Решение по делу № 2а-2762/2018 от 04.05.2018

Дело №2а-2762/2018

(УИД 24RS0017-01-2018-002049-49)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 октября 2018 года г. Красноярск

Железнодорожный районный суд г. Красноярска в составе: председательствующего судьи Медведева И.Г., при секретаре Зуевой К.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Моргачевой Н. В. к администрации Мининского сельсовета Емельяновского района Красноярского края о признании незаконным отказа в изменении вида разрешенного использования земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

Моргачева Н.В. обратилась в суд с административным иском к администрации Мининского сельсовета Емельяновского района Красноярского края о признании незаконным отказа в изменении вида разрешенного использования земельного участка, ссылаясь на следующие обстоятельства. Административный истец является собственником земельного участка с кадастровым номером , категории земель: земли сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием: для ведения садоводства, площадью 824 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>. В связи с необходимостью разведения в личных целях домашней птицы (куры, утки) Моргачева Н.В. 12.03.2018 года обратилась в администрацию Мининского сельсовета Емельяновского района Красноярского края с заявлением об изменении вида разрешенного использования своего земельного участка с: «ведение садоводства» на: «сельскохозяйственное использование», однако получила отказ со ссылкой на то, что спорный земельный участок, как и иные земельные участки, расположенные в границах СНТ <данные изъяты>, предусматривают лишь один вариант использования - «ведение садоводства»; документами территориального планирования Мининского сельсовета на территории СНТ <данные изъяты> не предусмотрено возможности ведения иной деятельности. Данный отказ административный истец полагает незаконным, нарушающим ее права, как собственника указанного земельного участка. С учетом изложенного Моргачева Н.В. просила признать незаконным отказ административного ответчика в изменении вида разрешенного использования земельного участка с: «ведение садоводства» на: «сельскохозяйственное использование», изложенный в письме от 14 марта 2018 года; а также просила обязать административного ответчика устранить допущенные нарушения путем принятия решения об изменении вида разрешенного использования земельного участка по заявлению, поданному ею 12.03.2018 года.

В зале суда административный истец Моргачева Н.В., ее представитель Красильникова Н.А., допущенная к участию в деле по устному ходатайству истца, заявленные административные исковые требования поддержали в полном объеме по вышеизложенным основаниям.

Представитель административного ответчика Администрации Мининского сельсовета Емельяновского района Красноярского края Струговщикова О.В. (полномочия проверены) возражала против удовлетворения административного иска, ссылаясь на то, что оспариваемое административным истцом решение об отказе в изменении вида разрешенного использования земельного участка принято в строгом соответствии с действующими положениями Земельного и Градостроительного кодексов РФ, прав и законных интересов административного истца не нарушает, в связи с чем, не может быть признано незаконным.

Заслушав доводы сторон, исследовав доказательства, содержащиеся в материалах дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно пункту 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. При этом, как указано в пункте 2 той же статьи решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, государственного служащего, если полагают, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу пункта 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

По смыслу вышеприведенных норм закона только при наличии совокупности двух признаков, а именно: несоответствия оспариваемых решения, действия (бездействия) закону или иным правовым актам и нарушения этими решением, действием (бездействием) прав, законных интересов граждан, организаций и иных лиц, такое решение, действие (бездействие) государственного органа могут быть признаны судом незаконными.

Как установлено судом и следует из материалов дела, административный истец Моргачева Н.В. является собственником земельного участка площадью 824 кв.м с кадастровым номером категории земель сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием «для ведения садоводства», расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается кадастровой выпиской о земельном участке от 16.12.2016 года (л.д. 17).

12.03.2018 года Моргачева Н.В. обратилась в администрацию Мининского сельсовета Емельяновского района Красноярского края с заявлением об изменении вида разрешенного использования вышеуказанного земельного участка с: «ведение садоводства» на: «сельскохозяйственное использование» по мотивам того, что она намерена на указанном участке в личных целях разводить домашнюю птицу (куры, утки) (л.д. 15).

Письмом администрации Мининского сельсовета Емельяновского района Красноярского края от 14.03.2018 года административному истцу было отказано в изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, с указанием на то, что спорный земельный участок, как и иные земельные участки, расположенные в границах СНТ <данные изъяты>, предусматривают лишь один вариант использования - «ведение садоводства»; документами территориального планирования Мининского сельсовета на территории СНТ <данные изъяты> не предусмотрено возможности ведения иной деятельности кроме садоводства (л.д. 16).

Обсуждая законность и обоснованность данного отказа в изменении вида разрешенного использования земельного участка, суд приходит к следующему.

В силу Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории; они могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (ст. 9); владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц; условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (части 2 и 3 ст. 36).

Отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения), согласно части 1 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации, регулируются земельным законодательством.

Подпунктом 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

Общий порядок проведения зонирования территорий установлен Градостроительным кодексом РФ, определяющим градостроительное зонирование как зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, которые включаются в правила землепользования и застройки и определяют правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства (статья 1 Градостроительного кодекса РФ).

В данных регламентах указываются виды разрешенного использования земельных участков, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны.

Зонирование территории в пределах населенного пункта осуществляется в соответствии с правилами землепользования и застройки, утвержденными органами местного самоуправления (статья 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с частью 3 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

Исходя из положений п. 3 ч. 2 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ, градостроительные регламенты являются составной частью правил землепользования и застройки, утверждение которых в соответствии со ст. 8 данного Кодекса относится к полномочиям органов местного самоуправления.

В силу ст. 6 ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.

Из представленных в материалы дела Правил землепользования и застройки Мининского сельсовета Емельяновского района Красноярского края, утвержденных решением Мининского сельского совета депутатов следует, что указанными Правилами (ст. 15) предусмотрено оказание административным ответчиком муниципальной услуги в виде изменения видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства гражданами и юридическими лицами.

Между тем, несмотря на неоднократные запросы суда административный регламент, регулирующий порядок оказания данной муниципальной услуги, административным ответчиком представлен не был. При этом представитель административного ответчика в ходе судебного разбирательства пояснила, что подобный порядок предоставления муниципальной услуги (административный регламент) в администрации МО Мининский сельсовет в настоящее время еще не разработан и не утвержден.

При таких обстоятельствах, суд полагает необходимым при рассмотрении настоящего спора руководствоваться общими положениями Земельного и Градостроительного кодексов РФ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения, 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.

В соответствии с пунктом 2 статьи 7 этого Кодекса земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Согласно статье 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами, а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

Разрешенное (целевое) использование земель сельскохозяйственного назначения определено в пункте 1 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которому земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства): крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности, гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество; хозяйственными товариществами и обществами, производственными кооперативами, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, иными коммерческими организациями; некоммерческими организациями, в том числе потребительскими кооперативами, религиозными организациями; казачьими обществами; опытно-производственными, учебными, учебно-опытными и учебно-производственными подразделениями научных организаций, образовательных организаций, осуществляющих подготовку кадров в области сельского хозяйства, и общеобразовательных организаций; общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для сохранения и развития их традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов.

При этом согласно п. 1 ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" его действие не распространяется на земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для ведения дачного хозяйства, садоводства и огородничества. Оборот указанных земельных участков регулируется Земельным кодексом Российской Федерации (далее - ЗК РФ).

Аналогичные положения содержатся в пп. 6, 7 ст. 27 ЗК РФ.

Порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается названным Кодексом, Федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан (п. 2 ст. 81 ЗК РФ).

Согласно положениям абзаца второго статьи 1 Федерального закона от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" садовые земельные участки предоставляются гражданам или приобретаются ими исключительно для выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля, а также для отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений).

Вид разрешенного использования земельного участка, предоставленного в пользование садоводческому некоммерческому объединению граждан, является общим для всех земельных участков, образованных из него после раздела в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом.

Пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК) установлено, что правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. При этом ЗК регулирует отношения в области отнесения земель к категориям, перевод их из одной категории в другую.

Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

Приказом Минэкономразвития России от 30.09.2015 N 709 "О внесении изменений в классификатор видов разрешенного использования земельных участков, утвержденный приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 г. N 540" в классификатор видов разрешенного использования земельных участков, утвержденный приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540 (далее - Классификатор), внесены изменения, в связи с чем, с 03.11.2015 Классификатор предусматривает, в том числе, такие виды разрешенного использования, как:

код 1.0 - "Сельскохозяйственное использование" которое предполагает использование земельного участка для ведения сельского хозяйства, включая виды разрешенного использования с кодами 1.1 - 1.18 (растениеводство; выращивание зерновых и иных сельскохозяйственных культур; овощеводство; выращивание тонизирующих, лекарственных, цветочных культур; садоводство; выращивание льна и конопли; животноводство; скотоводство; звероводство; птицеводство; свиноводство; пчеловодство; рыбоводство; научное обеспечение сельского хозяйства; хранение и переработка сельскохозяйственной продукции; ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках; питомники; обеспечение сельскохозяйственного производства), в том числе размещение зданий и сооружений, используемых для хранения и переработки сельскохозяйственной продукции);

при этом вышеуказанный вид разрешенного использования связан с осуществлением на земельных участках деятельности в промышленных масштабах (ведение сельского хозяйства);

код 13.2 - "Ведение садоводства" которое предполагает осуществление деятельности, связанной с выращиванием плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля; размещение садового дома, предназначенного для отдыха и не подлежащего разделу на квартиры; размещение хозяйственных строений и сооружений;

при этом указанный вид разрешенного использования связан именно с использованием земельных участков в рамках Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" и не предполагает возможности ведения на таких землях сельского (приусадебного) хозяйства, в частности – ведения птицеводства.

В соответствии с пунктом 2 статьи 260 Гражданского кодекса Российской Федерации на основании Земельного кодекса Российской Федерации и в установленном им порядке определяются земли сельскохозяйственного и иного целевого назначения, использование которых для других целей не допускается или ограничивается. Пользование земельным участком, отнесенным к таким землям, может осуществляться в пределах, определяемых его целевым назначением.

Абзацем 2 статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации на собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, возложена обязанность использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением.

Из материалов дела следует, что принадлежащий Моргачевой Н.В. земельный участок по адресу: <адрес> расположен в границах садоводческого некоммерческого товарищества <данные изъяты> в территориальной зоне «СХ.1» (ведение садоводства и дачного хозяйства), в связи с чем, в соответствии с вышеуказанным Классификатором предполагает возможность присвоения земельному участку административного истца видов разрешенного использования лишь по кодам 13.1, 13.2 («ведение огородничества, садоводства»), предусматривающий осуществление деятельности в рамках Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан".

Доводы административного истца о том, что вид разрешенного использования «садоводство» включен в содержание общего вида разрешенного использования «сельскохозяйственное назначение» (код 1.0), следовательно, как и «птицеводство» является одним из возможных видов сельскохозяйственного использования ее земельного участка, суд находит несостоятельными, поскольку эти доводы основаны на неправильном понимании положений земельного законодательства.

Так, согласно Классификатору вид разрешенного использования по общему коду 1.0 («сельскохозяйственное использование») предполагает использование земельного участка для ведения сельского хозяйства в промышленных (сельскохозяйственных) масштабах, включая подвиды разрешенного использования с кодами 1.1 - 1.18 (куда, в том числе входит «садоводство» и «птицеводство»); в то время, как Моргачевой Н.В. спорный земельный участок был предоставлен с видом разрешенного использования по коду 13.2 («ведение садоводства») в рамках Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан"; при этом, спорный участок расположен в границах садоводческого некоммерческого товарищества <данные изъяты> в территориальной зоне «СХ.1» (ведение садоводства и дачного хозяйства).

Требуемое административным истцом изменение вида разрешенного использования ее земельного участка было бы возможно только в том случае, если бы этот участок был ей предоставлен (приобретен) для целей ведения личного подсобного хозяйства, в рамках которого возможно не только ведение садоводства и огородничества, но и ведения животноводства, птицеводства и т.п.

Так, в соответствии с положениями статьи 2 федерального закона №112-ФЗ от 07.07.2003г. "О личном подсобном хозяйстве", личное подсобное хозяйство - форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции. Личное подсобное хозяйство ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства.

При этом статьей 4 названного Закона установлено, что для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок). Полевой земельный участок используется исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и строений.

Поскольку спорный земельный участок был изначально приобретен Моргачевой Н.В. для ведения садоводства в рамках реализации ее прав, регулируемых именно Федеральным законом "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (а не федеральным законом "О личном подсобном хозяйстве"); этот участок расположен не в границах населенного пункта, а в пределах территории СНТ <данные изъяты>; он находится в территориальной зоне «СХ.1» (ведение садоводства и дачного хозяйства) и не относится к полевому земельному участку; в отношении участка административного истца не предполагается возможности изменения вида его использования с «ведения садоводства» на «сельскохозяйственное использование» в целях ведения птицеводства.

С учетом установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что у административного ответчика имелись правовые основания для отказа в изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> с «ведение садоводства» на «сельскохозяйственное использование».

Таким образом, в действиях должностных лиц администрации Мининского сельсовета Емельяновского района Красноярского края каких-либо нарушений требований закона, а также прав и свобод административного истца, судом не установлено, оспариваемое Моргачевой Н.В. решение об отказе в изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> принято в соответствии с действующим земельным законодательством, в пределах предоставленных административному ответчику полномочий; оспариваемое решение не создает административному истцу препятствия к осуществлению ее прав и свобод, в связи с чем, суд отказывает Моргачевой Н.В. в удовлетворении заявленных требований о признании данного решения незаконным в полном объеме.

Руководствуясь ст. 175-180, 227 КАС РФ,

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления Моргачевой Н. В. к администрации Мининского сельсовета Емельяновского района Красноярского края о признании незаконным отказа в изменении вида разрешенного использования земельного участка - отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Красноярского краевого суда в течение месяца с момента его изготовления в полном объеме, путем подачи апелляционной жалобы через канцелярию Железнодорожного районного суда г. Красноярска.

Решение изготовлено в полном объеме 17 октября 2018 года

Судья И.Г. Медведев

2а-2762/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Моргачева Н.В.
Моргачева Наталья Владимировна
Ответчики
администрация Мининского сельсовета Емельяновского района
Суд
Железнодорожный районный суд г. Красноярск
Дело на странице суда
geldor.krk.sudrf.ru
04.05.2018[Адм.] Регистрация административного искового заявления
04.05.2018[Адм.] Передача материалов судье
06.05.2018[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
06.05.2018[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.05.2018[Адм.] Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
13.06.2018[Адм.] Предварительное судебное заседание
17.07.2018[Адм.] Предварительное судебное заседание
05.09.2018[Адм.] Предварительное судебное заседание
12.10.2018[Адм.] Предварительное судебное заседание
12.10.2018[Адм.] Судебное заседание
17.10.2018[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.11.2018[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.05.2020Регистрация административного искового заявления
12.05.2020Передача материалов судье
12.05.2020Решение вопроса о принятии к производству
12.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.05.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
12.05.2020Предварительное судебное заседание
12.05.2020Предварительное судебное заседание
12.05.2020Предварительное судебное заседание
12.05.2020Предварительное судебное заседание
12.05.2020Судебное заседание
12.05.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.05.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.05.2020Дело оформлено
12.05.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее