Решение по делу № 33-737/2021 от 16.02.2021

10


ЛИПЕЦКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Судья Коленкина Н.В. Дело по I инстанции №2-645/2020

Докладчик Долгова Л.П. Дело № 33-737/2021г.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

10 марта 2021 года судебная коллегия по гражданским делам Липецкого областного суда в составе:

председательствующего Москаленко Т.П.,

судей Долговой Л.П. и Тельных Г.А.,

при секретаре Афанасовой А.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика администрации Лебедянского муниципального района Липецкой области на решение Лебедянского районного суда Липецкой области от 25 ноября 2020 года, которым постановлено:

«Исковые требования прокурора Лебедянского района Липецкой области в интересах несовершеннолетнего ФИО1 к администрации Лебедянского муниципального района Липецкой области об обязании предоставить во внеочередном порядке жилое помещение по договору социального найма удовлетворить.

Обязать администрацию Лебедянского муниципального района Липецкой области предоставить Комолых Ольге Сергеевне во внеочередном порядке жилое помещение по договору социального найма, общей площадью не менее 36 кв.м., с учетом права несовершеннолетнего ФИО1 на дополнительную жилую площадь, в течение девяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.».

Заслушав доклад судьи Долговой Л.П., судебная коллегия

установила:

Прокурор Лебедянского района Липецкой области, действуя в интересах несовершеннолетнего ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ рождения, обратился в суд с иском к администрации городского поселения города Лебедянь Лебедянского муниципального района Липецкой области о возложении обязанности предоставить Комолых О.С. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, жилой площадью не ниже установленных социальных норм, соответствующее санитарно-техническим требованиям.

В обоснование исковых требований указал, что Комолых О.С. и её несовершеннолетний ребенок ФИО1 в установленном законом порядке признаны малоимущими, приняты на учёт в качестве нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма муниципального жилищного фонда, ФИО1 относится к категории ребенок-инвалид, ему установлен диагноз G80 и диагноз G40.8, данные заболевания входят в перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь и в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире. Несовершеннолетний ФИО1 имеет право на внеочередное обеспечение жилым помещением, а также имеет право на дополнительную жилую площадь в соответствии с требованиями действующего законодательства. Поскольку семья Комолых О.С. состоит из неё и её несовершеннолетнего сына ФИО1, норма предоставления жилья должна быть не менее 36 кв.м., из расчета: 18 кв.м х 2, с учётом права ребенка ФИО1 на дополнительную жилую площадь. В результате бездействия администрации городского поселения города Лебедянь, полномочия которой в настоящее время переданы администрации Лебедянского муниципального района Липецкой области, длительное время Комолых О.С., действующая в своих интересах и в интересах своего несовершеннолетнего сына ФИО1, не может реализовать своё право на получение жилья, что свидетельствует о нарушении требований Жилищного Кодекса РФ и Федерального закона от 24.11.1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ».

С учетом уточнений истец просил обязать администрацию Лебедянского муниципального района Липецкой области предоставить во внеочередном порядке Комолых О.С. жилое помещение по договору социального найма, общей площадью не менее 36 кв.м. с учетом права несовершеннолетнего ФИО1 на дополнительную жилую площадь в течение девяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Определением Лебедянского районного суда Липецкой области от 02.11.2020 года к участию в деле в качестве ответчика привлечена администрация Лебедянского муниципального района Липецкой области.

Определением суда от 25.11.2020 года прекращено производство по делу в части исковых требований прокурора Лебедянского района Липецкой области в интересах несовершеннолетнего ФИО1 к администрации городского поселения города Лебедянь Лебедянского муниципального района Липецкой области о возложении обязанности предоставить во внеочередном порядке жилое помещение, в связи с отказом истца от иска в этой части.

В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Лебедянского района Липецкой области Маклакова М.А. уточненные исковые требования поддержала.

Законный представитель несовершеннолетнего ФИО1 – Комолых О.С. и представитель законного представителя несовершеннолетнего по ордеру адвокат Тюрин О.В. в судебном заседании уточнённые исковые требования поддержали.

Представитель ответчика администрации Лебедянского муниципального района Липецкой области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Суд постановил решение, резолютивная часть которого приведена выше.

В апелляционной жалобе ответчик администрация Лебедянского муниципального района Липецкой области просит отменить решение суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, неправильное применение судом норм материального права, неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела.

Выслушав представителя законного представителя несовершеннолетнего ФИО1 Комолых О.С. по ордеру адвоката Тюрина О.В., а также представителя прокуратуры Копытину Г.И., возражавших против доводов апелляционной жалобы, проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему:

В соответствии со статьей 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.

В силу ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 г., обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Согласно ч. 4 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 названной статьи случаев.

Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (ч. 2 ст. 57 ЖК РФ) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении, что согласуется со ст. 40 (ч. 3) Конституции Российской Федерации.

По смыслу данной нормы, предоставление таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма вне очереди не предполагает включения их в какую-либо очередь, однако и не исключает возможность их предварительного принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, поскольку сам по себе факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации и (или) федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, реализацию его права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.

К лицам, имеющим право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма, относятся, в частности, граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в утвержденном Правительством Российской Федерации перечне (п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ).

Общая площадь представляемого по договору социального найма жилого помещения определяется в соответствии с ч. 1 ст. 50 и ч. 2 ст. 58 ЖК РФ.

Согласно ч. 1 ст. 50 ЖК РФ минимальный размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, определяется исходя из нормы предоставления.

Частью 2 ст. 58 ЖК РФ установлены основания, при которых допускается превышение норм предоставления. Согласно указанной норме жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение представляет собой одну комнату или однокомнатную квартиру либо предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ перечне.

В силу абз. 6 ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 года № 378 «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире» утвержден Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире.

Исходя из Перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире (утв. Приказом Министерства здравоохранения РФ от 29.11.2012 года № 987н «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире»), детский церебральный паралич (G80) и другие уточненные формы эпилепсии (G40.8) относятся к тяжелым формам хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире.

Из материалов дела судом установлено, что Комолых О.С. является матерью несовершеннолетнего ребенка ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ рождения, что подтверждается копией свидетельства о рождении ребенка.

ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, страдает тяжелой формой хронического заболевания (диагноз - эпилепсия код МКБ: G 40.8 и G 80), при котором невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, состоит на диспансерном учете в ГУЗ «Лебедянская ЦРБ».

Согласно справке МСЭ-2015 №1889899 от 01.04.2018 года ФКУ «ГБ МСЭ по Липецкой области» ФИО1 установлена группа инвалидности категории – <данные изъяты>, на срок до 16.05.2033 года.

Согласно справок ВК ГУЗ «Лебедянская ЦРБ» №693 от 18.12.2018 года, №676 от 22.10.2018 года, №123 от 02.07.2020 года ФИО1 наблюдается в ГУЗ «Лебедянская ЦРБ» с диагнозом <данные изъяты> <данные изъяты>, которое входит в перечень заболеваний, дающих право инвалидам на дополнительную жилую площадь согласно приказу МЗ РФ от 30.11.2012 года №991 н «Об утверждении перечня заболеваний, дающим инвалидам право на дополнительную жилую площадь.

По данным Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области и Лебедянского БТИ за Комолых О.С. значится 1/3 доля в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, общей площадью 43,6 кв.м, за ФИО1 жилого помещения не значится.

Согласно выписке из домовой книги ООО «Жилкомсервис» от 12.02.2018 года, справке ООО Лебедянская управляющая компания от 28.07.2020 года в <адрес>, зарегистрированы по месту жительства: Комолых О.С., ФИО12, ФИО1, ФИО13

Из справки ОБУ «Центр социальной защиты населения» №646 от 15.02.2018 года следует, что Комолых О.С. получает 50% скидку по оплате водоснабжения, ГВС, водоотведения, газоснабжения, электроэнергии, тепловой энергии за капремонт.

Решением жилищной комиссии администрации городского поселения города Лебедянь от 23.03.2018 года №115-р в соответствии с протоколом заседания жилищной комиссии Комолых О.С. и ФИО1 признаны малоимущими в целях предоставления им квартиры по договору социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда, поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма муниципального жилищного фонда с 13.03.2018 года за №61, что следует также из книги учета малоимущих граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Решением Совета депутатов городского поселения города Лебедянь Лебедянского муниципального района Липецкой области №09 от 12.10.2020 года постановлено ликвидировать администрацию городского поселения город Лебедянь Лебедянского района Липецкой области РФ, установлен срок ликвидации администрации городского поселения город Лебедянь Лебедянского муниципального района Липецкой области в течение 6 месяцев со дня вступления в силу настоящего решения.

Статьей 32.1 Устава городского поселения город Лебедянь Лебедянского муниципального района Липецкой области Российской Федерации, принятого решением Совета депутатов городского поселения г.Лебедяни Лебедянскогомуниципального района Липецкой области от 27 мая 2020г. №266 предусмотрено, что исполнение полномочий исполнительно-распорядительного органа городского поселения возлагается на администрацию Лебедянского муниципального района.

В силу п.18 ст.40.1 названного Устава в перечень полномочий, переданных на исполнение администрации Лебедянского муниципального района, входит, в том числе, предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 22.10.2020 года в ЕГРЮЛ в отношении юридического лица – администрации городского поселения город Лебедянь Лебедянского муниципального района Липецкой области внесена запись о принятии юридическим лицом решения о ликвидации и формировании ликвидационной комиссии от 22.10.2020 года.

Пунктом 3 статьи 63 Устава Лебедянского муниципального района Липецкой области Российской Федерации, принятого решением Совета депутатов Лебедянского муниципального района Липецкой области от 27 мая 2020 г. №415 предусмотрено, что администрация Лебедянского района приступает к осуществлению полномочий администрации городского поселения город Лебедянь Лебедянского муниципального района Липецкой области РФ со дня вступления в силу соответствующих положений в Уставе городского поселения город Лебедянь Лебедянского муниципального района Липецкой области РФ.

Разрешая спор по существу и удовлетворяя заявленные исковые требования в полном объеме, суд первой инстанции оценил представленные в материалы дела доказательства в их совокупности в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, руководствовался приведенными выше нормами материального права, регулирующими возникшие между сторонами правоотношения, и исходил из того, что 23.03.2018 года Комолых О.С. и её несовершеннолетний сын ФИО1 в установленном законом порядке признаны малоимущими, приняты на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма муниципального жилищного фонда с 13.03.2018 года, имеют право на предоставление им во внеочередном порядке жилого помещения, однако до настоящего времени жилое помещение по договору социального найма им не предоставлено.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о наличии правовых оснований для возложения на администрацию Лебедянского муниципального района г.Липецка обязанности по предоставлению Комолых жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке.

Апелляционная жалоба ответчика не содержит доводов, направленных на оспаривание выводов суда о наличии у Комолых указанного выше права.

Предметом исследования и правовой оценки суда первой инстанции являлись доводы ответчика о незаконности исковых требований истца в связи с тем, что будет допущено нарушение и ущемление права иного лица на внеочередное предоставление жилого помещения, поскольку в администрации городского поселения город Лебедянь Лебедянского района Липецкой области на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеющих права на внеочередное предоставление жилого помещения состоит ФИО14, который поставлен на учет в 2015 году, то есть ранее Комолых О.С. и её сына ФИО1

Суд первой инстанции обоснованно признал указанный довод ответчика несостоятельным, поскольку приведенные обстоятельства сами по себе не свидетельствуют о незаконности заявленных истцом требований, они не ущемляют права и законные интересы ФИО14, который не лишен права и возможности на самостоятельное обращение в суд за защитой своего права.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции и полагает, что факт постановки в 2015году на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и имеющего права на внеочередное предоставление жилого помещения ФИО14 не может служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных Комолых требований.

Разрешая спор, суд правильно указал, что поскольку Комолых относятся к категории граждан, имеющих право на внеочередное обеспечение жилой площадью по договору социального найма, состоят на жилищном учете по установленному Жилищным кодексом Российской Федерации основанию, в связи с чем, они подлежат обеспечению жилым помещением органом местного самоуправления из муниципального жилищного фонда, возможность внеочередного предоставления жилья не зависит от бюджетной обеспеченности муниципального образования.

Согласно п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ жилищное законодательство не ставит в зависимость право на внеочередное предоставление жилого помещения от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилое помещение указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди.

В силу статей 12, 130 (часть 1) и 132 (часть 1) Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление; местное самоуправление в пределах своих полномочий обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; органы местного самоуправления, в частности, самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" закрепляет, что вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно; к таким вопросам относится, в частности, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда (абзац двенадцатый части 1 статьи 2, пункт 6 части 1 статьи 14, пункт 6 части 1 статьи 16); для решения этих вопросов в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения (пункт 1 части 1 статьи 50), в частности, жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда.

Аналогичные положения закреплены и в статьях 14 (часть 1) и 19 (пункт 3 части 2) ЖК РФ, согласно которым органы местного самоуправления осуществляют также полномочия по учету граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда как совокупности жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.

Порядок предоставления жилых помещений из муниципального жилищного фонда предусмотрен частями 3, 4 статьи 57 ЖК РФ, согласно которой жилые помещения по договорам социального найма предоставляются по решению органа местного самоуправления. Решение о предоставлении жилья по договору социального найма является основанием заключения соответствующего договора социального найма.

При этом содержащееся в пункте 3 части 2 статьи 57 ЖК РФ условие о предоставлении упомянутой категории граждан жилых помещений вне очереди в случае, если такие граждане страдают тяжелыми видами хронических заболеваний (пункт 4 части 1 статьи 51 указанного Кодекса), закрепляет только особенности реализации их жилищных прав и не возлагает какие-либо дополнительные обязанности на органы местного самоуправления.

Таким образом, предоставление жилых помещений гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего ЖК РФ, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, является полномочием органа местного самоуправления. Следовательно, у ответчика имеется обязанность по предоставлению истцу помещения по договору социального найма.

Доводы относительно отсутствия реальной финансовой возможности, заключения договора социального найма жилого помещения не могут явиться основанием к отмене законного и обоснованного решения по делу.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, так как они основаны на анализе действующего законодательства и доказательствах, имеющихся в материалах дела.

Доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований для отмены обжалуемого решения суда, они являлись предметом исследования суда первой инстанции и обоснованно были отклонены, как не основанные на законе, в связи с чем они не могут повлиять на правильность выводов суда, изложенных в принятом по данному делу решении.

При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, а поэтому оснований к отмене или изменению решения суда, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.

Руководствуясь ст. 328,329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Лебедянского районного суда Липецкой области от 25 ноября 2020 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации Лебедянского муниципального района Липецкой области – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий: подпись

Судьи: подписи

Копия верна:

Судья:

Секретарь:


33-737/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
прокуратура Лебедянского района Липецкой области
Информация скрыта
Ответчики
администрация Лебедянского муниципального района Липецкой области
Администрация городского поселения г.Лебедянь
Другие
Тюрин Олег Владимирович
Комолых Ольга Сергеевна
Суд
Липецкий областной суд
Судья
Долгова Л.П.
Дело на странице суда
oblsud.lpk.sudrf.ru
10.03.2021Судебное заседание
12.03.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.03.2021Передано в экспедицию
10.03.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее