Решение по делу № 2а-2396/2020 от 22.09.2020

№ 2а-2396/2020

УИД 18RS0005-01-2020-002761-89

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

05 ноября 2020 года                                                   г. Ижевск

Устиновский районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики в составе судьи Хайминой А.С., при секретаре Смолиной М.С.,

рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции ФНС России № 8 по Удмуртской Республике к Бакулиной Оксане Михайловне о взыскании задолженности по уплате налога на имущество и пени,

УСТАНОВЛЕНО:

Межрайонная инспекция ФНС России № 8 по Удмуртской Республике (далее - административный истец, МРИ ФНС № 8 по УР, налоговый орган) обратилась в суд с исковым заявлением к Бакулиной Оксане Михайловне (далее – административный ответчик), которым просит взыскать с последней налог на имущество в размере 274 руб., пени по налогу на имущество в размере 18,94 руб.

Требования мотивированы тем, что административный ответчик состоит на учете в МРИ ФНС № 8 по УР в качестве налогоплательщика, в связи с чем обязан платить законно установленные налоги и сборы. Административный ответчик является собственником квартиры по адресу: <адрес>, в связи с чем ответчику был начислен налог на имущество за 2014 год в размере 201 руб. и за 2015 год – 73 руб. Поскольку в установленные законодательством сроки налогоплательщиком не были уплачены суммы налога, налоговым органом начислены пени на непогашенную задолженность. Налогоплательщику направлены требования об уплате налогов и пени № 10489 от 25.08.2016, № 5105 от 17.03.2017. Данные требования были направлены налогоплательщику по почте. Должник в добровольном порядке задолженность не оплатил. МРИ ФНС № 8 по УР обратилась к мировому судье судебного участка № 4 Устиновского района г. Ижевска с заявлением на выдачу судебного приказа, 28.04.2020 был вынесен судебный приказ. 28.05.2020 судебный приказ был отменен соответствующим определением.

На основании п. 3 ч. 1 ст. 291, ст. 292 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суд определил рассмотреть административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства, поскольку указанная в административном исковом заявлении общая сумма задолженности по обязательным платежам и санкциям не превышает двадцать тысяч рублей.

Определение от 25.09.2020 получено административным истцом 06.10.2020, административным ответчиком 08.10.2020.

В установленные судом сроки от административного ответчика возражения по существу административных требований не представлены.

Исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующим выводам.

В соответствии с КАС РФ суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают подведомственные им дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц (ч.ч. 1, 3 ст. 1 КАС РФ).

Согласно ч. 6 ст. 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

Согласно ч. 4 ст. 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.

В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичная обязанность установлена п. 1 ст. 3, п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).

Согласно п. 3 ст. 48 НК РФ рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.

В силу ст. 19 НК РФ налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Кодексом возложена обязанность уплачивать, соответственно, налоги, сборы, страховые взносы.

В соответствии с п. 1 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.

Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора (п. 2 ст. 44 НК РФ).

Как следует из нормы п. 1 ст. 45 НК РФ, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков исполняется ответственным участником этой группы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Из представленных в деле документов следует, что в спорный период (2014-2015 годы) у административного ответчика имелась в собственности недвижимость:

- с 10.11.2010 до 07.05.2015 квартира, расположенная по адресу: <адрес>.

Указанное также подтверждается выпиской из ЕГРН от 08.10.2020.

До 01.01.2015 правоотношения по уплате налога на имущество физических лиц регулировались Законом РФ от 09.12.1991 № 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" (далее – Закон о налоге на имущество).

Так, в соответствии со ст. 1 указанного закона плательщиками налогов на имущество физических лиц (далее - налоги) признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.

Согласно ст. 2 Закона о налоге на имущество объектами налогообложения признаются следующие виды имущества: 1) жилой дом; 2) квартира; 3) комната; 4) дача; 5) гараж; 6) иное строение, помещение и сооружение; 7) доля в праве общей собственности на имущество, указанное в пунктах 1-6 настоящей статьи.

В силу ст. 3 Закона о налоге на имущество ставки налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, умноженной на коэффициент-дефлятор, определяемый в соответствии с частью первой Налогового кодекса Российской Федерации (далее - коэффициент-дефлятор).

Ставки налога устанавливаются в следующих пределах: при суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, умноженной на коэффициент-дефлятор, до 300 000 руб. – до 0,1 процента, свыше 300 000 руб. до 500 000 руб. – свыше 0,1 до 0,3 процента, свыше 500 000 руб. – свыше 0,3 до 2 процента.

Решением городского Совета депутатов муниципального образования "Камбарское" Камбарского района "Об установлении налоговых ставок на имущество физических лиц на территории МО "Камбарское" с 01.01.2013" от 25.09.2012 № 53 установлена ставка налога на имущество в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости до 300 000 руб. (включительно) в размере 0,08%.

Как следует из материалов дела, инвентаризационная стоимость квартиры составляла 251 142 руб.

Следовательно, сумма налога на имущество физических лиц за 2014 год составила 201 руб.: 251 142 руб. х 0,08% = 201 руб.

С 01.01.2015 в Налоговый кодекс РФ внесены изменения, введена в действие глава 32 "Налог на имущество физических лиц".

Согласно ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 401 настоящего Кодекса.

В соответствии с пп. 1, 2 п. 1 ст. 401 НК РФ, жилой дом и квартиры отнесены к объектам налогообложения, что, в силу ст. 400 НК РФ, возлагает на административного ответчика обязанность производить уплату налога в порядке и сроки, установленные ст. 409 НК РФ.

В силу п. 1 ст. 406 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений пункта 5 настоящей статьи.

В случае определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения налоговые ставки устанавливаются в размерах, не превышающих 0,1 процента в отношении жилых помещений (пп. 1 п. 2 ст. 406 НК РФ).

В случае определения налоговой базы исходя из инвентаризационной стоимости налоговые ставки устанавливаются на основе умноженной на коэффициент-дефлятор суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, принадлежащих на праве собственности налогоплательщику (с учетом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов), расположенных в пределах одного муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя), в следующих пределах: до 300 000 руб. – до 0,1 процента, свыше 300 000 руб. до 500 000 руб. – свыше 0,1 до 0,3 процента, свыше 500 000 руб. – свыше 0,3 до 2 процента (п. 4 ст. 406 НК РФ).

Согласно п. 1 ст. 408 НК РФ сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

В соответствии с п. 8 ст. 408 НК РФ (в редакции, действовавшей в налоговый период 2014 года) сумма налога за первые четыре налоговых периода с начала применения порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения исчисляется с учетом положений пункта 9 настоящей статьи по следующей формуле:

Н = (Н1 - Н2) x К + Н2,

где Н - сумма налога, подлежащая уплате. В случае прекращения у налогоплательщика в течение налогового периода права собственности на указанный объект налогообложения, возникновения (прекращения) права на налоговую льготу, изменения доли в праве общей собственности на объект налогообложения исчисление суммы налога (Н) производится с учетом положений пунктов 4-6 настоящей статьи;

Н1 - сумма налога, исчисленная в порядке, предусмотренном пунктом 1 настоящей статьи, исходя из налоговой базы, определенной в соответствии со статьей 403 настоящего Кодекса, без учета положений пунктов 4-6 настоящей статьи;

Н2 - сумма налога, исчисленная исходя из соответствующей инвентаризационной стоимости объекта налогообложения (без учета положений пунктов 4-6 настоящей статьи) за последний налоговый период определения налоговой базы в соответствии со статьей 404 настоящего Кодекса, либо сумма налога на имущество физических лиц, исчисленная за 2014 год в соответствии с Законом Российской Федерации от 9 декабря 1991 года N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" и приходящаяся на указанный объект налогообложения, в случае применения порядка исчисления налога в соответствии со статьей 403 настоящего Кодекса начиная с 1 января 2015 года;

К - коэффициент, равный:

0,2 - применительно к первому налоговому периоду, в котором налоговая база определяется в соответствующем муниципальном образовании (городе федерального значения Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе) в соответствии со статьей 403 настоящего Кодекса.

В соответствии с п. 5 ст. 408 НК РФ в случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового периода права собственности на имущество исчисление суммы налога в отношении данного имущества производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых это имущество находилось в собственности налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде. Если возникновение права собственности на имущество произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно или прекращение права собственности на имущество произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц возникновения (прекращения) указанного права. Если возникновение права собственности на имущество произошло после 15-го числа соответствующего месяца или прекращение указанного права произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, месяц возникновения (прекращения) указанного права не учитывается при определении коэффициента, указанного в настоящем пункте.

Как следует из материалов дела, кадастровая стоимость квартиры составила 286 666 руб.

Следовательно, сумма налога на имущество за 2015 год составляет 73 руб.: (286 666 руб. х 0,1% - 251 142 х 0,08%) х 0,2 + (251 142 руб. х 0,08%) / 12 мес. х 4 мес.

В силу п. 2 ст. 52 НК РФ в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

Согласно п. 1 ст. 408 НК РФ сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом (п. 2 ст. 409 НК РФ).

В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

Как следует из нормы п. 4 ст. 57 НК РФ, в случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

Нормами п.п. 8, 6 ст. 58 НК РФ установлено, что налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.

Согласно п. 9 ст. 5 Закона о налоге на имущество уплата налога производится не позднее 1 ноября года, следующего за годом, за который исчислен налог.

В силу п. 1 ст. 409 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В целях уплаты исчисленного налога в адрес административного ответчика направлены налоговые уведомления № 1224912 от 01.05.2015 и № 123303670 от 13.09.2016, что подтверждается списками заказных писем № 5624 от 11.06.2015 и № 304 от 30.09.2016.

Таким образом, судом установлена обязанность Бакулиной О.М. по уплате налога на имущество за 2014 год в размере 201 руб. со сроком уплаты не позднее 01.11.2015, за 2015 год в размере 73 руб. со сроком уплаты не позднее 01.12.2016.

В материалы дела административным ответчиком не представлены доказательства исполнения обязанности по уплате налога на имущество физических лиц в указанном размере и в указанный срок.

Порядок исполнения налогоплательщиком обязанности по уплате налога в случае нарушения им установленных законом сроков уплаты, предполагает обязанность налогового органа направить в адрес налогоплательщика в соответствии со ст.ст. 69, 70 НК РФ требование с указанием суммы недоимки и срока для ее добровольного погашения.

В адрес административного ответчика направлены требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов № 10489 от 25.08.2016 со сроком исполнения до 18.10.2016, № 5105 от 17.03.2017 со сроком исполнения до 12.05.2017, что подтверждается списками № 98365 от 02.09.2016 и № 264985 от 23.03.2017.

Между тем, суммы задолженности, указанные в требовании, административным ответчиком не погашены.

Согласно п. 2 ст. 58 НК РФ подлежащая уплате сумма налога уплачивается (перечисляется) налогоплательщиком или налоговым агентом в установленные сроки.

В силу п. 1 ст. 75 НК РФ в связи с нарушением сроков исполнения обязанности по уплате налога с ответчика подлежат взысканию пени.

Анализируя представленные административным истцом расчеты пени, суд находит их арифметически верными, а требование о взыскании пени по налогу на имущество в размере 18,94 руб. – обоснованным.

Согласно п. 1 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.

В соответствии с п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве. Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (п. 3 ст. 48 НК РФ).

Как следует из материалов дела № 2а-1080/2020, административный истец обратился к мировому судье судебного участка № 4 Устиновского района г. Ижевска УР с заявлением о вынесении судебного приказа 21.04.2020, 28.04.2020 был выдан судебный приказ.

Учитывая, что срок исполнения требования № 10489 от 25.08.2016 установлен до 18.10.2016, налоговый орган был вправе обратиться с заявлением о взыскании недоимки не ранее 19.10.2019 и не позднее 20.04.2020.

Как следует из материалов дела, административным истцом в адрес мирового судьи судебного участка № 1 Устиновского района г. Ижевска направлено заявление на выдачу судебного приказа № 10039 от 20.11.2019, что подтверждается списком от 17.04.2020.

Указанное заявление поступило мировому судье 17.04.2020, что подтверждается оттиском соответствующего штампа. Номер заявления проставлен на почтовом уведомлении о вручении, которым подтверждается получение отправления административным ответчиком.

В этой связи суд приходит к выводу о том, что заявление о выдаче судебного приказа направлено административным истцом 17.04.2020, то есть без нарушения установленного срока.

Следовательно, административным истцом не был пропущен срок для обращения в суд.

28.05.2020 указанный судебный приказ был отменен.

Таким образом, административному истцу надлежало обратиться в суд не позднее 28.05.2020.

Настоящее административное исковое заявление подано в суд 22.09.2020.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что срок для обращения с административным исковым заявлением административным истцом пропущен не был.

При указанных обстоятельствах исковые требования МРИ ФНС № 8 по УР к Бакулиной О.М. о взыскании налога на имущество в размере 274 руб., пени по налогу на имущество в размере 18,94 руб. являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Согласно ч. 1 ст. 114 КАС РФ государственная пошлина, от уплаты которой административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

Поскольку в силу п. 7 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ административный истец при обращении в суд от уплаты государственной пошлины освобожден, с административного ответчика в доход Муниципального образования «город Ижевск» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 400 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 174-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Межрайонной инспекции ФНС России № 8 по Удмуртской Республике к Бакулиной Оксане Михайловне о взыскании задолженности по уплате налога на имущество и пени удовлетворить.

Взыскать с Бакулиной Оксаны Михайловны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированной по адресу: <адрес>, в доход бюджета на расчетный счет № 40101810922020019001 УФК по УР (Межрайонная ИФНС России № 8 по Удмуртской Республике), получатель Отделение – НБ Удмуртская Республика г. Ижевск, БИК 049401001, ИНН 1834030163, код ОКТМО 94701000, задолженность на общую сумму 292,94 рублей, из которых:

274 рубля - недоимка по налогу на имущество физических лиц за 2014-2015 год (КБК 18210601030131000110);

18,94 рублей - пени за нарушение срока уплаты налога на имущество физических лиц за период с 01.12.2015 по 24.08.2016 (КБК 18210601030132100110).

Взыскать с Бакулиной Оксаны Михайловны в доход Муниципального образования «город Ижевск» государственную пошлину в размере 400 рублей.

Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, его копии путем подачи апелляционной жалобы через Устиновский районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики.

Судья                                             А.С. Хаймина

2а-2396/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Межрайонная ИФНС России № 8 по Удмуртской Республике
Ответчики
Бакулина Оксана Михайловна
Суд
Устиновский районный суд г. Ижевск Удмуртской Республики
Судья
Хаймина Анастасия Сергеевна
Дело на странице суда
ustinovskiy.udm.sudrf.ru
22.09.2020Регистрация административного искового заявления
22.09.2020Передача материалов судье
25.09.2020Решение вопроса о принятии к производству
25.09.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.09.2020Опр. о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства
06.11.2020Принятие решения в порядке упрощенного (письменного) производства
06.11.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее