Решение по делу № 33а-12887/2021 от 06.10.2021

Судья Мельникова И.Н. Дело № 33а-12887/2021

24RS0043-01-2020-000312-34

3.022

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

14 октября 2021 года город Красноярск

Судебная коллегия по административным делам Красноярского краевого суда в составе:

председательствующего Сидоренко Е.А.,

судей Шавриной А.И., Данцевой Т.Н.,

при ведении протокола помощником судьи Костиной К.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Шавриной А.И.,

административное дело по административному иску прокурора Пировского района Красноярского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации Пировского муниципального округа о признании незаконным бездействия, возложении обязанности

по апелляционной жалобе Главы Пировского муниципального округа Евсеева А.И.

на решение Пировского районного суда Красноярского края от 28 июля 2021 года, которым постановлено:

«Административное исковое заявление прокурора Пировского района Красноярского края в интересах неопределенного круга лиц – удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие администрации Пировского муниципального округа Красноярского края по непринятию мер к созданию маневренного жилищного фонда на территории муниципального образования Пировского муниципального округа.

Обязать администрацию Пировского муниципального округа Красноярского края создать маневренный жилищный фонд на территории муниципального образования Пировского муниципального округа не позднее 1 года после вступления решения суда в законную силу».

Заслушав докладчика, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Пировского района Красноярского края обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с административным иском, с учетом уточнения исковых требований, к администрации Пировского муниципального округа о признании незаконным бездействия, выраженного в неисполнении обязанности по принятию мер к созданию маневренного жилищного фонда на территории муниципального образования Пировский муниципальный округ; возложении обязанности создать маневренный жилищный фонд на территории муниципального образования Пировского муниципального округа не позднее 6 месяцев после вступления решения суда в законную силу. Требования мотивированы тем, что прокуратурой Пировского района проведена проверка соблюдения жилищного законодательства администрациями Бушуйского, Икшурминского, Кетского, Кириковского, Комаровского, Пировского, Солоухинского, Троицкого, Чайдинского сельсоветов, в ходе которой выявлены нарушения, выразившиеся в непринятии мер к созданию маневренного фонда на территории указанных выше муниципальных образований. Отсутствие маневренного жилищного фонда на территории муниципального образования Пировский муниципальный округ создает угрозу нарушения прав граждан, проживающих в этом населенном пункте и оказавшихся в ситуации, когда в силу определенных обстоятельств они становятся нуждающимися во внеочередном предоставлении жилого помещения по правилам, предусмотренным ст.95 Жилищного кодекса РФ. Нарушения до настоящего времени не устранены.

Судом постановлено вышеприведённое решение.

В апелляционной жалобе Глава Пировского муниципального округа Евсеев А.И. просит решение отменить, как незаконное, так как в данном муниципальном образовании имеется маневренный жилищный фонд, в котором имеется одна квартира. Ссылка суда на недостаточное количество квартир на законе не основана, так как законодательно количество жилых помещений в указанном фонде не установлено. Поэтому возложение судом обязанности по созданию маневренного жилищного фонда является нарушением их прав.

От заместителя прокурора Пировского района Красноярского края Варламовой Т.В. поступили возражения на апелляционную жалобу, в которых он просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В судебное заседание явился прокурор отдела прокуратуры Красноярского края Андреев А.И. Иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о причинах своего отсутствия суд не уведомили, в силу положений ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав прокурора Андреева А.И., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене или изменению судебного решения.

В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из положений ч. 2 ст. 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.

Судом установлено и следует из материалов дела, что в соответствии с законом Красноярского края от 05.12.2019 года № 8-3431 «Об объединении всех поселений, входящих в состав Пировского района Красноярского края и наделении вновь образованного муниципального образования статусом муниципального округа» преобразованы путем объединения муниципальные образования Бушуйский сельсовет, Икшурминский сельсовет, Кетский сельсовет, Кириковский сельсовет, Комаровский сельсовет, Пировский сельсовет, Солоухинский сельсовет, Троицкий сельсовет, Чайдинский сельсовет, расположенные в границах Пировского района, и образовано муниципальное образование Пировский муниципальный округ Красноярского края. В маневренном фонде Пировского муниципального округа находится одно жилое помещение, расположенное по адресу: с.Пировское, ул.Калинина, 19-6, однако указанное помещение занято, свободных жилых помещений нет. При этом на территории Бушуйского, Икшурминского, Кетского, Кириковского, Комаровского, Пировского, Солоухинского, Троицкого, Чайдинского сельских поселений, вошедших в состав Пировского муниципального округа, не имеется жилых помещений маневренного жилищного фонда, мер к его созданию не принято. Полагая бездействие административного ответчика в указанной части незаконным, прокурор обратился в суд с рассматриваемым административным иском.

Руководствуясь нормами КАС РФ, ЖК РФ, Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Закона Красноярского края от 05.12.2019 года № 8-3431 «Об объединении всех поселений, входящих в состав Пировского района Красноярского края и наделении вновь образованного муниципального образования статусом муниципального округа», суд пришел к обоснованному выводу о том, что обязанность по созданию маневренного жилищного фонда на территории Бушуйского, Икшурминского, Кетского, Кириковского, Комаровского, Пировского, Солоухинского, Троицкого, Чайдинского сельских поселений должна осуществлять администрация Пировского муниципального округа.

Судебная коллегия, оценивая представленные доказательства по делу, соглашается с указанными выводами суда.

Согласно ч.3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).

Согласно п.п.6 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относятся, среди прочего, обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

Согласно ст. 1 Закона Красноярского края от 15.10.2015 N 9-3724 "О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Красноярского края" за сельскими поселениями Красноярского края закреплено обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством (п. «в»).

Так, из материалов дела следует, что Бушуйский, Икшурминский, Кетский, Кириковский, Комаровский, Пировский, Солоухинский, Троицкй, Чайдинский сельские поселения преобразованы путем объединения, которые вошли в состав муниципального образования Пировский муниципальный округ Красноярского края, который в соответствии с нормами закона является органом местного самоуправления, осуществляющим функции владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности указанного муниципального органа, в том числе указанных сельских поселений, а также органом, к полномочиям которого отнесено обеспечение малоимущих граждан, проживающих в сельсовете и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством.

Из приведенных норм закона следует, что обязанность по созданию маневренного фонда возложено именно на административного ответчика, в связи с чем, как верно указано судом первой инстанции, бездействие административного ответчика в части отсутствия созданного маневренного жилищного фонда на территории Пировского муниципального округа нарушает жилищные права проживающих там лиц в случае наступления чрезвычайных ситуаций.

Доводы апелляционной жалобы о том, что в данном муниципальном образовании имеется маневренный жилищный фонд, в котором имеется одна квартира, а также о том, что ссылка суда на недостаточное количество квартир на законе не основана, так как законодательно количество жилых помещений в указанном фонде не установлено, подлежат отклонению, поскольку как следует из ответа самого административного ответчика от 05.07.2021 № 1392, в маневренном фонде Пировского муниципального округа находится одно жилое помещение, которое занято, свободных жилых помещений нет, что явно свидетельствует об отсутствии иных таких жилых помещений, необходимость в предоставлении которых может возникнуть в случае наступления предусмотренных законом ситуаций. Создание такого фонда является прямой обязанностью администрации поселения. Администрация Пировского муниципального органа не лишена возможности самостоятельного определения количества необходимых жилых помещений, подлежащих отнесению в фонд маневренного жилищного фонда, исходя из нуждаемости муниципального образования в таких помещениях, с учетом особенностей территорий входящих в состав муниципального образования и находящихся там жилых помещений, а также их состояния.

Кроме того, из выписки из Единого госреестра недвижимости (т.2, л.д. 46-47) следует, что в собственности муниципального образования Пировский сельсовет Пировского района Красноярского края имеется квартира по адресу: с. Пировское, ул. Калинина, 19-6, однако данных, что данная квартира отнесена к маневренному фонду муниципального образования в деле не имеется.

Из анализа положений статей 218, 226, 227 КАС РФ, следует, что для принятия судом решения о признании действий (бездействий) незаконными необходимо наличие двух условий - это несоответствие оспариваемого решения, действия (бездействия) закону и нарушение прав и свобод административного истца, обратившегося в суд с соответствующим требованием.

Таким образом, совокупность таких условий как несоответствие оспариваемого бездействия административного ответчика требованиям закона и нарушение этим бездействием прав и свобод неопределенного круга лиц, в интересах которых прокурором подан административный иск, по настоящему делу установлена, в связи с чем имеются основания для признания оспариваемого бездействия административного ответчика незаконными.

Доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами районного суда и не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, отмену решения не влекущими.

Суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы районного суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права судом применены верно.

Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.309- 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Пировского районного суда Красноярского края от 28 июля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Кассационная жалоба может быть подана в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения.

Председательствующий:

Судьи:

14.10.2021Судебное заседание
11.11.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.11.2021Передано в экспедицию
14.10.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее