Дело № 2а-1364/2021
УИД 21RS0006-01-2021-002243-76
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Канашский районный суд Чувашской Республики под председательством судьи Андреевой Л.М.,
с участием прокурора - ст. помощника Канашского межрайонного прокурора Тимофеевой И.М.,
при секретаре судебного заседания ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению и.о. Канашского межрайонного прокурора Чувашской Республики, поданного в защиту интересов неопределенного круга лиц, о признании информации, размещенной в сети «Интернет» на интернет-странице: https://vk/com/note135682823_10969088, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,
установил:
И.о. Канашского межрайонного прокуратура Чувашской Республики обратился в Канашский районный суд Чувашской Республики с административным исковым заявлением, поданным в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, о признании информации, распространяемой в сети «Интернет» на интернет-странице: https://vk/com/note135682823_10969088, информацией, распространение которой запрещено в Российской Федерации.
Требования мотивированы тем, что размещенный на указанном интернет-ресурсе запрещенный законом экстремистский материал - листовка «<данные изъяты>», подлежит признанию информацией запрещенной к распространению на территории Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
Прокурор - ст. помощник Канашского межрайонного прокурора Чувашской Республики Тимофеева И.М. административный иск поддержала и просила его удовлетворить.
Представитель Территориального отдела в Чувашской Республике Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Приволжскому округу, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела без его участия, указав, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ доступ к Интернет-ресурсу https://vk/com/note135682823_10969088 не ограничен.
Представитель Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.
Суд, признав возможным рассмотрение дела при имеющейся явке, заслушав объяснения явившегося в судебное заседание представителя административного истца, исследовав и оценив представленные доказательства, приходит к следующему.
Согласно статье 17 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ) суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают административные дела, связанные с защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан.
В силу части 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии с пунктом 4 статьи 27, пунктом 3 статьи 35 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Административное исковое заявление Канашской межрайонной прокуратурой Чувашской Республики подано в рамках полномочий, предоставленных федеральным законом, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее по тексту - Закон) информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений. Информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения.
Информация в зависимости от категории доступа к ней подразделяется на общедоступную информацию, а также на информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа).
Информация в зависимости от порядка ее предоставления или распространения подразделяется на: 1) информацию, свободно распространяемую; 2) информацию, предоставляемую по соглашению лиц, участвующих в соответствующих отношениях; 3) информацию, которая в соответствии с федеральными законами подлежит предоставлению или распространению; 4) информацию, распространение которой в Российской Федерации ограничивается или запрещается.
Согласно частям 1, 6 статьи 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Частью 1 статьи 15 названного закона предусмотрено, что на территории Российской Федерации использование информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области связи, названного Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (частью 5 статьи 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).
Статьей 9Закона предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации способами защиты гражданских прав, в частности, является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Основная особенность таких мер защиты заключается в том, что они принимаются компетентными государственными органами при разрешении гражданско-правовых споров и не связаны с определенным имущественным воздействием на правонарушителя, в отличие от мер гражданско-правовой ответственности, в связи с чем, в целях восстановления нарушенных прав граждан и во исполнение действующего законодательства вышеуказанная информация должна быть запрещена к распространению на территории Российской Федерации.
Статьей 15.1Закона предусмотрено, что в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
В реестр согласно пункту 2 части 2 статьи 15.1Закона включаются сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В силу пунктом 2 части 5 статьи 15.1Федерального закона № 149-ФЗ в качестве основания для включения в реестр сведений является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому свободу мысли и слова, вместе с тем запрещает злоупотребление свободой слова, если оно нарушает права других граждан.
В соответствии со статьей 29 Конституции РФ не допускается пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть или вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ год № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» на территории Российской Федерации запрещаются издание и распространение печатных, аудио-, аудиовизуальных и иных материалов, содержащих хотя бы один из признаков экстремизма. Кроме того, запрещается использование сетей связи общего пользования для осуществления экстремистской деятельности.
Согласно статье 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» экстремистской деятельностью (экстремизмом) является пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций.
В силу статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» запрещается использование сетей связи общего пользования для осуществления экстремистской деятельности. В случае, если сеть связи общего пользования используется для осуществления экстремистской деятельности, применяются меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом, с учетом особенностей отношений, регулируемых законодательством Российской Федерации в области связи.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» на территории Российской Федерации запрещается распространение экстремистских материалов, а также их производство или хранение в целях распространения. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, производство, хранение или распространение экстремистских материалов является правонарушением и влечет за собой ответственность.
Информационные материалы признаются экстремистскими федеральным судом по месту их обнаружения, распространения или нахождения организации, осуществившей производство таких материалов, на основании заявления прокурора или при производстве по соответствующему делу об административном правонарушении, гражданскому, административному или уголовному делу.
Одновременно с решением о признании информационных материалов экстремистскими судом принимается решение об их конфискации.
Копия вступившего в законную силу решения о признании информационных материалов экстремистскими направляется судом в трехдневный срок в федеральный орган государственной регистрации.
Федеральный орган государственной регистрации на основании решения суда о признании информационных материалов экстремистскими в течение тридцати дней вносит их в федеральный список экстремистских материалов.
Порядок ведения федерального списка экстремистских материалов устанавливается федеральным органом государственной регистрации.
Федеральный список экстремистских материалов подлежит размещению в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте федерального органа государственной регистрации. Указанный список также подлежит опубликованию в средствах массовой информации в установленном порядке.
Статьей 282 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично, в том числе с использованием средств массовой информации либо информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть «Интернет».
Статьями 20.3 и 20.29 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за массовое распространение экстремистских материалов, включенных в опубликованный федеральный список экстремистских материалов, а равно их производство либо хранение в целях массового распространения, а также пропаганда либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами.
Кроме того, статьей 20.3.1 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично, в том числе с использованием средств массовой информации либо информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть «Интернет», если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.
Согласно статье 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» целями государственной политики в интересах детей являются, в том числе защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 124-ФЗ органы государственной власти Российской Федерации принимают меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от национальной, классовой, социальной нетерпимости, от рекламы алкогольной продукции и табачных изделий, от пропаганды социального, расового, национального и религиозного неравенства, от информации порнографического характера, от информации, пропагандирующей нетрадиционные сексуальные отношения, а также от распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение.
В целях защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» устанавливаются требования к распространению среди детей информации, в том числе требования к осуществлению классификации информационной продукции, ее экспертизы, государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» к информации, запрещенной для распространения среди детей, относится информация, обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом
Таким образом, перечисленными правовыми нормами в их взаимосвязи установлены запрет на распространение экстремистской информации.
В судебном заседании установлено и из материалов дела следует, что Канашской межрайонной прокуратурой Чувашской Республики в ходе надзорной деятельности за исполнением законодательства о противодействии экстремисткой деятельности выявлен Интернет-ресурс https://vk/com/note135682823_10969088, на котором размещена информация, содержащая экстремистский материал, запрещенный решением Железнодорожного районного суда г. Рязани от ДД.ММ.ГГГГ и включенный в Федеральный список экстремистских материалов под номером № - листовка «<данные изъяты>».
Согласно справке старшего помощника Канашского межрайонного прокурора Чувашской Республики с приложением (л.д.№) вход на интернет-страницу осуществляется свободно, не требуется предварительной регистрация и не запрашивается пароль. Ознакомиться с содержанием представленной страницы может любой интернет-пользователь, информация распространяется бесплатно, срок пользования не ограничен, ограничения на передачу, копирование и распространение отсутствуют, что подтверждается также скриншотами интернет-страницы (л.д.№).
Следовательно, размещение и хранение запрещенного законом экстремистского материала на указанной странице, при наличии доступа к ней иных лиц, следует рассматривать как фактическое распространение пользователем данной страницы информации, содержащей экстремистскую направленность, что в силу вышеприведенных норм закона не допустимо.
На момент проверки, а также в настоящее время указанный интернет-ресурс в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, не внесен.
Учитывая, что вышеуказанный интернет-сайт не включен в Единый реестр, а установить его владельца не представляется возможным, суд приходит к выводу о том, что в целях восстановления нарушенных прав граждан и во исполнение действующего законодательства информацию, распространяемую посредством сети «Интернет», размещенную на интернет-странице: https://vk/com/note135682823_10969088, следует признать информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В связи с этим требования прокурора основаны на законе и подлежат удовлетворению.
Определением Канашского районного суда Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ по настоящему делу приняты меры предварительной защиты в виде ограничения доступа к информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на спорных интернет-страницах, до вступления в законную силу решения суда.
В соответствии с частью 1 статьи 89 КАС РФ меры предварительной защиты по административному иску могут быть отменены судом по своей инициативе либо по заявлению лиц, участвующих в деле.
В силу части 3 статьи 89 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска принятые меры предварительной защиты сохраняются до исполнения решения суда.
В связи с изложенным, суд считает необходимым сохранить принятые меры предварительной защиты до вступления настоящего решения в законную силу, поскольку административные исковые требования и.о. Канашского межрайонного прокурора удовлетворены.
Руководствуясь статьями 175, 177-180 КАС РФ, суд
р е ш и л :
Признать информацию, размещенную в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на интернет-странице:
https://vk/com/note135682823_10969088, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Решение суда подлежит немедленному исполнению.
Меры предварительной защиты в виде ограничения доступа к информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на интернет-странице https://vk/com/note135682823_10969088сохранить до исполнения решения суда.
Направить копию решения в Территориальный отдел в Чувашской Республике Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Приволжскому федеральному округу для внесения сведений в единую автоматизированную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение может быть обжаловано лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в административном деле и вопрос о правах и обязанностях которых был разрешен, в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через Канашский районный суд Чувашской Республики.
Судья Л.М. Андреева
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.