дело № 2-3582/18
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Нижнекамск, Республика Татарстан 18 октября 2018 года
Нижнекамский городской суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Р.М. Мингалиева при секретаре Л.Р. Адиятовой, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Зарипова Н.К. к исполнительному комитету Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан, исполнительному комитету Шингальчинского сельского поселения Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан о признании права собственности на жилой дом и возложении обязанности осуществления государственного кадастрового учета,
установил:
Зарипова Н.К. обратился в суд с иском к исполнительному комитету Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан, исполнительному комитету Шингальчинского сельского поселения Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан о признании права собственности на жилой дом и возложении обязанности осуществления государственного кадастрового учета. В обоснование исковых требований указано, что истцу на праве собственности принадлежит земельный участок, расположенный по адресу: ..., ..., с кадастровым номером ..., общей площадью 2601 кв.м. На указанном земельном участке истцом построен жилой дом, общей площадью 131,7 кв.м., без разрешительной документации. Просит признать за ним право собственности на индивидуальный одноэтажный жилой дом по адресу: ..., Нижнекамский муниципальный район, Шингальчинское сельское поселение, ... и возложить обязанность на Управление Росреестра по Республике Татарстан поставить указанный объект недвижимости на государственный кадастровый учет на основании данных технического плана от ..., выданного Нижнекамским бюро технической инвентаризации.
Определением суда от ... к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования привлечено ООО «Сетевая компания» в лице филиала Нижнекамские электрические сети.
Представитель истца по доверенности Савельева Н.Г. в судебном заседании исковые требования уточнила, просит признать за истцом право собственности на индивидуальный одноэтажный жилой дом по адресу: ..., ... ...-а.
Представитель ответчика исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан не явилась, в ходе рассмотрения дела представителем по доверенности О.В. Малышевой предоставлен отзыв, в котором исковые требования оставила на усмотрение суда.
Ответчик исполнительный комитет Шингальчинского сельского поселения Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан извещен, явку своего представителя на судебное заседание не обеспечил, возражений относительно заявленных требований не представил.
Третье лицо Управление строительства и архитектуры Исполнительного комитета НМР Республики Татарстан извещен, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие его представителя, возражений относительно заявленных требований не представил.
Третье лицо АО «Бюро технической инвентаризации Республики Татарстан» извещен, явку своего представителя на судебное заседание не обеспечил, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие его представителя, возражений относительно заявленных требований не представил.
Третье лицо Управление Росреестра по ... извещен, явку своего представителя на судебное заседание не обеспечил, возражений относительно заявленных требований не представил.
Третье лицо ООО «Сетевая компания» в лице филиала Нижнекамские электрические сети извещен, явку своего представителя на судебное заседание не обеспечил, представил отзыв, в котором в исковые требования оставил на усмотрение суда, указав, что жилой дом истца находится вне охранных зон воздушных линии электропередач.
Выслушав представителя истца по доверенности Савельева Н.Г., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:
Согласно статье 263 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Если иное не предусмотрено законом или договором, собственник земельного участка приобретает право собственности на здание, сооружение и иное недвижимое имущество, возведенное или созданное им для себя на принадлежащем ему участке.
Последствия самовольной постройки, произведенной собственником на принадлежащем ему земельном участке, определяются статьей 222 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 40 Земельного кодекса Российской Федерации, собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
В силу статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
Не является самовольной постройкой здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные с нарушением установленных в соответствии с законом ограничений использования земельного участка, если собственник данного объекта не знал и не мог знать о действии указанных ограничений в отношении принадлежащего ему земельного участка.
Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.
Использование самовольной постройки не допускается.
Самовольная постройка подлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом (далее - установленные требования), осуществившим ее лицом либо за его счет, а при отсутствии сведений о нем лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором возведена или создана самовольная постройка, или лицом, которому такой земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен во временное владение и пользование, либо за счет соответствующего лица, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, и случаев, если снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями осуществляется в соответствии с законом органом местного самоуправления.
Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий:
если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта;
если на день обращения в суд постройка соответствует установленным требованиям;
если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
В судебном заседании установлено, что согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от ..., на основании Распоряжения Главы администрации ... и ... ...–рот от ..., истцом зарегистрировано право собственности на земельный участок с кадастровым номером ..., площадью 2601 кв.м., для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: ..., ..., о чем сделана запись регистрации ....1 от ... (л.д. 27-35).
Из технического плана, составленного АО «БТИ РТ» усматривается, что на принадлежащем истцу земельном участке возведен индивидуальный жилой дом, номер ..., по ..., ..., общей площадью 131,7 кв.м., ... года постройки (л.д. 9-35).
Согласно разъяснениям пункта 26 постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29 апреля 2010, рассматривая иски о признании права собственности на самовольную постройку, суд устанавливает, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан. С этой целью суд при отсутствии необходимых заключений компетентных органов или при наличии сомнения в их достоверности вправе назначить экспертизу по правилам процессуального законодательства. Отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию. Если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры. В этом случае суд должен также установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан.
В ходе рассмотрения дела судом была назначена строительно-техническая экспертиза, проведение которой было поручено эксперту ООО «Эксперт Бизнес Центр». Согласно данному заключению, жилой дом не нарушает и соответствует сохранению прав и охраняемых законом интересов других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан по санитарно-бытовым условиям внешних границ объекта, санитарно-бытовым нормам внутренних построек объекта, противопожарным нормативам, строительным и градостроительным нормам и правилам (л.д. 74-185).
Данное заключение сторонами не оспорено, суд с заключением судебного эксперта соглашается и считает, что оно отвечает требованиям, установленным статьёй 25 Федерального закона «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», статьёй 86 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержит описание проведенного исследования, сделанные в результате него выводы и ответы на поставленные судом вопросы. Также в заключении отражена оценка результатов исследований, обоснование и формулировка выводов по поставленным вопросам. Использованные экспертом нормативные документы, справочная и методическая литература приведены в заключении. Выводы, сделанные экспертом, являются однозначными, соответствуют материалам дела.
Учитывая, что самовольная постройка, построена на земельном участке, принадлежащем истцу на праве собственности, а факт отсутствия разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку, при этом, установлено, что при возведении постройки истцом не были допущены существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, а также что такая постройка не создает угрозу жизни и здоровью граждан, у суда отсутствуют основания для отказа в удовлетворении исковых требований.
Признание права собственности на самовольную постройку является основанием возникновения у истца права собственности по решению суда. Если решением суда признано право собственности на объект недвижимости, подлежащий государственному кадастровому учету, такой учет осуществляется в предусмотренном законом порядке.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования удовлетворить.
Признать за Зариповым Н.К., ... года рождения, уроженцем ..., право собственности на жилой дом, расположенный на земельном участке с кадастровым ..., по адресу: ..., ..., ...
На решение в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Татарстан через Нижнекамский городской суд Республики Татарстан.
Судья Р.М. Мингалиев