КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Дело № 3а-130/2021
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
26 апреля 2021 года г. Калининград
Калининградский областной суд в составе:
председательствующего судьи – Струковой А.А.
при секретаре - Горенко Т.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании вопрос о прекращении производства по административному делу по административному иску Ксенофонтова Дмитрия Юрьевича к Правительству Калининградской области, Управлению Росреестра по Калининградской области об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости нежилого помещения с кадастровым номером №,
У С Т А Н О В И Л:
Ксенофонтов Д.Ю. обратился в Калининградский областной суд 2 апреля 2021 года с указанным административным иском, ссылаясь на то, что административному истцу на праве собственности с 2007 года принадлежит нежилое помещение с кадастровым номером № площадью 613 кв.м, расположенное на Ленинском проспекте,10-14 в г.Калининграде.
Как указывает административный истец, согласно выписке из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости кадастровая стоимость названного нежилого помещения установлена по состоянию на 1 января 2016 года в размере 17 955 800 руб.
Такая кадастровая стоимость объекта значительно превышает его рыночную стоимость, которая согласно отчету об оценке оценщика АНО «Калининградское бюро судебной экспертизы и оценки» Борисова И.В. от 26 марта 2021 года № 044К-2021/1 составляет на ту же дату – 1 января 2016 года – 7 555 000 руб.
Значительным превышением установленной кадастровой стоимости по отношению к определенной оценщиком рыночной стоимости объекта нарушены, по утверждению административного истца, его права как плательщика налога на имущество физических лиц, налоговой базой которого является кадастровая стоимость объекта.
С учетом изложенного просил установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером № в размере его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 года – 7 555 000 руб.
В судебном заседании представитель Ксенофонтова Д.Ю. – Роменко А.В. административные исковые требования поддержал.
Представители Правительства Калининградской области и Управления Росреестра по Калининградской области в судебное заседание не явились, административные ответчики надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, ходатайств об отложении судебного заседания не заявили. В соответствии с ч. 4 ст. 247 КАС РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Судом на обсуждение поставлен вопрос о прекращении производства по делу, против чего представитель административного истца не возражал в случае, если Ксенофонтов Д.Ю. ранее обращался во внесудебном порядке за пересмотром установленной кадастровой стоимости.
Выслушав объяснения представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Постановлением Правительства Калининградской области от 23 декабря 2016 года № 625 утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Калининградской области (за исключением земельных участков) по состоянию на 1 января 2016 года.
Этим постановлением Правительства области утверждены результаты определения кадастровой стоимости указанного здания по состоянию на 1 января 2016 года нежилого помещения с кадастровым номером № в размере 30 830 393,64 руб.
Массовая кадастровая оценка объектов капитального строительства, результаты которой утверждены постановлением от 23 декабря 2016 года № 625, произведена в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (пункт 2 части 1 статьи 248 КАС РФ, статья 24.18 Федеральный закон от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).
Массовая оценка объектов капитального строительства произведена в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
Статьей 24.18 названного Федерального закона определено, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость; в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано на основании установления в отчете рыночной стоимости объекта недвижимости, комиссия принимает решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости или отклоняет заявление о пересмотре кадастровой стоимости в случаях, предусмотренных порядком создания и работы комиссии; в случае принятия комиссией решения о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости в течение пяти рабочих дней с даты его принятия комиссия направляет в орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, и орган регистрации прав копию указанного решения; в случае принятия комиссией решения о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости на основании определения в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости комиссия в течение пяти рабочих дней с даты принятия такого решения также направляет: отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, который составлен в форме электронного документа и на основании которого оспорена кадастровая стоимость, в орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке; сведения о кадастровой стоимости в орган регистрации прав.
Из содержания абзаца 3 статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности и пункта 10 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года № 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" следует, что для физических лиц обращение в Комиссию с таким заявлением не является обязательным.
Таким образом, физическое лицо, являющееся правообладателем объекта имущества, вправе по собственному усмотрению обратиться за пересмотром установленной кадастровой стоимости объекта в Комиссию либо непосредственно в суд.
С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что при удовлетворении во внесудебном порядке заявления правообладателя объекта недвижимости об установлении кадастровой стоимости объекта в размере его рыночной стоимости у такого лица отсутствует право на обращение в суд за повторным, в судебном порядке, пересмотром кадастровой стоимости объекта на ту же дату.
Из материалов дела следует, что 15 января 2018 года Ксенофонтов Д.Ю. в лице представителя подал в Комиссию заявление об установлении кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером № в размере его рыночной стоимости, определенной оценщиком Сергиенко Г.А. в отчете об оценке от 26 июня 2017 года № Н-1353-2017, в сумме 17 955 800 руб.
Решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Калининградской области от 2 февраля 2018 года № 320 такое заявление удовлетворено, кадастровая стоимость указанного объекта установлена по состоянию на 1 января 2016 года в размере 17 955 800 руб.
Решение Комиссии реализовано путем внесения 12 февраля 2018 года в ЕГРН сведений об установленной по состоянию на 1 января 2016 года кадастровой стоимости объекта с кадастровым номером № в размере 17 955 800 руб., что подтверждено представленной административным истцом выпиской из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта (л.д. 90).
Таким образом, кадастровая стоимость в размере 17 955 800 руб., внесенная в ЕГРН 12 февраля 2018 года и установленная по состоянию на 1 января 2016 года, представляет собой не установленную методом массовой оценки кадастровую стоимость объекта, а его рыночную стоимость.
В этой связи суд полагает, что спор об установлении кадастровой стоимости объекта в размере его рыночной стоимости разрешен во внесудебном порядке, в связи с чем повторное обращение Ксенофонтова Д.Ю. в судебном порядке с заявлением о том же предмете недопустимо.
При таких обстоятельствах суд полагает производство по настоящему административному делу подлежащим прекращению на основании п. 1 ч. 1 ст. 194 КАС РФ при том, что заявление о пересмотре кадастровой стоимости объекта, установленной в размере его рыночной стоимости во внесудебном порядке, в размере иной рыночной стоимости на ту же дату не подлежит рассмотрению в судах (п. 1 ч. 1 ст. 128 КАС РФ).
Руководствуясь ст. 194 КАС РФ, суд
О П Р Е Д Е Л И Л:
Производство по административному делу по административному иску Ксенофонтова Дмитрия Юрьевича к Правительству Калининградской области, Управлению Росреестра по Калининградской области об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости нежилого помещения с кадастровым номером № – прекратить.
Определение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Калининградский областной суд в течение 15 дней со дня составления мотивированного определения.
Определение в окончательной форме изготовлено 27 апреля 2021 года.
Судья Калининградского
областного суда А.А. Струкова