Решение по делу № 2-3069/2022 от 02.06.2022

Дело № 2-3069/2022

76RS0014-01-2022-001982-46

Изготовлено 24.10.2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Ярославль 17 октября 2022 года

Кировский районный суд города Ярославля в составе:

председательствующего судьи Воробьевой В.В.,

при секретаре Тимофеевской О.М.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ярославского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к мэрии г. Ярославля о возложении обязанности провести реконструкцию гидротехнического сооружения,

установил:

Ярославский межрайонный природоохранный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд к мэрии г. Ярославля с иском, в котором просит (с учетом уточнения исковых требований под протокол судебного заседания) обязать мэрию города Ярославля в срок до ДД.ММ.ГГГГ провести реконструкцию гидротехнического сооружения – берегоукрепительного сооружения у <адрес>.

В обоснование требований указано, что Ярославской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения федерального законодательства при эксплуатации гидротехнического сооружения (ГТС) – берегоукрепления <адрес>. Указанный объект включен в реестр муниципального имущества, т.е. является собственностью г. Ярославля. В нарушение ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений", п. 19 Правил эксплуатации мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, утв. Приказом Минсельхоза России от 31.07.2020 N 438, мэрией г. Ярославля не обеспечено соблюдение обязательных требований при техническом обслуживании, эксплуатационном контроле, текущем ремонте ГТС (реконструкция ГТС). Неисполнение обязанности по обеспечению безопасного функционирования гидротехнических сооружений нарушает права неопределенного круга лиц, создает угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций, ставит в опасность причинения вреда жизни, здоровью и законным интересам людей, окружающей среде и хозяйственным объектам.

Прокурор Шарапова А.В. поддержала исковое заявление по доводам, изложенным в нем. Уточнила исковые требования в части срока исполнения решения суда – до ДД.ММ.ГГГГ.

Представители мэрии г. Ярославля по доверенности Семенова Ю.Р., Вдовина Л.Н. в судебных заседаниях возражали против удовлетворения иска. Семенова Ю.Р. указывала на недоказанность необходимости реконструкции, а надлежащим ответчиком является Департамент городского хозяйства мэрии г. Ярославля. Указывала на возможность провести консервацию ГТС. Работы выполнить до 2023 года невозможно, требуется разработать проектно-сметную документацию, которая будет делаться около года. Вдовина Л.Н. указывала, что Федеральный закон №117-ФЗ касается только ГТС, которые могут привести к чрезвычайным ситуациям. Для того, что бы подтвердить это необходимо получить декларацию. В настоящее время спорное ГТС не имеет декларацию, класс опасности не установлен. ГТС не несет какой-либо опасности, возможно, его не требуется восстанавливать.

Представитель Департамента городского хозяйства мэрии г. Ярославля по доверенности Виноградова В.С. возражала против удовлетворения иска. У спорного объекта есть статус ГТС, зарегистрирована муниципальная собственность. Орган местного самоуправления – это орган, эксплуатирующий ГТС, однако спорный объект по факту не эксплуатируется. Оно стоит и разрушается. В нем нет нуждаемости. Нужно проверить его на предмет целесообразности проведения ремонта.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о дате и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлтеоврению иска.

В соответствии со статьей 210 ГК РФ бремя содержания принадлежащего имущества несет собственник, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии со ст. 7 Устава г. Ярославля, принятого решением муниципалитета г. Ярославля от 16.10.1995 № 42 (далее – Устав), структуру органов городского самоуправления составляет, в том числе, местная администрация г. Ярославля (исполнительно-распорядительный орган) - мэрия г. Ярославля

Согласно ст. 98 Устава к полномочиям мэрии города по вопросам управления муниципальным имуществом относится в том числе осуществление от имени города права собственника в отношении муниципального имущества в порядке, установленном муниципалитетом города.

В силу ст. 9 Устава г. Ярославля к вопросам местного значения городского округа относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности города; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах города; организация мероприятий по охране окружающей среды в границах города. Аналогичные положения закреплены в ст. 16 Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Решение муниципалитета г. Ярославля от 06.07.2007 N 492 утверждено Положение о департаменте городского хозяйства мэрии города Ярославля. В п. 1.1 Положения закреплено, что департамент городского хозяйства мэрии города Ярославля (далее - Департамент) является структурным подразделением мэрии города Ярославля, осуществляющим полномочия мэрии города Ярославля по решению вопросов местного значения в сфере городского хозяйства, в том числе жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства территории города, в области лесных и водных отношений, охраны окружающей среды, дорожной деятельности, организации транспортного обслуживания населения города. При этом департамент городского хозяйства исполняет лишь управленческие и организационно-распорядительные функции.

На мэрию г. Ярославля как на орган местного самоуправления законом возложена обязанность содержать в надлежащем состоянии и ремонтировать ГТС, находящиеся в муниципальной собственности города.

Согласно выписке из ЕГРН берегоукрепительное сооружение у <адрес> площадью застройки 62.8 кв.м (кадастровый номер () принадлежит на праве собственности городу Ярославля, разрушено, имеет назначение – сооружение гидротехническое.

Федеральный закон от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" регулирует отношения, возникающие при осуществлении деятельности по обеспечению безопасности при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, устанавливает обязанности органов государственной власти, собственников гидротехнических сооружений и эксплуатирующих организаций по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений.

В силу ст. 1 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ настоящий Федеральный закон распространяется на гидротехнические сооружения, которые указаны в статье 3 настоящего Федерального закона и повреждения которых могут привести к возникновению чрезвычайной ситуации.

В соответствии ст. 3 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ:

гидротехнические сооружения - плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренных Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении";

эксплуатирующая организация - государственное или муниципальное унитарное предприятие либо организация любой другой организационно-правовой формы, на балансе которой находится гидротехническое сооружение;

собственник гидротехнического сооружения - Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование, физическое лицо или юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, имеющие права владения, пользования и распоряжения гидротехническим сооружением;

безопасность гидротехнических сооружений - свойство гидротехнических сооружений, позволяющее обеспечивать защиту жизни, здоровья и законных интересов людей, окружающей среды, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и хозяйственных объектов.Берегоукрепительное сооружение у <адрес> является берегоукрепительным гидротехническим сооружением, обеспечивающим инженерную защиту территорий и объектов от негативного воздействия вод (защита берега от размыва и разрушения), что вытекает из содержания ч. 4 ст. 67.1 Водного кодекса РФ, Постановления Правительства РФ от 05.10.2020 N 1607 "Об утверждении критериев классификации гидротехнических сооружений", "СП 80.13330.2016. Свод правил. Гидротехнические сооружения речные. Актуализированная редакция СНиП 3.07.01-85", п. 3.15 "СП 277.1325800.2016. Свод правил. Сооружения морские берегозащитные. Правила проектирования". Данное ГТС подпадает под ст. 3 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ.

В силу ст. 8 и ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ обеспечение безопасности гидротехнических сооружений осуществляется на основании следующих общих требований:

обеспечение допустимого уровня риска аварий гидротехнических сооружений;

представление деклараций безопасности гидротехнических сооружений;

осуществление федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений;

непрерывность эксплуатации гидротехнических сооружений;

осуществление мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, в том числе установление критериев их безопасности, оснащение гидротехнических сооружений техническими средствами в целях постоянного контроля за их состоянием, обеспечение необходимой квалификации работников, обслуживающих гидротехническое сооружение;

необходимость заблаговременного проведения комплекса мероприятий по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях;

ответственность за действия (бездействие), которые повлекли за собой снижение безопасности гидротехнических сооружений ниже допустимого уровня.

Суд учитывает, что получение деклараций безопасности гидротехнических сооружений является лишь одним из требований, соблюдение которого необходимо для обеспечения безопасности ГТС. Отсутствие декларации не освобождает собственника ГТС/эксплуатирующей организации от принятия других обязательных мер по обеспечению безопасности ГТС.    

Кроме того, в 2022 году допускается эксплуатация гидротехнического сооружения без внесения сведений в Российский регистр гидротехнических сооружений и соответствующего разрешения на эксплуатацию гидротехнического сооружения (Постановление Правительства РФ от 12.03.2022 N 353).

Собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация обязаны:

обеспечивать соблюдение обязательных требований при строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, а также их техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт;

обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, в том числе деятельности, связанной со строительством и с эксплуатацией объектов на водных объектах и на прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнического сооружения;

обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения, а также правил его эксплуатации, требования к содержанию которых устанавливаются федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией;

обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения;

организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения в соответствии с разработанными и согласованными с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, правилами эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую обязательным требованиям квалификацию работников эксплуатирующей организации;

финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения;

осуществлять капитальный ремонт, реконструкцию, консервацию и ликвидацию гидротехнического сооружения в случае его несоответствия обязательным требованиям.

В силу п. 19 Правил эксплуатации мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений Основными показателями при эксплуатации правообладателями отдельно расположенных гидротехнических сооружений по транспортировке, регулированию и сбросу воды шлюзов-регуляторов, каналов, трубопроводов, тоннелей, лотков, быстротоков, перепадов, консольных перепадов, акведуков, водосбросов различных конструкций и других сооружений являются:

а) обеспечение проектной пропускной способности;

б) отсутствие заиления и зарастания, обрушения и размывов земляных элементов;

в) минимальные фильтрационные и технологические потери воды, недопущение подтопления фильтрационными и затопления поверхностными водами прилегающих земель;

г) обеспечение транспорта наносов при минимальных и неразмываемости русл при максимальных скоростях течения воды;

д) отсутствие размывов нижних бьефов, повреждений креплений рисберм и откосов;

е) возможность тарировки и определения расхода воды через отверстия сооружений по гидравлическим параметрам (уровню воды, высоте открытия затворов);

ж) безотказная работа гидромеханического оборудования, средств автоматики и телемеханики;

з) отсутствие течей воды через швы сооружений, компенсаторы трубопроводов и другие соединения;

и) надлежащая культура производства эксплуатационных работ, эстетическое оформление и благоустройство сооружения.

Мэрия г. Ярославля как собственник ГТС – берегоукрепительного сооружения у <адрес>, не обеспечила соблюдение обязательных требований при техническом обслуживании, эксплуатационном контроле, текущем ремонте ГТС. Спорное ГТС нуждается в реконструкции, что следует из выписки из ЕГРН, представления, писем мэрии г. Ярославля от 20 апреля 2022 года, 31августа 2022 года, письма ДГХ мэрии г. Ярославля от 10 марта 2022 года, предложения в план капремонта ГТС на территории города Ярославля на 2023-2024 годы, Сведений о ГТС, находящихся в муниципальной собственности города Ярославля, акта выездной проверки и предписания от 13 декабря 2021 года.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что исковые требования Ярославского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к мэрии г. Ярославля о возложении обязанности провести реконструкцию ГТС – берегоукрепительного сооружения у <адрес>, являются обоснованными и подлежат удовлетворению. При этом суд учитывает, что доказательства опровергающие доводы прокуратуры в материалах дела отсутствуют, в частности не представлены доказательства отсутствия необходимости сохранения берегоукрепительного сооружения у <адрес>, его эксплуатации.

В соответствии со статьей 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Исходя из характера, возложенного на ответчика обязательства и комплекса мероприятий, которые необходимо провести для его исполнения, с учетом требований разумности суд полагает необходимым установить срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Обязать мэрию города Ярославля (ИНН , ОГРН ) в срок до ДД.ММ.ГГГГ провести реконструкцию гидротехнического сооружения – берегоукрепительного сооружения у <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения с подачей апелляционной жалобы через Кировский районный суд г.Ярославля.

Судья В.В. Воробьева

2-3069/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Ярославский межрайонный природоохранный прокурор
Ответчики
Мэрия города Ярославля
Другие
ДГХ мэрии г. Ярославля
ООО "РЭУ 2"
МКУ Агентство по муниципальному заказу ЖКХ
Центральное управление Ростехнадзора
МКУ Агентство по строительству г. Ярославля
Департамент охраны окружающей среды и природопользования ЯО
Суд
Кировский районный суд г. Ярославль
Судья
Воробьева Виктория Валерьевна
Дело на сайте суда
kirovsky.jrs.sudrf.ru
02.06.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.06.2022Передача материалов судье
06.06.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.06.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.06.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.07.2022Судебное заседание
26.07.2022Судебное заседание
23.08.2022Судебное заседание
23.08.2022Судебное заседание
17.10.2022Судебное заседание
24.10.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.11.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.10.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее