Решение от 29.02.2024 по делу № 2-131/2024 (2-1754/2023;) от 18.12.2023

51RS0020-01-2023-001508-45

Дело № 2-131/2024 (2-1754/2023)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 февраля 2024 год город Снежногорск

Полярный районный суд Мурманской области в составе

председательствующего судьи Соколовой Н. М.,

при помощнике судьи Давидовой Д.В.,

с участием представителя истца помощника прокурора Кольского района Мурманской области Олексий Д.О.,

представителя ответчика Администрации муниципального образования городской округ ЗАТО Александровск Мурманской области, третьего лица МКУ «Отдел капитального строительства ЗАТО Александровск» Менжулиной А.А., действующей на основании доверенностей от 09.01.2024 г. и от 19.02.2024 г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Кольского района Мурманской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования городской округ ЗАТО Александровск Мурманской области о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства в сфере безопасности дорожного движения,

установил:

    Прокурор Кольского района Мурманской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования городской округ ЗАТО Александровск Мурманской области (далее по тексту администрация МО ГО ЗАТО Александровск Мурманской области) о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства в сфере безопасности дорожного движения.

В обоснование исковых требований прокурор указал на следующие обстоятельства.

Прокуратурой Кольского района Мурманской области проведена проверка исполнения законодательства в сфере безопасности дорожного движения. Проведенной проверкой установлено, что автомобильная дорога местного значения общего пользования, дорога по ул. Душенова в г. Гаджиево ЗАТО Александровск Мурманской области находится в собственности ответчика. Вопросы организации содержания автомобильных дорог общего пользования, элементов их обустройства отнесены к полномочиям городских округов.

Выездной осмотр участка указанной дороги произведен совместно с сотрудниками ОГИБДД ОМВД России по ЗАТО Александровск. По результатам осмотра установлено, что на участке указанной автодороги в районе дома №102 по ул. Душенова в г. Гаджиево по ходу движения в г. Гаджиево расположена остановка общественного транспорта. В нарушение требований ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» на указанной остановке отсутствует освещение, крыша автопавильона имеет признаки разрушения. Выполнение требований ГОСТ Р 52766-2007 обеспечивает безопасность дорожного движения при его организации на территории Российской Федерации. Отсутствие обязательных элементов в составе указанного остановочного пункта создает реальную угрозу причинения вреда жизни, здоровью граждан, либо причинения имущественного ущерба, чем могут быть нарушены как права и законные интересы граждан, так и интересы общества и государства.

Состав указанного остановочного пункта на указанно участке автодороги должен быть приведен ответчиком в соответствие с п.5.3.3.1. ГОСТ Р 52766-2007.

Уточнив исковые требования, прокурор Кольского района Мурманской области окончательно просил суд:

- обязать администрацию муниципального образования городской округ ЗАТО Александровск Мурманской области выполнить работы по устройству освещения остановочного пункта на участке автодороги в районе дома №102 по ул. Душенова в г. Гаджиево по ходу движения в г. Гаджиево, в срок не позднее 31 декабря 2024 года.

В настоящем судебном заседании помощник прокурора Кольского района Мурманской области уточненные требования поддержал, просил удовлетворить по основаниям, указанным в иске.

Представитель ответчика Администрации муниципального образования городской округ ЗАТО Александровск Мурманской области, третьего лица МКУ «Отдел капитального строительства ЗАТО Александровск» Менжулина А.А. возражала против удовлетворения исковых требований, при этом полагала срок исполнения заявленных требований достаточным в случае удовлетворения судом требований прокурора.

Представитель третьего лица ГИБДД ОМВД России по ЗАТО Александровск в суд не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.

Суд, выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, пришел к следующему выводу.

В соответствии с ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Федеральный закон РФ № 196-ФЗ от 10.12.1995 г.) права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации.

Согласно ст. 12 Федерального закона РФ № 196-ФЗ от 10.12.1995 г., ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 08 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон РФ №237-ФЗ от 08.11.2007 г.), настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации (далее -дорожная деятельность).

Действие настоящего Федерального закона распространяется на все автомобильные дороги в Российской Федерации (далее - автомобильные дороги) независимо от их форм собственности и значения.

В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об автомобильных дорогах) под автомобильной дорогой понимается объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

К элементам обустройства автомобильных дорог относятся, в том числе, остановочные пункты.

К полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в том числе: разработка основных направлений инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог местного значения; утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели; осуществление иных полномочий, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления (ст. 13 Федерального закона РФ №257-ФЗ от 08.11.2007 г.).

    Содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения (ч.1 ст. 17 Федерального закона РФ №257-ФЗ от 08.11.2007 г.).

Приказом Минтранса России от 16 ноября 2012 года N 402 утверждена Классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, которая предназначена для использования при планировании объемов дорожных работ, в том числе при их проектировании и формировании программ дорожных работ на краткосрочный и среднесрочный периоды.

В соответствии с пунктами 5 части 1 статьи 15 Федерального закона РФ от 06 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся, в том числе: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пунктом 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», утвержденного Приказом Ростехрегулирования от 23 октября 2007 г. №270-ст предусмотрено, что относящиеся к средствам улучшения видимости стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах предусматривают на участках, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 метров.

Согласно п.4.6.1.13 ГОСТ ГОСТ Р 52766-2007 наружные осветительные установки включают в вечерние сумерки при естественной освещенности менее 20 лк, а отключают – в утренние сумерки при естественной освещенности более 10 лк.

В судебном заседании установлены следующие обстоятельства.

Автомобильная дорога местного значения общего пользования, дорога по ул. Душенова в г. Гаджиево ЗАТО Александровск Мурманской области находится в собственности ответчика.

Постановлением администрации МО ГО ЗАТО Александровск Мурманской области от 02.10.2020 г. №1864 «О классификации и категориях автомобильных дорог (их участков) общего пользования местного значения муниципального образования ЗАТО Александровск Мурманской области в зависимости от транспортно-эксплуатационных характеристик и потребительских свойств», внутригородскому проезду ул. Душенова д. 91а-102 присвоена 4 категория.

На участке указанной автодороги расположен остановочный пункт общественного транспорта, при этом отсутствует его освещение.

Технические требования к автобусным остановкам регламентированы стандартом отрасли ОСТ 218.1.002.2003 «Автобусные остановки на автомобильных дорогах. Общие технические требования», приняты и введенным в действие распоряжением Государственной службы дорожного хозяйства Министерства транспорта Российской Федерации от 23.05.2003 г. №ИС-460-р.

    Согласно п. 5.3.1 "ГОСТ Р 52766-2007. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования", утв. Приказом Ростехрегулирования от 23.10.2007 N 270-ст (далее - ГОСТ 52766-2007) остановочные пункты маршрутных транспортных средств на дорогах и улицах должны размещаться в местах промежуточных остановок на маршруте следования в соответствии с требованиями ГОСТ 52766-2007 и ГОСТ 33062-2014. Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Требования к размещению объектов дорожного и придорожного сервиса (введен в действие Приказом Росстандарта от 14.08.2015 N 1163-ст).

В п. 5.3.2 ГОСТ 52766-2007 установлены требования к остановочным пунктам на автомобильных дорогах. В частности, остановочный пункт должен состоять, в то числе, из следующих элементов: - остановочной площадки; - посадочной площадки; - заездного кармана (при размещении остановочного пункта у пересечений и примыканий автомобильных дорог); - автопавильона или навеса; - скамьи; - контейнера и урн для мусора (для дорог IV категории только урна); - освещения (с питанием от распределительных сетей или автономных источников).

На основании п. п. 5.3.2.3 - 5.3.2.6 ГОСТ 52766-2007 на дорогах IБ - IV категорий остановочные пункты располагают не чаще, чем через 3 км, а в курортных районах и густонаселенной местности - 0,4 км.

В местах размещения остановочных пунктов должно быть обеспечено расстояние видимости для остановки автомобиля для дорог соответствующих категорий.

В п. 5.3.3 ГОСТ 52766-2007 установлены требования к остановочным пунктам на участках дорог в пределах населенных пунктов и на улицах.

Согласно п. 5.3.3.1 ГОСТ 52766-2007 остановочный пункт должен состоять, в том числе, из следующих элементов:- остановочной площадки; - посадочной площадки; - заездного кармана на дорогах; автопавильона или навеса; - скамьи; - урны для мусора; - освещения (с питанием от распределительных сетей или автономных источников). Остановочный пункт на улицах размещают в заездном кармане.

Отсутствие искусственного наружного освещения в темное время суток у остановочного пункта общественного транспорта создает угрозу жизни и здоровью участников дорожного движения.

Обязанность по осуществлению дорожной деятельностью в отношении автомобильных дорог местного значения в границах ЗАТО Александровск Мурманской области, в том числе по ремонту, содержанию и обеспечению безопасности дорожного движения, в силу закона возложена на администрацию МО ГО ЗАТО Александровск Мурманской области.

Учитывая изложенное, отсутствие обязательных элементов в составе указанного остановочного пункта нарушает права и законные интересы граждан, а также интересы общества и государства, в связи с чем уточненные требования прокурора подлежат удовлетворению.

Удовлетворяя требование прокурора о понуждении к исполнению обязательства в натуре, суд обязан установить срок, в течение которого вынесенное решение должно быть исполнено (часть 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Срок к совершению действий по устранению установленных нарушений - до 31 декабря 2024 года, по мнению суда, являются разумным и достаточным, не нарушает баланс интересов неопределенного круга лиц и публичных интересов, решение суда в данной части направлено на скорейшее восстановление нарушенных прав неопределенного круга лиц.

При наличии объективных причин, препятствующих исполнению решения суда в установленный срок, вопрос об отсрочке исполнения решения суда по заявлению ответчиков может быть разрешен в порядке статьи 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

С учетом установленных обстоятельств дела, суд полагает, что требования прокурора являются законными, обоснованными, основанными на нормах действующего законодательства, и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь

ст. 194-198 ГПК Российской Федерации, суд

решил:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ 31 ░░░░░░░ 2024 ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░ №102 ░░ ░░. ░░░░░░░░ ░ ░. ░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ 07 ░░░░░ 2024 ░░░░.

░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░

2-131/2024 (2-1754/2023;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Кольского района Мурманской области
Ответчики
Администрация муниципального образования ЗАТО Александровск
Другие
ОГИБДД ОМВД России по ЗАТО Александровск
МКУ "Отдел капитального строительства ЗАТО Александровск"
Суд
Полярный районный суд Мурманской области
Судья
Соколова Надежда Михайловна
Дело на сайте суда
pol.mrm.sudrf.ru
18.12.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.12.2023Передача материалов судье
22.12.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.12.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.12.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.01.2024Судебное заседание
14.02.2024Судебное заседание
28.02.2024Судебное заседание
29.02.2024Судебное заседание
07.03.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.03.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.02.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее