Решение по делу № 33-14134/2022 от 19.07.2022

Дело № 2-2604/2022

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

№ 33-14134/2022

          23 августа 2022 г.                                                           г. Уфа

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе

Председательствующего                Абдрахмановой Э.Я.,

судей:                            Алексеенко О.В.,

                                Ибрагимовой И.Р.,                                                            при секретаре                        Миннихановой Л.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Октябрьского района г. Уфы Республики Башкортостан, действующего в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в интересах ребенка-инвалида Щаниной Е.Э. к Министерству здравоохранения Республики Башкортостан о возложении обязанности по бесперебойному обеспечению ребенка-инвалида лекарственными препаратами, компенсации морального вреда,

по апелляционным жалобам прокурора Октябрьского района г. Уфы, Министерства здравоохранения Республики Башкортостан на решение Кировского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от 26 апреля 2022 г.

Заслушав доклад судьи Абдрахмановой Э.Я., судебная коллегия

установила:

Прокурор Октябрьского района г. Уфы Республики Башкортостан, действуя в интересах ребенка-инвалида Щаниной Е.Э., обратился в суд первой инстанции с иском к Министерству здравоохранения Республики Башкортостан об обязании бесперебойно обеспечивать ребенка-инвалида лекарственными препаратами.

Свои требования мотивировал тем, что по обращению законного представителя несовершеннолетнего ребенка – ФИО4 проведена проверка соблюдения прав ребенка-инвалида Щаниной Е.Э. на обеспечение ее ребенка-инвалида лекарственным препаратом НовоРапид ФлексПен (МНН-инсулин Аспарт).

Проверкой установлено, что Щаниной Е.Э., дата года рождения, установлен диагноз «Сахарный диабет 1 типа, 11/10, лабильное течение подросткового периода, стадия субкомпенсации. Е10.2», состоит на диспансерном учете в ГБУЗ РБ Детская поликлиника №... адрес. 18.11.2021г. ГБУЗ РБ Детская поликлиника №... адрес Щаниной Е.Э. выписан рецептурный бланк на лекарственный препарат Инсулин аспарт, раствор для внутреннего подкожного введения 100ЕД/мл №....

23.11.2021 года законным представителем несовершеннолетнего данный рецепт предъявлен в аптеку №..., однако, в связи с отсутствием в наличии лекарственного препарата рецепт поставлен на отсроченное обслуживание. По состоянию на 27.01.2022 г. указанным лекарственным препаратом Щанина Е.Э. не обеспечена.

Законный представитель несовершеннолетнего ребенка ФИО4 самостоятельно приобрела лекарственный препарат НовоРапид ФлексПен в количестве 2 упаковок на сумму 3 879, 80 руб.

Ссылаясь на вышеназванные обстоятельства, прокурор просил обязать ответчика Министерство здравоохранения РБ обеспечить ребенка-инвалида Щанину Е.Э. лекарственным препаратом НовоРапид ФлексПен (МНН-инсулин Аспарт); обязать обеспечивать своевременное и бесперебойное предоставление Щаниной Е.Э. лекарственного препарата НовоРапид ФлексПен (МНН-инсулин Аспарт); возместить ФИО4 понесенные расходы на приобретение лекарственного препарата НовоРапид ФлексПен (МНН-инсулин Аспарт) в сумме 3879,80 руб.; взыскать компенсацию морального вреда, причиненного Щаниной Е.Э. в размере 30000 руб.; решение суда обратить к немедленному исполнению.

Решением Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 26 апреля 2022 г. постановлено:

исковые требования прокурора Октябрьского района г. Уфы Республики Башкортостан, действующего в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в интересах ребенка-инвалида Щаниной Е.Э. к Министерству здравоохранения Республики Башкортостан о возложении обязанности по бесперебойному обеспечению ребенка-инвалида лекарственными препаратами, компенсации морального вреда - удовлетворить частично.

Обязать Министерство здравоохранения Республики Башкортостан бесперебойно и своевременно обеспечивать ребенка-инвалида Щанину Е.Э. лекарственным препаратом НовоРапид ФлексПен (МНН – инсулин Аспарт).

Взыскать с Министерства здравоохранения Республики Башкортостан в пользу ФИО4, действующей в интересах несовершеннолетней дочери Щаниной Е.Э., в возмещение расходов на приобретение лекарственного препарата НовоРапид ФлексПен (МНН - инсулин Аспарт) 3879,80 руб.

Взыскать с Министерства здравоохранения Республики Башкортостан в пользу Щаниной Е.Э. компенсацию морального вреда в размере 1000 рублей.

В удовлетворении требований прокурора Октябрьского района г. Уфы Республики Башкортостан, действующего в интересах ребенка-инвалида Щаниной Е.Э. об обращении решения суда к немедленному исполнению, взыскании остальной части компенсации морального вреда – отказать.

В апелляционной жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Башкортостан, прокурор Октябрьского района г. Уфы оспаривает законность и обоснованность судебного постановления в части размера компенсации морального вреда. Просит решение суда отменить в части компенсации морального вреда и принять новое решение в указанной части, удовлетворив исковые требования о взыскании компенсации морального вреда в полном объеме.

В апелляционной жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Башкортостан, Министерство Здравоохранения Республики Башкортостан оспаривает законность и обоснованность судебного постановления, просит отменить решение суда и принять по делу новое решение, в котором отказать в удовлетворении исковых требований.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о дате и времени судебного заседания.

В силу требований статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда проверяется в пределах доводов апелляционной жалобы.

Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с частями 1, 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобах, обсудив доводы апелляционных жалоб, выслушав прокурора ФИО9, ФИО4, представителя Министерства здравоохранения Республики Башкортостан – ФИО10, представителя ГБУЗ РБ Детская поликлиника №... адресФИО11, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации).

Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

В силу статьи 4 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья.

Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (статья 82 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

К числу прав граждан в сфере охраны здоровья относится в том числе право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (часть 2 статьи 19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Статьей 29 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определены способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 29 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

На недопустимость отказа гражданам, страдающим редкими заболеваниями, в лекарственном обеспечении за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации указано Министерством здравоохранения Российской Федерации в письме от дата №.... В этом же письме разъяснено, что Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» не предполагает установления каких-либо ограничительных перечней лекарственных препаратов для обеспечения больных, страдающих редкими (орфанными) заболеваниями.

При рассмотрении дела судом первой инстанции установлено, что Щанина Е.Э., дата года рождения, является ребенком-инвалидом.

Прокуратурой Октябрьского района г. Уфы Республики Башкортостан проведена проверка соблюдения прав ребенка на бесперебойное обеспечение ребенка-инвалида медицинским изделием.

Проверкой установлено, что Щанина Е.Э. состоит на диспансерном учете в ГБУЗ РБ Детская поликлиника №... адрес с диагнозом «Сахарный диабет 1 типа, 11/10, лабильное течение подросткового периода, стадия субкомпенсации. Е10.2». Согласно заключению врачебной комиссии ГБУЗ Детская поликлиника №... адрес №... от 10.12.2019 года комиссия посчитала обоснованным назначение ребенку Щаниной Е.Э. препаратов инсулинов НовоРапид ФлексПен (МНН-инсулин Аспарт) и Левемир (МНН-Детемир).

18.11.2021г. ГБУЗ РБ Детская поликлиника №... адрес Щаниной Е.Э. выписан рецепт серии №... №... на лекарственный препарат инсулин Аспарт, рецепт поставлен на отсроченное обеспечение.

23.12.2021 года детским эндокринологом ГБУЗ РБ Детская поликлиника №... адрес Щаниной Е.Э., назначено инсулинотерапия по схеме через инсулиновую помпу Аспарт, в качестве резервной терапии назначен лекарственный препарат Детемир.

Согласно выписки из Заключения врачебной комиссии ГБУЗ Детская поликлиника №... адрес по назначению лекарственных средств, медицинских изделий и специализированного питания №... от 28.01.2022 года проведена комиссия по определению тактики лечения ребенка-инвалида Щаниной Е.Э. Решением комиссии Щаниной Е.Э. рекомендована постоянная инсулинотерапия (инсулином Аспарт) – 18.8 единиц в сутки. На заседании комиссии также было принято решение об отмене решения врачебной комиссии ГБУЗ РБ Детская поликлиника №... адрес №... от 10.12.2019 года в связи с отсутствием данных о непереносимости и неэффективности других препаратов инсулина с тем же МНН и отсутствием назначений препаратов по конкретным торговым наименованием по решению врачебной комиссии в стационарных условиях.

Письмом от 25.01.2022г. №... ГУП «Башфармация» сообщает прокуратуре Октябрьского района г. Уфы о том, что рецепт, выданный Щаниной Е.Э. на лекарственный препарат НовоРапид ФлексПен (МНН-инсулин Аспарт) аптекой №... поставлен на отсроченное обеспечение, по причине того, что в аптеке №..., куда за лекарственным препаратом обратилась ФИО4 – законный представитель Щаниной Е.Э., был в наличии лекарственный препарат по МНН «Инсулин аспарт» под торговым наименованием «РинФаст».

Педиатром ГБУЗ Детская поликлиника №... адрес от на приеме 02.03.2022 года Щаниной Е.Э. рекомендовано инсулинотерапия по схеме через инсулиновую помпу Аспарт.

Согласно выписки из Заключения врачебной комиссии ГБУЗ Детская поликлиника №... адрес по назначению лекарственных средств, медицинских изделий и специализированного питания №... от дата проведена комиссия по вопросу обеспечения ребенка-инвалида ФИО1 препаратом инсулина «НовоРапид» по торговому наименованию в связи с неэффективностью аналогового препарата. На основании представленной документации, учитывая нежелательные реакции препарата аналога, учитывая положительный опыт применения по торговому наименованию «Новорапид» в течении десяти лет, врачебная комиссия ГБУЗ Детская поликлиника №... адрес посчитала обоснованным назначение по жизненным показаниям ребенку-инвалиду препарата «Аспарт» по торговому наименованию «НовоРапид» для постоянной инсулиновой терапии с помощью помпы в количестве: Новорапид раствор для подкожного и внутреннего введения 100 ед/мл 3 мл. №... – 18 упаковок.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования прокурора адрес Республики Башкортостан, действующего в интересах несовершеннолетнего ребенка ФИО1, признал установленными фактические обстоятельства, свидетельствующие о нуждаемости ФИО1 в применении препарата «Аспарт» по торговому наименованию «НовоРапид» для постоянной инсулиновой терапии с помощью помпы.

Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, так как они основаны на правильном применении норм материального права, соответствует обстоятельствам дела, представленным доказательствам, которым суд первой инстанции дал надлежащую оценку в соответствии с требованиями ст. 12, 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, оснований для иной оценки представленных доказательств судебная коллегия не усматривает.

Здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

В силу статьи 4 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья.

Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (статья 82 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

К числу прав граждан в сфере охраны здоровья относится, в том числе, право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (часть 2 статьи 19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Статьей 29 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определены способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 29 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга (часть 1 статьи 38 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Согласно части 1 статьи 43 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.

Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших (часть 2 статьи 43 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

Статьей 6.1 Федерального закона от 17.06.1999 №178-ФЗ определен исчерпывающий перечень категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2 названного федерального закона в состав набора социальных услуг включена социальная услуга по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия.

Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых о решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2, и порядки формирования таких перечней (часть 2 статьи 6.2 Федерального закона № 178-ФЗ).

К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья положениями пункта 7 части 1 статьи 16 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и пункта 21.2 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» отнесена среди прочего организация обеспечения лекарственными препаратами.

Министерство здравоохранения Республики Башкортостан является республиканским органом исполнительной власти, осуществляющим в пределах своей компетенции государственную политику в сфере здравоохранения на территории Республики Башкортостан (пункт 1.1 Положения о Министерстве здравоохранения Республики Башкортостан, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от 09.07.2014 №310).

Одной из основных задач Министерства здравоохранения Республики Башкортостан является разработка и реализация мер по развитию здравоохранения, организации оказания медицинской помощи населению и его лекарственного обеспечения (пункт 2.1 Положения о Министерстве здравоохранения Республики Башкортостан, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от 09.07.2014 № 310).

Таким образом, Министерство здравоохранения Республики Башкортостан должно предпринимать все предусмотренные законом меры к бесплатному обеспечению лекарственными препаратами лиц, страдающих сахарным диабетом. Непринятие этих мер вследствие ненадлежащего исполнения обязанностей, касающихся обеспечения названных лиц необходимыми им лекарственными препаратами, противоречит сути предусмотренных законом гарантий бесплатного оказания гражданам, страдающим сахарным диабетом, медицинской помощи, включая бесплатное лекарственное обеспечение, лишает таких граждан права на медицинскую помощь в гарантированном объеме и нарушает их право на охрану здоровья.

Установлено, что Щанина Е.Э. относится к числу лиц, указанных в статье 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи», имеющих право получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются, в том числе, средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования.

Учитывая, что обязанность по организации своевременного обеспечения данными лекарственными препаратами Министерство здравоохранения Республики Башкортостан исполняет ненадлежащим образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что имеются основания для возложения на Министерство здравоохранения Республики Башкортостан обязанности по своевременному обеспечению Щаниной Е.Э. данными лекарственными препаратами.

Кроме того, установлено, что ответчиком не предоставлен ребенку-инвалиду Щаниной Е.Э. бесплатно по жизненным показаниям лекарственный препарат в необходимом количестве, чем нарушаются права ребенка-инвалида на охрану жизни и здоровья, на доступ к средствам лечения болезней и восстановления здоровья, что в данном случае является приоритетным при оказании медицинской помощи, важнейшим и необходимым условием развития детей, с целью поддержания стабильного течения заболевания, и не ухудшения качества здоровья ребенка.

При таких установленных данных, учитывая, что необеспечение Щаниной Е.Э. необходимым лекарственным препаратом нарушает ее право на охрану здоровья и получение медицинской помощи бесплатно, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации недопустимо, в настоящее время обеспечение лекарственными препаратами возложено на Министерство здравоохранения РБ, указанный лекарственный препарат необходим Щаниной Е.Э. по медицинским показаниям, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о необходимости возложить на Министерство здравоохранения Республики Башкортостан обязанность обеспечивать Щанину Е.Э., дата года рождения лекарственным препаратом НовоРапид ФлексПен (МНН – инсулин Аспарт), при этом обеспечение должно быть бесперебойным и своевременным.

Разрешая спор в части требований о возмещении расходов на покупку лекарственного препарата НовоРапид ФлексПен (МНН – инсулин Аспарт) на сумму 3 879, 80 руб., суд первой инстанции исходил из того, что поскольку законным представителем понесены убытки, которые были обусловлены самостоятельным лекарственного препарата НовоРапид ФлексПен (МНН – инсулин Аспарт), произведенные расходы подтверждены истцом документально, стоимость лекарственного препарата стороной ответчика не оспаривалась, суд первой инстанции пришел к выводу о взыскании с Министерства здравоохранения РБ в пользу ФИО4 расходы на приобретение лекарственного препарат НовоРапид ФлексПен (МНН – инсулин Аспарт) в размере 3 879, 80 руб.

С данными выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, поскольку данные выводы подтверждаются фактическими обстоятельствами дела и представленными доказательствами.

Согласно ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

В подтверждение несения расходов законным представителем несовершеннолетнего ребенка инвалида Щаниной Е.Э. – ФИО4 на приобретение лекарственного препарата НовоРапид ФлексПен (МНН - инсулин Аспарт) 3879,80 руб., представлен кассовый чек от 25.01.2022г. на сумму 3 879,80 руб.

Согласно представленному чеку, лекарственного препарата НовоРапид ФлексПен (МНН - инсулин Аспарт) был приобретен законным представителем Щаниной Е.Э. 25.01.2022г. на общую сумму 3 879,80 руб. после принятия решения врачебной комиссией ГБУЗ РБ Детская поликлиника №... адрес от 10.12.2019 г. №... о том, что препараты инсулинов НОВОРапид (МНН-Аспарт) и Левемир (МНН-Детемир) являются жизненным показанием. Применение других видов инсулинов или же аналогов других производителей может привести к декомпенсации состояния пациента, что является угрожаемым для его жизни.

Судебная коллегия, соглашаясь с выводом суда первой инстанции о взыскании расходов на приобретение лекарственного препарата, исходит из того, что поскольку законным представителем понесены убытки, которые были обусловлены самостоятельным приобретением лекарственного препарата из-за необеспечения возможности реализации принадлежащего ребенку - инвалиду права на получение гарантированной государством социальной помощи в виде бесплатного обеспечения Щаниной Е.Э. необходимыми медицинскими изделиями, вследствие чего требование о возмещении этих расходов законному представителю ФИО4 на основании статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации в размере 3 879,80 руб. подлежат удовлетворению, так как является надлежащим способом защиты нарушенного права, направленным на восстановление имущественного положения семьи несовершеннолетнего истца Щаниной Е.Э, существовавшего до его нарушения.

Разрешая спор в части требований о компенсации морального вреда, судом первой инстанции установлено, что в результате допущенного ответчиком бездействия в отношении Щаниной Е.Э., нарушено ее право на охрану здоровья, в связи с чем требования о взыскании компенсации морального вреда являются обоснованными. Учитывая степень нравственных страданий, конкретные обстоятельства дела, требования разумности и справедливости, суд первой инстанции определил размер компенсации морального вреда в пользу ребенка-инвалида Щаниной Е.Э., подлежащей взысканию с Министерства здравоохранения Республики Башкортостан, в размере 1 000 руб.

Судебная коллегия не может согласиться с определенным судом первой инстанции размером компенсации морального вреда на основании следующего.

В соответствии со статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.

В силу ст. 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 и статьей 151 настоящего Кодекса.

В силу статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего (пункт 2 статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Определяя размер компенсации морального вреда, подлежащий взысканию в пользу истца, суд первой инстанции не учел характер перенесенных истцом им физических и нравственных страданий, личность пострадавшего и пришел к выводу о том, что сумма компенсации морального вреда в размере 1000 рублей соответствует принципам разумности и справедливости.

Учитывая доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к несогласию с размером постановленной ко взысканию суммы компенсации морального вреда, судебная коллегия приходит к выводу об изменении размера компенсации морального вреда, определенного к взысканию с ответчика в пользу истца в сумме 5000 руб. По мнению судебной коллегии, сумма денежной компенсации в указанном размере соответствует требованиям разумности и справедливости с учетом характера перенесенных истцом физических и нравственных страданий, личности пострадавшего.

    Согласно п. 2 ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалоб, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.

    Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу об изменении решения суда первой инстанции в части взыскания с Министерства здравоохранения Республики Башкортостан в пользу Щаниной Е.Э. компенсации морального вреда в размере 1000 руб., указав о взыскании 5000 руб.

    В остальной части решение суда следует признать законным и обоснованным, так как оно основано на установленных по делу обстоятельствах дела и принято с правильным применением норм материального права и с соблюдением норм процессуального права.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Кировского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от 26 апреля 2022 г. изменить в части взыскания с Министерства здравоохранения Республики Башкортостан в пользу Щаниной Е.Э. компенсации морального вреда в размере 1000 руб., указав о взыскании 5000 руб.

В остальной части решение оставить без изменения.

Председательствующий                 Э.Я. Абдрахманова

Судьи                             О.В. Алексеенко

                                 И.Р. Ибрагимова

    ...

...

33-14134/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (не осн. требов.) изменено (без направления дела на новое рассмотрение)
Истцы
Щанина Гузель Геннадьевна
Прокурор Октябрьского района г.Уфы
Ответчики
министерство здравоохранения РБ
Другие
ГБУЗ РБ Детская поликлиника №5 г.Уфы
Министерство финансов РБ
Суд
Верховный Суд Республики Башкортостан
Судья
Абдрахманова Эльвира Явдатовна
Дело на странице суда
vs.bkr.sudrf.ru
20.07.2022Передача дела судье
23.08.2022Судебное заседание
19.09.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.09.2022Передано в экспедицию
23.08.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее