УИД: 66OS0000-01-2021-000041-80
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Екатеринбург |
10 августа 2021 года |
Номер производства 3а-198/2021 |
Резолютивная часть решения объявлена 10 августа 2021 года.
Мотивированное решение изготовлено 16 августа 2021 года.
Свердловский областной суд в составе
судьи Полевщиковой С.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Зайнуллиным И.У. с использованием средств аудиозаписи,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное производство
№ 3а-198/2021
по административному исковому заявлению Ерохина Вячеслава Николаевича
к административным ответчикам - Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области,
с участием заинтересованных лиц - ФГБУ «ФКП Росреестра», в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Уральскому Федеральному округу, Т.,
об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером <№>,
установил:
Ерохин В.Н. (далее – административный истец), являясь собственником объекта недвижимости с кадастровым номером <№> (далее – объект недвижимости), обратился в Свердловский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просит установить по состоянию на 01 января 2019 года кадастровую стоимость объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
В обоснование заявленных требований административным истцом был представлен отчет об оценке № 727-01Н от 29 декабря 2020 года (далее – Отчет), выполненный оценщиком общества с ограниченной ответственностью «Уральский центр оценки и юридического консалтинга» Н.
Представителем Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области Биишевой А.О. направлен отзыв, в котором указано, что оценку требований административного истца Управление оставляет на усмотрение суда.
Определением суда от 27 мая 2021 года производство по административному делу было приостановлено в связи с назначением судебной экспертизы, проведение которой было поручено эксперту общества с ограниченной ответственностью «Профи Апрайс» С.
В судебном заседании принял участие представитель административного истца Чертыкова Н.А., которая просила установить кадастровую стоимость объекта недвижимости в размере рыночной стоимости, определенной экспертом.
Иные лица, участвующие в деле, - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по УФО, Т., - представителей в судебное заседание не направили, извещены о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Уральскому федеральному округу в отзывах просят рассмотреть административное дело в их отсутствие.
В силу части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд рассмотрел дело в отсутствие представителей вышеуказанных лиц после возобновления производства по делу протокольным определением.
Заслушав пояснения представителя административного истца, исследовав и оценив имеющиеся в административном деле письменные доказательства, в том числе, заключение эксперта от 21 июня 2021 года № 216062021/4, суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость (пункт 2 части 1 статьи 248 КАС РФ, часть 7 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке»).
Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости предусмотрено установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую утверждена его кадастровая стоимость (часть 1 статьи 248 КАС РФ).
В соответствии со статьей 15 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц является местным налогом.
Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего кодекса.
Объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) имущество, в том числе жилой дом, жилое помещение (квартира, комната) (подпункты 1 и 2 пункта 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации).
Федеральным законом от 04 октября 2014 года № 284-ФЗ раздел Х Налогового кодекса Российской Федерации с 01 января 2015 года был дополнен главой 32 «Налог на имущество физических лиц».
Из положений пункта 1 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации усматривается общее правило, о том, что налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости.
Одновременно, обозначенный Федеральный закон в пункте 3 статьи 5 установил императивное правило, что начиная с 1 января 2020 года определение налоговой базы по налогу на имущество физических лиц, исходя из инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, не производится.
Законом Свердловской области от 26 марта 2019 года № 23-ОЗ «Об установлении единой даты начала применения на территории Свердловской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц, исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения по этому налогу» установлено, что единой датой начала применения на территории Свердловской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения по этому налогу является 1 января 2020 года.
Поскольку административный истец являлся плательщиком налога на имущество физических лиц по 11 января 2021 года, и в отношении объекта недвижимости уплачивает налоговые платежи исходя из кадастровой стоимости, он имеет правовой интерес в пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Оспаривая утвержденную в отношении объекта недвижимости кадастровую стоимость, административный истец представил в суд Отчет, выполненный оценщиком общества с ограниченной ответственностью «Уральский центр оценки и юридического консалтинга» Н.
В соответствии с Отчетом рыночная стоимость по состоянию на 01 января 2019 года объекта недвижимости определена оценщиком в размере 16698 567 руб.
В связи с возникшим спором о величине рыночной стоимости объекта недвижимости и в целях устранения возникших сомнений, по ходатайству представителя административного истца определением Свердловского областного суда от 27 мая 2021 года была назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено эксперту общества с ограниченной ответственностью «Профи Апрайс» С
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы от 21 июня 2021 года № 216062021/2 рыночная стоимость объекта недвижимости по состоянию на 01 января 2019 года определена в размере 18 262000 руб.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в пункте 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении» и пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2008 года № 13 «О применении норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении и разрешении дел в суде первой инстанции», заключение эксперта, равно как и другие доказательства по делу, не являются исключительными средствами доказывания, и должны оцениваться в совокупности со всеми имеющимися в деле доказательствами. При исследовании заключения эксперта суду следует проверять его соответствие вопросам, поставленным перед экспертом, полноту и обоснованность содержащихся в нем выводов.
Аналогичное положение содержится в части 8 статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В пункте 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации разъяснено, что суд на основании имеющихся в деле доказательств, вправе установить рыночную стоимость в ином размере, чем указано в заявлении об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, в том числе при наличии возражений заявителя относительно представленных доказательств об иной рыночной стоимости объекта недвижимости.
В силу статьи 59 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заключение эксперта относится к числу доказательств по делу, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.
Указанное доказательство подлежит оценке судом в соответствии со статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в совокупности с другими доказательствами по делу.
В соответствии со статьей 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заключение эксперта должно содержать подробное описание проведенного исследования с указанием примененных методов, сделанные в результате его выводы и ответы на поставленные судом вопросы.
Эксперт, проводивший экспертизу, предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации, обладает достаточным профессиональным стажем и необходимой квалификацией для данной деятельности, что подтверждено соответствующими документами.
Приведенные в заключении судебной экспертизы выводы эксперта по размеру рыночной стоимости объекта недвижимости не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение.
Профессиональное суждение эксперта относительно рыночной стоимости объекта оценки полностью подтверждается собранной информацией и приведенными расчетами.
Оценив данное экспертное заключение в совокупности с другими представленными по делу доказательствами по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что оснований не доверять выводу эксперта о размере рыночной стоимости объекта недвижимости не имеется.
При этом суд принимает во внимание, что правильность заключения судебной экспертизы сторонами не опровергнута, доказательств иной рыночной стоимости объекта недвижимости, что действительно могло бы поставить под сомнение достоверность заключения эксперта, вопреки положениям части 1 статьи 62, части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и распределенному судом между сторонами бремени доказывания обстоятельств, имеющих значение для дела, не представлено; ходатайств о назначении повторной экспертизы не заявлено.
При таких обстоятельствах, суд устанавливает по состоянию на 01 января 2019 года кадастровую стоимость объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости 18 262000 рублей.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона № 237-ФЗ в Единый государственный реестр недвижимости подлежат внесению сведения о дате подачи заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости.
Датой обращения административного истца с заявлением об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости является 21 января 2021 года (дата обращения с заявлением в суд).
Руководствуясь статьями 175 - 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Ерохина Вячеслава Николаевича о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером <№>, удовлетворить.
Установить по состоянию на 01 января 2019 года кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером <№> в размере его рыночной стоимости 18 262 000 (восемнадцать миллионов двести шестьдесят две тысячи) руб.
Датой подачи заявления об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером <№> в размере его рыночной стоимости считать 21 января 2021 года.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме во Второй апелляционный суд общей юрисдикции через Свердловский областной суд.
Судья С.Н. Полевщикова