Решение по делу № 2а-297/2021 от 01.03.2021

УИД 25RS0008-01-2021-000344-38

Дело № 2а-297/2021

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 апреля 2021 года г. Дальнереченск

Дальнереченский районный суд Приморского края в составе: председательствующего судьи Брянцевой Ю.Н., при секретаре Попковой Е.В., с участием старшего помощника Дальнереченского межрайонного прокурора Прытковой М.В.,

рассмотрев гражданское дело по административному исковому заявлению заместителя Дальнереченского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено,

У С Т А Н О В И Л:

Дальнереченский межрайонный прокурор, действуя в защиту прав и законных интересах неопределённого круга лиц обратился в суд с настоящим иском, в обоснование заявленных требований, указав, что Дальнереченской межрайонной прокуратурой Приморского края по заданию Приморской краевой прокуратуры была проведена проверка, в ходе которой установлено, что при использовании доступа к сети «Internet», осуществляется беспрепятственный доступ к электронному адресу: <данные изъяты> на котором размещена информация о возможности приобретения медицинских справок о прохождении медицинского осмотра и предоставления их в общеобразовательные учреждения, без посещения медицинского учреждения и осмотра врачом-педиатром. Ресурс предлагает неопределенному кругу лиц приобрести вышеуказанные документы, при этом, вход на сайт свободный, регистрация пользователей для доступа к использованию ресурса сайта не требуется. При этом, на данном ресурсе размещена информация о возможности приобретения документов в неограниченном количестве, указана стоимость оказания услуг. Кроме того, на сайте размещена информация о возможности доставки документов по всей территории Российской Федерации. Факт размещения указанной информации установлен работником межрайонной прокуратуры ДД.ММ.ГГГГ в помещении Дальнереченской межрайонной прокуратуры Приморского края по адресу: <адрес> при использовании рабочего компьютера. Указанная информация побуждает неопределенный круг лиц к совершению преступлений и административных правонарушений, формирует у неопределенного круга лиц отношение к приобретению и использованию поддельных документов как к приемлемому общественному явлению, способствует укоренению в обществе мнения об обыденности этого явления и успешности лиц, использующих поддельные документы. Вследствие этого, имеется необходимость ограничения доступа к информации, размещенной на данном сайте. В целях ограничения доступа к сайту <данные изъяты> в сети «Интернет», необходимо внести указанный сайт в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее по тексту – Единый реестр) в соответствии со ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Вместе с тем, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ данная информация в нарушение действующего законодательства РФ размещена в сети «Интернет» на сайте <данные изъяты> и в Единый реестр не внесена. Дальнейшее нахождение в открытом доступе указанной информации формирует у неопределенного круга лиц отношение к приобретению вышеуказанных документов как приемлемому общественному явлению, способствует укоренению в обществе мнения об обыденности этого явления. Просит суд признать информацию, размещенную на сайте по сетевому адресу: <данные изъяты> информацией, распространение которой, в Российской Федерации запрещено, как не соответствующей нормативным правовым актам и нарушающей права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц.

От руководителя Управления федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Приморскому краю (далее по тексту - Управление Роскомнадзора по Приморскому краю) Шутова Э.А. поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие заинтересованного лица, в котором также указано, что доступ к сайту по URL адресу <данные изъяты> не ограничивается, страница сайта не внесена в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в РФ запрещено.

Исследовав и оценив представленные по делу доказательства, суд приходит к следующему: согласно п.1 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений. Информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения. Информация в зависимости от категории доступа к ней подразделяется на общедоступную информацию, а также на информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа). Информация в зависимости от порядка ее предоставления или распространения подразделяется на: 1) информацию, свободно распространяемую; 2) информацию, предоставляемую по соглашению лиц, участвующих в соответствующих отношениях; 3) информацию, которая в соответствии с федеральными законами подлежит предоставлению или распространению; 4) информацию, распространение которой в Российской Федерации ограничивается или запрещается.

Частью 1 статьей 15 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» на территории Российской Федерации использование информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области связи, настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Частью 5 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

Частью 6 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» установлен запрет на распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Положениями статьи 9 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» предусмотрено право     ограничения доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В силу ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - ФЗ № 273-ФЗ) образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

В соответствии с п. 3 ч. 4 ст. 41 ФЗ 273-ФЗ организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

На основании ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», в организациях отдыха и оздоровления детей, дошкольных и других образовательных организациях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федераций» (далее - Закон № 323-ФЗ) основными принципами охраны здоровья являются: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья, доступность и качество медицинской помощи, ответственность должностных лиц медицинских организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья.

В соответствии со ст. 9 Закона № 323-ФЗ должностные лица медицинских организаций несут в пределах своих полномочий ответственность за обеспечение гарантий в сфере охраны здоровья, установленных законодательством Российской Федерации.

Лицензирование медицинской деятельности регулируется: Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», Положением о лицензировании медицинской деятельности, Административным регламентом Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по предоставлению государственной услуги по лицензированию медицинской деятельности, Приказом Росздравнадзора от 05.05.2014 № 3166 «Об утверждении форм документов, используемых Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения в процессе лицензирования медицинской деятельности».

Статьей 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или специального разрешения (лицензии).

За осуществление предпринимательской деятельности без лицензии, причинившее крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряженное с извлечением дохода в крупном размере, ч. 1 ст. 171 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность.

Статьей 327 Уголовного кодекса Российской Федерации установлена уголовная ответственность за подделку, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков.

На основании положений ч.1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что интернет - ресурс <данные изъяты> предлагает неопределенному кругу лиц информацию о возможности приобретения медицинских справок о прохождении медицинского осмотра и предоставления их в общеобразовательные учреждения, без посещения медицинского учреждения и осмотра врачом-педиатром, вход на сайт свободный, регистрация пользователей для доступа к использованию ресурса не требуется, что подтверждается: рапортом об обнаружении интернет-сайта от ДД.ММ.ГГГГ актом осмотра сайта в сети «Интернет» от ДД.ММ.ГГГГ, скриншотами интернет-страницы. Таким образом, указанная информация на интернет-странице сайта <данные изъяты> подлежит запрещению к распространению на территории Российской Федерации, как противоречащая действующему законодательству, нарушающая права неопределенного круга лиц.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники

Согласно пункту 1 «Правил создания, формирования и ведения единой информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», утверждённых Постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 № 1101 (далее по тексту – Правила) Единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено" (далее - единый реестр) создается в целях ограничения доступа к сайтам в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено (далее - запрещенная информация).

В силу положений пп. 2,3,5 указанных Правил Создание единого реестра осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Формирование и ведение единого реестра осуществляются Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и оператором реестра - организацией, зарегистрированной на территории Российской Федерации, которая может привлекаться к формированию и ведению единого реестра в соответствии с критериями, утвержденными Правительством Российской Федерации (далее - оператор реестра). Основаниями для включения в единый реестр доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети "Интернет", а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие запрещенную информацию (в числе прочих), являются: вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", запрещенной информацией.

На основании требований пункта 9 указанных Правил Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и (или) оператор реестра в течение суток со дня получения вступившего в законную силу решения суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", запрещенной информацией или постановления судебного пристава-исполнителя об ограничении доступа к информации, распространяемой в сети "Интернет", порочащей честь, достоинство или деловую репутацию гражданина либо деловую репутацию юридического лица, либо в течение суток с момента поступления в электронном виде (в рамках системы взаимодействия) информации о решении, принятом уполномоченным органом, о признании информации запрещенной информацией вносят в единый реестр реестровую запись, содержащую: а) доменное имя и (или) указатель страницы сайта в сети "Интернет", содержащего запрещенную информацию; б) описание выявленной запрещенной информации, позволяющее ее идентифицировать, включая (если имеется) ее название. К реестровой записи прикрепляется заверенная должностным лицом уполномоченного органа (в том числе квалифицированной электронной подписью) копия страницы (страниц) сайта в сети "Интернет", на которой (которых) размещена запрещенная информация; в) информация о решении, принятом уполномоченным органом, содержание которой определено пунктом 8(1) настоящих Правил, о включении доменного имени и (или) указателя страницы сайта в сети "Интернет" в единый реестр или представленные в форме электронных документов, заверенных квалифицированной электронной подписью, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, размещенной на сайте в сети "Интернет", запрещенной информацией либо постановление судебного пристава-исполнителя об ограничении доступа к информации, распространяемой в сети "Интернет", порочащей честь, достоинство или деловую репутацию гражданина либо деловую репутацию юридического лица; г) дата и время получения информации о решении, принятом уполномоченным органом, или решения суда о признании информации, размещенной на сайте в сети "Интернет", запрещенной информацией либо постановления судебного пристава-исполнителя об ограничении доступа к информации, распространяемой в сети "Интернет", порочащей честь, достоинство или деловую репутацию гражданина либо деловую репутацию юридического лица; д) сведения о провайдере хостинга, а в случае, если это указано в информации, представленной уполномоченным органом, в постановлении судебного пристава-исполнителя об ограничении доступа к информации, распространяемой в сети "Интернет", порочащей честь, достоинство или деловую репутацию гражданина либо деловую репутацию юридического лица, или в решении суда, также сведения о владельце сайта (фамилия, имя, отчество и контактные данные физического лица либо наименование и основной государственный регистрационный номер юридического лица) в объеме и в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области персональных данных.

Так, на основании требований Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации», Постановления Правительства РФ от 26.10.2012 № 1101 Постановление Правительства РФ от 26.10.2012 N 1101 (ред. от 11.10.2019) "О единой автоматизированной информационной системе "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено" (вместе с "Правилами создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено", "Правилами принятия уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти решений в отношении отдельных видов информации и материалов, распространяемых посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", распространение которых в Российской Федерации запрещено"), информация, размещенная на электронной странице сайта https://spravkinadom.onlinе/pediatr подлежит запрету к распространению на территории Российской Федерации. Признание информации, размещённой на указанной странице, запрещенной к распространению является основанием для ее внесения в единую информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, в соответствии с положениями ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.20106 № 149-ФЗ.

Принимая во внимание изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу о законности и обоснованности заявленных прокурором административных исковых требований и полагает их подлежащими удовлетворению.

Помимо этого, на основании определения суда от ДД.ММ.ГГГГ применены меры предварительной защиты по административному иску в виде ограничения доступа к информации, размещенной на сайте по сетевому адресу: <данные изъяты> до принятия судом решения по административному иску (ст.85 КАС). Согласно ч.3 ст. 89 КАС, в случае отказа в удовлетворении административного иска принятые меры предварительной защиты по нему сохраняются до вступления в законную силу решения суда. Однако суд одновременно с принятием такого решения или после этого может вынести определение об отмене мер предварительной защиты по административному иску. В случае удовлетворения административного иска принятые меры предварительной защиты сохраняются до исполнения решения суда. При таких обстоятельствах, Меры предварительной защиты по административному иску в виде ограничения доступа к информации, размещенной на сайте по сетевому адресу: <данные изъяты> принятые определением Дальнереченского районного суда Приморского края ДД.ММ.ГГГГ сохранить до исполнения решения суда в законную силу, после чего отменить.

Руководствуясь ст.ст. 175-180,89 КАС РФ суд,     

Р Е Ш И Л:

Административные исковые требования заместителя Дальнереченского межрайонного прокурора – удовлетворить.

Признать информацию, размещенную на сайте по сетевому адресу: <данные изъяты> информацией, распространение которой, в Российской Федерации запрещено, как не соответствующей нормативным правовым актам и нарушающей права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц.

Меры предварительной защиты по административному иску в виде ограничения доступа к информации, размещенной на сайте по сетевому адресу: <данные изъяты> принятые определением Дальнереченского районного суда Приморского края ДД.ММ.ГГГГ сохранить до исполнения решения суда в законную силу, после чего отменить.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Дальнереченский районный суд Приморского края.

Судья                 Ю.Н. Брянцева

2а-297/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Дальнереченский межрайонный прокурор Приморского края
Другие
Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Приморскому краю
Суд
Дальнереченский районный суд Приморского края
Судья
Брянцева Ю.Н.
Дело на странице суда
dalnerechensky.prm.sudrf.ru
01.03.2021Регистрация административного искового заявления
01.03.2021Передача материалов судье
01.03.2021Решение вопроса о принятии к производству
01.03.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.03.2021Подготовка дела (собеседование)
10.03.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.04.2021Судебное заседание
12.04.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
31.05.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
31.05.2021Дело оформлено
12.04.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее