Дело №
УИД 05RS0№-46
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ Р. Ф.
23 октября 2023 года <адрес>
Каспийский городской суд Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи Шуаева Д.А.,
при секретаре судебного заседания Алишиховой Ш.Д.,
с участием представителей:
истца ТО Управления Роспотребнадзора по РД - Умаханова У.Г.,
ответчика Администрации ГО «<адрес>» - Айдиева М.М.,
соответчика МБУ ГО «<адрес>» - Мамаевой Э.И.,
соответчика ООО УК «Фаворит» - Магомедова Р.Г.,
соответчика МКУ «УЖКХ <адрес>» - Джаватханова М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № года по иску ТО Управления Роспотребнадзора по <адрес> в <адрес> к Администрации ГО «<адрес>», МБУ «Зеленый город» о признании незаконным действия (бездействие) Администрации городского округа «<адрес>», МБУ ГО <адрес> «Зеленый город» выразившееся в невыполнении обязательных требований санитарного законодательства, установленных Федеральным законом «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» от ДД.ММ.ГГГГ №52-ФЗ, и СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», в нарушении режима оказания услуг населению <адрес> по вывозу ТКО в нарушении Закона «о защите прав потребителей» и возложить на Администрацию городского округа «<адрес>» обязанность в течение 5 месяцев со дня вступления в силу решения суда: обустроить места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, соответствующие Санитарно-эпидемиологическим требованиям к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарнопротивоэпидемических (профилактических)мероприятий 2.1.3 684-21, утв. Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ на территории городского округа «<адрес>» по следующим адресам в <адрес>: <адрес>,14,. <адрес>, 20, 24, 23, 34, 36, 37, <адрес>, 27, 37, <адрес>,17 а; обеспечить перенос контейнерных площадок для накопления твердых коммунальных отходов по адресам: в <адрес>, 7, <адрес> - в, <адрес> - а, оборудованных с нарушением п. 4 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 (менее 20м от жилых домов) на другие земельные участки с соблюдением гигиенических нормативных требований или обеспечить бестарный вывоз твердых коммунальных отходов по вышеуказанным адресам; обязать ответчика МБУ ГО <адрес> «Зеленый город» обеспечивать вывоз ТКО отходов с территории городского округа <адрес> в соответствии с правилами п. 2.12. СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-19, установить информацию на каждой площадке для сбора ТКО «График вывоза» ТКО,
УСТАНОВИЛ:
ТО Управления Роспотребнадзора по РД, <адрес> с учетом уточнений обратилась в суд с вышеуказанным иском, ссылаясь на то, что истцу поступают многочисленные жалобы от жителей <адрес> об отсутствии организации площадок для сбора либо некачественном оказании услуг, хранения и утилизации твердо бытовых отходов (далее ТБО), а также отсутствие уборки, дезинфекции на площадках для ТКО в некоторых районах <адрес>. Жители <адрес> проживающих по <адрес> и 14 обратились к истцу по поводу переноса контейнерной площадки для ТБО в безопасное место для жителей МКД, так как без согласования жителей и ООО УО «Комфортный дом Восток» в нарушении санитарных норм и правил Администрацией установлена площадка ТБО в плотную к детской площадки, где играют дети. По рассмотрению обращения Истцом вынесено предостережение № от 19.04.2023г. в отношении Администрации ГО «<адрес>», которому предложено устранить нарушения санитарного законодательства. Администрации ГО «<адрес>» предложено выдать ответственным лицам и организациям поручение, о принятии и обеспечении мер к недопущению загрязнения территорий МКД <адрес> и 14, <адрес>. Рассмотреть вопрос о переносе контейнерной площадки расположенною возле МКД №№,14 по <адрес>, согласовав с жителями проживающих по данному адресу в соответствии СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», информацию представить в срок до 24.04.2023г, однако информация Истцу не поступила.
В отношении МБУ ГО <адрес> «Зеленый город» вынесено Предписание № от 19.04.2023г. об устранении выявленных нарушений обязательных требований»
Истцу поступило обращение за вх. № от ДД.ММ.ГГГГ, от гражданки Исмаиловой М.М., проживающей по <адрес> о не законной установке дополнительных контейнеров для сбора ТКО в близи жилого дома и ее окон, указав, что мусор скапливается с соседних МКД домов, где еще не установлены площадки для сбора мусора. Скапливающий мусор на площадке не вывозится своевременно ответчиком, и в результате чего в ее квартиру поступают зловонье, и ухудшается условия для благоприятного проживания.
По адресу: <адрес>, площадка не оборудована в соответствии СаН ПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-19, согласно п. 2.8. Площадка для установки бункера должна быть удалена от жилых зданий, территорий дошкольных образовательных и общеобразовательных организаций на расстояние не менее 20 м, до территорий медицинских организаций - не менее 25 м, иметь достаточную площадь для установки бункера, водонепроницаемое покрытие, подъездные пути, обеспечивающие доступ для мусоровозов, и ограничена бордюром по периметру.
По адресу <адрес> 34 в <адрес> на 2023г. своевременно не вывозится в нарушении п. 2.12. СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-19 - Срок временного накопления несортированных ТКО определяется исходя из среднесуточной температуры наружного воздуха в течение 3-х суток: плюс 5°С и выше - не более 1 суток; плюс 4°С и ниже - не более 3 суток. На 28.06.2023г. мусор остается не убранным.
По адресу <адрес>, расположен детский сад №, в близи забора расположена площадка для сбора ТКО, контейнера переполненные, мусор лежит на земле не своевременно вывозится ответчиком, площадка не оборудована в соответствии с требованиями п.2.12 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-19, а также является нарушением ст. 22 ФЗ № «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999г.
Площадки для сбора и накопления ТКО в процессе жизнедеятельности в <адрес> размещенные в схеме мест размещения контейнерных площадок для временного хранения твердых коммунальных отходов на территории городского округа «<адрес>» в нарушение положений п.З Санитарных правил СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 не обустроены контейнерные площадки для сбора твердых коммунальных отходов по следующим адресам <адрес>:
По адресам <адрес>, 20, 24, 23, 34, 36, <адрес>,17 а, <адрес>,14 установлено нарушения обязательных правил, установки контейнерных площадок, что подтверждается Актом о санитарно-гигиеническим обследовании от 11.05.2023г.
Пунктом 6. СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 Количество мусоросборников, устанавливаемых на контейнерных площадках, определяется хозяйствующими субъектами в соответствии с установленными нормативами накопления ТКО. На контейнерных площадках должно размещаться не более 8 контейнеров для смешанного накопления ТКО или 12 контейнеров, из которых 4 - для раздельного накопления ТКО, и не более 2 бункеров для накопления КТО.
Также истцу поступило обращение от жителей дома <адрес>, по поводу неправильности установления мусороконтейнерной площадки по адресу <адрес>. Истцом вынесено официальное предостережение № от 17.04.2023г. в адрес ответчика по делу МБУ ГО <адрес> «Зеленый город» о недопустимости правонарушений, а также принять срочные меры к устранению нарушений, вывезти с площадки ТБО, провести санитарную обработку и своевременно вывозить ТБО, не допускать скопление мусора на площадке.
В нарушение положений п.4 санитарных правил не соблюдается расстояние (20 м) от контейнерных площадок (контейнеров) до ближайших многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов <адрес>, 27,37.
В адрес Истца поступил ответ № от 20.05.2023г. МБУ «Зеленый город» на предостережение №. О том что контейнерная площадка по адресу, <адрес> создана без официального уведомления Администрации ГО <адрес>.
В ответе МБУ ГО <адрес> «Зеленый город» на предостережение № от 27.04.2023г. сообщил, что финансирование на обустройства, строительства перенос и ремонт контейнерных площадок не заложено. Такой же ответ поступил и на вынесенное Предписание № от 19.04.2023г.
Истец, ссылаясь, что данные факты бездействия ответчиков, образуют нарушение санитарно-эпидемиологических требований при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта обратился в суд с требованиями, приведенными во вводной части решения суда.
В ходе судебного заседания представитель истца ТО Управления Роспотребнадзора по РД - Умаханов У.Г., просил удовлетворить иск с учетом уточнений в полном объеме по аналогичным основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика Администрации ГО «<адрес>» - Айдиев М.М., просил оставить иск без удовлетворения.
Представители соответчиков: МБУ ГО «<адрес>» - Мамаевой Э.И., ООО УК «Фаворит» - Магомедова Р.Г. и МКУ «УЖКХ <адрес>» - Джаватханова М.А., каждый в отдельности просили оставить иск без удовлетворения.
Иные лица, извещенные о месте и времени рассмотрения дела в судебное заседание своего представителя не направили, ходатайств об отложении судебного заседания не заявляли, в связи с чем, суд счел возможным рассмотреть дело без их участия.
Информация о рассмотрении дела размещалась на официальном сайте Каспийского городского суда Республики Дагестан в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kaspiyskiy.dag@sudr.ru) в соответствии с требованиями части 7 статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Выслушав сторон, изучив материалы дела, суд пришел к следующим выводам.
Положение части 1 статьи 46 Конституции РФ устанавливает, что каждому гарантируется защита его прав и свобод в судебном порядке. Всеобщая декларация прав человека установила: "Каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случае нарушения его основных прав, предоставленных ему Конституцией и законом". Право на судебную защиту закрепляется также в статье 14 Международного пакта о гражданских и политических правах и части 1 статьи 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Практика применения Европейской конвенции свидетельствует о том, что право на судебную защиту распространяется на все процессуальные действия, подразумевающие применение публичного права, если они имеют решающее значение для гражданских прав и обязанностей.
В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Как усматривается из материалов дела Врачом отдела ОСН филиала ФБУЗ «Центр Гигиены и Эпидемиологии в РД в <адрес>» Джумагуловой М.А., по поручению ТО Управления Роспотребнадзора по РД в <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, в присутствии специалиста МКУ «УЖКХ» г.Каспийск - Абдуллаева А.Ш., проведено санитарно-гигиеническое обследование контейнерных площадок, расположенного по адресу: РД, <адрес>.
При проведении санитарно-гигиенического обследования 03.05.2023г. в 14:50 часов с выездом на место по адресу: РД, <адрес>, выявлено следующее:
- при обследовании контейнерных площадок расположенных по адресу: <адрес>, №, №а установлены контейнерные площадки для сбора ТКО. Расстояние от контейнерных до многоквартирных жилых домов составляет менее 20 метров, с водонепроницаемым твердым (бетонным) покрытием, без уклона для отведения талых и дождевых сточных вод, что не соответствует требованиям (СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-21, п. 3), где установлено три, четыре металлических контейнера без закрывающихся крышек. Площадка имеет подъездной путь, ограждение с трех сторон высотой до 1 метра, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки,
- при обследовании контейнерных площадок расположенных по адресу: <адрес>, №, № установлены контейнерные площадки для сбора ТКО с водонепроницаемым твердым (бетонным) покрытием, с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, где установлено пять металлических контейнеров без закрывающихся крышек. Площадка имеет подъездной путь, ограждение с трех сторон высотой до 1 метра, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки,
При проведении санитарно - гигиенического обследования контейнерных площадок 03.05.2023г установлено следующее:
- <адрес>, расстояние от контейнерных до многоквартирных жилых домов составляет не менее 20 метров, с водонепроницаемым твердым (бетонным) покрытием без уклона для отведения талых и дождевых сточных вод, где установлено пять металлических контейнеров без закрывающихся крышек, из них 2 контейнера не ограждены, что не соответствует требованиям (СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21, п. 3);
- <адрес> установлено, ограждение контейнерной площадки в не надлежащем виде, где установлено, пять контейнеров;
- <адрес> установлено, контейнерная площадка для сбора ТКО с водонепроницаемым твердым (бетонным) покрытием, без уклона для отведения талых и дождевых сточных вод, где установлено четыре металлических контейнеров без закрывающихся крышек, что не соответствует требованиям (СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21, п. 3).
Не проводятся дезинсекционные и дератизационные мероприятия в зависимости от температуры наружного воздуха, количества контейнеров на площадке, расстояния до нормируемого объекта. Не представлен договор на проведение дезинсекционных и дератизационных мероприятий контейнеров и контейнерной площадки (СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21, п. 8).
Все вышеперечисленное является нарушением требований ст. 22 ФЗ № от ДД.ММ.ГГГГ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и п. 133 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».
19.04.2023г. Управлением Роспотребнадзора по РД в адрес МБУ «Зеленый город» принять меры по устранению выявленных нарушений по адресу: <адрес>.
В ходе судебного рассмотрения дела по судебному поручению Управлением Роспотребнадзора по РД совместно с зав. отдела ОСН филиала ФБУЗ «Центр Гигиены и Эпидемиологии в РД в <адрес>» Меликовой А.З. совместно с инженером по техническому надзору санитарного состояния и ветеринарии МКУ «УЖКХ <адрес>» Магомедовым С.К., заместителем директора МБУ ГО «<адрес>» РД «Зеленый Город» Магомедовым М.Р. и начальником участка МБУ ГО «<адрес>» РД «Зеленый Город» Рабадановым И.М. проведено санитарно-гигиеническое обследование спорных территорий на их соответствие требованиям закона по итогам которое составлены Акты.
Согласно Акту комиссионной проверки контейнерных площадок ТКО от 17.10.2023г. подписанного инженером по техническому надзору санитарного состояния и ветеринарии МКУ «УЖКХ <адрес>» - Магомедовым С.К., заместителем директора МБУ «Зеленый город» - Магомедовым М.Р., начальником участка МБУ «Зеленый город» - Рабадановым И.М., заведующим отдела ОСН ФФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии РД в <адрес>» - Меликовым А.З.:
- по адресу: <адрес> отсутствует специализированная площадка для сбора ТКО, необходимо предусмотреть место для размещения специализированной площадки для сбора ТКО,
- по адресу: <адрес> отсутствует специализированная площадка для сбора ТКО, необходимо предусмотреть место для размещения специализированной площадки для сбора ТКО. Бак для сбора мусора находится через дорогу напротив,
- по адресу: <адрес> площадка для сбора ТКО расположена впритык детской игровой/спортивной площадки, что противоречит нормам СанПин. Необходимо определить новое место и перенести данную площадку, (много жалоб от жильцов дома <адрес> по вопросу переноса площадки ТКО),
- по адресу: <адрес> необходим ремонт ограждения площадки, замена баков, получивших деформацию в процессе эксплуатации.
Согласно Акту санитарно-гигиенического обследования от ДД.ММ.ГГГГ зав. отдела ОСН филиала ФБУЗ «Центр Гигиены и Эпидемиологии в РД в <адрес>» Меликовой А.З., совместно с инженером по техническому надзору санитарного состояния и ветеринарии МКУ «УЖКХ <адрес>» Магомедовым С.К., заместителем директора МБУ ГО «<адрес>» РД «Зеленый Город» Магомедовым М.Р. и начальником участка МБУ ГО «<адрес>» РД «Зеленый Город» Рабадановым И.М., на основании поручения ТО Управления Роспотребнадзора по РД в <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ (на основании искового заявления Федерального суда <адрес> по нарушениям санитарного законодательства в части предоставления услуг населению по сбору и транспортировке ТКО на территории <адрес>), проведено санитарно-гигиеническое обследование контейнерной площадки, расположенной по адресу: РД, <адрес> «А».
Проведено санитарно-гигиеническое обследование на соответствие:
- Федеральный Закон от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (ст. 21, ст. 22).
- СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
- СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарнопротивоэпидемических (профилактических) мероприятий».
При проведении санитарно - гигиенического обследования ДД.ММ.ГГГГ в 11:40 с выездом на место по адресу: РД, <адрес> «А» выявлено следующее:
Не предусмотрена контейнерная площадка для накопления ТКО. Сбор и удаление (вывоз) ТКО осуществляется бестарным методом (СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21, п. 15).
Хозяйствующий субъект, осуществляющий деятельность по сбору и транспортированию ТКО (МБУ ГО «<адрес>» РД «Зеленый Город») обеспечивает вывоз их по установленному им графику: ежедневно в 06:00 часов. Представлен график вывоза ТКО на осенне-зимний период.
Согласно Акту санитарно-гигиенического обследования от ДД.ММ.ГГГГ зав. отдела ОСН филиала ФБУЗ «Центр Гигиены и Эпидемиологии в РД в <адрес>» Меликовой А.З., совместно с инженером по техническому надзору санитарного состояния и ветеринарии МКУ «УЖКХ <адрес>» Магомедовым С.К., заместителем директора МБУ ГО «<адрес>» РД «Зеленый Город» Магомедовым М.Р. и начальником участка МБУ ГО «<адрес>» РД «Зеленый Город» Рабадановым И.М., на основании поручения ТО Управления Роспотребнадзора по РД в <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ (на основании искового заявления Федерального суда <адрес> по нарушениям санитарного законодательства в части предоставления услуг населению по сбору и транспортировке ТКО на территории <адрес>), проведено санитарно-гигиеническое обследование контейнерной площадки, расположенной по адресу: РД, <адрес>.
Проведено санитарно-гигиеническое обследование на соответствие:
- Федеральный Закон от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (ст. 21, ст. 22).
- СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
- СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарнопротивоэпидемических (профилактических) мероприятий».
При проведении санитарно - гигиенического обследования ДД.ММ.ГГГГ в 11:45 с выездом на место по адресу: РД, <адрес> выявлено следующее:
Не предусмотрена контейнерная площадка для накопления ТКО. Сбор и удаление (вывоз) ТКО осуществляется бестарным методом (СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21, п. 15).
Хозяйствующий субъект, осуществляющий деятельность по сбору и транспортированию ТКО (МБУ ГО «<адрес>» РД «Зеленый Город») обеспечивает вывоз их по установленному им графику: ежедневно в 06:00 часов. Представлен график вывоза ТКО на осенне-зимний период.
По остальным адресам по которым Управлением Росптребнадзора по РД заявлены требования, доводы допустимыми доказательствами не подтверждены.
Статья 42 Конституции Российской Федерации гласит о том, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека (ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды").
В силу ч. 1 ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Часть 1 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" предусматривает, что к основным принципам государственной политики в области обращения с отходами относится охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия.
На основании ч. 1. ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом (ч. 2. <адрес> закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления").
Из положений, предусмотренных ст. 13.4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" следует, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (ч. 1); места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований (ч. 3); органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (ч. 4).
В соответствии с ч. 2 ст. 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
Отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ч. 1 ст. 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").
В силу ч. 3 ст. 39 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В силу статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
В силу пп. 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Пункт 2 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1039 "Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра" гласит о том, что места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов (п. 3 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1039 "Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра").
В случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с органом местного самоуправления (далее соответственно - заявитель, уполномоченный орган) на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом (далее - заявка) (п. 4 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1039 "Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра").
Согласно пункту 1 статьи 24.6 Федерального закона N 89-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
В силу пункта 2 статьи 24.7 Федерального закона N 89-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ региональный оператор в рамках заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) их накопления.
В связи с вышеизложенным, в совокупности предоставленные суду сторонами доказательства наравне с анализом действующего в Российской Федерации законодательства, позволяют суду прийти к выводу о том, что заявленные ТО Управления Роспотребнадзора по РД, <адрес> требования частично являются обоснованными и подлежащими удовлетворению, принимая во внимание также выводы комиссионной проверки контейнерных площадок ТКО от ДД.ММ.ГГГГ и то, нехватка, отсутствие и неверное расположение мест накопления коммунальных отходов нарушает права неопределенного круга лиц, на благоприятную окружающую среду и соблюдение санитарно-эпидемиологических норм и правил, поскольку на момент рассмотрения дела вопрос об организации места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов органом местного самоуправления по месту жительства истца не разрешен.
В рамках имеющихся полномочий Территориальным отделом Управления Роспотребнадзор по РД в <адрес> были выявлены факты нехватки, отсутствия и неверного расположения мест накопления коммунальных отходов по адресам: <адрес>.14, <адрес>. Как установлено в судебном заседании, указанные нарушения, связаны с бездействием ответчиков, в том числе после обращения уполномоченной организации в ее адрес.
В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся, в том числе, создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством РФ случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Согласно п. 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1039 (далее - Правила N 1039), места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством РФ случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Исходя из положений п. 4 ст. 13.4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Таким образом, ответчик в лице Администрации ГО «<адрес>» и МБУ ГО <адрес> «Зеленый город», обязаны надлежащим образом исполнять обязанности по организации и содержанию места сбора твердых бытовых отходов, в связи, с чем суд полагает обоснованными и подлежащими удовлетворению требования истца в части признания незаконным бездействие ответчиков выразившееся в невыполнении обязательных требований санитарного законодательства, установленных Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от ДД.ММ.ГГГГ №52-ФЗ. И принятия мер к недопущении скопления мусора (ТБО) в неустановленном месте, своевременно для определения места по размещению площадки твердо коммунальных отходов, а также создания места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов.
Требования в части обязания ответчиков провести в течение 5 месяцев со дня вступления в силу решения суда обустроить места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, обеспечить перенос контейнерных площадок для накопления твердых коммунальных отходов и обязать ответчика МБУ ГО <адрес> «Зеленый город» обеспечивать вывоз ТКО отходов, суд находит подлежащими частичному удовлетворению, что подтверждается представленным суду документами.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск ТО Управления Роспотребнадзора по <адрес> в <адрес> к Администрации ГО «<адрес>», МБУ «Зеленый город» о признании незаконным действия (бездействие) Администрации городского округа «<адрес>», МБУ ГО <адрес> «Зеленый город» выразившееся в невыполнении обязательных требований санитарного законодательства, установленных Федеральным законом «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» от ДД.ММ.ГГГГ №52-ФЗ,и СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест»., в нарушении режима оказания услуг населению <адрес> по вывозу ТКО в нарушении Закона «о защите прав потребителей» и возложить на Администрацию городского округа «<адрес>» обязанность в течение 5 месяцев со дня вступления в силу решения суда:
обустроить места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, соответствующие Санитарно-эпидемиологическим требованиям к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарнопротивоэпидемических (профилактических)мероприятий 2.1.3 684-21, утв. Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ на территории городского округа «<адрес>» по следующим адресам в <адрес>: <адрес>,14,. <адрес>, 20, 24, 23, 34, 36, 37, <адрес>, 27, 37, <адрес>,17 а,
обеспечить перенос контейнерных площадок для накопления твердых коммунальных отходов по адресам: в <адрес>, 14., по <адрес>, ул.. Алферова <адрес>-в, <адрес>, А, оборудованных с нарушением п. 4 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 (менее 20м от жилых домов) на другие земельные участки с соблюдением гигиенических нормативных требований или обеспечить бестарный вывоз твердых коммунальных отходов по вышеуказанным адресам,
обязать ответчика МБУ ГО <адрес> «Зеленый город» обеспечивать вывоз ТКО отходов с территории городского округа <адрес> в соответствии с правилами п. 2.12. СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-19, установить информацию на каждой площадке для сбора ТКО «График вывоза» ТКО, удовлетворить частично.
Признать незаконными действия (бездействие) Администрации городского округа «<адрес>», МБУ ГО <адрес> «Зеленый город» выразившееся в невыполнении обязательных требований санитарного законодательства, установленных Федеральным законом «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» от ДД.ММ.ГГГГ №52-ФЗ, и СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», в нарушении режима оказания услуг населению <адрес> по вывозу ТКО в нарушении Закона «о защите прав потребителей».
Обязать Администрацию городского округа «<адрес>» обязанность в течение 5 месяцев со дня вступления в силу решения суда:
обустроить места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, соответствующие Санитарно-эпидемиологическим требованиям к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарнопротивоэпидемических (профилактических) мероприятий ДД.ММ.ГГГГ-21, утв. Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ на территории городского округа «<адрес>» по следующим адресам в <адрес>: <адрес>, 34. 36, 37, <адрес> а, 39.
Обязать Администрацию городского округа «<адрес>» обязанность в течение 5 месяцев со дня вступления в силу решения суда обеспечить перенос контейнерных площадок для накопления твердых коммунальных отходов по адресам: <адрес>.
Обязать МБУ ГО <адрес> «Зеленый город» обеспечивать вывоз ТКО отходов с территории городского округа <адрес> в соответствии с правилами п. 2.12. СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-19, установить информацию на каждой площадке для сбора ТКО «График вывоза» ТКО.
В удовлетворении остальной части иска ТО Управления Роспотребнадзора по <адрес>, отказать.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня вынесения в окончательной формулировке в Верховный Суд Республики Дагестан путем подачи апелляционной жалобы через Каспийский городской суд.
Мотивированное решение составлено 30.10.2023г.
Председательствующий Д.А. Шуаев