Дело № 2а-296/2017
стр. отч. 3.017
Р Р• РЁ Р• Рќ Р Р•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
07.12.2017 г. г. Мглин
Мглинский районный суд Брянской области в составе:
председательствующего, судьи Рудиковой Н.В.,
РїСЂРё секретаре Степыко Р’.Р.,
с участием представителя административного истца, помощника прокурора Мглинского района Брянской области Асадова А.А.,
представителя административного ответчика администрации Осколковского сельского поселения Мглинского района Брянской области Куриленко Рђ.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Мглинского района Брянской области к администрации Осколковского сельского поселения Мглинского района Брянской области о признании незаконным бездействия по непринятию мер по постановке на учёт бесхозяйного объекта недвижимого имущества – места захоронения (кладбища) и возложении обязанности по постановке на учёт места захоронения (кладбища), расположенного по адресу: Брянская область, Мглинский район, с. Осколково, на северной стороне села, площадью 7327 кв.м.,
Установил:
Прокурор Мглинского района Брянской области обратился в суд с данным административным исковым заявлением, действуя в интересах неопределенного круга лиц, мотивируя свои требования тем, что в ходе проведенной прокуратурой Мглинского района Брянской области проверки установлено, что на территории Осколковского сельского поселения Мглинского района Брянской по адресу: Брянская область, Мглинский район, с. Осколково, на северной стороне села, расположено место захоронения – общественное кладбище, площадью 7327 кв.м.. Администрацией Осколковского сельского поселения Мглинского района Брянской области, вопреки действующего законодательства, не принимаются меры по содержанию места захоронения (кладбища) на подведомственной территории. Право собственности на вышеназванное место захоронения (кладбище) не зарегистрировано, собственник отсутствует и, в силу положений ч. 1, 3 ст. 225 ГК РФ, указанный бесхозяйный объект недвижимости подлежит постановке на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого он находится.
В силу ст. 18 Федерального закона от 12 января 1996 г. №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учетом их волеизъявления либо по решению специализированной службы по вопросам похоронного дела. Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления.
Согласно части 2 статьи 25 этого же закона организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления.
В соответствии с п.22 ч.1 ст.14 Федерального закона от 6 октября 2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
Согласно п. 15 ч. 1 ст. 9 Устава Мглинского района, а так же согласно п. 23 ч. 1 ст. 7 Устава Осколковского сельского поселения Мглинского муниципального района Брянской области организация ритуальных услуг и содержания мест захоронения отнесено к вопросам местного значения сельского поселения.
Прокурор Мглинского района Брянской области просит признать незаконным бездействие администрации Осколковского сельского поселения Мглинского района Брянской области, выразившееся в непринятии мер по постановке на учёт бесхозяйного объекта недвижимого имущества – места захоронения (кладбища) и обязать администрацию Осколковского сельского поселения принять меры по постановке данного бесхозяйного объекта недвижимого имущества – места захоронения (кладбища), расположенного по адресу: Брянская область, Мглинский район, с. Осколково, на северной стороне села, площадью 7327 кв.м. на учет в органе, осуществляющий кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В судебном заседании представитель административного истца - помощник прокурора Асадов А.А. заявленные исковые требования уменьшил, указал, что администрацией сельского поселения принимаются меры, связанные с постановкой вышеназванного спорного объекта недвижимости на учет. В связи с чем представитель административного истца просит суд обязать администрацию Осколковского сельского поселения принять меры по постановке данного бесхозяйного объекта недвижимого имущества – места захоронения (кладбища), расположенного по адресу: Брянская область, Мглинский район, с. Осколково, на северной стороне села, площадью 7327 кв.м. на учет в органе, осуществляющий кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В части требования о признании незаконным бездействия административного ответчика по непринятию мер по постановке на учёт бесхозяйного объекта недвижимого имущества – места захоронения (кладбища) представитель административного истца отказывается.
Представитель административного ответчика Куриленко Рђ.Р. административный РёСЃРє признал, СЃСѓРґСѓ РїРѕСЏСЃРЅРёР», что администрацией сельского поселения принимаются меры, связанные СЃ постановкой вышеназванного СЃРїРѕСЂРЅРѕРіРѕ объекта недвижимости РЅР° учет. Ранее Осколковской сельской администрацией заключен СЃ кадастровым инженером РґРѕРіРѕРІРѕСЂ РїРѕРґСЂСЏРґР° РЅР° выполнение кадастровых работ, произведена оплата Р·Р° выполнение данных работ. Р’ настоящее время спорный земельный участок поставлен РЅР° кадастровый учет, ему присвоен кадастровый номер. Постановлением администрации Мглинского района утверждена схема расположения земельного СЃ расположенным РЅР° нем кладбищем РІ СЃ. Осколково РЅР° восточной стороне села, площадь которого после выполнения кадастровых работ составила 7327 РєРІ.Рј. Представитель административного ответчика РїСЂРѕСЃРёР» предоставить СЃСЂРѕРє для исполнения решения СЃСѓРґР° РІ РІРёРґСѓ того, что бюджет сельского поселения РЅР° 2017 Рі. сформирован Рё использован.
Заслушав стороны и исследовав материалы дела, суд считает административное исковое заявление подлежащим удовлетворению.
В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Согласно ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья.
В соответствии с ч.ч. 1, 4 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В случаях предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться с административным исковым заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организации, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействия) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действий (бездействий) органа, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решений, действий (бездействий) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающим права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению.
Согласно п. 22 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
В силу ст. 25 Федерального закона от 12 января 1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее - Федеральный закон № 8-ФЗ от 12.01.1996) организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления.
Согласно п. 15 ч. 1 ст. 9 Устава Мглинского района, а так же согласно п. 23 ч. 1 ст. 7 Устава Осколковского сельского поселения Мглинского муниципального района Брянской области организация ритуальных услуг и содержания мест захоронения отнесено к вопросам местного значения сельского поселения.
Пункт 3 ст. 225 ГК РФ предусматривает, что бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
В соответствии с п. 2 ст. 15 Федерального закона № 8-ФЗ от 12.01.1996, места погребения могут быть: по принадлежности - государственные, муниципальные; по обычаям - общественные, вероисповедальные, воинские; по историческому и культурному значению - историко-мемориальные.
На основании ст. 4 указанного Федерального закона местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших. Места погребения могут относиться к объектам, имеющим культурно-историческое значение.
Согласно ст. 18 Федерального закона № 8-ФЗ от 12 января 1996 года «О погребении и похоронном деле» общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учетом их волеизъявления либо по решению специализированной службы по вопросам похоронного дела. Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления. На общественных кладбищах для погребения умершего предоставляется участок земли в соответствии с пунктом 5 ст. 16 настоящего Федерального закона.
На основании п.п. 4 и 5 ст. 16 названного закона предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Размер бесплатно предоставляемого участка земли на территориях других кладбищ для погребения умершего устанавливается органом местного самоуправления.
Отвод земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Размер земельного участка для кладбища определяется с учетом количества жителей конкретного города или иного поселения, но не может превышать сорока гектаров.
Деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления.
В соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности к услугам по организации похорон и связанным с ними услугам (код 93.03) отнесены услуги: по захоронению и кремации (код 93.03.11); кладбищ по захоронению, включая услуги по покупке или аренде места для захоронения (код 93.03.11.110); по содержанию кладбищ и прочих мест захоронения (код 93.03.11.130); по уходу за могилами, прочими местами захоронения, включая услуги по озеленению кладбищ (код 93.03.11.131).
Согласно п.п. 3 и 4 ст. 17 Федерального закона № 8-ФЗ от 12 января 1996 года для выявления факторов неблагоприятного воздействия мест погребения на окружающую среду, здоровье человека осуществляются государственный социально-гигиенический мониторинг и государственный экологический мониторинг (государственный мониторинг окружающей среды) в соответствии с законодательством Российской Федерации. При нарушении санитарных и экологических требований к содержанию места погребения органы местного самоуправления обязаны приостановить или прекратить деятельность на месте погребения и принять меры по устранению допущенных нарушений и ликвидации неблагоприятного воздействия места погребения на окружающую среду и здоровье человека, а также по созданию нового места погребения.
Санитарные правила и нормы «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения» (СанПиН 2.1.2882-11), утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ № 84 от 28 июня 2011 года, устанавливают гигиенические требования к содержанию кладбищ.
Как усматривается РёР· материалов дела, РЅР° территории Осколковского сельского поселения Мглинского района Брянской области РїРѕ адресу: Брянская область, Мглинский район, СЃ. Осколково, РЅР° северной стороне села, расположено место захоронения – общественное кладбище. Постановлением администрации Мглинского района Брянской области РѕС‚ 02.03.2017 Рі. в„– 145 утверждена схема расположения границ земельного участка СЃ находящимся РЅР° нем кладбищем, расположенным РїРѕ адресу: Брянская область, Мглинский район СЃ. Осколково. РР· выписки РёР· ЕГРН РѕС‚ 31.10.2017 Рі. следует, что данный земельный участок расположен РІ кадастровом квартале в„– 32:16:0060101, Рё ему присвоен кадастровый номер в„– 32:16:0060101:475. Категория земель- земли РѕСЃРѕР±Рѕ охраняемых территорий Рё объектов, РІРёРґ разрешенного использования- действующее кладбище. Площадь указанного земельного участка составляет 7327+/-30 РєРІ.Рј.. РСЃС…РѕРґСЏ РёР· изложенного, СЃСѓРґ РїСЂРёС…РѕРґРё Рє выводу, что площадь СЃРїРѕСЂРЅРѕРіРѕ земельного участка, подлежащего постановке РЅР° учет РІ органе, осуществляющий государственную регистрацию прав РЅР° недвижимое имущество Рё сделок СЃ РЅРёРј РІ качестве бесхозяйной недвижимой вещи составляет 7327 РєРІ.Рј.
В соответствии с п.22 ст.14 Федерального закона от 6 октября 2003г. № «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
Общественные кладбище, расположенное по адресу: Брянская область, Мглинский район, с. Осколково, на восточной стороне села, площадью 7327 кв.м. собственника не имеет, что не обеспечивает его сохранность, этим ставится под угрозу безопасность граждан, их жизнь и здоровье, право последних на благоприятную окружающую среду, так как непринятие должных мер по содержанию кладбищ может привести к загрязнению окружающей среды, созданию антисанитарных условий, способствующих в дальнейшем распространению различных видов заболеваний.
В силу ст.225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался (п.1).
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учёт органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся (п.3).
Пунктом 5 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 N 931, также предусмотрено, что принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.
Общественные кладбища являются недвижимым имуществом, так как согласно ч.1 ст.4 Федерального закона от 12 января 1996 г. №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» представляют собой участки земли для захоронения тел (останков) умерших и, следовательно, подлежат принятию на учёт органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 226-227 КАС РФ, суд
Решил:
Административное исковое заявление прокурора Мглинского района к администрации Осколковского сельского поселения Мглинского района Брянской области о возложении обязанности по постановке на учёт места захоронения (кладбища), расположенного по адресу: Брянская область, Мглинский район, с. Осколково, на восточной стороне села - удовлетворить.
Обязать администрацию Осколковского сельского поселения Мглинского района Брянской области принять меры по постановке недвижимого имущества - места захоронения (кладбища), расположенного по адресу: Брянская область, Мглинский район, с. Осколково, на северной стороне села, площадью 7327 кв.м. на учет в органе, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним в качестве бесхозяйной вещи в срок до 01 июля 2018 года.
На основании п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ администрацию Осколковского сельского поселения Мглинского района Брянской области от уплаты государственной пошлины освободить.
На решение могут быть поданы апелляционная жалоба или представление в Брянский областной суд в течение месяца.
РЎСѓРґСЊСЏ Рќ.Р’. Р СѓРґРёРєРѕРІР°
Решение в окончательной форме изготовлено 11.12. 2017 г.