Дело № 2-672/2020
76RS0008-01-2020-000493-46
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 августа 2020 года г. Переславль-Залесский
Переславский районный суд Ярославской области в составе судьи Калиновской В.М., при секретаре Рушальщиковой В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Труновой Рмалде Ахметжановны к ГУ УПФ РФ в г. Ростове Ярославской области (межрайонное) о назначении пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Трунова Р.А. обратилась в Переславский районный суд с иском к ГУ Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Ростове Ярославской области (межрайонное), просит, с учетом уточнений, сделанных в ходе судебного разбирательства, решение ГУ - Управления ПФ РФ в г. Ростове Ярославской области от 10.03.2020 года <номер скрыт> признать незаконным и отменить; включить в специальный стаж дни курсов повышения квалификации за следующие периоды: 24.10.2005-24.11.2005, 09.03.2010-08.04.2010, 12.10.2015-12.11.2015; включить в специальный стаж период работы в должности <м> № 105 г. Москвы с 03.08.1992 года по 04.09.1992 года; зачесть период работы с 18.04.1991 года по 25.06.1992 года как работу в <х>, в котором проводились операции; изменить в льготном исчислении (1 год, как 1 год и 6 месяцев) в период работы с 18.04.1991 года по 25.06.1992 года, в должности <м.у.> <К.К.>; включить в специальный стаж донорские дни 07.08.1996-08.08.1996, 15.07.1997-16.07.1997, 05.09.2001-06.09.2001; обязать ответчика назначить пенсию по старости с даты обращения 26.02.2020 года; взыскать расходы по уплате госпошлины в сумме 300 руб..
Требования мотивированы тем, что 26.02.2020 года истец обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости, решением ответчика от 10.03.2020 года <номер скрыт> истцу было отказано. С решением истец не согласилась, обратилась в суд. Из подсчета стажа исключены периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации, донорские дни. В период нахождения на курсах повышения квалификации, в дни сдачи крови за истцом сохранялось место работы и заработная плата, с которой производились отчисления. Исключен период работы в <Г> <номер скрыт> <адрес скрыт>. Период отражен в трудовой книжке. Период работы в <К.К.> включен к календарном исчислении, что противоречит положениям Постановления Совмина РСФСР от 06.09.1991 года № 464. При включении данных периодов стаж составит более 30 лет, что позволяет назначить досрочную пенсию по старости.
В судебном заседании истец Трунова Р.А. исковые требования, с учетом уточнений поддержала по обстоятельствам, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно пояснила, что <Г> <номер скрыт> реорганизована, документы сданы в архив, иные документы отсутствуют. Работала со студентами, брала кровь. В <Н> выполнялись хирургические операции, по действовавшему законодательству непосредственное участие на операциях не требовалось для льготного исчисления. Полагает, что пенсия долга быть назначена с 28.04.2020 года, согласна, что при выработке специального стажа 30 лет в 2019 году, необходимо прибавить 6 месяцев. Повторно не обратилась в УПФ поскольку 24 марта 2020 года обратилась в суд.
Представитель ответчика ГУ Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Ростове Ярославской области (межрайонное) в судебном заседании по доверенности Анохина О.И. в удовлетворении требований возражала по доводам, изложенным в письменном отзыве на исковое заявление (л.д.23-25,153-157).
Представители третьих лиц ГБУЗ Ярославской области «Переславская ЦРБ», ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр травматологии и ортопедии имени академика Г.А. Илизарова», Департамента здравоохранения г. Москвы в судебном заседании не участвовали, извещены надлежаще, причины неявки суду не известны.
Заслушав пояснения лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующим выводам.
26.02.2020 года истец обратилась с заявлением к ответчику о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 ФЗ № 400-ФЗ от 28.12.2013 года «О страховых пенсиях» (л.д.11).
Решением ГУ Управление Пенсионного фонда России в г. Ростове Ярославской области (межрайонное) от 10 марта 2020 года <номер скрыт> истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального Закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 г. «О страховых пенсиях» и в установлении федеральной социальной доплаты к пенсии в соответствии со статьей 12.1 ФЗ от 17.07.1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» в связи с отсутствием у заявителя необходимого специального стажа работы. Специальный стаж составил на момент обращения 26.02.2020 года 28 лет 11 месяца 9 дней при требуемом стаже 30 лет.
Период работы с 18.04.1991 по 25.06.1992 в должности <м.у> включен ответчиком в специальный стаж истца в календарном исчислении.
Исключены из специального стажа в соответствии с п. 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 516 следующие периоды: дни курсов повышения квалификации 24.10.2005-24.11.2005, 09.03.2010-08.04.2010, 12.10.2015-12.11.2015; донорские дни 07.08.1996-08.08.1996, 15.07.1997-16.07.1997, 05.09.2001-06.09.2001.
Период работы истца в должности <м> <номер скрыт> <адрес скрыт> с 03.08.1992 по 04.09.1992 включены в страховой стаж заявителя, как работа в обычных условиях, как неподтвержденный справкой уточняющей особый характер работ или условий труда. Установить факт льготной работы по сведениям Архивной справки <номер скрыт> от 04.10.2018 (принята к производству по совокупности с трудовой книжкой, поскольку в справке указано отчество заявителя «Ахметджановна», однако, указанный период отражен в трудовой книжке заявителя (зап. 8-9)), не представляется возможным (л.д.11-12).
Судом установлено, что Трунова Р.А., <дата скрыта> года рождения, принята на работу в <К.К.> 09.08.1989 года в <т.о.> на должность <п.м.>, 18.04.1991 года переведена <м.у.> 25.06.1992 года уволена по собственному желанию в связи с переменой места жительства, 03.08.1992 года принята в <Г.> <номер скрыт> на должность <м.с.>., 04.09.1992 года освобождена от занимаемой должности по собственному желанию (л.д.13-19).
Согласно ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
В соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 ФЗ № 400-ФЗ от 28.12.2013 года «О страховых пенсиях» (далее Закон), страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Согласно ч. 2 ст. 30 Закона, с соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 3 ст. 30 Закона, периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Согласно ч. 4 ст. 30 Закона, периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В соответствии с ч. 8 ст. 13 Закона, при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
Согласно п.2 ст. 27 Закона Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного Закона Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
В соответствии с подпунктом "н" пункта 1 данного Постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в частности, применяются:
список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно;
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного Постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (Приложение к Постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года.
Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. При этом право на досрочное назначение страховой пенсии предоставляется лицу при соблюдении одновременно двух условий: работы в соответствующих должностях и работы в соответствующих учреждениях.
Согласно пункту 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном данными Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". При этом наличие в наименовании указанных в списке учреждений указания на их клинический профиль и ведомственную или территориальную принадлежность не является основанием для исключения периода работы в данном учреждении из стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Таким образом, Советом Министров РСФСР были утверждены Списки профессий и должностей работников здравоохранения, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, от 6 сентября 1991 года N 464, согласно пункту 1 которого право на досрочную пенсию имели врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
ГБУЗ города Москвы «Городская поликлиника <номер скрыт> Департамента здравоохранения города Москвы» на обращение истца сообщило, что <Г> <номер скрыт> стала структурным подразделением <ГБ> с сентября 2012 года. В архивных фондах отсутствуют документы, а именно приказы о приеме и увольнении истца. Документы должны были быть переданы на хранение в ГКУ города Москвы «Центральный архив медицинских документов города Москвы» (л.д.179).
Согласно ответа ГКУ города Москвы «Центральный архив медицинских документов города Москвы» в лицевых счетах по заработной плате на работников за 1992 год имеются сведения о трудовом стаже Труновой Рмалде Ахмеджановны (так к документе), (дата рождения не указана): принята с 03.08.1992 года на должность <м>так в документе), приказ № 49к (дата не указана) (на основании лицевого счета по заработной плате за 1992 год); освобождена с 04.09.1992 года (должность не указана), приказ <номер скрыт> (дата не указана) (на основании лицевого счета по заработной плате за 1992 г). В период с 03.08.1992 по 04.09.1992 года имеются сведения о работе Труновой Рмалде Ахмеджановны: сведения о размере ставки, начислении надбавки за вредность и предоставлении очередных отпусков в указанный период не имеется. Сведений о предоставлении отпусков без сохранения заработной платы (в том числе по уходу за ребенком), учебных отпусков, о направлении на курсы повышения квалификации и других отвлечениях от основной работы в запрашиваемый период не имеется. Приказы, личные карточки по учету кадров ф. Т-2, табели учета рабочего времени, штатные расписания, должностные инструкции и тарификационные списки на хранение в архив не передавались. В лицевом счете по заработной плате за 1992 год фамилия, имя и отчество значатся «Трунова Рмалде Ахмеджановна». Другие работники с фамилией, именем и отчеством «Трунова Рмалде Ахмеджановна/Ахметджановна/ Ахметжановна» в просмотренных документах не значатся (л.д.151).Представитель ответчика в судебном заседании указывала, что в соответствии с п. 12 «Перечня документов, необходимых для установления пенсии…» от 28.11.2014 года № 958н, необходимо предоставление льготной справки, уточняющей льготный характер работы. Такая справка истцом не представлена. В архивной справке имеется ошибка в указании отчества истца. Представленная справка не подтверждает специальный стаж истца. В трудовой книжке отсутствует расшифровка отделения, должностные обязанности не установлены, работа в течение полного рабочего дня не подтверждена. Какие-либо документы, подтверждающие льготный характер работы не представлены (льготная справка, должностные инструкции, штатное расписание, приказы, лицевые счета, подтверждение работы в течение полного рабочего дня) (л.д.156).
Довод представителя ответчика, что в трудовой книжке отсутствует расшифровка отделения, должностные обязанности не установлены, судом не принимается, поскольку не имеет правового значения при разрешении настоящего спора. Правовое значение имеет должность истца – <м> и учреждение, где протекала работа – <Г> <номер скрыт>. Данные обстоятельства подтверждаются трудовой книжкой истца. Должность истца и наименование учреждения соответствую Списку. Отсутствие документов, которые могли свидетельствовать о специальном стаже истца на хранение в архив не переданы, т.е. отсутствуют по причинам, не зависящим от истца. Пенсионные права истца при таких обстоятельствах ущемляться не могут.
Довод представителя ответчика, что не подтверждена занятость истца полный рабочий день, судом не принимается, поскольку из архивной справки следует, что сведения о предоставлении отпусков без сохранения заработной платы (в том числе по уходу за ребенком), учебных отпусков, о направлении на курсы повышения квалификации и других отвлечениях от основной работы в запрашиваемый период не имеется. Сомнений в принадлежности архивных документов истцу у суда не возникает, поскольку иные работники с фамилией, инициалами, идентичными фамилии и инициалам истца отсутствуют, архивные сведения соответствуют записям в трудовой книжке истца. Суд приходит к выводу о возможности принятия данной архивной справки (л.д.151) в качестве доказательства, отвечающего требованию относимости.
Требование истца в указанной части подлежит удовлетворению.
Ответчиком период работы истца с 18.04.1991 года по 25.06.1992 года, в должности <м.у.>, включен в календарном исчислении.
Истец просит включить в исчислении как 1 год равен 1 год и 6 месяцев, учитывая <х.п>.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464, установлено, что исчисление сроков выслуги производится по следующим правилам: врачам - хирургам всех наименований, среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров, врачам - анестезиологам - реаниматорам, среднему медицинскому персоналу отделений (групп) анестезиологии - реанимации, отделений (палат) реанимации и интенсивной терапии, врачам - патологоанатомам и среднему медицинскому персоналу отделений общей, детской и инфекционной патологии республиканских, областных и городских патологоанатомических бюро, городских, районных, межрайонных и централизованных бюро патологоанатомических отделений, проводящим патологоанатомические вскрытия трупов, гистологические исследования трупного материала, органов и тканей, удаленных при операциях и биопсиях, обработку трупного, операционного и биопсийного материала, врачам - судебно - медицинским экспертам, среднему медицинскому персоналу районных, межрайонных и городских отделений бюро судебно - медицинской экспертизы, проводящим судебно - медицинское вскрытие, исследование трупов и трупного материала, обработку трупного материала - один год работы в этих должностях и подразделениях считать за один год и 6 месяцев.
По сути ответчик указывает на отсутствие доказательств <х.п.>.
Суду были представлены отчеты по отделению за 1991, 1992 год, штатные расписания за 1989, 1990, 1991,1992 год (л.д.130-149), из которых следует, что отделение являлось <х.п.>, в котором проводились операции. В 1991 году проведено 259, в 1992 году – 291 операция (л.д.129).
Приказом Минздрава РФ от 29.01.1999 года № 28 был утвержден перечень хирургических подразделений стационаров лечебно-профилактических учреждений, в котором указано, в том числе, ортопедическое отделение.
Из штатного расписания <данные изъяты> на 1991 год, на 1992 год следует, что в <данные изъяты> имелось отделение <у> на 70 коек, предусмотрена должность <м> (л.д.145, 142-143).
Исследованные судом документы позволяют придти к выводу, что отделение <у> являлось <х.п>, в котором проводились операции.
Довод представителя ответчика, что для льготного исчисления необходимо подтверждение участия истца в операциях, судом не принимается, как противоречащий положениям Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464.
Период работы истца с 18.04.1991 года по 25.06.1992 года в должности <м.у.> подлежит включению в специальный стаж истца в льготном исчислении- 1 год как 1 год и 6 месяцев.
Требование истца в указанной части подлежит удовлетворению.
Истец просит включить в специальный стаж периоды курсов повышения квалификации 24.10.2005-24.11.2005, 09.03.2010-08.04.2010, 12.10.2015-12.11.2015.
В соответствии с ст.11 Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно ст. 187 ТК РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы, которая исчислялась за полный рабочий день.. Работникам, направляемым для повышения квалификации с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.
Кроме того, в Правилах исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствие со ст. 27 и ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002г. №516, среди периодов, которые не подлежат включению в периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не поименованы периоды нахождения на курсах повышения квалификации.
Согласно ст.ст. 69, 72 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», повышение квалификации медицинских работников являлось обязательным условием профессиональной деятельности медицинских работников.
Согласно п.1, п.3 ст. 69 Федерального закона от 21.11.2011г. №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» право на осуществление медицинской деятельности имеют лица, получившие медицинское или иное образование и имеющие свидетельство об аккредитации специалиста.
Аккредитация специалиста осуществляется по окончании им освоения профессиональных образовательных программ медицинского образования и фармацевтического образования не реже одного раза в пять лет в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
С учетом положения ст. 69 Закона № 323-ФЗ, прохождение обучения на курсах повышения квалификации является основным условием осуществления лечебной деятельности.
Период работы истца с 01.01.2002 года по 25.02.2020 года в должности <м> включен ответчиком в специальный стаж истца, за исключением периодов нахождения на курсах повышения квалификации.
Факт нахождения истца на курсах повышения квалификации в указанные периоды подтвержден (л.д.82-87).
Периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, за которую работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, в связи, с чем они подлежат включению в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости. Поскольку период нахождения на курсах повышения квалификации приравнивается к работе, во время исполнения которой работник направлялся на указанные курсы, то исчисление стажа в спорный период времени следует производить в том же порядке, что и за соответствующую профессиональную деятельность.
В соответствии с п. 5 Постановления Правительства РФ от 29.10.2002 N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением следующих случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы:
а) лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца;
б) лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению (далее именуется - перечень), год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и 6 месяцев. В таком же порядке в стаж работы засчитываются периоды работы в соответствующих должностях в отделениях (группах, палатах, выездных бригадах скорой медицинской помощи), перечисленных в пунктах 1 - 3 перечня в организациях (структурных подразделениях), указанных в пункте 6 настоящих Правил.
Исчисление стажа работы лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях согласно перечню в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), производится с применением льготного порядка исчисления стажа, предусмотренного как подпунктом "а", так и подпунктом "б" настоящего пункта. При этом льготный порядок исчисления стажа работы применяется к календарному периоду работы.
Из анализа представленных документов следует, что командировка истца непосредственно связана с деятельностью по охране здоровья населения. Прохождение курсов повышения квалификации является для истца обязательным. С учетом изложенного, период нахождения на курсах повышения квалификации подлежит включению в специальный стаж истца.
Истец просит включить в специальный стаж донорские дни: 07.08.1996, 08.08.1996, 15.07.1997, 16.07.1997, 05.09.2001, 06.09.2001.
В соответствии со ст. 114 Кодекса законов о труде РФ, администрация предприятий, учреждений, организаций обязана беспрепятственно отпускать работников в учреждения здравоохранения в день обследования и в день сдачи крови для переливания и сохранять за ними средний заработок за эти дни.
Работникам, являющимся донорами, предоставляется непосредственно после каждого дня сдачи крови для переливания день отдыха с сохранением среднего заработка. По желанию работника этот день присоединяется к ежегодному отпуску.
Донорские дни подлежат включению в специальный стаж истца, поскольку в данные периоды за истцом сохранялось рабочее место, выплачивалась заработная плата, производились соответствующие отчисления в Пенсионный фонд.
Таким образом, специальный стаж истца на 26.02.2020 года составил 30 лет 3 месяца 29 дней (л.д.184-189).
Истец просит назначить пенсию с момента обращения – 26.02.2020 года. Также соглашается с датой 28 апреля 2020 года.
Представитель ответчика указывает, что при условии наличия необходимого стажа в 2019 году, с учетом прибавления 6 месяцев, право у истца на пенсию могло возникнуть с 28 апреля 2020 года. Оформление пенсии носит заявительный характер, заявление может быть подано не ранее, чем за месяц, т.е. с 27 марта 2020 года. Истец в указанный период не обратилась. Истцу необходимо обратился с заявлением о назначении пенсии повторно, с учетом решения суда, как нового обстоятельства, право на пенсию возникнет не ранее 2021 года.
В соответствии с ч. 1.1 ст. 30 ФЗ № 400-ФЗ, Приложением № 7 установлено, что срок назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 ФЗ № 400-ФЗ, который, при наступлении права на пенсию по старости в 2019 году, увеличивается на 12 месяцев, в 2020 году увеличивается на 24 месяца. Вместе с тем, в соответствии с ч. 3 ст. 10 ФЗ от 03.10.2018 года № 350-ФЗ предусмотрено снижение на 6 месяцев возраста выхода на пенсию для граждан, которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года приобретут требуемый для досрочного назначения пенсии стаж.
Таким образом, истец имеет право на назначении досрочной пенсии при наличии специального стажа 30 лет 6 месяцев, т.е. начиная с 28.04.2020 года.
Согласно ст. 22 ФЗ № 400-ФЗ, страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
В соответствии со ст. 5 ФЗ № 400-ФЗ, обращение за назначением страховой пенсии может осуществляться в любое время после возникновения права на страховую пенсию без ограничения каким-либо сроком.
Учитывая, что на дату обращения 26.02.2020 года право у истца на назначение пенсии не возникло, однако, ответчиком было принято решение об отказе в ее назначении, с исковым заявлением истец обратилась 24 марта 2020 года, на момент возникновения у истца права на получение пенсии спор рассматривался судом, истцом было заявлено требование, в т.ч. о назначении пенсии, суд приходит к выводу, что пенсия должна быть назначена истцу, с учетом установленных по делу обстоятельств, начиная с 28 апреля 2020 года. Решение ответчика об отказе в назначении пенсии подлежит признанию незаконным. При наличии спора и наличия решения ответчика об отказе в назначении пенсии у истца отсутствовали основания для повторного обращения с заявлением о назначении пенсии.
Истец просит взыскать с ответчика расходы по уплате госпошлины в сумме 300 руб. (л.д.9).
Согласно ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Из содержания ст.94 ГПК РФ следует, что к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся расходы на проезд и проживание сторон и третьих лиц, понесенные ими в связи с явкой в суд, расходы на оплату услуг представителей, связанные с рассмотрением дела почтовые расходы, понесенные сторонами, другие признанные судом необходимыми расходы.
Согласно ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
Довод представителя УПФ о принадлежности денежных средств РФ и невозможности их расходования, судом не принимается, поскольку правоотношения сторон при распределении судебных расходов регулируются положениями ст. 98 ГПК РФ, которая не содержит ограничений по взысканию судебных расходов с государственных учреждений.
С ответчика в пользу истца подлежат взысканию судебные расходы в сумме 300 руб., с учетом положений Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела.
Требования истца подлежат частичному удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить частично.
Признать решение ГУ УПФ РФ в г. Ростове Ярославской области (межрайонное) об отказе в установлении страховой пенсии и ФСД <номер скрыт> от 10.03.2020 года незаконным.
Обязать ГУ УПФ РФ в г. Ростове Ярославской области (межрайонное) включить в специальный стаж работы, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение Труновой Рмалде Ахметжановны следующие периоды работы: с 03 августа 1992 года по 04 сентября 1992 года в должности <м.г.> <номер скрыт> <адрес скрыт>; период с 18.04.1991 года по 25.06.1992 года в должности <м.у.> в льготном исчислении как 1 год и 6 месяцев; периоды нахождения на курсах повышения квалификации 24.10.2005-24.11.2005, 09.03.2010-08.04.2010, 12.10.2015-12.11.2015; донорские дни 07.08.1996, 08.08.1996, 15.07.1997, 16.07.1997, 05.09.2001, 06.09.2001.
ГУ УПФ РФ в г. Ростове Ярославской области (межрайонное) назначить Труновой Рмалде Ахметжановне пенсию начиная с 28.04.2020 года.
Взыскать с ГУ УПФ РФ в г. Ростове Ярославской области (межрайонное) в пользу Труновой Рмалде Ахметжановны расходы по уплате госпошлины в сумме 300 руб..
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд через Переславский районный суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.
Судья: Калиновская В.М.
Мотивированное решение изготовлено 21.08.2020 года.