дело № 2-3502/2018
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«11» октября 2018 года
Пушкинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Зиминой А.Е.,
при секретаре Коробовой А.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Платоновой Лидии Георгиевны к администрации Пушкинского муниципального района Московской области, третьему лицу, не заявляющему самостоятельные требования, Управлению Росреестра по МО о признании права собственности на земельный участок,
установил:
Платонова Л.Г. обратилась в суд с требованиями о признании права собственности на земельный участок, площадью 500 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, П. <адрес>, д. Васюково, <адрес>.
В обоснование иска указано, что Платонова Л.Г. в порядке наследования после супруга Платонова П.М., умершего 25.09.2013, является собственником 1/5 доли в праве на жилой дом по адресу: <адрес>, П. <адрес>, д. Васюково, <адрес>. <дата> Платонова Л.Г. как собственник объекта недвижимости обратилась в Росреестр с заявлением о государственный кадастровом учёте недвижимого имущества - земельном участке, расположенном по указанному выше адресу. Решением Управления Росреестра по МО от 01.03.2018г. отказано по тем основаниям, что представленная истцом выписка из похозяйственной книги о закреплении за Платоновым ПюМю землеьного участка площадью 500 кв.м при доме №19 оформлена не в соответствии с приказом от 07.03.2012г. №П/103 «Об утверждении формы выписки из похозяйственной книги о наличии у гражданина прав на земельный участок».
В судебном заседании истица требования иска поддержала, при этом пояснила, что при доме №19, сособственниками которого является ее сын Платонов В.П., а так же Апраксина М.М., Гаврилова МЛ.М., Курадцева Д.Н., имеется земельный участок, границы которого не установлены, но определены на местности заборами, споров по которым не имеется. Порядок пользования как жилым домом №19, так и земельным участком при нем, сложился очень давно, споров нет. В фактическом пользовании истицы находится земельный участок площадью 500 кв.м, который был предоставлен ее супругу, о чем имеется выписка из похозяйственной книги, акт согласования границ подписан всеми внутренними и смежными землепользователями. Сособственники жилого дома Апраксина ММ., Гаврилова Л.М., Курадцева Д.Н. свои земельные участки не оформляют. А при ее обращении в Росреестр в регистрации права ей было отказано по изложенным в иске обстоятельствам, в связи с чем последовало обращение в суд.
Представитель Администрации района по доверенности Бессонова О.С. против иска возражала, полагала, что оснований для признания за истцом права собственности на спорный земельный участок не имеется.
Представитель Управления Росреестра по МО в суд не явился, о слушании дела организация извещена в порядке ст.113 ГПК РФ.
Выслушав явившихся участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктами 1, 2 и 4 статьи 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось. Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
В силу ч.1 ст.1112 Гражданского кодекса Российской Федерации в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Согласно статье 1181 Гражданского кодекса Российской Федерации принадлежавшие наследодателю на праве собственности земельный участок или право пожизненного наследуемого владения земельным участком входит в состав наследства и наследуется на общих основаниях, установленных Кодексом. На принятие наследства, в состав которого входит указанное имущество, специальное разрешение не требуется.
В статье 6 Земельного кодекса РСФСР от 25 апреля 1991 г. (в редакции, действовавшей на момент предоставления земельного участка) установлено, что земли, находящиеся в государственной собственности, могли передаваться Советами народных депутатов в соответствии с их компетенцией в пользование, пожизненное наследуемое владение и собственность, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РСФСР и республик, входящих в состав РСФСР.
Указом Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 г. N 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России" (действовавшим до 25 февраля 2003 г.) предусмотрено, что граждане, получившие участки в пожизненное наследуемое владение или бессрочное (постоянное) пользование либо взявшие их в аренду, кроме аренды у физических лиц, имеют право на предоставление и выкуп этих участков в собственность в соответствии с действующим законодательством (пункт 3).
В соответствии с абзацем третьим статьи 7 Земельного кодекса РСФСР (в редакции, действовавшей на момент предоставления земельного участка) передача земельных участков в собственность граждан производилась местными Советами народных депутатов за плату и бесплатно.
Согласно абзацам 1 и 3 пункта 9.1 ст.3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
Граждане, к которым перешли в порядке наследования или по иным основаниям права собственности на здания, строения и (или) сооружения, расположенные на земельных участках, указанных в настоящем пункте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такие земельные участки не могут предоставляться в частную собственность.
В случае, если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность (абзац второй).
В ходе рассмотрения дела установлено, что истец Платонова Л.Г. является наследником своего супруга Платонова П.М., умершего 25.09.2013 г. (л.д.13).
В порядке наследования зарегистрировано право собственности на 1/5 доли жилого дома с кадастровым номером №, общей площадью 36,9 кв.м, расположенным по адресу: <адрес>, П. <адрес>, д. Васюково, <адрес> (л.д.20, 125).
Из представленных суду документов следует, что при жилом <адрес> по указанному адресу имеется земельный участок, границы не установлены, в фактическом пользовании истца находится земельный участок площадью 500 кв.м, акт согласования границ которого пописаны всеми смежными землепользователями (л.д.127-148).
Как следует из представленной суду выписки из похозяйственной книги Майской сельской администрации (на 1991-1995 г.г.фонд, на 1997-2—1 гг., на 2002 -2006 гг., 01.11.1990 ), наследодателю истца Платонову П.М. принадлежал земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства площадью 500 кв.м, расположенный по адресу: Московская область, Пушкинский район, д. Васюково, д.19 (лд.12).
На обращение истца Платоновой Л.Г. от 28.02.2018 г. с заявлением о государственном кадастровом учёте недвижимого имущества решением Управления Росреестра по МО от 01.03.2018г. было отказано, так как выписка из похозяйственной книги оформлена не в соответствии с приказом от 07.03.2012г. №П/103 «Об утверждении формы выписки из похозяйственной книги о наличии у гражданина прав на земельный участок» (л.д.11,14-15).
Оценив представленную суду совокупность доказательств в порядке ст.67 ГПК РФ, суд приходит к выводу, что в силу абзаца второго пункта 9.1 статьи 3 Федерального закона от <дата> N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" указанный земельный участок площадью 500 кв.м подлежит включению в наследственную массу.
Сведений о невозможности предоставления спорного земельного участка в собственность граждан материалы дела не содержат.
Положения пункта 82 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <дата> N 9 "О судебной практике по делам о наследовании", о котором было заявлено ответчиком, не применимы к рассмотренным правоотношениям, поскольку в этом пункте разъяснен вопрос наследования земельного участка, предоставленного наследодателю на праве постоянного (бессрочного) пользования, а таких сведений по данному делу не имеется, или наследодателю, являвшемуся членом садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.
В связи с изложенным, у истицы как наследника Платонова П.М. возникло право требовать признания за ней права собственности на спорный земельный участок.
Кроме того, в силу пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (действующей на период развития указанных правоотношений), если иное не установлено федеральными законами, граждане и юридические лица, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, имеют исключительное по своему выбору право на аренду или приобретение в собственность данных земельных участков. Как предусмотрено пунктом 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. В случае, если здание (помещения в нем), находящееся на неделимом земельном участке, принадлежит нескольким лицам на праве собственности, эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, если иное не предусмотрено названным кодексом, федеральными законами, с учетом долей в праве собственности на здание (пункт 3 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации).
По смыслу изложенной правовой нормы, при наличии на одном земельном участке объектов недвижимости нескольких собственников каждый из них имеет право ставить вопрос о выделе соответствующей части земельного участка в самостоятельный участок и о приобретении его в собственность или аренду независимо от других лиц, если первоначальный участок делим, образуемые земельные участки превышают минимально допустимые пределы и к ним будет обеспечен доступ от участков общего пользования, в том числе путем установления сервитута (часть 3 статьи 27 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости").
Таким образом, в опровержение возражений ответчика по данному делу, каждый из собственников объектов недвижимости, расположенных на одном делимом земельном участке, может приобрести в собственность причитающуюся ему часть земельного участка после ее выделения в натуре и внесения в кадастр недвижимости в качестве самостоятельного объекта. При этом приведенные выше нормы права не могут быть истолкованы как запрещающие собственникам объектов недвижимости, расположенных на одном делимом земельном участке, приобрести этот участок в общую долевую собственность (статьи 244, 245 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Аналогичные положения в настоящее время изложены в пунктах 1 и 2 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации.
Определение наследственного объема земельного права истицы Платоновой Л.Г. в конкретной площади (500 кв.м) в согласованных всеми заинтересованными лицами границах, о чем представлен акт согласования, прав иных лиц не затрагивает.
Постановка на кадастровый учет такого земельного участка при наличии права общей долевой собственности на жилой дом свидетельствует о государственной регистрации определенного порядка пользования земельным участком по указанному адресу, споров в отношении которого в ходе рассмотрения дела заявлено не было. При возникновении юридически значимых обстоятельств такой порядок пользования может быть пересмотрен по требования заинтересованного лица.
При вынесении настоящего решения суд так же исходит из следующего.
Пункт 2 части 7 статьи 45 Закона о кадастре (в редакции, действовавшей до 1 января 2017 г.) предусматривал, что в случае отсутствия в государственном кадастре недвижимости сведений об объекте недвижимости, в том числе при поступлении заявления о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, орган кадастрового учета, если иное не установлено данным законом, в срок, предусмотренный статьей 17 этого же закона для постановки на учет объекта недвижимости, со дня получения органом кадастрового учета соответствующих документов обеспечивает включение документов и сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости на основании документа (копии документа), устанавливающего или подтверждающего право на объект недвижимости, в том числе документа, указанного в пункте 2 статьи 25.2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и представленного заинтересованным лицом при его обращении с соответствующим заявлением в орган кадастрового учета.
Согласно пункту 2 статьи 25.2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) одним из необходимых документов является выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на данный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства).
Сведения об объектах недвижимости, права на которые возникли до дня вступления в силу Закона о регистрации и не прекращены и государственный кадастровый учет которых не осуществлен, вносятся в государственный кадастр недвижимости по правилам, предусмотренным настоящей статьей для внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости (часть 18 статьи 45 Закона о кадастре в редакции, действовавшей до 1 января 2017 г.).
Ссылка кадастровой палаты в отказе истице на нарушение пункта 21 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 4 февраля 2010 г. N 42, в связи с отсутствием в представленной административным истцом выписке из похозяйственной книги сведений о документе, удостоверяющем личность гражданина, которому принадлежат права на земельный участок, является неправильной, так как не соответствует нормам материального права.
На основании пункта 4 статьи 18 Закона о регистрации приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 7 марта 2012 г. N П/103 утверждена форма выписки из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок.
В примечании 2 к названной форме указано, что сведения о реквизитах документа, удостоверяющего личность, и адресе постоянного места жительства или преимущественного проживания гражданина, которому принадлежит земельный участок (прежнего собственника здания (строения) или сооружения, расположенного на этом земельном участке), не заполняются в случае государственной регистрации прав на земельный участок в соответствии с пунктом 7 статьи 25.2 Закона о регистрации.
Из анализа приведенных положений Закона о регистрации и приказа Росреестра от 7 марта 2012 г. N П/103 следует, что на момент оформления выписки из похозяйственной книги о наличии у Платонова П.М. права на земельный участок, сведения о реквизитах документа, удостоверяющего его личность, не могли и не должны были представляться.
Установленные по делу фактические обстоятельства и оценка представленных суду сторонами доказательств в их совокупности по правилам ст.67 ГПК РФ, позволяют суду прийти к выводу об обоснованности заявленных Платоновой Л.Г. исковых требований в полном объеме.
Изложенные в настоящем решении выводы суда согласуются с позицией Верховного суда РФ, отраженной в его кассационных определениях №4-КГ17-9 от 20.04.2017, №59-КГ16-7 от 21.06.2016, №85-КГ15-14 от 02.02.2016.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Платоновой Лидии Георгиевны к администрации Пушкинского муниципального района Московской области, третьему лицу, не заявляющему самостоятельные требования, Управлению Росреестра по МО о признании права собственности на земельный участок удовлетворить.
Признать за Платоновой Лидией Георгиевной право собственности на земельный участок площадью 500 кв.м, расположенный по адресу: МО П. <адрес>, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства.
Решение является основанием для внесения соответствующих сведений в ЕГРН и ГКН.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Московский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления в окончательной форме – 22.10. 2018 года.
Судья