Дело №2а-664/2018 г.
Р Р• РЁ Р• Рќ Р Р•
именем Российской Федерации
04 декабря 2018 года г. Бежецк
Бежецкий городской суд Тверской области в составе:
председательствующего судьи Бойцовой Н.А.,
при секретаре судебного заседания Зайцевой Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №2 по Тверской области к Романову Андрею Александровичу о взыскании недоимки по транспортному налогу и пени,
Сѓ СЃ С‚ Р° РЅ Рѕ РІ Рё Р» :
РњРФНС Р РѕСЃСЃРёРё в„–2 РїРѕ Тверской области обратилась РІ СЃСѓРґ СЃ административным РёСЃРєРѕРј Рє Романову Рђ.Рђ. Рѕ взыскании недоимки РїРѕ транспортному налогу РІ размере 3315 рублей, пени РІ размере 23 СЂСѓР±. 20 РєРѕРї. Р’ обоснование заявленных требований указано следующее. 19 октября 2018 Рі. мировым судьей судебного участка в„–2 Бежецкого района Тверской области вынесено определение РѕР± отказе РІ принятии заявления Рѕ вынесении судебного приказа РЅР° взыскание задолженности РїРѕ транспортному налогу СЃ Романова Рђ.Рђ. Р’ соответствии СЃРѕ СЃС‚.57 Конституции Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации Рё СЃС‚.СЃС‚.3, 23 Налогового кодекса Р Р¤ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги Рё СЃР±РѕСЂС‹. Ссылаясь РЅР° положения СЃС‚.СЃС‚. 52, 69, 75, 357, 363 Налогового кодекса Р Р¤, административный истец указывает следующее. РќР° основании сведений, представленных РІ электронном РІРёРґРµ РњР РРћ Р“РБДД РћР’Р” Тверской области РІ налоговый орган РІ соответствии СЃ Рї.4 СЃС‚.85 РќРљ Р Р¤, установлено, что Р·Р° Романовым Рђ.Рђ. зарегистрировано транспортное средство, которые согласно СЃС‚.358 Налогового кодекса Р Р¤ является объектом налогообложения, Р° именно: Фольксваген Пассат Вариант, Рі.РЅ. в„–, дата регистрации права 30.07.2010, дата утраты права 23.12.2015; Фольксваген Пассат Вариант, Рі.РЅ. в„–, дата регистрации права 02.06.2012. Межрайонной РФНС Р РѕСЃСЃРёРё в„–2 РїРѕ Тверской области РІ соответствии СЃ действующим законодательством налогоплательщику было направлено почтой налоговое уведомление в„–103803709 Рѕ необходимости уплаты транспортного налога Р·Р° 2015 Рі. РІ СЃСѓРјРјРµ 3 315 СЂСѓР±. Расчет налога содержится РІ налоговом уведомлении. Р’ СЃРІСЏР·Рё СЃ неисполнением налогоплательщиком обязанности РїРѕ уплате налога РІ соответствии СЃРѕ СЃС‚. 69 Налогового кодекса Р Р¤ РІ его адрес было направлено заказной корреспонденцией требование РѕР± уплате налога, СЃР±РѕСЂР°, пени, штрафа РѕС‚ 23.12.2016 Рі. в„–7696. Указанное требование РІ добровольном РїРѕСЂСЏРґРєРµ налогоплательщик РЅРµ исполнил. РќР° основании СЃС‚.75 Налогового кодекса Р Р¤ начислены пени Р·Р° несвоевременную уплату налога, Р·Р° каждый день просрочки РІ процентах РѕС‚ неуплаченной СЃСѓРјРјС‹ налога или СЃР±РѕСЂР°. Процентная ставка пени принимается равной РѕРґРЅРѕР№ трехсотой действующей РІ это время ставки рефинансирования Центрального банка Р Р¤. РЎСѓРјРјР° пени РїРѕ транспортному налогу РЅР° 22.12.2016 составила 23,20 СЂСѓР±.
Вместе СЃ административным РёСЃРєРѕРј РњРФНС Р РѕСЃСЃРёРё в„– 2 РїРѕ Тверской области представила ходатайство Рѕ восстановлении пропущенного СЃСЂРѕРєР° подачи административного РёСЃРєРѕРІРѕРіРѕ заявления, указав, что СЃСЂРѕРє инспекцией был пропущен РїРѕ причине большого объема документов Рё сильной загруженности сотрудников, поскольку РЅР° обслуживании межрайонной РФНС Р РѕСЃСЃРёРё в„– 2 РїРѕ Тверской области находится восемь районов.
Представитель административного истца РњРФНС Р РѕСЃСЃРёРё в„– 2 РїРѕ Тверской области РІ судебное заседание РЅРµ явился, Рѕ времени Рё месте рассмотрения дела извещен заранее Рё надлежащим образом, РІ РёСЃРєРµ РїСЂРѕСЃРёР» рассмотреть дело РІ его отсутствие.
Административный ответчик Романов А.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещался заранее и надлежащим образом. Однако, неоднократно направляемая ему судом корреспонденция, возвращается обратно в адрес суда с отметкой почтового отделения «истек срок хранения».
Учитывая изложенное, на основании ч. 2 ст. 289 КАС РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Рзучив РґРѕРІРѕРґС‹ административного РёСЃРєР° Рё заявления Рѕ восстановлении СЃСЂРѕРєР° для подачи административного РёСЃРєР°, исследовав письменные материалы дела, СЃСѓРґ РїСЂРёС…РѕРґРёС‚ Рє следующему.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации, ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
По общему правилу, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога (пункт 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации) в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Однако в ряде случаев обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган. В связи с этим непосредственной уплате налога предшествует направление налоговым органом налогоплательщику налогового уведомления, в котором указывается сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога (статья 52 Налогового кодекса Российской Федерации).
На основании пункта 2 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (статья 69 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 357 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 358 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 362 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.
Налоговая база в соответствии со статьей 359 Налогового кодекса Российской Федерации определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.
В силу ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Частью 2 указанной статьи регламентировано, что административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Согласно п. 1 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей (п. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу абз.2 п. 6 ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации принудительное взыскание пеней с организаций и индивидуальных предпринимателей производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 настоящего Кодекса, а с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, - в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.
Абзацем 3 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Материалами дела установлено, что административный ответчик Романов А.А. являлся собственником транспортных средств:
- Фольксваген Пассат Вариант, г.н. №, дата регистрации права 30.07.2010, дата утраты права 23.12.2015;
- Фольксваген Пассат Вариант, г.н. №, дата регистрации права 02.06.2012.
Таким образом, исходя из положений ст. 357 Налогового кодекса Российской Федерации, как собственник транспортных средств, Романов А.А. в период 2015 г. являлся плательщиком транспортного налога.
17.09.2016 в адрес Романова А.А. налоговым органом было направлено налоговое уведомление № 103803709 от 04.09.2016 об уплате налога за вышеперечисленные транспортные средства, которое административным ответчиком исполнено не было (л.д. 13,14).
В связи с неисполнением Романовым А.А. обязанности по уплате транспортного налога 28.12.2016 в его адрес налоговым органом было направлено требование № 7696 по состоянию на 23.12.2016 об уплате недоимки по транспортному налогу в размере 3 315 руб., пени в размере 23 руб. 20 коп., в срок до 15.02.2017 года (л.д. 15, 16).
В установленный срок административный ответчик Романов А.А. требование не исполнил, что послужило основанием для обращения административного истца к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа.
Определением мирового судьи судебного участка № 2 Бежецкого района Тверской области от 19.10.2018 вышеуказанное заявление возвращено взыскателю на основании ч. 3 ст. 123.4 КАС РФ.
Настоящее административное исковое заявление поступило в Бежецкий городской суд Тверской области 02.11.2018, в то время, как срок обращения в суд истек 15.08.2017.
РР· анализа положений пунктов 1 - 3 статьи 48 Налогового кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации следует, что СЃСЂРѕРє, РІ течение которого налоговый орган вправе обратиться РІ СЃСѓРґ Р·Р° взысканием налога, СЃР±РѕСЂР°, пеней, штрафов, ограничен - шесть месяцев СЃРѕ РґРЅСЏ истечения СЃСЂРѕРєР° исполнения требования РѕР± уплате налога, СЃР±РѕСЂР°, пеней, штрафов.
Данная позиция подтверждена разъяснениями, изложенными в пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1999 N 1/9 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части 1 Налогового кодекса Российской Федерации", согласно которым при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 2 статьи 48 или пунктом 1 статьи 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд.
Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22.03.2012 N 479-О-О).
Несоблюдение налоговой инспекцией установленных налоговым законодательством сроков и порядка взыскания налога является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления.
Административным истцом заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока для подачи административного искового заявления в суд.
Между тем, учитывая, что на дату обращения с настоящим административным иском в суд, налоговый орган уже утратил право на принудительное взыскание недоимки по налогам и пени в связи с пропуском установленного шестимесячного срока и доказательств уважительности пропуска срока административным истцом не представлено, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного ходатайства о восстановлении пропущенного срока.
Возможность восстановления пропущенного срока подачи административного искового заявления процессуальный закон ставит в зависимость от наличия уважительных причин его пропуска, а не от длительности периода просрочки. Однако никаких обстоятельств уважительности причин пропуска срока налоговым органом не приведено.
Доводы административного истца РѕР± уважительности причин РїСЂРѕРїСѓСЃРєР° СЃСЂРѕРєР° для подачи административного РёСЃРєР°, связанных СЃ загруженностью аппарата инспекции, большого объема документов (РЅР° обслуживании РњРФНС Р РѕСЃСЃРёРё в„– 2 РїРѕ Тверской области находится восемь районов), СЃСѓРґ считает неубедительными.
По смыслу закона под уважительными причинами пропуска срока на обращение в суд следует понимать чрезвычайные, объективно непредотвратимые обстоятельства и другие непредвиденные, непреодолимые препятствия, находящиеся вне контроля лица, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, вытекающей из предписаний статьи 48 Налогового кодекса российской Федерации. Таких обстоятельств по настоящему делу не установлено, стороной административного истца не приведено.
Указанные же административным истцом причины носят субъективный характер и не свидетельствуют о наличии объективных обстоятельств, препятствующих подаче административного иска в установленный законодательством срок.
Учитывая изложенное, а также принимая во внимание то, чтопропусксрока, установленного налоговым законодательством, является самостоятельным основанием для отказавудовлетворении заявленных требований, суд не находит правовых оснований для удовлетворениязаявленного ходатайства о восстановлении срока для подачи административного иска в суд и, как следствие, отказывает налоговому органу в удовлетворении к Романову А.А. требования о взыскании недоимки по транспортному налогу и пени.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд
СЂ Рµ С€ Рё Р» :
административные исковые требования межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 2 по Тверской области к Романову Андрею Александровичу о взыскании недоимки по транспортному налогу с физических лиц и пени оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Тверской областной суд с подачей жалобы через Бежецкий городской суд.
Председательствующий