дело № ***
№ ***
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
**.**.** года г.Железногорск
Железногорский городской суд Курской области в составе
председательствующего судьи Солодухиной Н.Н.,
с участием административного истца ФИО3,
представителей административных истцов ФИО12, ФИО13,
по доверенностям от **.**.**,
представителя административного ответчика ФИО6,
по доверенности от **.**.**,
представителя заинтересованного лица ФИО15 ФИО9,
по доверенности от **.**.**,
при секретаре ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО2, ФИО3 к *** Курской области об оспаривании решения органа местного самоуправления, выразившегося в отмене решения органа местного самоуправления,
у с т а н о в и л:
ФИО2, ФИО3 обратились в суд с административным иском к *** Курской области об оспаривании решения органа местного самоуправления, выразившегося в отмене решения органа местного самоуправления, мотивируя тем, что им на праве общей совместной собственности принадлежит земельный участок из категории земель населенных пунктов с кадастровым номером № ***, площадью 3655 кв.м., с местоположением: Курская область, ***, сл.Михайловка, ***, с видом разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства, что подтверждается выпиской из ЕГРН на земельный участок от **.**.**. На данном земельном участке находится жилой дом с хозяйственными строениями с кадастровым номером: № ***, площадью 104,9 кв.м, с местоположением: Курская область, Железногорский р-он, сл.Михайловка, ***, который также принадлежит им на праве общей совместной собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от **.**.**. **.**.** они обратились в адрес администрации *** Курской области с заявлением об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории в целях образования земельного участка путем перераспределения земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена с земельным участком, находящимся в их частной собственности. Постановлением администрации *** Курской области от **.**.** № *** «Об утверждении схемы расположения земельного участка» была утверждена схема расположения земельного участка площадью 4254 кв.м, с местоположением: Курская область, Железногорский р-он, сл.Михайловка, *** видом разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства, образуемого путем перераспределения с земельным участком, который принадлежит им и с землями государственная собственность на которые не разграничена. По их обращению ООО «Кадастровая палата» на основании вышеуказанного постановления подготовила межевой план от **.**.** с целью постановки на государственный кадастровый учет земельного участка. **.**.** Управлением Росреестра по Курской области был осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка с присвоением номера № ***, площадью 4254 кв.м., с местоположением: Курская область. ***, сл.Михайловка, *** видом-разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства. **.**.** они обратились в адрес администрации *** Курской области с заявлением о заключении соглашения о перераспределении земельного участка. Решением администрации *** Курской области в виде письма от **.**.** им было отказано в заключение соглашения о перераспределении земельного участка в связи с отсутствием правовых оснований, так как ответчиком были выявлены противоречия законодательству, что послужило принятием постановления администрации *** Курской области № *** от **.**.** «Об отмене постановления от **.**.** № *** «Об утверждении схемы расположения земельного участка». Не согласившись с решением администрации *** Курской области от **.**.**, выразившемся в отказе в заключении соглашения о перераспределении земельного участка, а также с постановлением администрации *** Курской области от **.**.** № *** «Об отмене постановления администрации *** Курской области от **.**.** № *** «Об утверждении схемы расположения земельного участка», они были вынуждены обратиться в Железногорский городской суд Курской области с заявлением об отмене данных решений. Решением Железногорского городского суда Курской области от **.**.** по административному делу № ***а-61/2020 было признано незаконным и отменено постановление *** Курской области от **.**.** № *** «Об отмене постановления администрации *** Курской области от **.**.** № *** «Об утверждении схемы расположения земельного участка». Так же указанным решением Железногорского городского суда Курской области было признано незаконным решение администрации *** Курской области от **.**.** выразившемся в отказе в заключение соглашения о перераспределении земельного участка. Постановлением администрации *** Курской области от **.**.** № *** было отменено постановление администрации *** Курской области от **.**.** № *** «Об отмене постановления администрации *** Курской области от **.**.** № *** «Об утверждении схемы расположения земельного участка». В ноябре 2020 года им стало известно, что в очередной раз административным ответчиком было принято решение в виде постановления от **.**.** № *** «Об отмене постановления администрации *** Курской области от **.**.** года№ *** «Об утверждении схемы расположения земельного участка». С решением администрации *** Курской области от **.**.** № *** выразившемся в отмене постановления администрации *** Курской области от **.**.** № *** «Об утверждении схемы расположения земельного участка», они не согласны, так как данное решение нарушает их права по приобретению в собственность земельного участка и считают его незаконным. Основанием для принятия, осматриваемого решения ответчиком послужили материалы внеплановой документарной проверки заместителя главного государственного инспектора по использованию и охране земель по Дмитриевскому, Железногорскому и ***м Курской области соблюдения требований земельного законодательства РФ администрацией *** при формировании земельного участка с кадастровым номером 46:06:121603:2 в результате, чего были нарушены нормы действующего законодательства, а именно: нарушение пп.3 п.16 ст.11.10 ЗК РФ разработка схемы расположения земельного участка с нарушением ст.11.9 ЗК РФ; образование земельного, участка с нарушением требований, установленных ЗК РФ, другими федеральными законами (п.6 ст.11.9 ЗК РФ), в составе образуемого земельного участка находятся земли общего пользования (п.12 ст.1 ГрК РФ, п.12 ст.85 ЗК РФ); образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон (п.7 ст.11.9 ЗК РФ) - образуемый земельный участок находится в зонах Ж1 и СХ2 в соответствии с Правилами землепользования и застройки МО «Михайловский сельсовет», утвержденными решением Представительного собрания *** Курской области от **.**.** № ***-РС. Проведение внеплановой, проверки органа местного самоуправления осуществлялось без согласования с прокуратурой Курской области, что является нарушением пункта 2.6 статьи 77 Федерального закона от **.**.** №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Следовательно, результаты внеплановой проверки не могут служить основанием для принятия постановления от **.**.** № *** «Об отмене постановления администрации *** Курской области от **.**.** № *** «Об утверждении схемы расположения земельного участка». Кроме того, решение в виде постановления от **.**.** № *** «Об утверждении схемы расположения земельного участка» не может повлечь возникновение чрезвычайных ситуаций, не создает угрозу жизни и здоровью граждан а также не приводит к массовым нарушениям прав граждан. Проведенной внеплановой проверкой было установлено, что образованный в результате перераспределения земельный участок образован с нарушением требований, установленных ЗК РФ, другими федеральными законами (п.6 ст.11.9 ЗК РФ) в составе образуемого земельного участка находятся земли общего пользования (п.12 ст.1 ГрК РФ, п.12 ст.85 ЗК РФ). С данным основанием, указанным в проведенной внеплановой проверки, они не согласны, так как в границы образованного земельного участка с кадастровым номером: 46:06:121603:2 не входят в земли общего пользования. Более того, административным ответчиком установлена граница земельного участка с кадастровым номером: 46:06:120303:300, площадью 3232 кв.м, занятая уличной сетью, что подтверждается сведениями публичной кадастровой карты. Доказательств того, что рядом с земельным участком истцов расположены земли общего пользования (улично-дорожная сеть) не представлено. Также внеплановой проверкой было установлено, что границы образованного земельного участка пересекают границы территориальных зон (п.7 ст.11.9 ЗК РФ) - образуемый земельный участок находится в зонах Ж1 и СX2 в соответствии с Правилами землепользования и застройки МО «Михайловский сельсовет», утвержденными решением Представительного собрания *** Курской области от **.**.** № ***-РС. Они считают, данные выводы несостоятельны в связи с тем, что координаты границ территориальных зон не внесены ответчиком в ЕГРН. Действующим законодательством предусмотрена обязанность по внесению в ЕГРН сведений о территориальных зонах в случае принятия соответствующими органами решений (актов) об утверждении правил землепользования и застройки либо о внесении изменений в правила землепользования; и застройки, если такими изменениями предусмотрено установление или изменение градостроительного регламента, установление или изменение границ территориальных зон. Следовательно, визуально невозможно определить специалисту, проводившему внеплановую проверку данное пересечение. Кроме того, в силу пп.3 п.1 ст.29 Федерального закона от **.**.** №218-ФЗ (ред. от **.**.**) «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя: проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия. установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав. То есть при постановке на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером: 46:06:121603:2 государственный регистратор, проводивший правовую экспертизу документов, в том числе, и постановления администрации *** Курской области от **.**.** № *** «Об утверждении схемы расположения земельного участка», не установил наличие нарушений требований ст.11.9 ЗК РФ при разработке и утверждении административным ответчиком схемы расположения земельного участка, а именно, что в составе образуемого земельного участка находятся земли общего пользования, а также пересечение границ земельного участка с границами территориальных зон, так как все эти нарушения в силу ст.26 Федерального закона от **.**.** №218-ФЗ (ред. от **.**.**) «О государственной регистрации недвижимости» являются основаниями для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В административном иске истцы просят признать незаконным и отменить постановление администрации *** Курской области от **.**.** № *** «Об отмене постановления администрации *** Курской области от **.**.** № *** «Об утверждении схемы расположения земельного участка».
В судебном заседании административный истец ФИО3 и ее представители ФИО12, ФИО13 административные исковые требования поддержали по изложенным в иске основаниям и просили удовлетворить.
Административный истец ФИО2 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель административного ответчика ФИО6 в судебном заседании пояснила, что *** Курской области административные исковые требования ФИО2 и ФИО3 не признает, просила им в иске отказать, мотивируя следующим. Оспариваемое постановление администрации *** от **.**.** № *** «Об отмене постановления администрации *** Курской области от **.**.** № *** «Об утверждении схемы расположения земельного участка» вынесено на основании предписания заместителя главного государственного инспектора по использованию и охране земель по Дмитриевскому, Железногорскому и ***м Курской области ФИО14, то сеть контролирующего органа. В предписании был установлен срок устранения допущенного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации. **.**.** проведение проверки было согласовано с Прокуратурой Курской области. Доказательства нарушения *** Курской области закона при выполнении предписания государственного органа, в судебное заседание не представлены. Считает, что каких-либо нарушений *** не допущено. Администрация полагает, что данным перераспределением земли нарушаются права других граждан и жителей сл.Михайловка. Кроме того, в порядке п.12 ст.85 ЗК РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации. Согласно схемы градостроительного зонирования территории МО «Михайловский сельсовет» *** Курской области от **.**.** между домами по ***, находится тупиковый проезд. Таким образом, в силу прямого запрета, установленного законодателем, Постановление *** № *** от **.**.** является незаконным и подлежит отмене в порядке самоконтроля.
Заинтересованное лицо заместитель главного государственного инспектора по использованию и охране земель по Дмитриевскому, Железногорскому и ***м Курской области ФИО14 в судебном заседании пояснила, что в период с **.**.** по **.**.** ею на основании распоряжения заместителя руководителя Управления Росреестра по Курской области ФИО7 проводилась внеплановая документарная проверка соблюдения *** Курской области требований земельного законодательства РФ при предоставлении (формировании) земельного участка с кадастровым номером № *** расположенного по адресу: Курская область, ***, Михайловский сельсовет, сл.Михайловка, ***. Проведение проверки было согласовано с Прокуратурой Курской области. Основанием для проведения проверки послужило обращение ФИО15, в котором он указывал, что земельный участок с кадастровым номером № *** (истцов) сформирован таким образом, что в его границы входит грунтовая дорога, в связи с чем, граждане будут лишены возможности проезда к своим земельным участкам. Было проведено административное обследование, которое проводила специалист ФИО8 (специалист Управления Росреестра по Курской области), и она же выезжала на место, в связи с чем, и было вынесено решение о проведении внеплановой документарной проверки. В ходе проверки было установлено, что на земельном участке № *** проходит грунтовая дорога, которую отсыпали граждане в 90х годах к своим земельным участкам садоводческого общества «Свапа». Межевые точки они не устанавливали, но видели визуально, что проходит дорога. По публичной карте также видно, что проходит дорога. После внесения предписания, *** Курской области устранила нарушения, отменив свое постановление.
Заинтересованное лицо ФИО15 в судебном заседании считал административные исковые требования ФИО2 и ФИО3 не подлежащими удовлетворению, поскольку им был выделен земельный участок, в который входит грунтовая дорога, ведущая к земельным участкам членов садоводческого общества «Свапа». Эту дорогу в 90-х годах отсыпали сами садоводы. В случае предоставления земельного участка истцам с этой дорогой, к обществу невозможно будет подъехать ни садоводам, ни скорой помощи, ни пожарной машине, потому что только там можно проехать и развернуться.
Представитель заинтересованного лица ФИО15 – ФИО9 суду пояснил, что административные исковые требования ФИО2 и ФИО3 удовлетворению не подлежат. Истцам был выделен *** Курской области земельный участок вместе с дорогой, общего пользования, в связи с чем, нарушаются права других граждан, в том числе садоводов, которые не смогут подъехать к своим земельным участкам.
Представитель заинтересованного лица Управления Росреестра по Курской области в судебное заседание не явился, представил письменное мнение, в котором указал, что просит рассмотреть дело в отсутствие представителя Управления.
Выслушав мнение участников процесса, исследовав письменные материалы дела, допросив свидетеля, суд приходит к следующему.
В силу ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ч.2 ст.227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление. 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
В соответствии с ч.1 ст.39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в следующих случаях: 1) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о развитии застроенной территории, осуществляется в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории; 3) перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.
В силу ч.1 ст.39.29 ЗК РФ в целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности (далее - заявление о перераспределении земельных участков), в уполномоченный орган.
Согласно п.2 ч.3 ст.39.29 ЗК РФ к заявлению о перераспределении земельных участков прилагаются: 2)схема расположения земельного участка в случае, если отсутствует проект межевания территории, в границах которой осуществляется перераспределение земельных участков.
Согласно п.11. п.12 ч.9 ст.39.29 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии хотя бы одного из следующих оснований: 11) имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса; 12) приложенная к заявлению о перераспределении земельных участков схема расположения земельного участка разработана с нарушением требований к образуемым земельным участкам или не соответствует утвержденным проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории.
В соответствии с ч.6 ст.11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В силу ч.7 ст.11.9 ЗК РФ не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.
Согласно ч.1 ст.11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.В соответствии с ч.8 ст.11.10 ЗК РФ в случае образования земельных участков путем перераспределения земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, подготовка схем расположения земельных участков обеспечивается гражданами, являющимися собственниками таких земельных участков.
В силу п.3 ч.16 ст.11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является: разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.
В соответствии с ч.3 ст.21 Федерального Закона РФ №131-ФЗ от **.**.** «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в случае выявления нарушений требований законов по вопросам осуществления органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления отдельных государственных полномочий уполномоченные государственные органы вправе давать письменные предписания по устранению таких нарушений, обязательные для исполнения органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления. Указанные предписания могут быть обжалованы в судебном порядке.
Согласно ч.2 ст.77 Федерального Закона РФ №131-ФЗ от **.**.** «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» государственные органы, уполномоченные на осуществление государственного контроля (надзора) за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, включая территориальные органы федеральных органов исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - органы государственного контроля (надзора), осуществляют в пределах своей компетенции контроль (надзор) за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, уставов муниципальных образований и иных муниципальных нормативных правовых актов при решении ими вопросов местного значения, осуществлении полномочий по решению указанных вопросов, иных полномочий и реализации прав, закрепленных за ними в соответствии с федеральными законами, уставами муниципальных образований, а также за соответствием муниципальных правовых актов требованиям Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, уставов муниципальных образований.
Согласно п.2.6 вышеназванной статьи внеплановые проверки деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления проводятся органами государственного контроля (надзора) на основании решения руководителя соответствующего органа государственного контроля (надзора) по согласованию с прокуратурой субъекта Российской Федерации, принимаемого на основании обращений граждан, юридических лиц и информации от государственных органов о фактах нарушений законодательства Российской Федерации, влекущих возникновение чрезвычайных ситуаций, угрозу жизни и здоровью граждан, а также массовые нарушения прав граждан.
В судебном заседании установлено, что административным истцам ФИО2 и ФИО3 на праве общей совместной собственности принадлежит земельный участок из категории земель населенных пунктов с кадастровым номером № ***, площадью 3655 кв.м., с местоположением: Курская область, ***, сл.Михайловка, ***, с видом разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства, что подтверждается выпиской из ЕГРН на земельный участок от **.**.**.
Кроме того, административным истцам на праве общей совместной собственности принадлежит жилой дом с хозяйственными строениями, площадью 104,9 кв.м, с местоположением: Курская область, Железногорский р-он, сл.Михайловка, ***, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от **.**.** серии ***.
В судебном заседании также установлено, что **.**.** административные истцы обратились в адрес администрации *** Курской области с заявлением об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории в целях образования земельного участка путем перераспределения земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена с земельным участком, находящимся в их частной собственности.
Постановлением администрации *** Курской области от **.**.** № *** «Об утверждении схемы расположения земельного участка» была утверждена схема расположения земельного участка площадью 4254 кв.м, с местоположением: Курская область, Железногорский р-он, сл.Михайловка, *** видом разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства, образуемого путем перераспределения с земельным участком, который принадлежит им и с землями государственная собственность на которые не разграничена.
Кроме того, в соответствии с обращением административных истцов ООО «Кадастровая палата» на основании вышеуказанного постановления подготовила межевой план от **.**.** с целью постановки на государственный кадастровый учет земельного участка.
**.**.** Управлением Росреестра по Курской области был осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка с присвоением номера № ***, площадью 4254 кв.м., с местоположением: Курская область. Железногорский р-он, сл.Михайловка, *** видом-разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства.
**.**.** административные истцы обратились в адрес администрации *** Курской области с заявлением о заключении соглашения о перераспределении земельного участка.
Решением администрации *** Курской области в виде письма от **.**.** административным истцам было отказано в заключение соглашения о перераспределении земельного участка в связи с отсутствием правовых оснований, так как ответчиком были выявлены противоречия законодательству, что послужило принятием постановления администрации *** Курской области № *** от **.**.** «Об отмене постановления от **.**.** № *** «Об утверждении схемы расположения земельного участка».
Не согласившись с решением администрации *** Курской области от **.**.**, выразившемся в отказе в заключении соглашения о перераспределении земельного участка, а также с постановлением администрации *** Курской области от **.**.** № *** «Об отмене постановления администрации *** Курской области от **.**.** № *** «Об утверждении схемы расположения земельного участка», административные истцы обратились в Железногорский городской суд Курской области с заявлением об отмене данных решений.
Установлено, что решением Железногорского городского суда Курской области от **.**.** по административному делу № ***а-61/2020 было признано незаконным и отменено постановление *** Курской области от **.**.** № *** «Об отмене постановления администрации *** Курской области от **.**.** № *** «Об утверждении схемы расположения земельного участка» в отношении ФИО2 и ФИО3; признано незаконным решение администрации *** Курской области от **.**.** исх. № *** и от **.**.** № ***, выразившиеся в отказе в заключение соглашения о перераспределении земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена с земельным участком, находящимся в частной собственности.
Постановлением администрации *** Курской области от **.**.** № *** было отменено постановление администрации *** Курской области от **.**.** № *** «Об отмене постановления администрации *** Курской области от **.**.** № *** «Об утверждении схемы расположения земельного участка».
В судебном заседании установлено, что **.**.** Заместителем руководителя Управления Росреестра по Курской области ФИО7 было вынесено распоряжение органа государственного надзора о проведении внеплановой, документарной проверки в отношении *** Курской области, в рамках государственного земельного надзора, с целью проверки информации, изложенной в обращении ФИО15 от **.**.**, мотивированного представления от **.**.**; предметом настоящей проверки является соблюдение в отношении объектов земельных отношений требований земельного законодательства; проведение проверки поручено заместителю главного государственного инспектора по использованию и охране земель, ведущему специалисту – эксперту Межмуниципального отдела по Дмитриевскому, Железногорскому, ***м Управления Росреестра по Курской области ФИО14.
Также установлено, что **.**.** Первым заместителем прокурора Курской области ФИО10 было принято решение о согласовании проведения внеплановой проверки.
Таким образом, суд критически оценивает довод истцов и их представителей о том, что проведение внеплановой, проверки органа местного самоуправления осуществлялось без согласования с прокуратурой Курской области, что является нарушением пункта 2.6 статьи 77 Федерального закона от **.**.** №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Согласно акта проверки органом государственного надзора от **.**.**, составленного ФИО14 следует, что земельный участок с кадастровым номером № *** образован на основании постановления главы *** Курской области от **.**.** № *** путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером № ***, принадлежащего на праве общей совместной собственности ФИО3 и ФИО2 с землями, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными в территориальной зоне «Ж1» по адресу: Курская область. ***, сл.Михайловка, ***, категория земель – земли населенных пунктов, площадью 599 кв.м.. По состоянию на **.**.** в ЕГРН сведения о зарегистрированных правах на земельный участок с кадастровым номером № *** отсутствуют. Из обращения ФИО15 (собственника земельного участка с кадастровым номером № *** площадью 1500 кв.м., расположенного по адресу: Курская область, ***, Михайловский сельсовет, с/о «Свапа», участок № ***) следует, что в 1996 году граждане отсыпали дорогу, для беспрепятственного доступа к своим земельным участкам, расположенным на территории с/о «Свапа». Земельный участок с кадастровым номером № *** сформирован таким образом, что в его границах проходит грунтовая дорога, в связи с чем, граждане будут лишены возможности проезда к своим участкам. Утверждение схемы расположения земельного участка площадью 4254 кв.м., расположенного по адресу: Курская область, ***, сл.Михайловка, *** (с прохождением по земельному участку грунтовой дороги), свидетельствует о том, что при утверждении границ земельного участка *** Курской области нарушены требования п.12 ч.9 ст.39.29 ЗК РФ. Таким образом, схема расположения земельного участка площадью 4254 кв.м… не могла быть утверждена администрацией *** Курской области (постановление от **.**.** № *** «Об утверждении схемы расположения земельного участка»). Решением Железногорского городского суда Курской области от **.**.**, вынесенного по иску ФИО2 и ФИО3 к *** Курской области признано незаконным и отменено постановление *** Курской области от **.**.** № *** «Об отмене постановления администрации *** Курской области от **.**.** № *** «Об утверждении схемы расположения земельного участка» в отношении ФИО2 и ФИО3. Признано незаконным решение администрации *** Курской области от **.**.** исх. № *** и от **.**.** № ***, выразившиеся в отказе в заключение соглашения о перераспределении земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена с земельным участком, находящимся в частной собственности. Проанализировав решение Железногорского городского суда от **.**.** по делу № ***а-61/2020, установлено, что в процессе рассмотрения дела № ***а-61/2020 не рассматривался вопрос о соответствии схемы расположения земельного участка требованиям статей п.12 ч.9 ст.39.29 ЗК РФ, ч.16 ст.11.10 ЗК РФ, ч.6 ст.11.9 ЗК РФ. В результате внеплановой документарной проверки выявлено нарушение выразившееся в утверждении схемы расположения земельного участка площадью 4254 кв.м., расположенного по адресу: Курская область, ***, сл.Михайловка, ***,при наличии оснований для отказа в ее утверждении, что образует признаки нарушения требования земельного законодательства п.12 ч.9 ст.39.29 ЗК РФ, ч.16 ст.11.10 ЗК РФ, ч.6 ст.11.9 ЗК РФ.
**.**.** заместителем главного государственного инспектора по использованию и охране земель по Дмитриевскому, Железногорскому и ***м Курской области ФИО14 вынесено предписание об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации, из которого следует, что в ходе проведения внеплановой документарной проверки соблюдения *** Курской области требований земельного законодательства Российской Федерации при предоставлении (формировании) земельного участка с кадастровым номером № *** расположенного по адресу: Курская область, ***, Михайловский сельсовет, сл.Михайловка, ***, площадью 4254 кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, разрешенным использованием – для ведения личного подсобного хозяйства установлено следующее: Земельный участок с кадастровым номером № *** образован на основании вышеуказанного постановления, путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером № ***, принадлежащего на праве общей совместной собственности ФИО3 и ФИО2 с землями, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными в территориальной зоне «Ж1» по адресу: Курская область. ***, сл.Михайловка, ***, категория земель – земли населенных пунктов, площадью 599 кв.м.. Из обращения ФИО15 (собственника земельного участка с кадастровым номером № ***, площадью 1500 кв.м., расположенного по адресу: Курская область, ***, Михайловский сельсовет, с/о «Свапа», участок № ***) следует, что в 1996 году граждане отсыпали дорогу, для беспрепятственного доступа к своим земельным участкам. Одним из требований предъявляемых к образуемым земельным участкам является то, что образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами (ч.6 ст.11.9 ЗК РФ). Утверждение схемы расположения земельного участка площадью 4254 кв.м., расположенного по адресу: Курская область, ***, сл.Михайловка, *** (с прохождением по земельному участку грунтовой дороги), свидетельствует о том, что при утверждении границ земельного участка *** Курской области нарушены требования п.12 ч.9 ст.39.29 ЗК РФ. Руководствуясь ст.71 ЗК РФ, на основании акта проверки органом государственного контроля (надзора) органа местного самоуправления от **.**.** № *** о нарушении *** Курской области п.12 ч.9 ст.39.29 ЗК РФ, выразившееся в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории общей площадью 4254 кв.м., расположенного по адресу: Курская область, ***, сл.Михайловка, ***, при наличии оснований для отказа в ее утверждении, предусмотренных ч.16 ст.11.10 ЗК РФ, предписано: *** Курской области устранить допущенное нарушение требований земельного законодательства Российской Федерации путем принятия мер по отмене постановления *** Курской области от **.**.**, в срок до **.**.**. Также в предписании указано, что в соответствии со ст.19.5 КоАП РФ за невыполнение в установленный срок законного предписания должностного лица, осуществляющего государственный надзор, об устранений нарушений законодательства Российской Федерации установлена административная ответственность.
В судебном заседании установлено, что предписание заместителя главного государственного инспектора по использованию и охране земель по Дмитриевскому, Железногорскому и ***м Курской области ФИО14 от **.**.** не обжаловалось и не отменено.
**.**.** *** Курской области на основании ч.1 ст.48 Федерального закона от **.**.** №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ст.71 ЗК РФ, рассмотрев материалы административного дела № ***а-61/2020 по административному иску ФИО2 и ФИО3 к *** об оспаривании решения органа местного самоуправления, возложении обязанности совершить действия, а также материалы внеплановой документарной проверки заместителя главного государственного инспектора по использованию и охране земель по Дмитриевскому, Железногорскому и ***м Курской области ФИО14 соблюдения требований земельного законодательства Российской Федерации Администрацией *** при предоставлении (формировании) земельного участка с кадастровым номером № ***, в целях устранения выявленных нарушений действующего законодательства при утверждении схемы расположения земельного участка, а именно: в нарушение пп.3 п.16 ст.11.10 ЗК РФ разработка схемы расположения земельного участка с нарушением требований ст.11.9 ЗК РФ к образуемым земельным участкам; образование земельного участка с нарушением требований, установленных ЗК, другими федеральными законами (п.6 ст.11.9 ЗК РФ) – в составе образуемого земельного участка находятся земли общего пользования (п.12 ст.1 Градостроительного кодекса РФ, п.12 ст.85 ЗК РФ); образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон (п.7 ст.11.9 ЗК РФ) – образуемых земельный участок находится в зонах Ж1 и СХ2 в соответствии с Правилами землепользования и застройки МО «Михайловский сельсовет», утвержденными Решением Представительного собрания *** Курской области от **.**.** № ***-РС, постановила отменить постановление *** Курской области от **.**.** № ***Об утверждении схемы расположения земельного участка».
Учитывая изложенное, суд не может учесть довод представителя административных истцов ФИО13 о том, что оспариваемое постановление администрации не содержит какого-либо нормативного обоснования, указания на установление конкретных обстоятельств, из которых администрацией сделан вывод о неправомерности ранее вынесенного постановления, отсутствуют ссылки на документы, подтверждающие обоснованность и необходимость отмены постановления.
Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО11 пояснила, что она являлась членом с/о «Свапа». Общество возникло в 1987 года. Примерно тогда же ими, всеми членами с/о Свапа», была отсыпана дорога, где сейчас находится участок ФИО3 и ФИО15. По данной дороге они подъезжали к своим земельным участкам, привозили дрова, навоз. Если не будет этой дороги, они не смогут подъехать к своим участкам и даже развернуться. Изначально, домовладение ФИО3 принадлежало другим людям, когда она появилась, начались коллизии. На их отсыпанной дороге ФИО3 положили бетон. Чтобы попасть на участок, необходимо проехать по этой дороге. На ее улицу по другой дороге не попадешь, только там может подъехать скорая, пожарная машина и развернуться. Вся эта земля с дорогой была с/о «Свапа».
Из обозренных в судебном заседании фотографий, усматривается, что, действительно, около дома административных истцов проходит дорога, часть которой выделена им *** Курской области.
Административный истец ФИО3 и ее представители ФИО13 и ФИО12 в судебном заседании данный факт не оспаривали, однако, они полагали, что это не дорога, поскольку она не закоординирована, отсутствуют ее координаты, протяженность, она не имеет асфальтного покрытия, в с/о «Свапа» имеется только одна дорога с координатами.
Суд не может согласиться данными доводами и полагает, что отсутствие координат дороги, асфальтного покрытия не означает, что дорога, которой пользуются граждане, имеющие садовые участки в бывшем с/о «Свапа», жители сл.Михайловка, отсутствует.
Кроме того, суд не может принять во внимание ссылку истцов и их представителей на решение Железногорского городского суда Курской области от **.**.**, поскольку в данном решении не давалась оценка соответствию схемы расположения земельного участка требованиям статей п.12 ч.9 ст.39.29 ЗК РФ, ч.16 ст.11.10 ЗК РФ, ч.6 ст.11.9 ЗК РФ.
Также в данном решении суд указал, что, исходя из текста оспариваемого постановления № *** от **.**.** в качестве основания для отмены постановления главы администрации *** Курской области № *** от **.**.**, явилась исключительно ссылка на Федеральный закон от **.**.** №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», свод правил СП 42.13330.2011 «СНиП **.**.**-89*. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», выявленные в порядке самоконтроля противоречия с действующим законодательством, а так же в связи с обращениями граждан вх.№ *** от 14.05.2019г., без указания конкретных статей, причин, послуживших принятию соответствующего решения, то есть оно вынесено в отсутствие каких-либо конкретных оснований.
Кроме того, суд считает несостоятельным довод представителя административных истцов ФИО12 о том, что предписание от **.**.** не содержало указания об отмене постановления *** Курской области от **.**.** № ***.
Как усматривается из предписания заместителя главного государственного инспектора по использованию и охране земель ФИО14 от **.**.**, предписано *** Курской области устранить нарушение требований земельного законодательства Российской Федерации путем принятия мер по отмене постановления *** Курской области от **.**.** № ***, в срок до **.**.**.
Учитывая изложенное, а также то, что оспариваемое постановление *** было вынесено на основании предписания заместителя главного государственного инспектора по использованию и охране земель по Дмитриевскому, Железногорскому и ***м Курской области ФИО14 от **.**.**, которым было установлено нарушение земельного законодательства, оно не обжаловалось и не отменено; отмененным постановлением *** Курской области от **.**.** № *** «Об утверждении семы расположения земельного участка» нарушаются права других лиц, суд считает, что основания для признания незаконным и отмене постановление администрации *** Курской области от **.**.** № *** «Об отмене постановления администрации *** Курской области от **.**.** № *** «Об утверждении схемы расположения земельного участка», отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
решил:
ФИО2 и ФИО3 в удовлетворении административных исковых требований к *** Курской области о признании незаконным и отмене постановления администрации *** Курской области от **.**.** № *** «Об отмене постановления администрации *** Курской области от **.**.** № *** «Об утверждении схемы расположения земельного участка», отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курский областной суд через Железногорский городской суд Курской области в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено **.**.**.
Председательствующий: