Решение по делу № 2а-3061/2019 от 17.07.2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 сентября 2019 года город Тула

Советский районный суд г. Тулы в составе:

председательствующего Барановой Е.Е.,

при секретаре Кезике Н.А.,

с участием представителя административного истца Тихоновой Н.Г. по доверенности Дорошенко Я.А.,

представителя административного ответчика – министерства имущественных и земельных отношений Тульской области по доверенности Николаевой А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-3061/2019 по административному исковому заявлению Тихоновой Надежды Геннадьевны к министерству имущественных и земельных отношений Тульской области о признании незаконным и отмен отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность, обязании устранить допущенные нарушения,

установил:

Тихонова Н.Г. обратилась в суд с административным иском к министерству имущественных и земельных отношений Тульской области о признании незаконным и отмен отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность, обязании устранить допущенные нарушения. В обосновании заявленных требований истец указала, что она является многодетным гражданином Тульской области. Согласно уведомлению от 14.07.2017 №, выданному Министерством труда и социальной защиты Тульской области, Тихонова Н.Г. принята на учет для бесплатного предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства.

В целях реализации своего права она ДД.ММ.ГГГГ обратилась в министерство имущественных и земельных отношений Тульской области с заявлением о предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства в отношении земельного участка площадью 15000 кв.м., к которому приложила схему земельного участка на кадастровом плане территории и иные документы, подтверждающие ее статус многодетной семьи.

ДД.ММ.ГГГГ ответчик отказал в предварительном согласовании предоставления в собственность указанного земельного участка со ссылкой на то, что испрашиваемый земельный участок является территорией двух земельных участков, один из которых на основании решения Привокзального райисполкома от 13.12.1990 № был предоставлен иному гражданину, а также выдан государственный акт №, другой - решением Привокзального райисполкома от 27.12.1990 № был предоставлен иному гражданину, а также выдан государственный акт №. Со ссылкой на пп.2 п.8 ст.39.15, п.2 ст.39.16, п.п.2 п.1 ст.39.18 ЗК РФ министерство отказало Тихоновой Н.Г. в предварительном согласовании предоставления в собственность испрашиваемого земельного участка дли индивидуального жилищного строительства., а также в утверждении представленной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

Просит признать незаконными и отменить отказ министерства имущественных и земельных отношений Тульской области в предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка, выраженный в письме № от 03.06.2019 и обязать административного ответчика устранить допущенные нарушения прав и законных интересов истца, повторно рассмотрев ее заявление от ДД.ММ.ГГГГ.

Определением суда от 15.08.2019 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление Росреестра по Тульской области.

Определением суда от 11.09.2019 к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Романова Т.Г., Хромоножкин А.П..

Административный истец Тихонова Н.Г. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещалась надлежащим образом.

В судебном заседании представитель административного истца Тихоновой Н.Г. по доверенности Дорошенко Я.А. доводы административного искового заявления поддержал, просил его удовлетворить. Пояснил, что отказ министерства мотивирован тем, что на испрашиваемом земельном участке имеются два земельных участка, представленных другим лицам. Вместе с тем, не представлено доказательств в каком именно месте предоставлялись другие участки на основании решений Привокзального райисполкома. На топографическом плане видно несоответствие фактических границ земельных участков, той схеме, что была запроектирована в 90 году, поскольку земельные участки значительно смещены в западном направлении, а участок №28 оказался расположенным в верхнем ряду на территории, которая отводилась для расположения участка № и №. Кроме того, в течении 29 лет граждане, которым предоставлялись земельные участки, не приступили к реализации своих прав, не заключали никаких договоров и никакие государственные акты о предоставлении им в пользование земельных участков, не оформлялись.

Представитель административного ответчика министерства имущественных и земельных отношений Тульской области по доверенности Николаева А.И. в судебном заседании доводы административного искового заявления не признала, просила отказать в его удовлетворении, полагая оспариваемое решение от ДД.ММ.ГГГГ законным и обоснованным, принятым в рамках действующего законодательства. Пояснила, что основанием для отказа послужили постановления органа исполнительной власти, на основании которых испрашиваемой административным истцом земельный участок уже выделяли иным лицам. Данные постановления не отменены, изменения в них не вносились, и они являются действующими.

Представители заинтересованных лиц Правительства Тульской области, администрации г.Тула, Управление Росреестра по Тульской области, заинтересованные лица Романова Т.Г. и Хромоножкин А.П., в судебное заседание не явились, о времени и месте проведения судебного заседания извещались надлежащим образом.

Исходя из положений ст.150 Кодекса административного судопроизводства РФ суд счет возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав объяснения представителя административного истца, представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч.9 ст.226 Кодекса административного судопроизводства РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Исходя из положений ч.2 ст.227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В соответствии с п.1 ст.11.3 Земельного кодекса РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации (пп.1); утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса (пп.3).

Согласно ст.11.10 Земельного кодекса РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка (п.1). Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства (п.2).

Исходя из п.1 ст.39.1 Земельного кодекса РФ, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: 1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; 2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; 3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; 4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.

В соответствии с пунктом 7 статьи 39.5 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления, в том числе, земельного участка иным не указанным в подпункте 6 настоящей статьи отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, в случаях, предусмотренных федеральными законами, отдельным категориям граждан в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.

В силу части 2 статьи 2 Закона Тульской области от 26.10.2015 № 2362-ЗТО (ред. от 01.06.2016) «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, отдельным категориям граждан в собственность бесплатно» гражданину, состоящему на учете, земельный участок может быть предоставлен следующими способами:

1) гражданину предоставляется земельный участок из перечней земельных участков, предназначенных для предоставления гражданам в собственность бесплатно.

2) гражданин самостоятельно обеспечивает подготовку схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и обращается с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в правительство области или орган местного самоуправления, которое подлежит рассмотрению в соответствии с земельным законодательством.

3) гражданин обращается в правительство области или орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно. В заявлении гражданин указывает цель использования земельного участка, ориентировочную площадь, адрес или иное описание местоположения земельного участка. В случае, если образование земельного участка, указанного в заявлении о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, возможно в соответствии с требованиями земельного законодательства, правительство области или орган местного самоуправления обеспечивает подготовку и утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, выполнение кадастровых работ и осуществление государственного кадастрового учета земельного участка.

По смыслу приведенных норм материального права предоставление земельного участка для граждан, имеющих право на его бесплатное предоставление, осуществляется только за счет земельных участков, сформированных исключительно для целей бесплатного предоставления.

В соответствии со статьей 2 Закона Тульской области от 21.12.2011 №1708-ЗТО «О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность гражданам, имеющих трех и более детей» земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земель, государственная собственность на которые не разграничена, на территории области предоставляются в собственность бесплатно многодетным гражданам в следующих случаях: 1) для индивидуального жилищного строительства; 2) для личного подсобного хозяйства (с правом возведения жилого дома). Многодетные граждане могут использовать право на бесплатное предоставление земельного участка в собственность однократно.

Как следует из материалов дела, административный истец Тихонова Н.Г. отнесена к категории многодетных граждан, так как воспитывает трех несовершеннолетних детей: ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

06.06.2019 Тихонова Н.Г. обратилась в министерство имущественных и земельных отношений Тульской области с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка площадью 15000 кв.м., расположенного рядом с земельным участком с кадастровым номером № по адресу: <адрес>

При этом к заявлению приложены документы, подтверждающие статус многодетной семьи, а также схема расположения земельного участкана кадастровом плане территории.

Рассмотрев заявления Тихоновой Н.Г. министерство имущественных и земельных отношений Тульской области в письме № от ДД.ММ.ГГГГ сообщило административному истцу об отказе в предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка со ссылкой на п.п.2 п.8 ст.39.15, п.2 ст.39.16, пп.2 п.1 ст.39.18 Земельного кодекса РФ, в связи с тем, что указанный в заявлении земельный участок является территорией двух земельных участков, один из которых на основании решения Привокзального райисполкома от 13.12.1990 №, был предоставлен иному гражданину, а также выдан государственный акт №, другой – решением Привокзального райисполкома от 27.12.1990 №, был предоставлен иному гражданину, а также выдан государственный акт №

Перечень оснований для отказа уполномоченного органа в предварительном согласовании предоставления земельного участка содержится в п.8 ст.39.15 Земельного кодекса РФ, данный перечень является исчерпывающим.

В частности, в соответствии с пп.2 п.8 ст.39.15 Земельного кодекса РФ решение о таком отказе принимается в случае, если земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1-13,15-19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего кодекса.

В силу пп.2 ст.39.16 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в случаях, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды, за исключением случаев, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратился обладатель данных прав или подано заявление о предоставлении земельного участка в соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса.

В соответствии с п.17 ст.39.15 Земельного кодекса РФ решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно быть обоснованным и содержать все основания отказа.

При рассмотрении дела судом установлено и следует из материалов дела, что решением Привокзального районного совета народных депутатов № от 13.12.1990 земельный участок площадью <адрес> выделен Романовой Т.Г. для строительства индивидуального жилого дома с надворными хозяйственными постройками на праве личной собственности.

При рассмотрении дела судом установлено и следует из материалов дела, что решением Привокзального районного совета народных депутатов № земельный участок площадью <адрес> выделен Хромоножкину А.П. для строительства индивидуального жилого дома с надворными хозяйственными постройками на праве личной собственности.

Согласно данным постановлениям, Романова Т.Г. и Хромоножкин А.П. обязаны разработать проект жилого дома и застроек и согласовать с городскими инженерными службами, Привокзальной районной СЭС, СВПЧ-5, архитектором района, после согласования проектной документации в хозрасчетном проектно-производственном архитектурно-планировочном бюро Тулоблисполкома оформит государственный акт на право пользования землей, оформить акт об отводе земельного участка с разбивкой осей всех строений согласно утвержденному плану застройки земельного участка в натуре, с жилищно-коммунальным отделом райисполкома заключить договор о возведении индивидуального жилого дома на отведенном земельном участке. Указанные граждане предупреждены о том, что в случае неиспользования в течение 2 лет земельного участка или использования его не по назначению право пользования землей прекращается, постановления подлежат отмене.

К представленному ГУ «ГАТО» решению Привокзального районного совета народных депутатов № приложена схема отвода земельных участков для строительства индивидуальных жилых домов <адрес>, на схеме отражено расположение участков №

Между тем, доказательств, подтверждающих факт исполнения обязанностей, возложенных указанными выше решениями, в частности государственные акты (регистрационный номер №), на которые министерство имущественных и земельных отношений Тульской области ссылается в оспариваемом решении, административным ответчиком в материалы дела не представлено, а потому суду не представляется возможным придти к выводу о том, что указанные постановления были гражданами реализованы.

Согласно ответу Управления Росреестра по Тульской области от 25.09.2019 в государственном фонде данных, полученных в результате проведения землеустройства Управления храниться книга записей государственных актов на право пользования землей Ленинского района Тульской области, в которой отсутствует запись о подготовке государственных №

Данные о том, что испрашиваемые административным истцом земельные участки поставлены на государственный кадастровый учет, либо о том, что сведения о них вносились в Единый государственный реестр прав, также отсутствуют.

Следовательно, доказательств возникновения права собственности у иных лиц в отношении испрашиваемого административным истцом земельного участка отсутствуют.

Кроме того, вывод административного ответчика о том, что границы испрашиваемого административным истцом земельного участка имеют пересечения (наложения) с земельными участками, которые ранее были предоставлены иным гражданам, основан на ответе администрации г.Тулы. Вместе с тем сведений о пересечении границ испрашиваемого истцом земельного участка c границами тех земельных участков, которые ранее отводились иным гражданам, не представлено.

При сопоставлении представленного представителем истца топографического плана со схемой расположения земельных участком, запроектированной в 1990 году, усматривается несоответствие фактических границ земельных участков схеме 1990 года, поскольку расположение земельных участков значительно смещено в западном направлении, а участок № расположен в верхнем ряду на территории, которая отводилась для расположения участка №

Оценив представленные в ходе рассмотрения дела доказательства в совокупности, суд приходит к выводу об отсутствии доказательств принадлежности испрашиваемого земельного участка иным лицам либо пересечений (наложений) их границ с земельными участками, принадлежащими иным лицам. Надлежащих и достоверных доказательств предоставления спорного земельного участка иным лицам на каком-либо праве суду не представлено.

Предположения о принадлежности земельного участка каким-либо лицам не могут быть приняты во внимание, поскольку решения уполномоченных органов и их должностных лиц должны быть обоснованными.

Сведений о фактическом использовании данного земельного участка какими-либо лицами также суду не представлено. Напротив, из материалов дела следует, что земля в данной местности не обрабатывается.

Таким образом, суд приходит к выводу об отсутствии доказательств законности отказа в предварительном согласовании предоставления испрашиваемого земельного участка.

При указанных выше обстоятельствах, находя решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка не соответствующим пп.2 п.8, п.17 ст.39.15 Земельного кодекса РФ и нарушающим право административного истца на предоставление спорного земельного участка в собственность бесплатно, суд полагает необходимым удовлетворить заявленные требования.

Для восстановления нарушенного права административного истца, суд полагает необходимым возложить на министерство имущественных и земельных отношений Тульской области обязанность рассмотреть заявление Тихоновой Н.Г. повторно.

На основании изложенного руководствуясь статьями 175-180, пунктом 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление Тихоновой Надежды Геннадьевны удовлетворить.

Признать незаконным отказ министерства имущественных и земельных отношений Тульской области № от 3 июля 2019 года в предварительном согласовании предоставления Тихоновой Надежде Геннадьевне в собственность бесплатно земельного участка, площадью 15000 кв.м., расположенного по адресу: Тульская область, г.Тула, Привокзальный район, пер.Колхозный, по его заявлению от 6 июня 2019 года.

Возложить на министерство имущественных и земельных отношений Тульской области обязанность устранить допущенные нарушения, повторно рассмотрев в установленные законом порядке и сроки заявление Тихоновой Надежды Геннадьевны о предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность бесплатно по ее заявлению от 6 июня 2019 года.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Советский районный суд г.Тулы в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

В окончательной форме решение суда принято 01.10.2019.

Председательствующий

2а-3061/2019

Категория:
Гражданские
Другие
Тихонова Н.Г.
Министерство земельных и имущественных отношений
Дорошенко Я.А.
Правительство Тульской области
Администрация муниципального образования г.Тулы
Суд
Советский районный суд г. Тулы Тульской области
Дело на сайте суда
sovetsky.tula.sudrf.ru
02.10.2019Регистрация административного искового заявления
02.10.2019Передача материалов судье
02.10.2019Решение вопроса о принятии к производству
02.10.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.10.2019Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
02.10.2019Предварительное судебное заседание
02.10.2019Предварительное судебное заседание
02.10.2019Судебное заседание
02.10.2019Судебное заседание
02.10.2019Судебное заседание
22.10.2019Регистрация административного искового заявления
22.10.2019Передача материалов судье
22.10.2019Решение вопроса о принятии к производству
22.10.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.10.2019Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
22.10.2019Предварительное судебное заседание
22.10.2019Предварительное судебное заседание
22.10.2019Судебное заседание
22.10.2019Судебное заседание
22.10.2019Судебное заседание
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее