Дело № 2-317/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 февраля 2018 года г. Чебоксары
Калининский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики под председательством судьи Индриковой М.Ю., при секретаре судебного заседания
Никитиной О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Калининского района г.Чебоксары в интересах Николаева Вячеслава Николаевича к администрации Калининского района г. Чебоксары о признании незаконными решения жилищной комиссии, обязании поставить на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении,
установил:
Прокурор Калининского района г.Чебоксары в интересах Николаева В.Н. обратился в суд с иском к администрации Калининского района г. Чебоксары о признании незаконными решений жилищной комиссии, обязании поставить на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Исковые требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ Николаев В.Н. обращался к ответчику с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, как участника ветерана Великой Отечественной войны. Комиссией по жилищным вопросам при администрации Калининского района г. Чебоксары от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ Николаеву В.Н. было отказано в принятии на учет, с указанием, что последний имел на праве собственности жилой дом <адрес>, общей площадью <данные изъяты> который он подарил дом своей дочери Сторонкиной В.В. ДД.ММ.ГГГГ Также он и его жена Филимонова В.А. зарегистрированы в <адрес> общей площадью <данные изъяты> в которой собственниками являются ее дочь ФИО7 вместе с детьми по <данные изъяты> доли в праве общей долевой собственности, то есть он был обеспечен жилой площадью. Указанные отказы истец полагает незаконными и нарушающими его жилищные права, поскольку он имеет право на получение собственного жилья, которого он сейчас не имеет.
В судебном заседании истец Николаев В.Н. и прокурор Тарасова А.Я. исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в исковом заявлении, и вновь привели их суду.
Представитель ответчика администрации Калининского района г.Чебоксары Гайнуллин М.М., в судебном заседании просил отказать в удовлетворении заявленных исковых требований на основании решений комиссии по жилищным вопросам при администрации Калининского района г. Чебоксары.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд
приходит к следующему выводу.
Согласно п. 2 ст. 52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 ЖК РФ категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
В соответствие с п. 3, п. 4 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет.
Федеральным законом «О ветеранах» некоторым категориям ветеранов предоставлено право на получение жилья за счет средств федерального бюджета вне зависимости от срока постановки их на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. К числу таких ветеранов отнесены ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны и члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны.
Аналогичный порядок предусмотрен ст. 4 Закона ЧР «О регулировании жилищных отношений».
21 декабря 2009 года принят Закон за № 327-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О ветеранах», вступивший в силу 04 января 2010 года. В связи с принятием указанного закона статьей 23.2 ФЗ «О ветеранах» некоторым категориям ветеранов предоставлено право на получение жилья за счет средств федерального бюджета вне зависимости от срока постановки их на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. К числу ветеранов законодателем отнесены ветераны и инвалиды Великов Отечественной война и члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Вов.
Как следует из имеющихся в материалах дела письменных доказательств, Николаев В.Н. является ветераном – участником ВОВ. Соответственно он имеет право на льготы, предусмотренные Федеральным законом «О ветеранах».
ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ он обратился в администрацию Калининского района г. Чебоксары ЧР с заявлением о принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма. При этом он указал, что имеет право на льготы, предусмотренные Федеральным законом «О ветеранах».
Администрация Калининского района г. Чебоксары ЧР письмами от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ отказала ему в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по мотивам того, что заявитель ранее имел на праве собственности <адрес>, общей площадью <данные изъяты>, который подарил ДД.ММ.ГГГГ своей дочери ФИО5 Кроме того, в настоящее время он и его жена ФИО6 зарегистрированы в <адрес>, общей площадью 27,47 кв.м., то есть он был обеспечен жилой площадью.
В силу ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В силу п. 4 ст. 50 Жилищного кодекса РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Согласно Положению о порядке реализации жилищных прав гражданами - жителями города Чебоксары, утвержденного постановлением главы г. Чебоксары от 14 декабря 2005 года № 288, право состоять на учете нуждающихся сохраняется за гражданами до получения жилого помещения, за исключением случая улучшения жилищных условий, если общая жилая площадь на каждого члена семьи составляет не менее 14,5 кв. метров.
Из анализа приведенных норм права следует, что состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право участники, инвалиды Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий. При этом нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, уровень обеспеченности которых общей площадью жилого помещения является 14,5 кв. метров и менее на каждого члена семьи.
Согласно ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права
состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в
результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых
помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не
ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Согласно ч.2 ст.51 ЖК РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Согласно положениям ч.1 ст.31 Жилищного кодекса РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Из выписки из лицевого счета кв.<адрес>, общей площадью <данные изъяты>. усматривается, что в данной квартире зарегистрированы семья Коноваловых, ФИО6, истец и ФИО10 Указанные граждане проживают в спорном доме совместно, а ФИО6 приходится собственнику спорного жилья ФИО7 (<данные изъяты> доля в праве) - матерью, то есть согласно нормам действующего жилищного законодательства они является членами одной семьи.
Оснований для признания их разными семьями не имеется, поскольку действующее жилищное законодательство предусматривает, что для признания детей и родителей собственника жилого помещения членами семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником и не требует установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственники жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки. Соответственно, для признания указанных граждан разными семьями факт ведения ими раздельного хозяйства не имеет правового значения.
Кроме того, ему на основании постановления главы администрации Калининского района г.Чебоксары от ДД.ММ.ГГГГ по договору социального найма была предоставлена <адрес>, общей площадью <данные изъяты>. как «инвалиду Великой Отечественной войны», которую он в последствии приватизировал и ДД.ММ.ГГГГ подарил дочери ФИО5
Также судом установлено, что истец до ДД.ММ.ГГГГ являлся собственником жилого дома <адрес>, общей площадью 42,1 кв.м., который подарил на основании договора дарения ДД.ММ.ГГГГ своей дочери Сторонкиной В.В., что подтверждается договором дарения.
То есть, своими действиями истец совершил действия, предусмотренные ст. 53 ЖК РФ, а именно намеренно ухудшил жилищные условия, подарив свой жилой <адрес> своей дочери ФИО5, что подтверждается договором дарения от ДД.ММ.ГГГГ и записью о прекращении права собственности.
Как следует из правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от ДД.ММ.ГГГГ N 945-О-О, по смыслу статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, которая сама по себе не может рассматриваться как нарушающая какие-либо права и свободы заявителя, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущего привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. При этом применение статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 ГК Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.
Оценивая имеющиеся в материалах дела доказательства, суд приходит к выводу, что совершенные действия Николаева В.Н. не могут быть признаны добросовестными.
Кроме того, учитывая, что названные действия совершены после принятия Указа Президента РФ от 07.05.2008 № 714 «Об
обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» и в период внесения соответствующих изменений в Федеральный закон «О ветеранах» по
вопросу обеспечения инвалидов и участников Великой Отечественной войны за счет
средств федерального бюджета жильем, у ответчика имелись все основания признать их
в качестве свидетельства о наличии умысла на получение мер социальной поддержки в
виде выплаты денежной компенсации на приобретение жилья.
С учетом изложенного, доводы истца о признании недействительными решений администрации Калининского района г. Чебоксары от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ об отказе в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, нельзя признать обоснованными.
Также требование истца о восстановлении нарушенного права путем возложения на ответчика обязанности поставить его в очередь нуждающихся в жилом помещении не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194- 199 ГПК РФ,
решил:
В удовлетворении исковых требований прокурора Калининского района г.Чебоксары в интересах Николаева Вячеслава Николаевича к администрации Калининского района г. Чебоксары о признании незаконными решений от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ администрации Калининского района г.Чебоксары, об обязании поставить на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Чувашской республики через Калининский районный суд г. Чебоксары в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 12 февраля 2018 г.
Судья М.Ю. Индрикова