№ 4а-588
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
гор. Ижевск 24 августа 2017 года
Председатель Верховного Суда Удмуртской Республики Суханов Ю.В., рассмотрев протест заместителя прокурора Удмуртской Республики старшего советника юстиции – П.А.И.
на вступившее в законную силу постановление и.о. мирового судьи судебного участка № 2 гор. Воткинска Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ и решение Воткинского районного суда Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Акционерного общества «<данные изъяты>»,
УСТАНОВИЛ:
постановлением и.о. мирового судьи судебного участка № 2 гор. Воткинска Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения решение судьи Воткинского районного суда Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ, Акционерное общество «<данные изъяты>» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту также – КоАП РФ), назначено наказание в виде административного штрафа в размере 1 500 000 (полтора миллиона) рублей.
Заместитель прокурора Удмуртской Республики старший советник юстиции – П.А.И., не согласившись с вступившим в законную силу постановлением по делу об административном правонарушении и решением по результатам рассмотрения жалобы на данное постановление, оспорил их, подав протест в Верховный Суд Удмуртской Республики.
В протесте заместитель прокурора Удмуртской Республики старший советник юстиции – П.А.И., просит вынесенные в отношении АО «<данные изъяты>» постановление и решение отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить в связи с отсутствием в действиях последнего состава правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.28 КоАП РФ. В качестве основания для отмены постановления и решения заявителем приведены следующие доводы: объективная сторона правонарушения в действиях АО «<данные изъяты>» отсутствует; доказательств того, что Б.С.В. мероприятия по контролю в отношении АО «<данные изъяты>» и выпускаемой им продукции проведены с нарушениями, что его действия способствовали получению предприятием какой-либо выгоды либо помогли избежать неблагоприятных последствий не имеется; служебные командировки, выполняемые за счет АО «<данные изъяты>», напрямую связаны с исполнением Б.С.В. обязанностей, возложенных на него как на начальника <данные изъяты> ВП МО РФ, являлись необходимыми по службе, обоснованы его должностными обязанностями; оплата АО «<данные изъяты>» командировочных расходов Б.С.В. осуществлялась в целях исполнения возложенных на него должностных обязанностей по месту нахождения изделий военного назначения и была обусловлена недостаточным финансированием из бюджета <данные изъяты> ВП МО РФ; АО «<данные изъяты>» непосредственно Б.С.В. услуги имущественного характера не оказывались и личной выгоды он не получал, поскольку все компенсированные расходы связаны с исполнением им должностных обязанностей в период командировки.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, поступившие в Верховный Суд Удмуртской Республики ДД.ММ.ГГГГ, доводы протеста, оснований для удовлетворения указанного протеста не нахожу в виду следующих обстоятельств.
В соответствии с частью 1 статьи 19.28 КоАП РФ административным правонарушением признается незаконные передача, предложение или обещание от имени или в интересах юридического лица должностному лицу, лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление имущественных прав за совершение в интересах данного юридического лица должностным лицом, лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации действия (бездействие), связанного с занимаемым ими служебным положением.
Согласно примечанию 1 к статье 19.28 КоАП РФ в настоящей статье под должностным лицом понимаются лица, указанные в примечаниях 1 - 3 к статье 285 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – УК РФ).
В силу примечания 1 к статье 285 УК РФ должностными лицами в статьях настоящей главы признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.
Из материалов дела установлено, что Акционерное общество «<данные изъяты>» по месту нахождения организации: <адрес> являясь юридическим лицом ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, незаконно от своего имени и в своих интересах передало должностному лицу – начальнику <данные изъяты> Военного представительства Министерства обороны РФ (далее по тексту – <данные изъяты> ВП МО РФ) подполковнику Б.С.В. деньги в сумме 831 574 рублей 30 копеек, за совершение в интересах данного юридического лица должностным лицом действий, связанных с занимаемым им служебным положением.
Действия, совершенные АО «<данные изъяты>», правильно квалифицированы мировым и районным судьей по части 1 статьи 19.28 КоАП РФ, в силу нижеследующего.
Постановлением Правительства РФ от 11 августа 1995 года № 804 утверждено Положение о военных представителях Минобороны России (далее по тексту – Положение).
Согласно пункту 1 Положения, военные представительства Министерства обороны Российской Федерации (далее именуются военные представительства) создаются для контроля качества и приемки военной продукции на предприятиях, в организациях и учреждениях независимо от ведомственной подчиненности и организационно-правовых форм (далее именуются организации), осуществляющих в интересах обороны разработку, испытания, производство, поставку и утилизацию этой продукции как непосредственно, так и в порядке кооперации, а также работ по сервисному обслуживанию, ремонту и (или) модернизации военной продукции, проводимых специалистами организаций непосредственно у потребителей этой продукции в соответствии с условиями государственных контрактов (контрактов).
Военные представительства и органы их контроля входят в состав Вооруженных Сил Российской Федерации.
Согласно пункту 2 Положения , деятельность военных представительств и органов их контроля регламентируется законодательством Российской Федерации, настоящим Положением, воинскими уставами, правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 8 Положения, на военные представительства возлагаются следующие функции:
- участие в подготовке и согласовании контрактов на поставку военной продукции, комплектующих изделий, сервисное обслуживание, ремонт, модернизацию и утилизацию военной продукции, на выполнение аванпроектов, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, а также контроль за выполнением государственных контрактов (контрактов);
- проверка качества и комплектности принимаемой военной продукции, ее соответствия требованиям технической документации, а также заключенным государственным контрактам (контрактам);
- приемка военной продукции в сроки, предусмотренные государственными контрактами (контрактами), выдача организациям удостоверений на принятую продукцию;
- контроль за отработкой технической документации на военную продукцию, проверка ее соответствия требованиям нормативно-технических документов и условиям государственных контрактов (контрактов), а также согласование изменений, вносимых в эту документацию, и проверка состояния ее подлинников;
- ведение учета материальных ценностей, созданных или приобретенных организациями при разработке, производстве, сервисном обслуживании, ремонте, модернизации и утилизации военной продукции за счет средств Министерства обороны Российской Федерации;
- контроль за внедрением и соблюдением организациями требований документов по стандартизации оборонной продукции при разработке, производстве, испытаниях, сервисном обслуживании, ремонте, модернизации и утилизации военной продукции;
- участие в оценке мероприятий по защите государственной тайны, осуществляемых при разработке, изготовлении, испытаниях, поставке, сервисном обслуживании, ремонте, модернизации и утилизации военной продукции;
- контроль за мобилизационной подготовкой организаций; -
- контроль качества и приемка работ по сервисному обслуживанию, ремонту и модернизации военной продукции, проводимых специалистами организаций непосредственно у потребителей этой продукции в соответствии с условиями государственных контрактов (контрактов);
- контроль метрологического обеспечения при разработке, производстве, испытаниях, сервисном обслуживании, ремонте, модернизации и утилизации военной продукции;
- выдача заключений о цене военной продукции, в том числе прогнозной.
Судами установлено, что АО «<данные изъяты>» является действующим юридическим лицом, промышленным предприятием, выполняющим государственный оборонный заказ.
Контроль качества выпускаемой АО «<данные изъяты>» для нужд Вооруженных Сил РФ продукции осуществляется <данные изъяты> ВП МО, подчиненным <данные изъяты> службе Уполномоченного по качеству вооружения и военной техники Управления военных правительства Минобороны России.
Согласно контракта о прохождении военной службы в Вооруженных силах РФ от ДД.ММ.ГГГГ, Б.С.В. проходит военную службу сроком 10 лет.
Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ Б.С.В. присвоено воинское звание подполковник и он назначен начальником <данные изъяты> ВП МО РФ.
Указанный выше перечень обязательных к проведению военными представительствами мероприятий, включен и в должностные обязанности начальника <данные изъяты> ВП МО РФ - должностного лица Б.С.В.
Соответственно, на Б.С.В. как на должностное лицо возложено исполнение обязанностей, предусмотренных пунктом 8 Положения, в отношении деятельности, осуществляемой АО «<данные изъяты>».
АО «<данные изъяты>», являясь юридическим ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, передало должностному лицу – начальнику <данные изъяты> ВП МО РФ подполковнику Б.С.В. деньги в сумме 831 574 рублей 30 копеек на командировочные расходы.
В соответствии с пунктом 7 части 3 статьи 12.1. Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, для которых федеральными конституционными законами или федеральными законами не установлено иное, лица, замещающие государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности и осуществляющие свои полномочия на постоянной основе, не вправе: получать в связи с выполнением служебных (должностных) обязанностей не предусмотренные законодательством Российской Федерации вознаграждения (ссуды, денежное и иное вознаграждение, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов) и подарки от физических и юридических лиц.
В соответствии с абзацем 8 пунктом 7 статьи 10 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», военнослужащие не вправе получать от физических и юридических лиц вознаграждения (подарки, денежные вознаграждения, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения), связанные с исполнением обязанностей военной службы, за исключением ценных подарков (в том числе именных) и денежных сумм, которыми военнослужащие награждаются в порядке поощрения в соответствии с общевоинскими уставами.
В соответствии с пунктом 19 Положения, запрещаются выплаты организациями военным представителям каких-либо вознаграждений и получение военными представителями от организаций денежных или натуральных вознаграждений.
В соответствии со статьей 27.1 ФЗ «О статусе военнослужащих» на военнослужащего, если иное не предусмотрено федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом "О противодействии коррупции" и статьями 17, 18 и 20 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", за исключением ограничений, запретов и обязанностей, препятствующих исполнению военнослужащим обязанностей по осуществлению оперативно-розыскной деятельности или обеспечению безопасности Российской Федерации. Установление таких исключений и определение военнослужащих, в отношении которых применяются данные исключения, в каждом отдельном случае осуществляются в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 6 статьи 17 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» гражданскому служащему запрещается получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения).
Исходя из совокупности, вышеизложенных норм, подполковник Б.С.В. являясь должностным лицом <данные изъяты> ВП МО РФ в период с ДД.ММ.ГГГГ – ДД.ММ.ГГГГ года, осуществляющий контрольные функции в отношении АО «<данные изъяты>» не вправе был получать, а подконтрольное ему юридическое лицо, в силу пункта 19 Положения о ВП МО РФ, производить какие либо выплаты Б.С.В., в том числе осуществлять возмещение командировочных расходов.
Доводы заявителя жалобы о том, что в действиях АО «<данные изъяты>» отсутствуют признаки вины, отклоняются за несостоятельностью. Виновность АО «<данные изъяты>» в совершении правонарушения, предусмотренного части 1 статьи 19.28 КоАП РФ, подтверждена совокупностью вышеприведенных доказательств, достоверность и допустимых которых сомнений не вызывает.
Таким образом, по результатам рассмотрения жалобы и материалов дела, оснований полагать, что при рассмотрении настоящего дела судьями были допущены существенные нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, не имеется. Обстоятельства, на основании которых были вынесены судебные акты доказаны.
Постановление о привлечении АО «<данные изъяты>» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.28 КоАП РФ, вынесено мировым судьей в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание назначено АО «<данные изъяты>» в пределах, установленных санкцией части 4 статьи 12.15 КоАП РФ.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится постановление об оставлении постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста без изменения, а жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 30.17, статьями 30.18, 30.19 КоАП РФ,
п о с т а н о в и л :
вступившее в законную силу постановление и.о. мирового судьи судебного участка № 2 гор. Воткинска Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ и решение Воткинского районного суда Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Акционерного общества «<данные изъяты>» - оставить без изменения, протест заместителя прокурора Удмуртской Республики старшего советника юстиции – П.А.И. – без удовлетворения.
Председатель
Верховного Суда
Удмуртской Республики Ю.В. Суханов