РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 августа 2020 года город Москва
Щербинский районный суд г. Москвы в составе председательствующего судьи Сальниковой Д.А., при секретаре Рогове Р.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-150/2020 по административному исковому заявлению Горячева Вячеслава Михайловича к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в г. Москве о признании незаконным приостановления государственного кадастрового учета и регистрации прав, признании незаконным решения апелляционной комиссии, обязании учесть изменения земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратился в суд с иском к административному ответчику с настоящими требованиями. В обоснование требований указал, что является собственником земельного участка с кадастровым номером 50:21:0100306:289 площадью 400 кв.м., расположенного по адресу: г. Москва, п. Московский, ог.т. Окатово. Горячев В.М. обратился в Управление Росреестра по г. Москве с заявлением о государственном кадастровом учете изменений границ земельного участка. Уведомлением от 24.01.2020 года административный ответчик приостановил государственный кадастровый учет изменений земельного участка. Не согласившись с указанным решением о приостановлении, Горячев В.М. обратился в апелляционную комиссию по обжалованию решений о приостановлении кадастрового учета и государственной регистрации прав. Решением апелляционной комиссии от 05.01.2020 года № 181/2020 жалоба Горячева В.М. отклонена. 29 июня 2020 года решением Управления Росреестра по г. Москве Горячеву В.М. отказано в учете изменений объекта недвижимости. В качестве основания принятых решений административный ответчик указывает на нарушение п. 70 Требований выполнения кадастровых работ по уточнению места положения границ земельного участка, а также ч. 10 ст. 22 Закона о регистрации, отсутствия реквизитов в реквизите «1» раздела «Исходные данные». Административный истец не согласен с такими решениями, поскольку обоснование местоположения уточненных границ земельного участка содержится в разделе межевого плана «заключение кадастрового инженера»; границы земельного участка определяются на основании правоустанавливающих документов, проектом межевания территории; межевой план соответствует предъявленным к нему требованиям; границы земельного участка определены забором и граничащими с ним иными земельными участками, являющимися собственностью РФ; границы земельного участка существуют с 1990 года. Таким образом, административный истец с учетом уточнений по иску просит суд:
- признать незаконным и отменить уведомление Управления Росреестра по г. Москве от 24.01.2020 года № 77/20-8078 о приостановлении государственного кадастрового учета изменений земельного участка с кадастровым номером 50:21:0100306:289 площадью 400 кв.м., расположенного по адресу: г. Москва, п. Московский, ог.т. Окатово;
- признать незаконным решение апелляционной комиссии от 05.01.2020 года № 181/2020 по обжалованию решения о приостановлении осуществления государственной регистрации кадастрового учета и(или) государственной регистрации прав;
- признать незаконным и отменить решение от 29 июня 2020 года № 77/20-58220 об отказе в учете изменений объекта недвижимости земельного участка с кадастровым номером 50:21:0100306:289 площадью 400 кв.м., расположенного по адресу: г. Москва, п. Московский, ог.т. Окатово;
- возложить на Управление Росреестра по г. Москве обязанность учесть изменения границ земельного участка с кадастровым номером 50:21:0100306:289 площадью 400 кв.м., расположенного по адресу: г. Москва, п. Московский, ог.т. Окатово в соответствии с границами, указанными в межевом плане.
Представитель административного истца Кондратьева В.М. в судебное заседание явилась, уточненные административные исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить.
Представитель административного ответчика Управление Росреестра по г. Москве в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Ранее представил письменные возражения на иск.
Суд, выслушав лицо, участвующее в деле, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему выводу.
Частью 1 статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Горчев Вячеслав Михайлович является собственником земельного участка с кадастровым номером 50:21:0100306:289 площадью 400 кв.м., расположенного по адресу: г. Москва, п. Московский, ог.т. Окатово.
Горячев В.М. обратился в Управление Росреестра по г. Москве с заявлением о государственном кадастровом учете изменений границ земельного участка.
Уведомлением от 24.01.2020 года административный ответчик приостановил государственный кадастровый учет изменений земельного участка.
Не согласившись с указанным решением о приостановлении, Горячев В.М. обратился в апелляционную комиссию по обжалованию решений о приостановлении кадастрового учета и государственной регистрации прав.
Решением апелляционной комиссии от 05.01.2020 года № 181/2020 жалоба Горячева В.М. отклонена.
29 июня 2020 года решением Управления Росреестра по г. Москве Горячеву В.М. отказано в учете изменений объекта недвижимости.
В качестве основания принятых решений административный ответчик указывает на нарушение п. 70 Требований выполнения кадастровых работ по уточнению места положения границ земельного участка, а также ч. 10 ст. 22 Закона о регистрации, отсутствия реквизитов в реквизите «1» раздела «Исходные данные».
Административный истец не согласен с такими решениями, поскольку обоснование местоположения уточненных границ земельного участка содержится в разделе межевого плана «заключение кадастрового инженера»; границы земельного участка определяются на основании правоустанавливающих документов, проектом межевания территории; межевой план соответствует предъявленным к нему требованиям; границы земельного участка определены забором и граничащими с ним иными земельными участками, являющимися собственностью РФ; границы земельного участка существуют с 1990 года.
Суд соглашается с доводами административного истца и приходит к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Частью 2 указанной статьи предусмотрены основания для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, которыми являются: 1) акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости; 2) договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; 3) акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения; 4) свидетельства о праве на наследство; 5) вступившие в законную силу судебные акты; 6) акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; 7) межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории); 7.1) утвержденная схема размещения земельного участка на публичной кадастровой карте при осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, образуемого в целях его предоставления гражданину в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; 8) иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости; 9) наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе.
Согласно ст. 18 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются в орган регистрации прав в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования:
1) в форме документов на бумажном носителе - посредством личного обращения в орган регистрации прав, к уполномоченному лицу органа регистрации прав при выездном приеме, через многофункциональный центр (далее - личное обращение), посредством почтового отправления с объявленной ценностью при его пересылке, описью вложения и уведомлением о вручении (далее - почтовое отправление);
2) в форме электронных документов и (или) электронных образов документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральным законом, - с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», посредством единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) (далее - единый портал), или официального сайта, или иных информационных технологий взаимодействия с органом регистрации прав (далее также - отправление в электронной форме).
Заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы в форме документов на бумажном носителе посредством личного обращения представляются независимо от места нахождения объекта недвижимости в подразделение органа регистрации прав или многофункциональный центр согласно перечню подразделений органа регистрации прав и многофункциональных центров, который опубликован на официальном сайте.
К заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы:
1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель);
2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
Положениями ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ предусмотрены основания приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав.
Согласно ст. 27 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Приостанавливая государственный кадастровый учет и отказывая в государственном кадастровом учете изменения границ земельного участка Горячева В.М. государственный регистратор сослался на то, что заявитель представил межевой план, который не подтверждает законность местоположения устанавливаемых границ земельного участка (конфигурацию земельного участка).
Однако государственный регистратор не учел, что основанием для обращения Горячева В.М. в Управление Росреестра по Москве явилось уточнение границ земельного участка, которые ранее не были зафиксированы в ЕГРН в координатах характерных точек границ.
В силу ч. 1 ст. 43 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, о котором сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, не соответствуют установленным на основании настоящего Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков (далее - уточнение границ земельного участка).
В Письме Минэкономразвития России от 06.11.2018 N 32226-ВА/Д23и "Об уточнении границ земельных участков и применении части 2 статьи 43 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ" отметило, что несоответствие указанным требованиям может выражаться в таких обстоятельствах, как: отсутствие в ЕГРН сведений о координатах характерных точек границ, как правило, ранее учтенного земельного участка; содержащиеся в ЕГРН координаты характерных точек границ земельного участка определены с точностью ниже нормативной точности определения координат для земель определенного целевого назначения; содержащиеся в ЕГРН сведения о координатах какой-либо характерной точки границ земельного участка не позволяют однозначно определить ее положение на местности (например, в ЕГРН содержатся несколько значений координат указанной характерной точки); в сведениях ЕГРН о местоположении границ земельного участка содержится реестровая ошибка (выраженная, например, в виде пересечения границ земельных участков или несоответствия содержащегося в ЕГРН описания местоположения границ земельного участка правоустанавливающему документу, документу об образовании земельного участка или фактическому положению на местности при отсутствии нарушения земельного законодательства - самовольного занятия земель или земельных участков, и тому подобное). Указанные обстоятельства являются основанием для уточнения местоположения границ земельного участка или земельных участков - выполнения соответствующих кадастровых работ и государственного кадастрового учета на основании подготовленных документов.
Кроме того отмечено обязательное согласование местоположения границ земельного участка, если в ходе кадастровых работ, в том числе на основании данных натурных обследований, установлено, что земельный участок является смежным, однако в ЕГРН отсутствует описание местоположения границ такого смежного земельного участка в виде координат характерных точек его границ.
В соответствии с ч. 10 ст. 22 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Аналогичные правовые нормы содержит часть 1 ст. 42.8 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности", которая предусматривает, что при выполнении комплексных кадастровых работ по уточнению местоположения границ земельных участков оно определяется исходя из сведений, содержащихся в документах, предусмотренных частью 10 статьи 22 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости". В случае отсутствия в указанных в части 10 статьи 22 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" документах сведений о местоположении границ земельных участков оно определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таких земельных участках местоположение их границ определяется в соответствии с требованиями земельного законодательства и градостроительного законодательства с учетом границ, существующих на местности пятнадцать и более лет и закрепленных с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, красных линий, которые обозначают существующие границы территорий общего пользования.
Межевой план, составленный кадастровым инженером Амзиной Д.В. и представленный Горячевым В.М. в Управление Росреестра по г. Москве полностью отвечае вышеуказанным требованиям действующего законодательства. Местоположение границ спорного земельного участка кадастровым инженером определено по фактическим границам, существующим на местности более 15 лет - объектом искусственного происхождения, а именно забором, границы которого закреплены на местности. К межевому плану приложены кадастровый план территории, архивная справка Администрации Ленинского муниципального района Московской области, фотоплан местности, выписка из каталога геодезических пунктов и иные документы, подтверждающие существование и происхождение границ спорного земельного участка.
Суд отмечает, что отсутствие в ЕГРН координат границ земельного участка при формировании этих участков, координаты поворотных точек вышеуказанной конфигурации участков надлежит определять, исходя из сложившегося землепользования на протяжении последних 15 лет, которое подтверждено межевым планом кадастрового инженера и согласовано документами, определяющими границы земельного участка на протяжении 15 лет, спор по границам земельного участка отсутствует.
При таком положении принятые Управлением Росреестра по Москве решения, а также решение апелляционной комиссии от 05.01.2020 года № 181/2020, нельзя признать законными.
Таким образом, административные исковые требования Горячева В.М. подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования Горячева Вячеслава Михайловича к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в г. Москве о признании незаконным приостановления государственного кадастрового учета и регистрации прав, признании незаконным решения апелляционной комиссии, обязании учесть изменения земельного участка – удовлетворить.
Признать незаконным и отменить уведомление Управления Росреестра по г. Москве от 24.01.2020 года № 77/20-8078 о приостановлении государственного кадастрового учета изменений земельного участка с кадастровым номером 50:21:0100306:289 площадью 400 кв.м., расположенного по адресу: г. Москва, п. Московский, ог.т. Окатово;
Признать незаконным решение апелляционной комиссии от 05.01.2020 года № 181/2020 по обжалованию решения о приостановлении осуществления государственной регистрации кадастрового учета и(или) государственной регистрации прав;
Признать незаконным и отменить решение от 29 июня 2020 года № 77/20-58220 об отказе в учете изменений объекта недвижимости земельного участка с кадастровым номером 50:21:0100306:289 площадью 400 кв.м., расположенного по адресу: г. Москва, п. Московский, ог.т. Окатово;
Обязать Управление Росреестра по г. Москве учесть изменения границ земельного участка с кадастровым номером 50:21:0100306:289 площадью 400 кв.м., расположенного по адресу: г. Москва, п. Московский, ог.т. Окатово в соответствии с границами, указанными в межевом плане, представленном Горячевым Вячеславом Михайловичем.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский городской суд через Щербинский районный суд г. Москвы течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Д.А. Сальникова