2-5145/2019
24RS0048-01-2019-000636-42
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
08 мая 2019 года г. Красноярск
Советский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего - судьи Михайловой О.В.,
при секретаре Гуляевой Ю.В.,
а также с участием представителя истца Баландюк Д.Р., действующего на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя ответчика ООО «УСК «Сибиряк» Пятановой А.С., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ сроком на 2 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шмаковой ФИО8 к ООО «УСК «Сибиряк» о защите прав потребителей,
установил:
Истец Шмакова Е.С. обратилась в суд с иском к ответчику ООО УСК «Сибиряк» об изменении условий договора купли-продажи квартиры с использованием кредитных средств «Газпромбанк» (АО) от ДД.ММ.ГГГГ путем внесения изменений в п. 12 договора, изложив его в следующей редакции: Продавец обязуется передать Покупателю недвижимое имущество (квартиру) качество которой соответствует требованиям технических регламентов, проектной документации и градостроительных регламентов, а также иным обязательным требованиям. Договор имеет силу и значение передаточного акта, мотивировав свои требования тем, что п. 12 заключенного между ней и ответчиком договора содержит условия о том, что качество квартиры не будет соответствовать требованиям СНиП 3.04.01-87, СП 71.13330.2011, а будет применяться стандарт предприятия СТП 2.001-2010. Также указанным пунктом предусмотрено, что истец признает допустимыми отклонения стен, полов, потолков по вертикали и горизонтали, локальные неровности плавного очертания, незначительные отклонения геометрии окон, дверей, балконного ограждения и прочие несущественные недостатки отделочных и иных работ, с учетом которых сторонами была определена стоимость квартиры. Указанный пункт договора снижает требования к качеству строительных работ, выполненных ответчиком по сравнению с нормативно установленными и лишает истца права на приобретение новой квартиры надлежащего качества. Истец вынуждена была принять указанные условия договора путем присоединения к ним, так как является более слабой стороной и не может влиять на содержание договора.
Истец Шмакова Е.С., извещенная о рассмотрении дела, в судебное заседание не явилась.
Представитель истца Баландюк Д.Р. (по доверенности) в судебном заседании поддержал заявленные требования и пояснил, что согласно отчету об оценки следует, что цена договора соответствует рыночной и не снижалась сторонами в связи с наличием недостатков выполненных ответчиком работ. Кроме того. экспертным заключением подтверждается наличие недостатков в выполненных ответчиком работах.
Представитель ответчика ООО «УСК «Сибиряк» Пятанова А.С. (по доверенности) в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований. ссылаясь на то, что договор заключен сторонами путем свободного волеизъявления и оснований для изменения его условий не имеется.
В порядке ст. 167 ГПК РФ судом дело рассмотрено в отсутствии истца, надлежащим образом извещенного о рассмотрении дела.
Выслушав представителей истца, ответчика, исследовав материалы дела, суд принимает во внимание следующее.
Согласно ст. 428 ч.2 ГК РФ присоединившаяся к договору сторона вправе потребовать изменения договора, если договор присоединения хотя и не противоречит закону и иным правовым актам, но лишает эту сторону прав, обычно предоставляемых по договорам такого вида, исключает или ограничивает ответственность другой стороны за нарушение обязательств либо содержит другие явно обременительные для присоединившейся стороны условия, которые она исходя из своих разумно понимаемых интересов не приняла бы при наличии у нее возможности участвовать в определении условий договора. Согласно ч. 3 указанной статьи правила, предусмотренные пунктом 2 настоящей статьи, подлежат применению также в случаях, если при заключении договора, не являющегося договором присоединения, условия договора определены одной из сторон, а другая сторона в силу явного неравенства переговорных возможностей поставлена в положение, существенно затрудняющее согласование иного содержания отдельных условий договора.
В соответствии с п. 1 ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (ст. 422 ГК РФ).
При толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений (п. 1 ст. 431 ГК РФ).
Как установлено судом, ДД.ММ.ГГГГ между Шмаковой Е.С. (покупатель) и ООО «УСК Сибиряк» (продавец) заключен договор купли-продажи квартиры по адресу: <адрес>, стоимостью 2 206 390 рублей.
На основании данного договора купли-продажи право собственности на указанную квартиру, зарегистрировано за истцом Шмаковой Е.С. в установленном законом порядке, что подтверждается Выпиской из ЕГР (л.13-16).
Как установлено судом и следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ между Шмаковой Е.С. (покупатель) и ООО «УСК Сибиряк» (продавец) заключен договор купли-продажи квартиры по адресу: <адрес>, стоимостью 2 206 390 рублей.
Согласно п. 12 договора купли-продажи Продавец обязуется передать Покупателю недвижимое имущество (квартиру), качество которой соответствует требованиям технических регламентов, проектной документации и градостроительных регламентов, а также иным обязательным требованиям.
Покупателю отдельно разъяснено и им понятно, что качество недвижимого имущества (квартиры) будет соответствовать только требованиям стандартов и сводов правил, включенных в перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.12.2014 N 1521.
Покупателю отдельно разъяснено и понятно, что качество недвижимого имущества (квартиры) в отношении видов работ, не регламентированных в национальных стандартах и сводах правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.12.2014 N 1521 будет соответствовать требованиям проектной документации, а также стандартам качества ООО УСК «СИБИРЯК», в том числе, но не исключительно стандарту предприятия «Изоляционные и отделочные покрытия, защитные покрытия строительных конструкций, полы. Правила производства и приемки работ. СТП 2.001-2010».
Покупателю отдельно разъяснено и им понятно, что при строительстве жилого дома Застройщик не руководствовался и соответственно качество недвижимого имущества (квартиры) не будет соответствовать требованиям документов в области стандартизации, которые применяются на добровольной основе, в том числе при строительстве жилого дома Застройщик не руководствовался требованиями СНиП 3.04.01-87 «Изоляционные и отделочные покрытия», СП 71.13330.2011 "СНиП 3.04.01-87 "Изоляционные и отделочные покрытия" и иных документов в области стандартизации, применяемых на добровольной основе.
Перед подписанием настоящего договора, Покупатель ознакомился с проектной документацией, стандартами качества ООО УСК «СИБИРЯК», в том числе, но не исключительно со стандартом предприятия «Изоляционные и отделочные покрытия, защитные покрытия строительных конструкций, полы. Правила производства и приемки работ. СТП2.001-2010» и подтверждает свое согласие на заключение настоящего договора с учетом, требований к качеству недвижимого имущества (квартиры), указанных в проектной документации и стандартах качества ООО УСК «СИБИРЯК», в том числе, но не исключительно стандарту предприятия «Изоляционные и отделочные покрытия, защитные покрытия строительных конструкций, полы. Правила производства и приемки работ. СТП 2.001-2010».
Также перед подписанием настоящего договора, Покупатель произвел осмотр недвижимого имущества (квартиры) в ходе которого было установлено следующее состояние недвижимого имущества (квартиры): имеются отклонения стен, потолков, полов по вертикали и горизонтали, локальные неровности плавного очертания; незначительное отклонения геометрии окон, дверей, балконного ограждения и прочие несущественные недостатки отделочных и иных работ, которые Покупатель признал допустимыми и с учетом которых сторонами была определена стоимость (цена) недвижимого имущества (квартиры), указанная в п.5 договора. Согласно п.5 договора квартира продается по цене 2 206 390 рублей.
Покупатель удовлетворен качественным состоянием квартиры, установленным путем внутреннего осмотра квартир перед заключением данного договора, и не обнаружил при осмотре каких-либо дефектов и недостатков, о которых не сообщил Продавец, данный пункт договора имеет силу и значение передаточного Акта.
Также из договора следует, что сторонам, известно о том, что в соответствии со ст.556 ГК РФ, передача недвижимости Продавцом и принятие ее Покупателями осуществляется по подписываемому сторонами акту о передаче недвижимости, однако в связи с тем, что недвижимость, ее принадлежности и относящиеся к ней документы Покупателю от Продавца получены, претензий по качеству передаваемой недвижимости на момент подписания данного договора у Покупателей к Продавцу не имеется, настоящий договор является документом, одновременно подтверждающим факт передачи недвижимости Продавцом в собственность Покупателя и предъявляется на регистрацию без акта о передаче недвижимости.
В результате производства строительно-технического исследования ООО «Экспертиза недвижимости» №ЭИ от ДД.ММ.ГГГГ обнаружены несоответствия (строительные дефекты) в выполненных строительно-монтажных работах, требованиям СП и СНиП в данной квартире. Стоимость ремонтно-восстановительных работ, материалов и сопутствующих затрат по устранению выявленных в квартире недостатков составила 190 230 рублей.
Решением Советского районного суда г. Красноярска от 22.01.2019 года в удовлетворении исковых требований Шмаковой ФИО9 к ООО УСК «Сибиряк» о взыскании убытков, в виде стоимости ремонтно-восстановительных работ и материалов, необходимых для устранения производственных недостатков квартиры в размере 190 230 рублей, неустойки в размере 190 230 рублей, морального вреда в размере 50 000 рублей, судебных расходов, штрафа отказать. При отказе в удовлетворении иска суд исходил из того, что перечисленные в заключении исследования ООО «Экспертиза недвижимости» №ЭИ от ДД.ММ.ГГГГ строительно-технические недостатки в полном объеме оговорены сторонами при заключении договора купли-продажи и как следует из условий договора, учтены при согласовании цены.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 08.04.2019 года решение Советского районного суда г. Красноярска оставлено без изменения.
Оценив изложенные доказательства и номы права. Суд пришел к выводу о том, что в силу ст. 432, 421 ГК РФ договор купли-продажи квартиры с использованием кредитных средств «Газпромбанк» (АО) от ДД.ММ.ГГГГ заключен между Шмаквой Е.С. и ООО УСК «Сибиряк» в требуемой форме, между сторонами договора достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора, в том числе о цене, которая определена сторонами с учетом качества приобретаемого истцом объекта недвижимости, при этом стороны добровольно в порядке ст. 469 ГК РФ согласовали в п. 12 договора условия о качестве объекта недвижимости.
В соответствии со ст. 469 ГК РФ в договоре купли-продажи могут быть оговорены условия, относящиеся к качеству недвижимого имущества. Если специальные условия не оговорены, покупателю должно быть передано жилое помещение, пригодное для постоянного проживания.
По общему правилу каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений (ч. 1 ст. 56 ГПК РФ).
Доказательств того. что истцу передано жилое помещение в непригодном для проживания состоянии истцом суду не представлено.
Кроме того. ссылки истца на то, что договор купли-продажи является договором присоединения и может быть расторгнут на основании п. 2 ст. 428 ГК РФ несостоятелен, т.к. для квалификации договора присоединения необходимо доказать, что сторона, заключившая договор, была лишена фактической возможности влиять на содержание условий договора. Например, сторона письменно обращалась к другой стороне с предложением изложить оспариваемые условия в иной редакции, но ей было отказано. Однако истцом таких доказательств не представлено (ст. 56 ГПК РФ).
Ссылки истца на то, что условия договора о качестве квартиры снижают нормативно установленные требования к качеству недвижимости суд считает не основанными на требованиях закона, поскольку СНиП 3.04.01-87 «Изоляционные и отделочные покрытия», СП 71.13330.2011 "СНиП 3.04.01-87 "Изоляционные и отделочные покрытия" применяются на добровольной основе, нормативно обязательное применение указанных документов при строительстве жилья не предусмотрено действующим законодательством.
Таким образом, при заключении оспариваемого истцом договора между сторонами было достигнуто соглашение о техническом состоянии передаваемой квартиры, которое имело место на дату заключения договора, то есть стороны согласовали условие о качестве жилого помещения, что не противоречит положениям ст. 4 Закона РФ от 07.02.1992 г. N 2300-1 «О защите прав потребителей», на момент подписания договора купли-продажи разногласий по качеству недвижимости между продавцом и покупателем не имелось.
Поскольку в соответствии со ст. 56 ГПК РФ истцом не представлено доказательств. свидетельствующих о том, что жилое помещение передано истцу в непригодном для проживания состоянии, что при заключении договора купли-продажи истец был лишен возможности влиять на его содержание в части определения условий относительно качества объекта недвижимости, также как и того, что пункт 12 договора лишает истца прав, обычно предоставляемых по договорам такого вида, исключает или ограничивает ответственность ответчика за нарушение обязательств либо содержит другие явно обременительные для истца условия, которые она исходя из своих разумно понимаемых интересов не приняла бы при наличии у нее возможности участвовать в определении условий договора, суд считает не подлежащими удовлетворению требования истца.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Шмаковой ФИО10 в удовлетворении исковых требований к ООО «УСК «Сибиряк» об изменении условий договора купли-продажи квартиры с использованием кредитных средств «Газпромбанк» (АО) от ДД.ММ.ГГГГ путем внесения изменений в п. 12 договора – отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский Краевой суд с подачей жалобы через Советский районный суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Председательствующий О.В. Михайлова