связи с физическим износом в процессе его эксплуатации. Полагали, что спорные жилые помещения находились в зоне подтопления, и у них возникло право на возмещение ущерба, причинённого вследствие чрезвычайной ситуации, поскольку характеристики объекта недвижимости стали ещё хуже, появилась плесень, пол разрушен, произошла деформация стен, образовались трещины на отделочных покрытиях стен, разрушена целостность фундамента.

С учётом уточнения исковых требований просили признать жилые помещения, расположенные по адресам: ЕАО, <...> утраченными в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в 2020 году; обязать мэрию города направить в департамент строительства и жилищно-коммунального хозяйства правительства ЕАО (далее - департамент строительства и ЖКХ правительства ЕАО) информацию об указанных утраченных жилых помещениях в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в 2020 году; обязать департамент строительства и ЖКХ правительства ЕАО включить указанные <...> № <...> в перечень жилых помещений, утраченных в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в 2020 году; признать за истцами право на получение выплаты на приобретение жилого помещения; обязать ОГБУ «МФЦ» включить сведения об истцах в список семей и граждан жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в 2020 году.

Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечены: департамент строительства и ЖКХ правительства ЕАО, департамент социальной защиты населения правительства Еврейской автономной области (далее - ДСЗН правительства ЕАО), мэрия города.

Определением от 11.01.2023 приняты к производству увеличенные исковые требования, процессуальный статус мэрии города и департамента строительства и ЖКХ правительства ЕАО изменён на соответчиков.

Истица Аникаева И.Ю. в судебном заседании доводы и требования иска с учётом уточнений поддержала. Суду пояснила, что дом признан аварийным в 2016 году, в зону подтопления в связи с ЧС 2020 года не вошёл, дом подлежит расселению. После ЧС 2020 года в подъезде, подполье стояла вода всё лето, дом оседает, стены перекосились, окна не закрываются. В мэрию города с заявлением о признании жилого помещения утраченным в результате ЧС 2020 года не обращалась. Также пояснила, что Васильев О.К. её гражданский супруг, Аникаев Ю.Е. имеет долю в собственности на иное жилое помещение, но там живёт его семья.

В судебном заседании представитель истца Аникаевой И.Ю. - Ханин А.А. доводы и требования иска с учётом уточнения поддержал.

Истец Лысый А.М., действующий в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего ФИО1, в судебном заседании доводы и требования иска с учётом уточнений поддержал. Суду пояснил, что дом ещё в 2016 году стал проседать, произошёл перекос стен. После ЧС 2020 года состояние дома стало ещё хуже, полы перекосились, брёвна выпирают, стены перекошены, дом промёрз и просел. Его супруга Бабешко А.А. и сын ФИО1 проживают с ним, но в договор социального найма не включены, в мэрию города о включении их в договор социального найма он не обращался.

В судебном заседании представитель ответчика ОГБУ «МФЦ» Ярославцева И.Л. возражала относительно удовлетворения исковых требований. Суду пояснила, что спорный жилой дом подлежит расселению мэрией города, поскольку в 2016 году признан непригодным для проживания в связи с фактическим износом. В ОГБУ «МФЦ» за мерой социальной поддержки в связи с ЧС 2020 года истцы не обращались, в мэрию города после ЧС 2020 года по включению жилого дома в зону ЧС также не обращались. Не представлено доказательств, что жилое помещение после признания непригодным для проживания в 2016 году подлежит признанию утраченным в результате ЧС 2020 года. Также пояснила, что Васильев О.К. не признан членом семьи нанимателя Аникаевой И.Ю., Аникаев Ю.Е. имеет в собственности иное жилое помещение, Бабешко А.А., ФИО1 не включены в договор социального найма жилого помещения, следовательно, эти лица не имеют права на получение выплаты на приобретение жилого помещения взамен утраченного.

В судебное заседание истцы Аникаев Ю.Е., Аникаев Д.Е., Васильев О.К., Бабешко А.А., представители ответчиков мэрии города, департамента строительства и ЖКХ правительства ЕАО, третьего лица ДСЗН правительства ЕАО не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

Суд постановил указанное решение.

В апелляционных жалобах Бабешко А.А., Лысый А.М., действующий в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего ФИО1, Аникаева И.Ю. с ним не согласились, просили его отменить, вынести по делу новое решение, удовлетворив исковые требования.

Мотивируя жалобы, указали, что судом первой инстанции необоснованно не приняты во внимание экспертные заключения от 28.10.2022, согласно которым выявлены критические повреждения несущих элементов здания в результате ЧС 2020 года.

Экспертными заключениями установлены не только дефекты жилого дома, но и установлена причинно-следственная связь между повреждениями и нахождением жилого дома в зоне подтопления в летне-осенний период 2020 года.

Кроме того, судом не принято во внимание, что распоряжением губернатора ЕАО от 29.09.2020 № 302-рг «Об определении границ зон чрезвычайной ситуации, возникшей в 2020 году в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории Еврейской автономной области, связанной с превышением отметок опасного явления» (далее - Распоряжение губернатора ЕАО от 29.09.2020 № 302-рг) дома № 3, 5, 7, 14 по ул. Некрасова в г. Биробиджане включены в зону ЧС 2020 года.

При этом дом истцов находится между домами № 5 и 14, что говорит о непосредственном его нахождении в зоне чрезвычайной ситуации.

В возражениях на апелляционные жалобы ответчик ОГБУ «МФЦ» просил решение суда оставить без изменения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции истцы Бабешко А.А., Лысый А.М., действующий в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего ФИО1, Аникаева И.Ю., представитель истцов Ханин А.А. доводы и требования апелляционных жалоб поддержали.

В суде апелляционной инстанции представитель ответчика ОГБУ «МФЦ» Ярославцева И.Л. с доводами и требованиями апелляционных жалоб не согласилась.

Истцы Аникаев Ю.Е., Аникаев Д.Е., Васильев О.К., представители ответчиков мэрии города, департамента строительства и ЖКХ правительства ЕАО, третьего лица ДСЗН правительства ЕАО в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие указанных лиц.

В силу части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Изучив материалы дела, проверив доводы апелляционных жалоб и возражений на них, выслушав пояснения лиц, участвующих в апелляционной инстанции, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В силу пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.

Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 этой статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 18).

Распоряжением губернатора ЕАО от 14.09.2020 № 284-рг «О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Еврейской автономной области» на территории ЕАО с 14.09.2020 введён режим чрезвычайной ситуации регионального характера для органов управления и сил областной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и установлен региональный уровень реагирования.

Распоряжением правительства ЕАО от 26.11.2020 № 525-рп утверждён Порядок и условия предоставления гражданам, пострадавшим в 2020 году в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории ЕАО, связанной с превышением отметок опасного явления, выплаты на приобретение жилых помещений взамен утраченных (далее - Порядок).

Пунктами 3-6 указанного Порядка предусмотрено, что право на получение выплаты имеют граждане:

а) являющиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений, которые не были застрахованы по программе организации возмещения ущерба, причинённого расположенным на территории Еврейской автономной области жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования, утверждённой правительством Еврейской автономной области в соответствии с пунктом 1 статьи 11.1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», или нанимателями утраченных жилых помещений по договорам социального найма и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания;

в) не являющиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений, но имеющие регистрацию по месту жительства в утраченных жилых помещениях на день введения режима чрезвычайной ситуации, относящиеся к членам семьи граждан, указанных в подпунктах «а», «б» настоящего пункта, и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания.

К членам семей граждан, указанных в подпункте «а» пункта 3 настоящего Порядка, относятся зарегистрированные по месту жительства либо признанные в судебном порядке постоянно проживающими в утраченном жилом помещении на день введения режима ЧС совместно с ними их супруг или супруга, дети и родители этих граждан, а также признанные решением суда членами семей граждан иные лица, если они были вселены в качестве члена семьи в жилое помещение, которое впоследствии было утрачено в результате чрезвычайной ситуации.

Выплата, предусмотренная настоящим Порядком, предоставляется в отношении одного утраченного жилого помещения однократно.

В силу пункта 6 Порядка утраченное жилое помещение должно быть включено в Перечень жилых помещений, утраченных в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера, которые на момент их утраты не были застрахованы по программе организации возмещения ущерба, причинённого расположенным на территории Еврейской автономной области жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования, утверждённой правительством Еврейской автономной области в соответствии с пунктом 1 статьи 11.1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», в 2020 году (далее - Перечень), формируемый департаментом строительства и ЖКХ правительства ЕАО. Перечень формируется департаментом строительства и ЖКХ на основании информации, представленной органами местного самоуправления муниципальных образований Еврейской автономной области об утраченных жилых помещениях на территории муниципального образования Еврейской автономной области.

Согласно пункту 14 Порядка основаниями для принятия решения об отказе в предоставлении выплаты являются: наличие в представленных гражданином документах недостоверных сведений; отсутствие у гражданина и (или) членов его семьи права на получение выплаты; отсутствие жилого помещения в Перечне.

Из материалов дела следует, что жилое помещение, расположенное по адресу: ЕАО, <...>, находится в бессрочном пользовании нанимателя Аникаевой И.Ю. и членов её семьи Аникаева Ю.Е. (сын), Аникаева Д.Е. (сын), Васильева О.К. на основании договора социального найма жилого помещения от 11.02.2008 № 45 (в редакции дополнительного соглашения от 07.12.2016).

В указанном жилом помещении зарегистрированы: Аникаева И.Ю. с 22.05.2001, Аникаев Д.Е. с 22.05.2021, Аникаев Ю.Е. с 23.09.2002, Васильев О.К. с 12.12.2016.

В собственности Аникаева Ю.Е. имеется жилое помещение (1/4 доли), расположенное по адресу: ЕАО, <...>.

Жилое помещение, расположенное по адресу: ЕАО, <...>, находится в бессрочном пользовании нанимателя Лысого А.М. на основании договора социального найма жилого помещения от <...> № <...>.

Из свидетельства о рождении ФИО1, <...> года рождения, следует, что его отцом является Лысый А.М., матерью - Бабешко А.А.

В указанном жилом помещении зарегистрированы: Лысый А.М. с <...>, Бабешко А.А. с <...>, ФИО1 М.А. с <...>.

В соответствии с Распоряжением губернатора ЕАО от <...> № <...>-рг жилой дом по адресу: ЕАО, <...> не включён в зону границ чрезвычайной ситуации 2020 года.

Согласно строительно-технических заключений ООО «НТК Консалтинг групп Северо-Запад» от 28.10.2022 № СТЗ-43-1/2022 и № СТЗ-43-2/2022 при обследовании жилого дома по адресу: ЕАО, г. Биробиджан, ул. Некрасова, дом 10 выявлены критические повреждения несущих элементов здания. Общее состояние дома неудовлетворительное. Специалисты считают, что значительная агрессивность окружающей среды в результате ЧС 2020 года сильно повлияла на естественный процесс старения жилого дома, ускорила его. Интенсивное выпадение дождевых осадков и подъёма паводковых вод в летне-осенний период 2020 года привело к подмыванию основания фундамента, и в последующем к нарушению целостности фундамента; прочность несущих строительных конструкций уменьшилась по причине деформации фундамента, ускоренного гниения нижних венцов деревянных конструкций наружных стен, вследствие появление деформаций и напряжений, которые значительно превышают прочностные характеристики строительных элементов несущих стен.

Из технического паспорта на жилой <...> в г. Биробиджане, составленного по состоянию на 30.11.2016, следует, что жилой дом, год постройки 1968 год, общий процент износа дома составляет 75 %.

Согласно заключению межведомственной комиссии от 14.12.2016 № 136 выявлены основания для признания многоквартирного <...> в г. Биробиджане аварийным, и подлежащим сносу, в связи с физическим износом в процессе его эксплуатации (аварийное состояние фундамента (повреждения и трещины), отсутствие отмостки, аварийное состояние наружных и внутренних стен, нарушение структуры древесины, биоповреждения, деформация кровли, гниение древесины, наличие грибка, полусгнившие оконные блоки, которые не открываются).

Распоряжением мэрии города от 21.12.2016 № 381 многоквартирный <...> в г. Биробиджане признан аварийным и подлежащим сносу.

Разрешая настоящий спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что достоверных и достаточных доказательств, подтверждающих, что жилые помещения истцов утрачены в результате чрезвычайной ситуации, имевшей место в 2020 году, материалы дела не содержат и не представлены в судебное заседание.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.

Как следует из пункта 6 Порядка органы местного самоуправления муниципальных образований ЕАО информацию об утраченных жилых помещениях на территории муниципального образования ЕАО формируют на основании имеющейся у них информации об утраченных в результате чрезвычайной ситуации жилых помещениях, сформированной, в том числе на основании заявлений граждан и с учётом границ зоны чрезвычайной ситуации, возникшей в 2020 году в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории ЕАО, связанной с превышением отметок опасного явления, определённых Распоряжением губернатора ЕАО от 29.09.2020 № 302-рг.

Таким образом, информация об утраченных жилых помещениях формируется на основании заявлений граждан с учётом границ зоны чрезвычайной ситуации, возникшей в 2020 году.

Вместе с тем, согласно Распоряжению губернатора ЕАО от 29.09.2020 № 302-рг ни спорный жилой дом, ни земельный участок, на котором он расположен, не вошли в зону чрезвычайной ситуации, возникшей в 2020 году в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории ЕАО, связанной с превышением отметок опасного явления.

Данное распоряжение губернатора ЕАО в связи с невключением в зону ЧС, возникшей в 2020 году, жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: ЕАО, <...>, в установленном законом порядке истцами не оспорено.

Доказательств обращения истцов в мэрию города в 2020-2021 годах с заявлением о проведении обследования жилого дома на предмет признания его непригодным для проживания именно в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в 2020 году, материалы дела не содержат.

Истцами не представлены суду фотографии, видеоматериалы, достоверно подтверждающие факт подтопления жилого помещения в период ЧС в 2020 году.

Учитывая, что жилое помещение истцов в 2020 году не было включено в зону чрезвычайной ситуации, судебная коллегия критически относится к выводам строительно-технических заключений от <...> № СТЗ-43-1/2022 и № СТЗ-43-2/2022 в части того, что чрезвычайная ситуация, произошедшая в летне-осенний период 2020 года на территории ЕАО, сильно повлияла на естественный процесс старения дома, ускорила его, что дом имеет повреждения, возникшие вследствие наводнения, которые носят предположительный характер.

При этом в данных строительно-технических заключениях указано, что Распоряжением губернатора ЕАО от 29.09.2020 № 302-рг <...> № <...>, расположенные по адресу: ЕАО, <...>, включены в зону ЧС 2020 года, что не соответствует действительности.

Кроме того, усилить естественный процесс старения дома могло ненадлежащее исполнение обязанности по содержанию данного имущества.

Так, из указанных строительно-технических заключений следует, что ненадлежащее обслуживание для поддержания рабочего, технического состояния здания, а также недостаточность плановых текущих и восстановительных ремонтов после выработки ресурса срока эксплуатации привело к значительному физическому и моральному износу здания.

С учётом изложенных обстоятельств, судебная коллегия критически относится к показаниям свидетелей ФИО2, ФИО3, поскольку они не являются достаточным доказательством, подтверждающим факт разрушения дома истцов именно в результате ЧС 2020 года.

Иных достоверных, допустимых и достаточных доказательств, подтверждающих, что жилой дом истцов пришёл в негодность именно в результате чрезвычайной ситуации 2020 года, учитывая ежегодно выпадающие в виде дождя или снега осадки, материалы дела не содержат.

Довод апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции не принято во внимание, что Распоряжением губернатора ЕАО от 29.09.2020 № 302-рг дома № 3, 5, 7, 14 по <...> включены в зону ЧС 2020 года, судебная коллегия признаёт несостоятельным.

Распоряжением губернатора ЕАО от 29.09.2020 № 302-рг земельные участки № 3, 5, 7, 14 по <...> включены в зону ЧС 2020 года, вместе с тем, жилые помещения по указанным адресам в зону ЧС 2020 года не включены.

Кроме того, согласно сведениям из общедоступного информационного Интернет-ресурса «Яндекс Карты» минимальное расстояние между спорным домом и домом по адресу: <...> составляет 85,2 м., минимальное расстояние от <...> до <...> - 126 метров.

Таким образом, с учётом того, что между спорным домом и домами № <...>, 5, 7, 14 по <...> в г. Биробиджане имеется значительное расстояние, уровень рельефа местности и уровень расположения спорных жилых помещений не определялся, нахождение земельных участков № <...>, 5, 7, 14 по <...> в зоне чрезвычайной ситуации, возникшей в 2020 году, не подтверждает, что <...> также вошёл в зону чрезвычайной ситуации, возникшей в 2020 году.

В целом доводы, изложенные в апелляционных жалобах, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на законность и обоснованность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, направлены на переоценку собранных по делу доказательств, в связи с чем не могут служить основанием для отмены или изменения решения суда.

При указанных обстоятельствах принятое судом решение является законным и обоснованным, правовых оснований для его отмены по доводам апелляционных жалоб не имеется.

Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Биробиджанского районного суда ЕАО от 30.01.2023 оставить без изменения, апелляционные жалобы Бабешко А.А., Лысого А.М., действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего ФИО1, Аникаевой И.Ю. - без удовлетворения.

Председательствующий                                                   Ю.Г. Золотарева

Судьи                                                                                                 В.Ю. Тараник

                                                                                                           О.А. Конева

Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 23.08.2023.

Судья ФИО

Дело № 33-571/2023

Дело № 2-252/2023

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

16 августа 2023 года                                                                               г. Биробиджан

Судебная коллегия по гражданским делам суда Еврейской автономной области в составе:

председательствующего Золотаревой Ю.Г.,

судей Тараника В.Ю., Коневой О.А.,

при секретаре Мустафиной О.Ю.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам Бабешко А.А., Лысого А.М., действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего ФИО1, Аникаевой И.Ю. на решение Биробиджанского районного суда ЕАО от 30.01.2023, которым постановлено:

Исковые требования Аникаевой И.Ю., Аникаева Ю.Е., Аникаева Д.Е., Васильева О.К., Бабешко А.А., Лысого А.М., действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего ФИО1 к областному государственному бюджетному учреждению «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Еврейской автономной области», мэрии города муниципального образования «Город Биробиджан» Еврейской автономной области, департаменту строительства и жилищно-коммунального хозяйства правительства Еврейской автономной области о признании права на получение мер социальной поддержки, возложении обязанности совершить определённые действия - оставить без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Тараника В.Ю., пояснения истцов Бабешко А.А., Лысого А.М., действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего ФИО1, Аникаевой И.Ю., представителя истцов Ханина А.А., представителя ответчика Ярославцевой И.Л., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Аникаева И.Ю., Аникаев Ю.Е., Аникаев Д.Е., Васильев О.К., Бабешко А.А., Лысый А.М., действующий в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего ФИО1, обратились в суд с иском к областному государственному бюджетному учреждению «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Еврейской автономной области» (далее - ОГБУ «МФЦ») о признании права на получение мер социальной поддержки, об обязании совершить определённые действия.

Требования мотивировали тем, что 11.02.2008 между Аникаевой И.Ю. и мэрией города муниципального образования «Город Биробиджан» Еврейской автономной области (далее - мэрия города) заключён договор социального найма жилого помещения по адресу: ЕАО, <...>, членами её семьи указаны Аникаев Ю.Е., Аникаев Д.Е. Дополнительным соглашением в указанный договор социального найма включён Васильев О.К. 28.06.2005 между Лысым А.М. и мэрией города заключён договор социального найма жилого помещения по адресу: ЕАО, <...>. Кроме нанимателя в жилом помещении зарегистрированы и проживают члены его семьи: Бабешко А.А., ФИО1 М.А. Согласно заключению от 14.12.2016 № <...> жилой дом по адресу: ЕАО, <...> признан аварийным и подлежащим сносу в связи с физическим износом в процессе его эксплуатации. Полагали, что спорные жилые помещения находились в зоне подтопления, и у них возникло право на возмещение ущерба, причинённого вследствие чрезвычайной ситуации, поскольку характеристики объекта недвижимости стали ещё хуже, появилась плесень, пол разрушен, произошла деформация стен, образовались трещины на отделочных покрытиях стен, разрушена целостность фундамента.

С учётом уточнения исковых требований просили признать жилые помещения, расположенные по адресам: ЕАО, <...> утраченными в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в 2020 году; обязать мэрию города направить в департамент строительства и жилищно-коммунального хозяйства правительства ЕАО (далее - департамент строительства и ЖКХ правительства ЕАО) информацию об указанных утраченных жилых помещениях в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в 2020 году; обязать департамент строительства и ЖКХ правительства ЕАО включить указанные <...> № <...> в перечень жилых помещений, утраченных в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в 2020 году; признать за истцами право на получение выплаты на приобретение жилого помещения; обязать ОГБУ «МФЦ» включить сведения об истцах в список семей и граждан жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в 2020 году.

Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечены: департамент строительства и ЖКХ правительства ЕАО, департамент социальной защиты населения правительства Еврейской автономной области (далее - ДСЗН правительства ЕАО), мэрия города.

Определением от 11.01.2023 приняты к производству увеличенные исковые требования, процессуальный статус мэрии города и департамента строительства и ЖКХ правительства ЕАО изменён на соответчиков.

Истица Аникаева И.Ю. в судебном заседании доводы и требования иска с учётом уточнений поддержала. Суду пояснила, что дом признан аварийным в 2016 году, в зону подтопления в связи с ЧС 2020 года не вошёл, дом подлежит расселению. После ЧС 2020 года в подъезде, подполье стояла вода всё лето, дом оседает, стены перекосились, окна не закрываются. В мэрию города с заявлением о признании жилого помещения утраченным в результате ЧС 2020 года не обращалась. Также пояснила, что Васильев О.К. её гражданский супруг, Аникаев Ю.Е. имеет долю в собственности на иное жилое помещение, но там живёт его семья.

В судебном заседании представитель истца Аникаевой И.Ю. - Ханин А.А. доводы и требования иска с учётом уточнения поддержал.

Истец Лысый А.М., действующий в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего ФИО1, в судебном заседании доводы и требования иска с учётом уточнений поддержал. Суду пояснил, что дом ещё в 2016 году стал проседать, произошёл перекос стен. После ЧС 2020 года состояние дома стало ещё хуже, полы перекосились, брёвна выпирают, стены перекошены, дом промёрз и просел. Его супруга Бабешко А.А. и сын ФИО1 проживают с ним, но в договор социального найма не включены, в мэрию города о включении их в договор социального найма он не обращался.

В судебном заседании представитель ответчика ОГБУ «МФЦ» Ярославцева И.Л. возражала относительно удовлетворения исковых требований. Суду пояснила, что спорный жилой дом подлежит расселению мэрией города, поскольку в 2016 году признан непригодным для проживания в связи с фактическим износом. В ОГБУ «МФЦ» за мерой социальной поддержки в связи с ЧС 2020 года истцы не обращались, в мэрию города после ЧС 2020 года по включению жилого дома в зону ЧС также не обращались. Не представлено доказательств, что жилое помещение после признания непригодным для проживания в 2016 году подлежит признанию утраченным в результате ЧС 2020 года. Также пояснила, что Васильев О.К. не признан членом семьи нанимателя Аникаевой И.Ю., Аникаев Ю.Е. имеет в собственности иное жилое помещение, Бабешко А.А., ФИО1 не включены в договор социального найма жилого помещения, следовательно, эти лица не имеют права на получение выплаты на приобретение жилого помещения взамен утраченного.

В судебное заседание истцы Аникаев Ю.Е., Аникаев Д.Е., Васильев О.К., Бабешко А.А., представители ответчиков мэрии города, департамента строительства и ЖКХ правительства ЕАО, третьего лица ДСЗН правительства ЕАО не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

Суд постановил указанное решение.

В апелляционных жалобах Бабешко А.А., Лысый А.М., действующий в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего ФИО1, Аникаева И.Ю. с ним не согласились, просили его отменить, вынести по делу новое решение, удовлетворив исковые требования.

Мотивируя жалобы, указали, что судом первой инстанции необоснованно не приняты во внимание экспертные заключения от 28.10.2022, согласно которым выявлены критические повреждения несущих элементов здания в результате ЧС 2020 года.

Экспертными заключениями установлены не только дефекты жилого дома, но и установлена причинно-следственная связь между повреждениями и нахождением жилого дома в зоне подтопления в летне-осенний период 2020 года.

Кроме того, судом не принято во внимание, что распоряжением губернатора ЕАО от 29.09.2020 № 302-рг «Об определении границ зон чрезвычайной ситуации, возникшей в 2020 году в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории Еврейской автономной области, связанной с превышением отметок опасного явления» (далее - Распоряжение губернатора ЕАО от 29.09.2020 № 302-рг) дома № 3, 5, 7, 14 по ул. Некрасова в г. Биробиджане включены в зону ЧС 2020 года.

При этом дом истцов находится между домами № 5 и 14, что говорит о непосредственном его нахождении в зоне чрезвычайной ситуации.

В возражениях на апелляционные жалобы ответчик ОГБУ «МФЦ» просил решение суда оставить без изменения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции истцы Бабешко А.А., Лысый А.М., действующий в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего ФИО1, Аникаева И.Ю., представитель истцов Ханин А.А. доводы и требования апелляционных жалоб поддержали.

В суде апелляционной инстанции представитель ответчика ОГБУ «МФЦ» Ярославцева И.Л. с доводами и требованиями апелляционных жалоб не согласилась.

Истцы Аникаев Ю.Е., Аникаев Д.Е., Васильев О.К., представители ответчиков мэрии города, департамента строительства и ЖКХ правительства ЕАО, третьего лица ДСЗН правительства ЕАО в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие указанных лиц.

В силу части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Изучив материалы дела, проверив доводы апелляционных жалоб и возражений на них, выслушав пояснения лиц, участвующих в апелляционной инстанции, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В силу пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.

Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 этой статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 18).

Распоряжением губернатора ЕАО от 14.09.2020 № 284-рг «О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Еврейской автономной области» на территории ЕАО с 14.09.2020 введён режим чрезвычайной ситуации регионального характера для органов управления и сил областной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и установлен региональный уровень реагирования.

Распоряжением правительства ЕАО от 26.11.2020 № 525-рп утверждён Порядок и условия предоставления гражданам, пострадавшим в 2020 году в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории ЕАО, связанной с превышением отметок опасного явления, выплаты на приобретение жилых помещений взамен утраченных (далее - Порядок).

Пунктами 3-6 указанного Порядка предусмотрено, что право на получение выплаты имеют граждане:

а) являющиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений, которые не были застрахованы по программе организации возмещения ущерба, причинённого расположенным на территории Еврейской автономной области жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования, утверждённой правительством Еврейской автономной области в соответствии с пунктом 1 статьи 11.1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», или нанимателями утраченных жилых помещений по договорам социального найма и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания;

в) не являющиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений, но имеющие регистрацию по месту жительства в утраченных жилых помещениях на день введения режима чрезвычайной ситуации, относящиеся к членам семьи граждан, указанных в подпунктах «а», «б» настоящего пункта, и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания.

К членам семей граждан, указанных в подпункте «а» пункта 3 настоящего Порядка, относятся зарегистрированные по месту жительства либо признанные в судебном порядке постоянно проживающими в утраченном жилом помещении на день введения режима ЧС совместно с ними их супруг или супруга, дети и родители этих граждан, а также признанные решением суда членами семей граждан иные лица, если они были вселены в качестве члена семьи в жилое помещение, которое впоследствии было утрачено в результате чрезвычайной ситуации.

Выплата, предусмотренная настоящим Порядком, предоставляется в отношении одного утраченного жилого помещения однократно.

В силу пункта 6 Порядка утраченное жилое помещение должно быть включено в Перечень жилых помещений, утраченных в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера, которые на момент их утраты не были застрахованы по программе организации возмещения ущерба, причинённого расположенным на территории Еврейской автономной области жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования, утверждённой правительством Еврейской автономной области в соответствии с пунктом 1 статьи 11.1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», в 2020 году (далее - Перечень), формируемый департаментом строительства и ЖКХ правительства ЕАО. Перечень формируется департаментом строительства и ЖКХ на основании информации, представленной органами местного самоуправления муниципальных образований Еврейской автономной области об утраченных жилых помещениях на территории муниципального образования Еврейской автономной области.

Согласно пункту 14 Порядка основаниями для принятия решения об отказе в предоставлении выплаты являются: наличие в представленных гражданином документах недостоверных сведений; отсутствие у гражданина и (или) членов его семьи права на получение выплаты; отсутствие жилого помещения в Перечне.

Из материалов дела следует, что жилое помещение, расположенное по адресу: ЕАО, <...>, находится в бессрочном пользовании нанимателя Аникаевой И.Ю. и членов её семьи Аникаева Ю.Е. (сын), Аникаева Д.Е. (сын), Васильева О.К. на основании договора социального найма жилого помещения от 11.02.2008 № 45 (в редакции дополнительного соглашения от 07.12.2016).

В указанном жилом помещении зарегистрированы: Аникаева И.Ю. с 22.05.2001, Аникаев Д.Е. с 22.05.2021, Аникаев Ю.Е. с 23.09.2002, Васильев О.К. с 12.12.2016.

В собственности Аникаева Ю.Е. имеется жилое помещение (1/4 доли), расположенное по адресу: ЕАО, <...>.

Жилое помещение, расположенное по адресу: ЕАО, <...>, находится в бессрочном пользовании нанимателя Лысого А.М. на основании договора социального найма жилого помещения от <...> № <...>.

Из свидетельства о рождении ФИО1, <...> года рождения, следует, что его отцом является Лысый А.М., матерью - Бабешко А.А.

В указанном жилом помещении зарегистрированы: Лысый А.М. с <...>, Бабешко А.А. с <...>, ФИО1 М.А. с <...>.

В соответствии с Распоряжением губернатора ЕАО от <...> № <...>-рг жилой дом по адресу: ЕАО, <...> не включён в зону границ чрезвычайной ситуации 2020 года.

Согласно строительно-технических заключений ООО «НТК Консалтинг групп Северо-Запад» от 28.10.2022 № СТЗ-43-1/2022 и № СТЗ-43-2/2022 при обследовании жилого дома по адресу: ЕАО, г. Биробиджан, ул. Некрасова, дом 10 выявлены критические повреждения несущих элементов здания. Общее состояние дома неудовлетворительное. Специалисты считают, что значительная агрессивность окружающей среды в результате ЧС 2020 года сильно повлияла на естественный процесс старения жилого дома, ускорила его. Интенсивное выпадение дождевых осадков и подъёма паводковых вод в летне-осенний период 2020 года привело к подмыванию основания фундамента, и в последующем к нарушению целостности фундамента; прочность несущих строительных конструкций уменьшилась по причине деформации фундамента, ускоренного гниения нижних венцов деревянных конструкций наружных стен, вследствие появление деформаций и напряжений, которые значительно превышают прочностные характеристики строительных элементов несущих стен.

Из технического паспорта на жилой <...> в г. Биробиджане, составленного по состоянию на 30.11.2016, следует, что жилой дом, год постройки 1968 год, общий процент износа дома составляет 75 %.

Согласно заключению межведомственной комиссии от 14.12.2016 № 136 выявлены основания для признания многоквартирного <...> в г. Биробиджане аварийным, и подлежащим сносу, в связи с физическим износом в процессе его эксплуатации (аварийное состояние фундамента (повреждения и трещины), отсутствие отмостки, аварийное состояние наружных и внутренних стен, нарушение структуры древесины, биоповреждения, деформация кровли, гниение древесины, наличие грибка, полусгнившие оконные блоки, которые не открываются).

Распоряжением мэрии города от 21.12.2016 № 381 многоквартирный <...> в г. Биробиджане признан аварийным и подлежащим сносу.

Разрешая настоящий спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что достоверных и достаточных доказательств, подтверждающих, что жилые помещения истцов утрачены в результате чрезвычайной ситуации, имевшей место в 2020 году, материалы дела не содержат и не представлены в судебное заседание.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.

Как следует из пункта 6 Порядка органы местного самоуправления муниципальных образований ЕАО информацию об утраченных жилых помещениях на территории муниципального образования ЕАО формируют на основании имеющейся у них информации об утраченных в результате чрезвычайной ситуации жилых помещениях, сформированной, в том числе на основании заявлений граждан и с учётом границ зоны чрезвычайной ситуации, возникшей в 2020 году в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории ЕАО, связанной с превышением отметок опасного явления, определённых Распоряжением губернатора ЕАО от 29.09.2020 № 302-рг.

Таким образом, информация об утраченных жилых помещениях формируется на основании заявлений граждан с учётом границ зоны чрезвычайной ситуации, возникшей в 2020 году.

Вместе с тем, согласно Распоряжению губернатора ЕАО от 29.09.2020 № 302-рг ни спорный жилой дом, ни земельный участок, на котором он расположен, не вошли в зону чрезвычайной ситуации, возникшей в 2020 году в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории ЕАО, связанной с превышением отметок опасного явления.

Данное распоряжение губернатора ЕАО в связи с невключением в зону ЧС, возникшей в 2020 году, жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: ЕАО, <...>, в установленном законом порядке истцами не оспорено.

Доказательств обращения истцов в мэрию города в 2020-2021 годах с заявлением о проведении обследования жилого дома на предмет признания его непригодным для проживания именно в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в 2020 году, материалы дела не содержат.

Истцами не представлены суду фотографии, видеоматериалы, достоверно подтверждающие факт подтопления жилого помещения в период ЧС в 2020 году.

Учитывая, что жилое помещение истцов в 2020 году не было включено в зону чрезвычайной ситуации, судебная коллегия критически относится к выводам строительно-технических заключений от <...> № СТЗ-43-1/2022 и № СТЗ-43-2/2022 в части того, что чрезвычайная ситуация, произошедшая в летне-осенний период 2020 года на территории ЕАО, сильно повлияла на естественный процесс старения дома, ускорила его, что дом имеет повреждения, возникшие вследствие наводнения, которые носят предположительный характер.

При этом в данных строительно-технических заключениях указано, что Распоряжением губернатора ЕАО от 29.09.2020 № 302-рг <...> № <...>, расположенные по адресу: ЕАО, <...>, включены в зону ЧС 2020 года, что не соответствует действительности.

Кроме того, усилить естественный процесс старения дома могло ненадлежащее исполнение обязанности по содержанию данного имущества.

Так, из указанных строительно-технических заключений следует, что ненадлежащее обслуживание для поддержания рабочего, технического состояния здания, а также недостаточность плановых текущих и восстановительных ремонтов после выработки ресурса срока эксплуатации привело к значительному физическому и моральному износу здания.

С учётом изложенных обстоятельств, судебная коллегия критически относится к показаниям свидетелей ФИО2, ФИО3, поскольку они не являются достаточным доказательством, подтверждающим факт разрушения дома истцов именно в результате ЧС 2020 года.

Иных достоверных, допустимых и достаточных доказательств, подтверждающих, что жилой дом истцов пришёл в негодность именно в результате чрезвычайной ситуации 2020 года, учитывая ежегодно выпадающие в виде дождя или снега осадки, материалы дела не содержат.

Довод апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции не принято во внимание, что Распоряжением губернатора ЕАО от 29.09.2020 № 302-рг дома № 3, 5, 7, 14 по <...> включены в зону ЧС 2020 года, судебная коллегия признаёт несостоятельным.

Распоряжением губернатора ЕАО от 29.09.2020 № 302-рг земельные участки № 3, 5, 7, 14 по <...> включены в зону ЧС 2020 года, вместе с тем, жилые помещения по указанным адресам в зону ЧС 2020 года не включены.

Кроме того, согласно сведениям из общедоступного информационного Интернет-ресурса «Яндекс Карты» минимальное расстояние между спорным домом и домом по адресу: <...> составляет 85,2 м., минимальное расстояние от <...> до <...> - 126 метров.

Таким образом, с учётом того, что между спорным домом и домами № <...>, 5, 7, 14 по <...> в г. Биробиджане имеется значительное расстояние, уровень рельефа местности и уровень расположения спорных жилых помещений не определялся, нахождение земельных участков № <...>, 5, 7, 14 по <...> в зоне чрезвычайной ситуации, возникшей в 2020 году, не подтверждает, что <...> также вошёл в зону чрезвычайной ситуации, возникшей в 2020 году.

В целом доводы, изложенные в апелляционных жалобах, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на законность и обоснованность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, направлены на переоценку собранных по делу доказательств, в связи с чем не могут служить основанием для отмены или изменения решения суда.

При указанных обстоятельствах принятое судом решение является законным и обоснованным, правовых оснований для его отмены по доводам апелляционных жалоб не имеется.

Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Биробиджанского районного суда ЕАО от 30.01.2023 оставить без изменения, апелляционные жалобы Бабешко А.А., Лысого А.М., действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего ФИО1, Аникаевой И.Ю. - без удовлетворения.

Председательствующий                                                   Ю.Г. Золотарева

Судьи                                                                                                 В.Ю. Тараник

                                                                                                           О.А. Конева

Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 23.08.2023.

Судья ФИО

Дело № 33-571/2023

Дело № 2-252/2023

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

16 августа 2023 года                                                                               г. Биробиджан

Судебная коллегия по гражданским делам суда Еврейской автономной области в составе:

председательствующего Золотаревой Ю.Г.,

судей Тараника В.Ю., Коневой О.А.,

при секретаре Мустафиной О.Ю.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам Бабешко А.А., Лысого А.М., действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего ФИО1, Аникаевой И.Ю. на решение Биробиджанского районного суда ЕАО от 30.01.2023, которым постановлено:

Исковые требования Аникаевой И.Ю., Аникаева Ю.Е., Аникаева Д.Е., Васильева О.К., Бабешко А.А., Лысого А.М., действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего ФИО1 к областному государственному бюджетному учреждению «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Еврейской автономной области», мэрии города муниципального образования «Город Биробиджан» Еврейской автономной области, департаменту строительства и жилищно-коммунального хозяйства правительства Еврейской автономной области о признании права на получение мер социальной поддержки, возложении обязанности совершить определённые действия - оставить без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Тараника В.Ю., пояснения истцов Бабешко А.А., Лысого А.М., действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего ФИО1, Аникаевой И.Ю., представителя истцов Ханина А.А., представителя ответчика Ярославцевой И.Л., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Аникаева И.Ю., Аникаев Ю.Е., Аникаев Д.Е., Васильев О.К., Бабешко А.А., Лысый А.М., действующий в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего ФИО1, обратились в суд с иском к областному государственному бюджетному учреждению «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Еврейской автономной области» (далее - ОГБУ «МФЦ») о признании права на получение мер социальной поддержки, об обязании совершить определённые действия.

Требования мотивировали тем, что 11.02.2008 между Аникаевой И.Ю. и мэрией города муниципального образования «Город Биробиджан» Еврейской автономной области (далее - мэрия города) заключён договор социального найма жилого помещения по адресу: ЕАО, <...>, членами её семьи указаны Аникаев Ю.Е., Аникаев Д.Е. Дополнительным соглашением в указанный договор социального найма включён Васильев О.К. 28.06.2005 между Лысым А.М. и мэрией города заключён договор социального найма жилого помещения по адресу: ЕАО, <...>. Кроме нанимателя в жилом помещении зарегистрированы и проживают члены его семьи: Бабешко А.А., ФИО1 М.А. Согласно заключению от 14.12.2016 № <...> жилой дом по адресу: ЕАО, <...> признан аварийным и подлежащим сносу в связи с физическим износом в процессе его эксплуатации. Полагали, что спорные жилые помещения находились в зоне подтопления, и у них возникло право на возмещение ущерба, причинённого вследствие чрезвычайной ситуации, поскольку характеристики объекта недвижимости стали ещё хуже, появилась плесень, пол разрушен, произошла деформация стен, образовались трещины на отделочных покрытиях стен, разрушена целостность фундамента.

С учётом уточнения исковых требований просили признать жилые помещения, расположенные по адресам: ЕАО, <...> утраченными в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в 2020 году; обязать мэрию города направить в департамент строительства и жилищно-коммунального хозяйства правительства ЕАО (далее - департамент строительства и ЖКХ правительства ЕАО) информацию об указанных утраченных жилых помещениях в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в 2020 году; обязать департамент строительства и ЖКХ правительства ЕАО включить указанные <...> № <...> в перечень жилых помещений, утраченных в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в 2020 году; признать за истцами право на получение выплаты на приобретение жилого помещения; обязать ОГБУ «МФЦ» включить сведения об истцах в список семей и граждан жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в 2020 году.

Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечены: департамент строительства и ЖКХ правительства ЕАО, департамент социальной защиты населения правительства Еврейской автономной области (далее - ДСЗН правительства ЕАО), мэрия города.

Определением от 11.01.2023 приняты к производству увеличенные исковые требования, процессуальный статус мэрии города и департамента строительства и ЖКХ правительства ЕАО изменён на соответчиков.

Истица Аникаева И.Ю. в судебном заседании доводы и требования иска с учётом уточнений поддержала. Суду пояснила, что дом признан аварийным в 2016 году, в зону подтопления в связи с ЧС 2020 года не вошёл, дом подлежит расселению. После ЧС 2020 года в подъезде, подполье стояла вода всё лето, дом оседает, стены перекосились, окна не закрываются. В мэрию города с заявлением о признании жилого помещения утраченным в результате ЧС 2020 года не обращалась. Также пояснила, что Васильев О.К. её гражданский супруг, Аникаев Ю.Е. имеет долю в собственности на иное жилое помещение, но там живёт его семья.

В судебном заседании представитель истца Аникаевой И.Ю. - Ханин А.А. доводы и требования иска с учётом уточнения поддержал.

Истец Лысый А.М., действующий в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего ФИО1, в судебном заседании доводы и требования иска с учётом уточнений поддержал. Суду пояснил, что дом ещё в 2016 году стал проседать, произошёл перекос стен. После ЧС 2020 года состояние дома стало ещё хуже, полы перекосились, брёвна выпирают, стены перекошены, дом промёрз и просел. Его супруга Бабешко А.А. и сын ФИО1 проживают с ним, но в договор социального найма не включены, в мэрию города о включении их в договор социального найма он не обращался.

В судебном заседании представитель ответчика ОГБУ «МФЦ» Ярославцева И.Л. возражала относительно удовлетворения исковых требований. Суду пояснила, что спорный жилой дом подлежит расселению мэрией города, поскольку в 2016 году признан непригодным для проживания в связи с фактическим износом. В ОГБУ «МФЦ» за мерой социальной поддержки в связи с ЧС 2020 года истцы не обращались, в мэрию города после ЧС 2020 года по включению жилого дома в зону ЧС также не обращались. Не представлено доказательств, что жилое помещение после признания непригодным для проживания в 2016 году подлежит признанию утраченным в результате ЧС 2020 года. Также пояснила, что Васильев О.К. не признан членом семьи нанимателя Аникаевой И.Ю., Аникаев Ю.Е. имеет в собственности иное жилое помещение, Бабешко А.А., ФИО1 не включены в договор социального найма жилого помещения, следовательно, эти лица не имеют права на получение выплаты на приобретение жилого помещения взамен утраченного.

В судебное заседание истцы Аникаев Ю.Е., Аникаев Д.Е., Васильев О.К., Бабешко А.А., представители ответчиков мэрии города, департамента строительства и ЖКХ правительства ЕАО, третьего лица ДСЗН правительства ЕАО не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

Суд постановил указанное решение.

В апелляционных жалобах Бабешко А.А., Лысый А.М., действующий в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего ФИО1, Аникаева И.Ю. с ним не согласились, просили его отменить, вынести по делу новое решение, удовлетворив исковые требования.

Мотивируя жалобы, указали, что судом первой инстанции необоснованно не приняты во внимание экспертные заключения от 28.10.2022, согласно которым выявлены критические повреждения несущих элементов здания в результате ЧС 2020 года.

Экспертными заключениями установлены не только дефекты жилого дома, но и установлена причинно-следственная связь между повреждениями и нахождением жилого дома в зоне подтопления в летне-осенний период 2020 года.

Кроме того, судом не принято во внимание, что распоряжением губернатора ЕАО от 29.09.2020 № 302-рг «Об определении границ зон чрезвычайной ситуации, возникшей в 2020 году в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории Еврейской автономной области, связанной с превышением отметок опасного явления» (далее - Распоряжение губернатора ЕАО от 29.09.2020 № 302-рг) дома № 3, 5, 7, 14 по ул. Некрасова в г. Биробиджане включены в зону ЧС 2020 года.

При этом дом истцов находится между домами № 5 и 14, что говорит о непосредственном его нахождении в зоне чрезвычайной ситуации.

В возражениях на апелляционные жалобы ответчик ОГБУ «МФЦ» просил решение суда оставить без изменения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции истцы Бабешко А.А., Лысый А.М., действующий в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего ФИО1, Аникаева И.Ю., представитель истцов Ханин А.А. доводы и требования апелляционных жалоб поддержали.

В суде апелляционной инстанции представитель ответчика ОГБУ «МФЦ» Ярославцева И.Л. с доводами и требованиями апелляционных жалоб не согласилась.

Истцы Аникаев Ю.Е., Аникаев Д.Е., Васильев О.К., представители ответчиков мэрии города, департамента строительства и ЖКХ правительства ЕАО, третьего лица ДСЗН правительства ЕАО в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие указанных лиц.

В силу части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Изучив материалы дела, проверив доводы апелляционных жалоб и возражений на них, выслушав пояснения лиц, участвующих в апелляционной инстанции, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В силу пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.

Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 этой статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 18).

Распоряжением губернатора ЕАО от 14.09.2020 № 284-рг «О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Еврейской автономной области» на территории ЕАО с 14.09.2020 введён режим чрезвычайной ситуации регионального характера для органов управления и сил областной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и установлен региональный уровень реагирования.

Распоряжением правительства ЕАО от 26.11.2020 № 525-рп утверждён Порядок и условия предоставления гражданам, пострадавшим в 2020 году в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории ЕАО, связанной с превышением отметок опасного явления, выплаты на приобретение жилых помещений взамен утраченных (далее - Порядок).

Пунктами 3-6 указанного Порядка предусмотрено, что право на получение выплаты имеют граждане:

а) являющиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений, которые не были застрахованы по программе организации возмещения ущерба, причинённого расположенным на территории Еврейской автономной области жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования, утверждённой правительством Еврейской автономной области в соответствии с пунктом 1 статьи 11.1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», или нанимателями утраченных жилых помещений по договорам социального найма и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания;

в) не являющиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений, но имеющие регистрацию по месту жительства в утраченных жилых помещениях на день введения режима чрезвычайной ситуации, относящиеся к членам семьи граждан, указанных в подпунктах «а», «б» настоящего пункта, и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания.

К членам семей граждан, указанных в подпункте «а» пункта 3 настоящего Порядка, относятся зарегистрированные по месту жительства либо признанные в судебном порядке постоянно проживающими в утраченном жилом помещении на день введения режима ЧС совместно с ними их супруг или супруга, дети и родители этих граждан, а также признанные решением суда членами семей граждан иные лица, если они были вселены в качестве члена семьи в жилое помещение, которое впоследствии было утрачено в результате чрезвычайной ситуации.

Выплата, предусмотренная настоящим Порядком, предоставляется в отношении одного утраченного жилого помещения однократно.

В силу пункта 6 Порядка утраченное жилое помещение должно быть включено в Перечень жилых помещений, утраченных в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера, которые на момент их утраты не были застрахованы по программе организации возмещения ущерба, причинённого расположенным на территории Еврейской автономной области жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования, утверждённой правительством Еврейской автономной области в соответствии с пунктом 1 статьи 11.1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», в 2020 году (далее - Перечень), формируемый департаментом строительства и ЖКХ правительства ЕАО. Перечень формируется департаментом строительства и ЖКХ на основании информации, представленной органами местного самоуправления муниципальных образований Еврейской автономной области об утраченных жилых помещениях на территории муниципального образования Еврейской автономной области.

Согласно пункту 14 Порядка основаниями для принятия решения об отказе в предоставлении выплаты являются: наличие в представленных гражданином документах недостоверных сведений; отсутствие у гражданина и (или) членов его семьи права на получение выплаты; отсутствие жилого помещения в Перечне.

Из материалов дела следует, что жилое помещение, расположенное по адресу: ЕАО, <...>, находится в бессрочном пользовании нанимателя Аникаевой И.Ю. и членов её семьи Аникаева Ю.Е. (сын), Аникаева Д.Е. (сын), Васильева О.К. на основании договора социального найма жилого помещения от 11.02.2008 № 45 (в редакции дополнительного соглашения от 07.12.2016).

В указанном жилом помещении зарегистрированы: Аникаева И.Ю. с 22.05.2001, Аникаев Д.Е. с 22.05.2021, Аникаев Ю.Е. с 23.09.2002, Васильев О.К. с 12.12.2016.

В собственности Аникаева Ю.Е. имеется жилое помещение (1/4 доли), расположенное по адресу: ЕАО, <...>.

Жилое помещение, расположенное по адресу: ЕАО, <...>, находится в бессрочном пользовании нанимателя Лысого А.М. на основании договора социального найма жилого помещения от <...> № <...>.

Из свидетельства о рождении ФИО1, <...> года рождения, следует, что его отцом является Лысый А.М., матерью - Бабешко А.А.

В указанном жилом помещении зарегистрированы: Лысый А.М. с <...>, Бабешко А.А. с <...>, ФИО1 М.А. с <...>.

В соответствии с Распоряжением губернатора ЕАО от <...> № <...>-рг жилой дом по адресу: ЕАО, <...> не включён в зону границ чрезвычайной ситуации 2020 года.

Согласно строительно-технических заключений ООО «НТК Консалтинг групп Северо-Запад» от 28.10.2022 № СТЗ-43-1/2022 и № СТЗ-43-2/2022 при обследовании жилого дома по адресу: ЕАО, г. Биробиджан, ул. Некрасова, дом 10 выявлены критические повреждения несущих элементов здания. Общее состояние дома неудовлетворительное. Специалисты считают, что значительная агрессивность окружающей среды в результате ЧС 2020 года сильно повлияла на естественный процесс старения жилого дома, ускорила его. Интенсивное выпадение дождевых осадков и подъёма паводковых вод в летне-осенний период 2020 года привело к подмыванию основания фундамента, и в последующем к нарушению целостности фундамента; прочность несущих строительных конструкций уменьшилась по причине деформации фундамента, ускоренного гниения нижних венцов деревянных конструкций наружных стен, вследствие появление деформаций и напряжений, которые значительно превышают прочностные характеристики строительных элементов несущих стен.

Из технического паспорта на жилой <...> в г. Биробиджане, составленного по состоянию на 30.11.2016, следует, что жилой дом, год постройки 1968 год, общий процент износа дома составляет 75 %.

Согласно заключению межведомственной комиссии от 14.12.2016 № 136 выявлены основания для признания многоквартирного <...> в г. Биробиджане аварийным, и подлежащим сносу, в связи с физическим износом в процессе его эксплуатации (аварийное состояние фундамента (повреждения и трещины), отсутствие отмостки, аварийное состояние наружных и внутренних стен, нарушение структуры древесины, биоповреждения, деформация кровли, гниение древесины, наличие грибка, полусгнившие оконные блоки, которые не открываются).

Распоряжением мэрии города от 21.12.2016 № 381 многоквартирный <...> в г. Биробиджане признан аварийным и подлежащим сносу.

Разрешая настоящий спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что достоверных и достаточных доказательств, подтверждающих, что жилые помещения истцов утрачены в результате чрезвычайной ситуации, имевшей место в 2020 году, материалы дела не содержат и не представлены в судебное заседание.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.

Как следует из пункта 6 Порядка органы местного самоуправления муниципальных образований ЕАО информацию об утраченных жилых помещениях на территории муниципального образования ЕАО формируют на основании имеющейся у них информации об утраченных в результате чрезвычайной ситуации жилых помещениях, сформированной, в том числе на основании заявлений граждан и с учётом границ зоны чрезвычайной ситуации, возникшей в 2020 году в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории ЕАО, связанной с превышением отметок опасного явления, определённых Распоряжением губернатора ЕАО от 29.09.2020 № 302-рг.

Таким образом, информация об утраченных жилых помещениях формируется на основании заявлений граждан с учётом границ зоны чрезвычайной ситуации, возникшей в 2020 году.

Вместе с тем, согласно Распоряжению губернатора ЕАО от 29.09.2020 № 302-рг ни спорный жилой дом, ни земельный участок, на котором он расположен, не вошли в зону чрезвычайной ситуации, возникшей в 2020 году в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории ЕАО, связанной с превышением отметок опасного явления.

Данное распоряжение губернатора ЕАО в связи с невключением в зону ЧС, возникшей в 2020 году, жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: ЕАО, <...>, в установленном законом порядке истцами не оспорено.

Доказательств обращения истцов в мэрию города в 2020-2021 годах с заявлением о проведении обследования жилого дома на предмет признания его непригодным для проживания именно в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в 2020 году, материалы дела не содержат.

Истцами не представлены суду фотографии, видеоматериалы, достоверно подтверждающие факт подтопления жилого помещения в период ЧС в 2020 году.

Учитывая, что жилое помещение истцов в 2020 году не было включено в зону чрезвычайной ситуации, судебная коллегия критически относится к выводам строительно-технических заключений от <...> № СТЗ-43-1/2022 и № СТЗ-43-2/2022 в части того, что чрезвычайная ситуация, произошедшая в летне-осенний период 2020 года на территории ЕАО, сильно повлияла на естественный процесс старения дома, ускорила его, что дом имеет повреждения, возникшие вследствие наводнения, которые носят предположительный характер.

При этом в данных строительно-технических заключениях указано, что Распоряжением губернатора ЕАО от 29.09.2020 № 302-рг <...> № <...>, расположенные по адресу: ЕАО, <...>, включены в зону ЧС 2020 года, что не соответствует действительности.

Кроме того, усилить естественный процесс старения дома могло ненадлежащее исполнение обязанности по содержанию данного имущества.

Так, из указанных строительно-технических заключений следует, что ненадлежащее обслуживание для поддержания рабочего, технического состояния здания, а также недостаточность плановых текущих и восстановительных ремонтов после выработки ресурса срока эксплуатации привело к значительному физическому и моральному износу здания.

С учётом изложенных обстоятельств, судебная коллегия критически относится к показаниям свидетелей ФИО2, ФИО3, поскольку они не являются достаточным доказательством, подтверждающим факт разрушения дома истцов именно в результате ЧС 2020 года.

Иных достоверных, допустимых и достаточных доказательств, подтверждающих, что жилой дом истцов пришёл в негодность именно в результате чрезвычайной ситуации 2020 года, учитывая ежегодно выпадающие в виде дождя или снега осадки, материалы дела не содержат.

Довод апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции не принято во внимание, что Распоряжением губернатора ЕАО от 29.09.2020 № 302-рг дома № 3, 5, 7, 14 по <...> включены в зону ЧС 2020 года, судебная коллегия признаёт несостоятельным.

Распоряжением губернатора ЕАО от 29.09.2020 № 302-рг земельные участки № 3, 5, 7, 14 по <...> включены в зону ЧС 2020 года, вместе с тем, жилые помещения по указанным адресам в зону ЧС 2020 года не включены.

Кроме того, согласно сведениям из общедоступного информационного Интернет-ресурса «Яндекс Карты» минимальное расстояние между спорным домом и домом по адресу: <...> составляет 85,2 м., минимальное расстояние от <...> до <...> - 126 метров.

Таким образом, с учётом того, что между спорным домом и домами № <...>, 5, 7, 14 по <...> в г. Биробиджане имеется значительное расстояние, уровень рельефа местности и уровень расположения спорных жилых помещений не определялся, нахождение земельных участков № <...>, 5, 7, 14 по <...> в зоне чрезвычайной ситуации, возникшей в 2020 году, не подтверждает, что <...> также вошёл в зону чрезвычайной ситуации, возникшей в 2020 году.

В целом доводы, изложенные в апелляционных жалобах, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на законность и обоснованность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, направлены на переоценку собранных по делу доказательств, в связи с чем не могут служить основанием для отмены или изменения решения суда.

При указанных обстоятельствах принятое судом решение является законным и обоснованным, правовых оснований для его отмены по доводам апелляционных жалоб не имеется.

Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Биробиджанского районного суда ЕАО от 30.01.2023 оставить без изменения, апелляционные жалобы Бабешко А.А., Лысого А.М., действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего ФИО1, Аникаевой И.Ю. - без удовлетворения.

Председательствующий                                                   Ю.Г. Золотарева

Судьи                                                                                                 В.Ю. Тараник

                                                                                                           О.А. Конева

Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 23.08.2023.

33-571/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
определение отменено полностью с разрешением вопроса по существу
Истцы
Аникаев Юрий Евгеньевич
Лысый Александр Михайлович
Васильев Олег Константинович
Бабешко Александра Алексеевна
Аникаев Дмитрий Евгеньевич
Аникаева Ирина Юрьевна
Ответчики
Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в ЕАО, ОГБУ
мэрия города МО «Город Биробиджан» ЕАО
Другие
Департамент строительства и жилищно-коммунального хозяйства правительства ЕАО
Департамент социальной защиты населения правительства ЕАО
Суд
Суд Еврейской автономной области
Судья
Тараник Владислав Юрьевич
Дело на сайте суда
os.brb.sudrf.ru
07.07.2023Передача дела судье
26.07.2023Судебное заседание
16.08.2023Судебное заседание
25.08.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.08.2023Передано в экспедицию
16.08.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее