Дело №2-5133/2021
24RS0048-01-2021-000202-18
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 июля 2021 года Советский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Мядзелец Е.А.,
при секретаре Ван О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Красноярского природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации к акционерному обществу «РУСАЛ Красноярск» о признании деятельности незаконной, возложении обязанности разработать и установить нормативы выбросов по веществу 2 класса опасности,
УСТАНОВИЛ:
Красноярский природоохранный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации, обратился в суд с исковым заявлением к АО «РУСАЛ Красноярск».
Требования мотивированы тем, что в результате проверки, проведенной в отношении АО «РУСАЛ Красноярск» природоохранной прокуратурой совместно со специалистами <данные изъяты>, были установлены нарушения АО «РУСАЛ Красноярск» требований природоохранного законодательства, а именно: выброс бензола – вещества 2 класса опасности в отсутствие нормативов допустимых выбросов высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами.
Просит признать деятельность АО «РУСАЛ Красноярск» по выбросу вещества 2 класса опасности – бензолу в отсутствие нормативно-разрешительной документации незаконной, обязать АО «РУСАЛ Красноярск» в срок до ДД.ММ.ГГГГ разработать и установить нормативы выбросов по веществу 2 класса опасности – бензолу, получить разрешение на выброс бензола в анодном производстве.
В судебном заседании помощник Красноярского природоохранного прокурора – Чуприкова Т.В. (полномочия проверены) заявленные требования поддержала в полном объеме, по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика – Артемкина Е.В. (по доверенности) в судебном заседании заявленные требования не признала по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление и в дополнении к нему.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд полагает исковые требования подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст.30 Федерального закона РФ от 4 мая 1999 года N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны:
соблюдать иные требования охраны атмосферного воздуха, установленные федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и его территориальными органами, другими федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами;
обеспечивать проведение инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух;
предоставлять в установленном порядке органам, осуществляющим государственное управление в области охраны окружающей среды и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации, своевременную, полную и достоверную информацию по вопросам охраны атмосферного воздуха;
выполнять предписания должностных лиц федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды и его территориальных органов, других федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов об устранении нарушений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды.
Согласно ст. ст. 22, 31.1 Федерального закона РФ «Об охране окружающей среды» нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов определяются для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников в отношении загрязняющих веществ, включенных в перечень загрязняющих веществ, установленный Правительством Российской Федерации, расчетным путем на основе нормативов качества окружающей среды, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций, с учетом фонового состояния компонентов природной среды. Расчет нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов производится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, планирующими строительство объектов I и II категорий (при проведении оценки воздействия на окружающую среду), а также осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, обязаны получить комплексное экологическое разрешение. Комплексное экологическое разрешение выдается на отдельный объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, в том числе линейный объект, на основании заявки, подаваемой в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.
В силу положений ст.39 Федерального закона РФ «Об охране окружающей среды» эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды. При выводе из эксплуатации и сносе объектов капитального строительства должны быть разработаны и реализованы мероприятия по охране окружающей среды, в том числе мероприятия по восстановлению природной среды, мероприятия по рекультивации или консервации земель в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как установлено судом, основная промышленная площадка АО «РУСАЛ Красноярск» расположена на территории промышленного узла в <адрес>, в 5 км к северо- востоку от жилой застройки города, на расстоянии 800 м от левого берега <адрес>. В 3-х км в северо-восточном направлении расположено <адрес>, на расстоянии 2,4 км в юго-западном направлении находятся садово-огородные участки обществ «<данные изъяты>» и «<данные изъяты>».
В состав предприятия входят следующие основные производства и цеха: - электролизное производство; - литейное производство; - анодное производство; - цех транспортировки глинозема и фторсолей; - цех пылеулавливания и производства фторсолей; - энергоцех; - железнодорожный цех. Электролизное производство осуществляется в 24 корпусах электролиза: - корпуса №№1, 4 - по 94 электролизера с самообжигающимися анодами с верхним токоподводом (технология Содерберга); - корпуса №№ 2, 3, 5, 6 - по 86 электролизеров с самообжигающимися анодами с верхним токоподводом (технология Содерберга); - корпус № 7 - 94 электролизера с обожженными анодами; - корпус № 8 - 120 электролизеров с обожженными анодами; - корпус № 26 - 74 рафинировочных электролизера и две ванны-матки для производства алюминия высокой чистоты; - корпус № 26 - 65 электролизеров с обожженными анодами; - корпуса электролиза №№ 9-16 по 92 электролизера с самообжигающимися анодами (технология Содерберга); - корпуса электролиза №№ 17-23 по 98 электролизеров с самообжигающимися анодами (технология Содерберга). Анодное производство состоит из следующих объектов: главный корпус - размольно-смесильное и дозировочное отделения; прокалочное отделение с утилизационной котельной и узлами выдачи анодной массы; склад кокса: склад пека; склад сухой анодной массы; котельная высокотемпературного теплоносителя (ВОТ); участок производства подштыревой анодной массы.
Деятельность АО «РУСАЛ Красноярск» осуществляется на основании нормативной разрешительной документации в сфере охраны атмосферного воздуха.
Красноярской природоохранной прокуратурой с участием специалистов <данные изъяты>, Филиала <данные изъяты> (<данные изъяты>) в деятельности АО «РУСАЛ Красноярск» выявлены нарушения требований природоохранного законодательства: АО «РУСАЛ Красноярск» осуществляет выброс бензола – вещества 2 класса опасности на ИЗА № в отсутствие нормативов допустимых высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ 1, 2 класса опасности), что подтверждается протоколом анализа от ДД.ММ.ГГГГ №.
ДД.ММ.ГГГГ Красноярской природоохранной прокуратурой вынесено представление о принятии безотлагательных мер к устранению допущенных нарушений закона, причин и условий, им способствующих.
ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> вынесено постановление № о назначении административного наказания, которым АО «РУСАЛ Красноярск» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.8.21 КоАП РФ «Выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения», с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 180 000 рублей.
В направленном суду отзыве представитель ответчика, не признавая исковые требования, указал, что с учетом специфики производственного процесса, предприятием обоснованно осуществляется нормирование возгонов каменноугольного пека – код загрязняющего вещества 0725, как и предусмотрено действующей инвентаризацией, с учетом положительного санитарно-эпидемиологического заключения № от ДД.ММ.ГГГГ, и требования закона выполнены.
Принимая во внимание, что в силу закона юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны соблюдать иные требования охраны атмосферного воздуха, установленные федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и его территориальными органами, другими федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, обеспечивать проведение инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух; в судебном заседании нашел подтверждение факт нарушения предприятием АО «РУСАЛ Красноярск» требований природоохранного законодательства, выразившегося в осуществлении деятельности по выбросу вещества 2 класса опасности – бензолу в отсутствие нормативно-разрешительной документации, что нарушает интересы неопределенного круга лиц, РФ, суд полагает признать деятельность АО «РУСАЛ Красноярск» по выбросу вещества 2 класса опасности – бензолу в отсутствие нормативно-разрешительной документации незаконной.
В силу ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Исходя из ст. 210 ГПК РФ, исполнение решения связано с моментом вступления его в законную силу.
При этом, по смыслу закона срок исполнения решения подлежит установлению относительно момента его вступления в законную силу (за исключением случаев, когда срок исполнения обязанности законодательно установлен конкретной датой).
В соответствии с положениями ст. 206 ГПК РФ и с учетом конкретных обстоятельств дела, суд приходит к выводу о необходимости обязать АО «РУСАЛ Красноярск» разработать и установить нормативы выбросов по веществу 2 класса опасности – бензолу, получить разрешение на выброс бензола в анодном производстве в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Ссылка стороны ответчика на то, что в соответствии с санитарно-эпидемиологическим заключением от ДД.ММ.ГГГГ, нормативы предельно допустимых выбросов химических веществ в воздух соответствуют государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам подлежит отклонению, поскольку данное заключение составлено в 2019 году, при этом к административной ответственности ответчик привлечен ДД.ММ.ГГГГ.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Красноярского природоохранного прокурора действующего в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации – удовлетворить.
Признать незаконной деятельность акционерного общества «РУСАЛ Красноярск» по осуществлению выбросов вещества 2 класса опасности – бензолу в отсутствие нормативно-разрешительной документации.
Обязать акционерное общество «РУСАЛ Красноярск» в течении 6-ти месяцев с момента вступления решения в законную силу разработать и установить нормативы выбросов по веществу 2 класса опасности – бензолу, получить разрешение на выброс бензола в анодном производстве.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Советский районный суд г. Красноярска путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Е.А. Мядзелец
Мотивированное решение изготовлено: 19.07.2021.