Судья Шерстнёва Е.А. Дело №33-741/2013 г.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Семенчиной Л.А.,
судей Захваткина И.В., Орловой И.А.,
при секретаре Забоевой Н.Ю.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 4 февраля 2013 года дело по апелляционной жалобе З. на решение Эжвинского районного суда г. Сыктывкара Республики Коми от 01 ноября 2012 года, по которому
З. отказано в удовлетворении исковых требований к Эжвинскому муниципальному унитарному предприятию "Жилкомхоз" о взыскании недополученной заработной платы, компенсации морального вреда, обязании производить начисление заработной платы в соответствии с ОТС по ЖКХ РФ на 2011-2013 годы,
заслушав доклад судьи Орловой И.А., объяснения представителя ответчика ЭМУП "Жилкомхоз" Ш. судебная коллегия
установила:
З. обратилась в суд с иском к ЭМУП "Жилкомхоз" о взыскании недополученной заработной платы за период с 01.01.2012 года по 30.06.2012 года в размере ... руб., компенсации морального вреда в размере ... рублей, обязании производить начисление заработной платы в соответствии с ОТС по ЖКХ РФ на 2011- 2013 годы. В обоснование требований указала, что работает в ЭМУП "Жилкомхоз", на предприятии занижена минимальная месячная базовая ставка рабочего первого разряда при работе в нормальных условиях труда, на основании которой делается расчёт заработной платы работникам. На предприятии установлена минимальная месячная тарифная ставка работника первого разряда при работе в нормальных условиях труда в размере 3505 руб. с 1 января 2010 года. Отраслевым тарифным соглашением по организациям ЖКХ, газификации и эксплуатации газового хозяйства РФ на 2008-2010 годы, пролонгированного на период 2011-2013 годы, месячная тарифная ставка рабочего первого разряда установлена с 1 января 2011 года не ниже 4200 руб., с 1 января 2012 года - не ниже 4473 руб., с 1 апреля 2012 года - не ниже 4557,5 руб., а также установлены повышающие коэффициенты особенности работ предприятия (приложение № 2 к ОТС по ЖКХ РФ). На период действия ОТС по ЖКХ РФ для многоотраслевых предприятий применяется коэффициент особенностей работ от 1,2 до 1,4 к базовой минимальной месячной тарифной ставке работника первого разряда и премии в размере 50%.
Судом в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, привлечена администрация Эжвинского района МО ГО "Сыктывкар".
Суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе истица выражает несогласие с решением суда и просит его отменить, указывая на нарушение норм материального права и неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела.
На рассмотрение и разрешение апелляционной жалобы истица, представители третьих лиц не явились. В этой связи суд апелляционной инстанции постановил о рассмотрении жалобы в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии со ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что истица работает в ЭМУП "Жилкомхоз" в должности рабочего по комплексной уборке лестничных клеток 1 разряда, 10.09.2010 с ней заключен трудовой договор, которым работнику в качестве оплаты труда установлен оклад (тарифная ставка) в размере 3291 руб. с районным коэффициентом 20%, северной надбавкой 50%, а также предусмотрено ежемесячное премиальное вознаграждение согласно коллективному договору.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что ответчиком не допущено нарушений прав истицы при начислении и выплате заработной платы за спорный период, и факта пропуска срока для обращения в суд.
Вывод суда основан на материалах дела и нормах законодательства, регулирующих спорные правоотношения.
Согласно статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки (часть 1); при пропуске по уважительным причинам сроков, установленных частями первой и второй настоящей статьи, они могут быть восстановлены судом (часть 3).
Из материалов дела следует, что истице ежемесячно выдавались расчетные листки, из которых видны составные части заработной платы и её размер, а также регулярно выплачивалась заработная плата. С учетом срока и порядка выплаты заработной платы (два раза в месяц не позднее 15 и 30 числа) и даты подачи иска (03 июля 2012 года) требование о взыскании задолженности по заработной плате за спорный период по март 2012 заявлено в суд с пропуском установленного статьей 392 Трудового кодекса Российской Федерации трехмесячного срока. Ходатайства о восстановлении пропущенного срока не заявлено.
При таких обстоятельствах суд правомерно отказал в удовлетворении этой части требований по мотиву пропуска срока обращения в суд, о применении которого заявил ответчик, так как пропуск срока обращения в суд является самостоятельным основанием для отказа в иске.
Разрешая спор по существу, суд проанализировал положения Трудового кодекса Российской Федерации и сделал правильный вывод о том, что Соглашение от 19 февраля 2010 года о продлении на 2011-2013 годы срока действия Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2008-2010 годы с последующими изменениями, внесенными в него Соглашениями от 9 июня 2010 года и от 24 марта 2011 года, не распространяется на ЭМУП "Жилкомхоз", поэтому ответчик при расчете заработной платы истицы не обязан руководствоваться нормами этого Соглашения.
Указанный вывод суда является правильным.
Согласно статье 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, включающими размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного и стимулирующего характера.
В 2007 году между Федеральным агентством по строительству и жилищно- коммунальному хозяйству, Общероссийским отраслевым объединением работодателей "Союз коммунальных предприятий", Общероссийским профсоюзом работников
жизнеобеспечения заключено Отраслевое тарифное соглашение в жилищно- коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2008-2010 годы, действие которого распространяется на работодателей организаций и работников, состоящих с ними в трудовых отношениях, от имени и в интересах которых оно заключено, а также на работодателей и работников, присоединившихся к соглашению после его заключения в порядке, установленном этим соглашением. Организации отрасли, на которые не распространяются нормы соглашения, вправе присоединиться к нему (п.п. 1.6; 10.4 ОТС).
Указанным Отраслевым тарифным соглашением с 1 января 2008 года установлена базовая месячная тарифная ставка рабочих первого разряда в размере не менее 2 550 рублей, а с учетом повышающего коэффициента 1,4 - в размере 3 570 рублей. Для многоотраслевых предприятий жилищно-коммунального хозяйства при расчете минимальной месячной тарифной ставки рабочих первого разряда производственного подразделения применяется коэффициент особенностей работ, соответствующий основной деятельности данного подразделения.
Соглашениями от 12 августа 2008 года и от 9 июня 2010 года о внесении изменений и дополнений в Отраслевое тарифное соглашение в жилищно- коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2008-2010 годы базовая месячная ставка рабочего первого разряда установлена с 1 января 2009 года в размере не менее 3 500 рублей (4900 рублей с учетом повышающего коэффициента 1,4), а с 1 января 2011 года - в размере не менее 4 200 рублей (5 880 рублей с учетом повышающего коэффициента 1,4).
Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2008-2010 годы прошло уведомительную регистрацию в Федеральной службе по труду и занятости 5 сентября 2007 года, опубликовано в журнале "Труд и Страхование" и размещено на официальном сайте Минздравсоцразвития России.
Процедура присоединения к отраслевому тарифному соглашению и отказа от присоединения к нему регулируется статьей 48 Трудового кодекса Российской Федерации.
Проанализировав положения этой нормы права, суд сделал правильный вывод о том, что действие соглашения распространяется на работодателей, не участвовавших в заключении соглашения, которые на момент опубликования предложения о присоединении осуществляли деятельность в соответствующей отрасли и в установленный законом срок не заявили о своём отказе от присоединения к нему.
Исходя из положений приложения №1 к Отраслевому тарифному соглашению в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2008-2010 годы, предмета и вида деятельности ЭМУП "Жилкомхоз", учитывая, что ответчиком надлежащий отказ от присоединения к указанному Отраслевому тарифному соглашению направлен не был, суд обоснованно признал, что в данном случае в силу части 7 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации ЭМУП "Жилкомхоз" является организацией жилищно-коммунального хозяйства, присоединившейся к Отраслевому тарифному соглашению в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2008-2010 годы, действовавшему с 1 января 2008 года по 31 декабря 2010 года, так как в 2007 году Ассоциация предприятий жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми, членом которой являлось ЭМУП "Жилкомхоз", делегировала Общероссийскому отраслевому объединению работодателей "Союз коммунальных предприятий" право подписания указанного Отраслевого тарифного соглашения.
Из материалов дела также следует, что согласно договоренности между Общероссийским отраслевым объединением работодателей "Союз коммунальных предприятий" и Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения о продлении срока действия Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-
коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2008 - 2010 годы на период с 1 января 2011 года по 1 января 2014 года принято Соглашение от 19 февраля 2010 года, прошедшее уведомительную регистрацию в Федеральной службе по труду и занятости, регистрационный номер 145/11-14 от 2 апреля 2010 года, о чем имеется письмо Роструда от 2 апреля 2010 года № 1611-ТЗ.
Соглашением от 9 июня 2010 года внесены изменения в раздел "Оплата труда" Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2008 - 2010 годы: базовая месячная тарифная ставка рабочих первого разряда в организациях жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации установлена с 1 января 2011 года не ниже 4200 рублей с применением коэффициента особенностей работ для организаций коммунального водоснабжения и водоотведения, по эксплуатации канализационных сетей, очистных сооружений и коллекторов -1,4.
Вместе с тем в нарушение статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации указанные соглашения на сайте Минздравсоцразвития РФ не размещены, официально не опубликованы, предложение Министра здравоохранения и социального развития РФ о присоединении к Соглашениям отсутствует, что подтверждается письмом № 22-5-4 468 от 6 мая 2011 года и письмом № 22-5-2436 от 27 июля 2011 года.
Письмом Минздравсоцразвития РФ от 20 сентября 2011 года № 22-5/10/2-9333 работодателям отрасли жилищно-коммунального хозяйства предложено присоединиться к Соглашению о внесении изменения в раздел "Оплата труда" Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на период с 1 января 2011 года по 1 января 2014года, которым п. 2.3. Отраслевого тарифного соглашения на 2008 - 2010 годы изложен в новой редакции: "2.3. С 1 января 2012 года базовая месячная тарифная ставка рабочих первого разряда устанавливается в размере не ниже 4473 рублей".
Исходя из положений статей 47 и 48 Трудового кодекса Российской Федерации и Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2008 - 2010 годы, суд пришел к правильному выводу о том, что продление срока действия Соглашения должно производиться в порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации для заключения соглашения, и требует соблюдения механизма присоединения, предусматривающего процедуру официального опубликования предложения со стороны Минздравсоцразвития РФ о присоединении к Соглашению, направленного в адрес работодателей.
При принятии Соглашения от 19 февраля 2010 года "О продлении срока действия Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2008 - 2010 годы", а также Соглашения от 9 июня 2010 года о внесении изменений в раздел "Оплата труда" Отраслевого тарифного соглашения в жилищно- коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2008 - 2010 годы предложения присоединиться к ним, адресованного работодателям, не участвовавшим в заключении данных соглашений, со стороны руководителя федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, как это предусмотрено статьей 48 Трудового кодекса Российской Федерации, не поступало, в связи с чем отсутствуют основания для признания ответчика присоединившимся к этим Соглашениям.
При таких обстоятельствах, как правильно указал суд, условия Соглашения о продлении срока действия Отраслевого тарифного соглашения в жилищно- коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2008 - 2010 годы на период с января 2011 года по январь 2014 года и последующие изменения, вносимые в это Соглашение, не могут распространяться на ЭМУП "Жилкомхоз". На данного работодателя не может быть возложена обязанность применять условия
пролонгированного Отраслевого тарифного соглашения, в том числе при установлении размера заработной платы работникам предприятия.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права, регулирующих правоотношения сторон.
Ссылка в жалобе на письмо Минздравсоцразвития РФ от 20 сентября 2011 года № 22-5/10/2-9333 о предложении присоединиться к Соглашению о внесении изменения в раздел "Оплата труда" Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на период с 1 января 2011 года по 1 января 2014 года несостоятельна, так как при изложенных обстоятельствах для разрешения спора не имеет правового значения указанное Соглашение о внесении изменений в раздел "Оплата труда", поскольку действие самого Отраслевого тарифного соглашения на 2008-2010 годы нельзя считать продленным в отношении ЭМУП "Жилкомхоз".
Таким образом, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам ст.ст.56, 59, 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, правильно определив обстоятельства, имеющие значение для дела и правильно применив нормы материального права, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, оснований для отмены которого по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Эжвинского районного суда г. Сыктывкара Республики Коми от 01 ноября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу З. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи