Дело № 2а-383/2019
Р Е Ш Е Н И Е
именем РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 октября 2019 года с. Сарманово
Сармановский районный суд РТ в составе:
председательствующего судьи Хайбрахманова Р.Р.,
при секретаре Хазиевой Р.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 11 по Республике Татарстан к Гильфановой Регине Фанисовне о взыскании налога на имущество,
У С Т А Н О В И Л:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 11 по Республике Татарстан обратилась в суд с иском к Гильфановой Р.Ф. о взыскании задолженности по имущественному налогу за 2015 и 2016 годы в размере 9021 руб., пени по налогу на имущество физических лиц – 56,73 руб., всего 9371,63 руб.
В обоснование требований указала, что ответчик является плательщиком земельного и имущественного налогов, которые ответчиком не уплачены. Ответчику направлено требование об уплате налогов с указанием срока добровольной уплаты, которое до настоящего времени не исполнено. Административный истец обратился к мировому судье о вынесении судебного приказа о взыскании указанных налогов с Гильфановой Р.Ф., 21 сентября 2018 года выдан судебный приказ, который определением мирового судьи судебного участка №1 по Муслюмовскому судебному району РТ от 11 октября 2018 года отменен в связи с поступлением возражений от должника.
Административный истец о времени и месте рассмотрения дела уведомлен в надлежащем порядке, в судебное заседание своего представителя не направил, обратился с ходатайством о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Административный ответчик в судебном заседании административный иск не признала, суду пояснила, что согласна оплатить налог, за испрашиваемый период исходя из кадастровой стоимости объекта незавершенного строительства 1148060,91 рублей, со ссылкой на выписку ЕГРН от 15.06.2018 года.
В соответствии со ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Выслушав административного ответчика, исследовав материалы настоящего дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с положениями статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Согласно статье 1 Налогового кодекса Российской Федерации, порядок взимания налогов и сборов регламентируется законодательством о налогах и сборах, которое состоит из Налогового кодекса Российской Федерации и принимаемых в соответствии с ним федеральных законов. Сроки в законодательстве о налогах и сборах имеют самостоятельное регулирование, исчисление и применение.
В соответствии с положениями статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Исходя из положений ч. 1 ст. 408 НК РФ, регламентирующей порядок исчисления суммы налога на имущество физических лиц, сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Согласно ч. 4 ст. 57 НК РФ в случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
В соответствии с положениями ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком обязанностей по уплате налогов, сборов и т.д. налоговый орган вправе обратиться в суд общей юрисдикции с соответствующим заявлением, не позднее 6 месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, если иное не предусмотрено НК РФ. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Частью 5 ст. 219 КАС РФ предусмотрено, что пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании.
Пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом (ч. 7).
Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (ч. 8).
Из материалов дела установлено, что административный ответчик имеет на праве собственности ? доли земельного участка и жилого дома.
В установленные сроки ответчик земельный налог и налог на имущество за 2015 и 2016 годы не уплатил.
Ответчику налоговым органом направлены требования № 20595 от 23 марта 2017 года и № 867 от 12 февраля 2018 года об уплате указанных налогов. Доказательства уплаты предъявленной суммы налогов суду не представлено.
Административный истец обратился к мировому судье о вынесении судебного приказа о взыскании указанных налогов с Гильфановой Р.Ф., 21 сентября 2018 года выдан судебный приказ, который определением мирового судьи по Муслюмовскому судебному району от 11 октября 2018 года отменен в связи с поступлением возражений от должника.
Проверяя соблюдение административным истцом сроков обращения в суд с данным административным иском, суд исходит из того, что Межрайонный ИФНС России N 11 по Республике Татарстан обратился с административным иском о взыскании с ответчика суммы задолженности по имущественному налогу с физических лиц за 2015 и 2016 год в сумме 9021,00 рублей по требованию об уплате налога № 867 от 12 февраля 2018г.
Срок исполнения требования истек 16 марта 2018г.
Общеизвестно, установленный законодательством о налогах и сборах срок уплаты налога(сбор, страховых взносов) 01 декабря следующего года за налоговым периодом, следовательно о задолженности за 2015 года было известно 02 декабря 2016 году и за 2016 год 02 декабря 2017 году.
Согласно ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено не позднее 3 месяцев после выявления задолженности.
Минимальный срок на исполнение требования – 8 дней, установленного в абзаце четвертом п. 4 ст. 69 НК РФ.
Следовательно, предельный срок для обращения в суд в данном случае будет определяться датой 10 сентября 2018 года, исходя из следующего расчета: 02.12.2017+3 месяца+8дней+6месяцев.
Таким образом, налоговый орган имел право обратиться в суд с требованием о взыскании указанной задолженности не позднее 10 сентября 2018.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к выводу, что налоговый орган обратился с заявлением о принудительном взыскании с административного ответчика обязательных платежей в порядке приказного производства с пропуском предусмотренного законом срока.
Выдача судебного приказа пропущенный срок обращения в суд автоматически не восстанавливает.
В материалах дела отсутствует ходатайство налогового органа к суду о восстановлении срока при подаче заявления о выдаче судебного приказа; доказательств, свидетельствующих об уважительности причин пропуска этого срока и о возможности его восстановления, суду также не представлено.
Своевременное обращение в суд с административным исковым заявлением о взыскании задолженности по налогу после отмены судебного приказа в данном случае не свидетельствует о соблюдении налоговым органом требований статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации о сроках обращения в суд для принудительного взыскания недоимки.
Пропуск срока является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Учитывая, что установленный статьей 48 Налогового кодекса РФ, срок обращения в суд с заявлением о взыскании недоимки налоговым органом - административным истцом, пропущен, в отсутствие уважительных причин пропуска срока и правовых оснований для его восстановления, в том числе ходатайства об этом налогового органа не имеется, суд приходит к выводу, что административный истец утратил право на принудительное взыскание с Гильфановой задолженности по налогам и штрафа.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 22 марта 2012 г. N 479-О-О, принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться.
Несоблюдение налоговой инспекцией срока подачи административного искового заявления, предусмотренного ч. 1 ст. 286 КАС РФ является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления.
При таких обстоятельствах, установив, что на дату обращения в суд за выдачей судебного приказа о взыскании недоимки с налоговый орган уже утратил право на принудительное взыскание налога в связи с пропуском установленного шестимесячного срока и доказательств уважительности причин пропуска срока административным истцом не представлено, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 177 - 180, 290, 293 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 11 по Республике Татарстан к Гильфановой Регине Фанисовне о взыскании имущественного налога в размере 9021 рублей и пени в размере 56 рублей 73 копеек оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Татарстан через Сармановский районный суд РТ в месячный срок.
Судья