Судебный акт #1 (Постановления) по делу № 16-3677/2024 от 30.05.2024

№ 16-3677/2024

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

    Санкт-Петербург                                                                      1 октября 2024 года

Судья Третьего кассационного суда общей юрисдикции Рябинин К.В. рассмотрев жалобу исполняющего обязанности начальника федерального государственного казенного учреждения «Специальное управление Федеральной противопожарной службы № 50 Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» (далее - ФГКУ «Специальное управление ФПС № 50 МЧС России») ФИО4 на вступившие в законную силу постановление начальника отдела контроля за использованием парковочного пространства Управления административной практики Комитета по транспорту Санкт-Петербурга от 12 октября 2022 года, решение начальника Управления административной практики Комитета по транспорту Санкт-Петербурга от 02 ноября 2022 года, решение судьи Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 15 марта 2023 года и решение судьи Санкт-Петербургского городского суда от 17 октября 2023 года, вынесенные в отношении ФГКУ «Специальное управление ФПС № 50 МЧС России» по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 37-2 Закона Санкт-Петербурга от 31 мая 2010 года № 273-70 «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге»,

установил:

постановлением начальника отдела контроля за использованием парковочного пространства Управления административной практики Комитета по транспорту Санкт-Петербурга от 12 октября 2022 года, оставленным без изменения решением начальника Управления административной практики Комитета по транспорту Санкт-Петербурга от 02 ноября 2022 года и решением судьи Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 15 марта 2023 года, ФГКУ «Специальное управление ФПС № 50 МЧС России» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 37-2 Закона Санкт-Петербурга от 31 мая 2010 года № 273-70 «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге», и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 3000 рублей.

Решением судьи Санкт-Петербургского городского суда от 17 октября 2023 года решение судьи Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 15 марта 2023 года оставлено без изменения.

В жалобе, поданной в Третий кассационный суд общей юрисдикции, исполняющий обязанности начальника ФГКУ «Специальное управление ФПС № 50 МЧС России» ФИО4 просит отменить постановление начальника отдела контроля за использованием парковочного пространства Управления административной практики Комитета по транспорту Санкт-Петербурга от 04 октября 2022 года, решение судьи Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 13 февраля 2023 года и решение судьи Санкт-Петербургского городского суда от 19 июня 2023 года и прекратить производство по делу, ссылаясь на отсутствие состава административного правонарушения.

Также в жалобе исполняющим обязанности начальника ФГКУ «Специальное управление ФПС № 50 МЧС России» ФИО4 заявлено ходатайство о восстановлении срока на подачу настоящей жалобы, правовых оснований к удовлетворению которого не имеется, поскольку нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не установлен срок на подачу жалоб на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб.

Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов, содержащихся в жалобе, позволяет прийти к следующим выводам.

Статьей 37-2 Закона Санкт-Петербурга от 31 мая 2010 года № 273-70 «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге» (все нормы, цитируемые в настоящем постановлении приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения ФГКУ «Специальное управление ФПС № 50 МЧС России» к административной ответственности) установлена административная ответственность за занятие парковочного места на платной парковке без оплаты.

Согласно пункту 2 Примечания к названной статье под занятием парковочного места на платной парковке без оплаты в этой статье понимается: размещение транспортного средства на парковочном месте на платной парковке без внесения установленной в порядке, определенном Правительством Санкт-Петербурга, платы (далее - плата); размещение транспортного средства на парковочном месте на платной парковке в случае внесения платы в меньшем размере; размещение транспортного средства на парковочном месте на платной парковке в случае превышения оплаченного времени более чем на 10 минут; внесение платы более чем через 15 минут после размещения транспортного средства на парковочном месте на платной парковке.

В силу положений пунктов 6.2, 6.3, 6.8.1 постановления Правительства Санкт-Петербурга от 23 июня 2014 года № 543 "О Порядке создания и использования, в том числе на платной основе, парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования регионального значения в Санкт-Петербурге" (далее – Порядок № 543) пользование парковками на платной основе осуществляется путем размещения транспортного средства на парковочном месте платной парковки. Размещение транспортного средства на парковочном месте платной парковки осуществляется путем въезда транспортного средства на платную парковку и внесения платы за пользование на платной основе парковками (парковочными местами), расположенными на автомобильных дорогах (далее - плата).

Внесение платы осуществляется в случае размещения транспортного средства на парковочном месте платной парковки в период с 8 часов 00 минут до 20 часов 00 минут.

В целях обеспечения функционирования платных парковок не допускается пользоваться парковочными местами на платной парковке без внесения платы в период, указанный в пункте 6.3 означенного Порядка.

Плата за пользование платной парковкой вносится не позднее 15 минут после размещения транспортного средства на платной парковке. Транспортное средство должно покинуть платную парковку не позднее чем через 10 минут после окончания периода времени, за который была внесена плата за пользование платной парковкой (пункт 5.1 постановления Правительства Санкт-Петербурга от 29 декабря 2014 года № 1294 «О порядке внесения платы за пользование на платной основе парковками (парковочными местами), расположенными на автомобильных дорогах общего пользования регионального значения в Санкт-Петербурге»).

В соответствии с постановлением должностного лица от 12 октября 2022 года, вынесенным в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 28.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, 19 сентября 2022 года работающим в автоматическом режиме специальным техническим средством – комплексом «Дозор-М» зафиксировано, что в период времени с 16 часов 05 минут по 16 часов 53 минуты на территории платной парковки, расположенной на автомобильной дороге общего пользования регионального значения в Санкт-Петербурге по адресу: Санкт-Петербург, улица 6-я Советская (от Греческого проспекта до Мытнинской улицы), координаты: , транспортным средством марки «Ниссан X-TRAIL», государственный регистрационный знак , собственником (владельцем) которого является ФГКУ «Специальное управление ФПС № 50 МЧС России», в нарушение порядка, определенного вышеуказанными нормами, было занято парковочное место на платной парковке без внесения платы.

Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения ФГКУ «Специальное управление ФПС № 50 МЧС России» к административной ответственности, предусмотренной статьей 37-2 Закона Санкт-Петербурга от 31 мая 2010 года № 273-70 «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге».

С таким выводом согласились вышестоящее должностное лицо и судебные инстанции.

Вместе с тем с состоявшимися по делу судебными актами согласиться нельзя по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

При этом статьей 26.1 названного Кодекса к обстоятельствам, подлежащим обязательному выяснению по делу об административном правонарушении, отнесены виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Согласно части 1 статьи 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, и (или) решение вышестоящего должностного лица по жалобе на это постановление могут быть обжалованы в суд по месту рассмотрения жалобы, а затем в вышестоящий суд.

Подача последующих жалоб на постановление по делу об административном правонарушении и (или) решения по жалобе на это постановление, их рассмотрение и разрешение осуществляются в порядке и в сроки, установленные статьями 30.2 - 30.8 настоящего Кодекса (часть 3 статьи 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В соответствии с пунктом 8 части 2 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судом при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.

Однако, в ходе судебного рассмотрения настоящего дела вышеуказанные требования закона выполнены не были.

Как следует из представленных материалов, ФГКУ «Специальное управление ФПС № 50 МЧС России» вменяется в вину занятие транспортным средством марки «Ниссан X-TRAIL», государственный регистрационный знак , парковочного места на платной парковке без внесения платы.

В разделе 6 Порядка № 543 регламентирована процедура использования парковок.

Пунктом 6.6.4 названного Порядка предусмотрено, что требование о внесении платы не распространяется на транспортные средства скорой медицинской помощи, пожарной охраны, органов внутренних дел (полиции), военной автомобильной инспекции, военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, аварийно-спасательных служб, федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения безопасности, федеральных органов исполнительной власти в области государственной охраны, войск национальной гвардии Российской Федерации, следственных органов Следственного комитета Российской Федерации при наличии на наружных поверхностях транспортных средств соответствующих опознавательных знаков, цветографических схем и надписей.

Таким образом, исходя из буквального толкования указанной нормы, перечисленные виды транспортных средств освобождаются от внесения платы за размещение транспортного средства на парковочном месте на платной парковке при наличии на их наружных поверхностях соответствующих опознавательных знаков, цветографических схем и надписей.

В ходе производства по делу ФГКУ «Специальное управление ФПС          № 50 МЧС России» последовательно приводились доводы о том, в рассматриваемой ситуации внесение платы за занятие паркового места принадлежащим ему транспортным средством марки «Ниссан X-TRAIL», государственный регистрационный знак , не требовалось, поскольку Учреждение является пожарно-спасательным подразделением федеральной противопожарной службы и на наружных поверхностях указанного автомобиля имелись соответствующие опознавательные знаки, цветографические схемы и надписи, в связи с чем согласно пункту 6.6.4 Порядка № 6.6.4 внесение платы не требовалось.

В подтверждение своей позиции ФГКУ «Специальное управление ФПС № 50 МЧС России» были представлены фотоснимки с изображением вышеуказанного автомобиля с нанесенными на его наружные поверхности опознавательными знаками, цветографическими схемами и надписями.

В материалах дела также наличествует копия свидетельства о регистрации транспортного средства на означенный автомобиль, в которой в графе «Цвет» проставлен буквенно-цифровой код <данные изъяты> «Автомобили, автобусы и мотоциклы оперативных служб. Цветографические схемы, опознавательные знаки, надписи, специальные световые и звуковые сигналы. Общие требования».

Отклоняя довод об отсутствии в действиях ФГКУ «Специальное управление ФПС № 50 МЧС России» состава вмененного административного правонарушения, судья районного суда сослался, в том числе на то, что из имеющейся в материалах дела фотофиксации следует, что на транспортном средстве с государственным регистрационным знаком , не были размещены соответствующие опознавательные знаки, цветографические схемы и надписи.

Между тем, находящихся в материалах дела фотоматериал, полученный с применением работающего в автоматическом режиме специального технического средства, имеет нечеткое изображение и не позволяет однозначно установить, имелись либо отсутствовали в момент фиксации правонарушения на данном транспортном средстве опознавательные знаки, цветографические схемы и надписи. В частности, на фотоснимке, приложенном к постановлению по делу об административном правонарушении, усматривается наличие на задней наружной части автомобиля (крышке багажника) декоративных полос, которые согласно пункту 4.1.1 ГОСТ Р 50574-2002 являются одним из элементов цветографических схем.

При этом, нельзя признать обоснованной ссылку судьи районного суда на то, что на момент выявления события административного правонарушения у ФГКУ «Специальное управление ФПС № 50 МЧС России» отсутствовало парковочное разрешение и транспортное средство не было внесено в Реестр специальных транспортных средств, так как нормы пункта 6.6.6 Порядка № 543 и Положения о парковочном разрешении на специальное транспортное средство, утвержденного Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 23 июня 2014 года № 543, применимы к транспортным средствам органов внутренних дел (полиции), военной автомобильной инспекции, военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения безопасности, федеральных органов исполнительной власти в области государственной охраны, войск национальной гвардии Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих специальные функции в сфере обеспечения федеральной фельдъегерской связи в Российской Федерации, следственных органов Следственного комитета Российской Федерации, органов прокуратуры Российской Федерации без соответствующих опознавательных знаков, цветографических схем и надписей на наружных поверхностях транспортных средств.

Судья городского суда с выводами судьи районного суда, законностью и обоснованностью принятого им судебного акта согласился.

При этом, судья городского суда указал, что заявителем не было представлено доказательств того, что 19 сентября 2022 года транспортное средство находилось в месте его фиксации в связи со служебной деятельностью, в то время как это является одним из условий занятия парковочного места на платной парковке без оплаты.

Однако, данное суждение судьи нельзя признать объективным, поскольку какого-либо обоснования данному выводу со ссылками на нормы материального права в решении не приведено, при том, что такого условия пункт 6.6.4 Порядка № 543 не содержит.

Расширительное толкование правовых норм не может быть признано допустимым при разрешении вопросов, связанных с привлечением к административной ответственности, с точки зрения соблюдения баланса частных и публичных интересов, поскольку это противоречит положениям части 1 статьи 1.6 КоАП РФ, согласно которой лицо, привлекаемое к административной ответственности, может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

При таких обстоятельствах следует признать, что судьей городского суда не приняты меры для надлежащей проверки доводов жалобы, в том числе, не обсуждался вопрос об истребовании материала фотофиксации надлежащего качества.

В то же время, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, распределение бремени доказывания между государством в лице органов, уполномоченных на вынесение постановлений по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения в случае их фиксации работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи, и соответствующими собственниками (владельцами) транспортных средств, будучи исключением из общего правила о том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, не отменяет действие в названной сфере иных положений, раскрывающих принцип презумпции невиновности (части 1, 2 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Такое распределение бремени доказывания не освобождает уполномоченные органы, включая суды, при рассмотрении и разрешении дел об административных правонарушениях в области дорожного движения в случае их фиксации работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи от соблюдения требований статей 24.1, 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и других статей данного Кодекса, направленных на обеспечение всестороннего, полного, объективного и своевременного выяснения всех обстоятельств и справедливого разрешения дел об административных правонарушениях (определения от 7 декабря 2010 года N 1621-О-О, от 22 марта 2011 года N 391-О-О, от 21 июня 2011 года N 774-О-О, от 25 января 2012 года N 177-О-О).

Таким образом, требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о всесторонности, полноте и объективности рассмотрения дела об административном правонарушении судебными инстанциями не выполнены, не приняты необходимые меры к выяснению обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, обстоятельства на которые ссылались законный представитель и защитник ФГКУ «Специальное управление ФПС № 50 МЧС России» не проверены.

В ходе предыдущего разбирательства допущены существенные нарушение требований названного Кодекса, повлиявшее на исход дела, что не позволяет признать решение судьи городского суда законным.

В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных названным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

При таких обстоятельствах решение судьи Санкт-Петербургского городского суда от 17 октября 2023 года, вынесенное в отношении ФГКУ «Специальное управление ФПС № 50 МЧС России» по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 37-2 Закона Санкт-Петербурга от 31 мая 2010 года № 273-70 «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге», подлежит отмене с направлением дела в указанный суд на новое рассмотрение.

Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

постановил:

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 17 ░░░░░░░ 2023 ░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ № 50 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 37-2 ░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░ 31 ░░░ 2010 ░░░░ № 273-70 «░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░-░░░░░░░░░░», ░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.

░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░                                              ░.░. ░░░░░░░

░░░░░ ░░░░░░░░░░

16-3677/2024

Категория:
Административные
Статус:
ОТМЕНЕНО РЕШЕНИЕ суда на пост. БЕЗ ОТМЕНЫ ПОСТАНОВЛЕНИЯ С НАПРАВЛЕНИЕМ НА НОВОЕ РАССМОТРЕНИЕ
Ответчики
ФГКУ "СПЕЦИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФПС №50 МЧС РОССИИ"
Другие
Начальник Управления ФГКУ "Специальное управление ФПС №50 МЧС России" Марченко Владимир Леонидович
Суд
Третий кассационный суд общей юрисдикции (Город Санкт-Петербург)
Дело на сайте суда
3kas.sudrf.ru

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее