Решение по делу № 2-495/2023 от 19.07.2023

Дело

УИД

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

13 сентября 2023 года                                                 село Моргауши

Моргаушский районный суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Салдыркиной Т.М.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Галкиной З.П.,

с участием представителя истца прокурора Моргаушского района Чувашской Республики ФИО2, помощника прокурора Моргаушского района Чувашской Республики,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску прокурора Моргаушского района Чувашской Республики, поданному в интересах неопределенного круга лиц, к ФИО14, ФИО9 об обязании оборудовать систему противопожарной защиты,

установил:

Прокурор Моргаушского района Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ФИО14, ФИО9 об обязании оборудовать систему противопожарной защиты в соответствии с требованиями абзаца 4 пункта 71 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года № 1479, в виде автоматической разблокировки и открывания ворот, установленных на проездах и подъездах, для обеспечения беспрепятственного проезда пожарной техники, в течение <данные изъяты> со дня вступления решения суда в законную силу.

Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой Моргаушского района Чувашской Республики в ходе проверки соблюдения законодательства в сфере охраны жизни и здоровья несовершеннолетних, пожарной безопасности на объекте образования ФИО14, расположенном по адресу: <адрес>, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ выявлено, что в нарушение требования абзаца 4 пункта 71 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года № 1479, не обеспечивается автоматическая разблокировка и (или) открывание ворот, ограждений и иных технических средств, установленных на проездах и подъездах, а также нахождение их в открытом положении для обеспечения беспрепятственного проезда пожарной техники, либо ручное открывание при организации круглосуточного дежурства персонала непосредственно у места установки ворот, ограждения и иных технических средств на проездах или дистанционно при устройстве видео- и (или) аудиосвязи с местом их установки.

По данному факту прокуратурой района в адрес ФИО14 ДД.ММ.ГГГГ было внесено представление об устранении нарушений, но на момент обращения с иском в суд нарушение не устранено.

        В судебном заседании помощник прокурора Моргаушского района Чувашской Республики ФИО2 исковые требования прокурора поддержала по основаниям, изложенным в заявлении, просила удовлетворить.

    Представитель ответчика ФИО14, также представитель ответчика ФИО9 ФИО3, начальник отдела (просили дело рассмотреть в их отсутствие), в судебное заседание не явились, свои доводы по исковому требованию не представили.

    Представитель третьего лица администрации Моргаушского муниципального округа Чувашской Республики, надлежащим образом извещенный о времени и месте, в судебное заседание не явился, свои доводы по исковому требованию не представили, об уважительности причины неявки не заявили.

                На основании статьи 167 ГПК РФ суд нашел возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.

        Выслушав прокурора, исследовав и проанализировав представленные по делу письменные доказательства, суд приходит к следующему выводу.

На основании п.15 ч.3 ст.28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится, в частности, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, обучающихся и работников образовательной организации.

Охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность (п.8 ч.1 ст.41 Федерального закона № 273-ФЗ).

В силу пункта 2 части 3 статьи 28 Федерального закона № 273-ФЗ к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.

Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (пункт 2 части 6 статьи 28 Федерального закона № 273-ФЗ).

Преамбулой Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» определено, что настоящий Федеральный закон определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями, юридическими лицами (далее - организации), должностными лицами, гражданами (физическими лицами), в том числе индивидуальными предпринимателями (далее - граждане).

На основании ст.1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; пожар - неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.

Под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение специальных условий социального и (или) технического характера, установленных в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.

Согласно ст.37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению и т.д.

В ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ предусмотрено, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.

В целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определения основных положений технического регулирования в области пожарной безопасности и установления общих требований пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, 22.07.2008 принят Федеральный закон № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

В силу п.20 ст.2 Федерального закона №123-ФЗ, пожарная безопасность объекта защиты - состояние объекта защиты, характеризуемое возможностью предотвращения возникновения и развития пожара, а также воздействия на людей и имущество опасных факторов пожара.

Согласно п.1 ч.1 ст.4 Федерального закона №123-ФЗ техническое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой установление в нормативных документах по пожарной безопасности требований пожарной безопасности к продукции, процессам проектирования, производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации.

Как следует из ст. 5 Федерального закона №123-ФЗ, каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности. Целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска, установленного настоящим Федеральным законом, и направленных на предотвращение опасности причинения вреда третьим лицам в результате пожара.

В силу ст. 6 Федерального закона №123-ФЗ пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении в полном объеме требований пожарной безопасности, установленных настоящим Федеральным законом, а также одного из следующих условий: выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в нормативных документах по пожарной безопасности, указанных в пункте 1 части 3 статьи 4 настоящего Федерального закона; пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом; выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в специальных технических условиях, отражающих специфику обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений и содержащих комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, согласованных в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности; выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в стандарте организации, который согласован в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности; результаты исследований, расчетов и (или) испытаний подтверждают обеспечение пожарной безопасности объекта защиты в соответствии с частью 7 настоящей статьи.

К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (ч.3 ст.4 Федерального закона №123-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 № 1479 утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации. Данные Правила устанавливают требования пожарной безопасности, определяющие порядок поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты (далее - объекты защиты) в целях обеспечения пожарной безопасности.

Согласно абзаца 4 пункта 71 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года № 1479, система противопожарной защиты в случае пожара должна обеспечивать автоматическую разблокировку и (или) открывание шлагбаумов, ворот, ограждений и иных технических средств, установленных на проездах и подъездах, а также нахождение их в открытом положении для обеспечения беспрепятственного проезда пожарной техники. Допускается ручное открывание при организации круглосуточного дежурства персонала непосредственно у места установки шлагбаума, ворот, ограждения и иных технических средств на проездах или дистанционно при устройстве видео- и (или) аудиосвязи с местом их установки (в ред. Постановления Правительства РФ от 24.10.2022 N 1885).

Прокурорская проверка была проведена на основании приказа Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 13 декабря 2021 года № 744 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних, соблюдением их прав и законных интересов».

В ходе прокурорской проверки, проведенной совместно с ФИО26 ДД.ММ.ГГГГ в ФИО14, установлено, что в нарушение требований абзаца 4 пункта 71 Правил противопожарного режима в Российской Федерации не обеспечена автоматическая разблокировка и (или) открывание ворот, ограждений и иных технических средств, установленных на проездах и подъездах, а также нахождение их в открытом положении для обеспечения беспрепятственного проезда пожарной техники, либо ручное открывание при организации круглосуточного дежурства персонала непосредственно у места установки ворот, ограждения и иных технических средств на проездах или дистанционно при устройстве видео- и (или) аудиосвязи с местом их установки.

Данные обстоятельства подтверждаются актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ, представлением прокурора района от ДД.ММ.ГГГГ , вынесенным в адрес директора ФИО14, и не опровергаются ответчиками.

Указанное нарушение требований правил противопожарной безопасности создаёт угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних.

В письменном объяснении от ДД.ММ.ГГГГ, ответе от ДД.ММ.ГГГГ директор ФИО14 ФИО4 пояснил, что выявленные нарушения законодательства не устранены в связи с отсутствием финансирования, что обратились в отдел образования с письмом о выделении денежных средств (л.д. 16-17, 18).

Довод о выполнении требований абзаца 4 пункта 71 Правил противопожарного режима в Российской Федерации на проездах и подъездах к образовательному учреждению в целях обеспечения беспрепятственного проезда пожарной техники ответчики в суд не представили.

Бездействие ФИО14 при обеспечении пожарной безопасности в указанном образовательном учреждении нарушает права неопределенного круга лиц, что гарантировано ст.41 Конституции Российской Федерации.

Судом установлено, что ФИО14 является бюджетным учреждением, созданным муниципальным образованием Моргаушский муниципальный округ Чувашской Республики.

Согласно п.1.1, 1.5 Положения об отделе образования, молодежной политики, физической культуры и спорта администрации Моргаушского муниципального округа Чувашской Республики отдел является отраслевым органом администрации Моргаушского муниципального округа Чувашской Республики, осуществляющим управление в сфере образования, физической культуры и спорта на территории муниципального округа в пределах своей компетенции, является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс.

В силу статей 139 и 140 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, следовательно, у главного распорядителя бюджетных средств - ФИО9 имеются все необходимые правовые полномочия по выделению денежных средств, необходимых для устранения нарушений пожарной безопасности в образовательном учреждении.

В соответствии со ст.12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающее угрозу его нарушения.

Предъявление искового заявления прокурором вызвано защитой прав и законных интересов неопределенного круга лиц.

Непринятие мер ФИО14, ФИО9 по выполнению мероприятий по пожарной безопасности ставит в опасность жизнь и здоровье как персонала, так и обучающихся в учреждении лиц, нарушаются права неопределенного круга лиц на безопасные условия жизнедеятельности.

На основании изложенного суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения требований прокурора.

В связи с тем, что исполнение решения суда связано с совершением определенных действий, связанных в том числе с выделением денежных средств, ведением учебного процесса, суд полагает возможным в соответствии с ч.2 ст.206 ГПК РФ определить срок исполнения – в течение <данные изъяты> со дня вступления в законную силу решения суда. При этом суд учитывает, что такой срок заявлен прокурором, свои возражения по сроку исполнения представители ответчиков не представили. Суд находит указанный срок разумным и достаточным для надлежащего исполнения данной обязанности.

        На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

        решил:

Обязать ФИО14, отдел ФИО9 оборудовать в указанном общеобразовательном учреждении, расположенном по адресу: <адрес>, систему противопожарной защиты в соответствии с требованиями абзаца 4 пункта 71 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года № 1479, в виде автоматической разблокировки и открывания ворот, установленных на проездах и подъездах, для обеспечения беспрепятственного проезда пожарной техники, в течение <данные изъяты> со дня вступления решения суда в законную силу.

        Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики через Моргаушский районный суд Чувашской Республики-Чувашии в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения.

        Председательствующий:                                      Т.М. Салдыркина

        Мотивированное решение изготовлено 13 сентября 2023 года.

2-495/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Моргаушского района
Ответчики
Отдел образования,молодежной политики,физической культуры и спорта администрации Моргаушского муниципального округа ЧР
МБОУ "Шатьмапосинская ООШ"
Другие
Администрация Моргаушского муниципального округа Чувашской Республики
Суд
Моргаушский районный суд Чувашии
Судья
Салдыркина Т.М.
Дело на странице суда
morgaushsky.chv.sudrf.ru
19.07.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.07.2023Передача материалов судье
20.07.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.07.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.07.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.09.2023Судебное заседание
13.09.2023Судебное заседание
13.09.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.09.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее