г. Волгоград 3-457/2015
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Волгоградский областной суд
в составе председательствующего судьи: Кубасова И.Г.
при секретаре: Кердан Л.Н.
рассмотрев 19 августа 2015 года в открытом судебном заседании заявление Иголкиной-Бухтиенко Н.В. об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости, возложении обязанности на Федеральную кадастровую палату Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Волгоградской области внести изменения в государственный кадастр недвижимости,
установил:
Иголкина-Бухтиенко Н.В. обратилась в Волгоградский областной суд с исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № <...>, площадью 1204 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> равной его рыночной стоимости и возложении обязанности на Федеральную кадастровую палату Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Волгоградской области внести соответствующие изменения в государственный кадастр недвижимости.
В обоснование требований указано, что заявитель является собственником указанного земельного участка. Установленная кадастровая стоимость земельного участка в несколько раз превышает его рыночную стоимость, что возлагает на заявителя обязанность по уплате земельного налога в необоснованно завышенном размере.
Заявитель Иголкина-Бухтиенко Н.В., извещенная о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явилась, причины неявки суду не сообщила.
В судебном заседании представитель заявителя Дульцев И.Ю. уточнил требования в порядке статьи 39 ГПК РФ и просил установить кадастровую стоимость земельного участка равной его рыночной стоимости с учетом данных судебной экспертизы, определенной по состоянию на 30 января 2014 года в размере <.......> руб.
Представители заинтересованных лиц: Федеральной кадастровой палаты Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Волгоградской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области, Губернатора Волгоградской области, Администрации г.Волгограда, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом.
Выслушав явившихся в судебное заседание лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований к удовлетворению заявленных требований в части силу следующего.
При рассмотрении дела суд исходит из того, что установление рыночной стоимости объектов недвижимости относится к сфере публичных правоотношений, поскольку одной из сторон этих отношений являются органы государственной власти субъектов Российской Федерации, принявшие решение о проведении кадастровой оценки земельных участков и впоследствии утвердившие их кадастровую стоимость, а также органы местного самоуправления, устанавливающие земельный налог, которые обладают властными полномочиями по отношению ко второму участнику названных правоотношений, определяют порядок и условия вступления в данные правоотношения.
Согласно статье 245 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержащей перечень дел, возникающих из публичных правоотношений, таковыми являются, кроме указанных, и иные отнесенные федеральным законом к ведению суда дела.
Следовательно, обращение в суд с требованием об установлении рыночной стоимости земельного участка (независимо от его формы) является основанием для возбуждения гражданского дела об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, рассмотрение которого пунктом 8 части 1 статьи 26 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации отнесено к подсудности верховного суда республики и равных ему судов, подлежащего рассмотрению в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений.
В соответствии с ч. 1 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
В силу п. 2 ст. 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Пунктом 3 ст. 66 ЗК РФ действует в предусмотрено, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Кадастровая стоимость земельных участков и отдельных объектов недвижимого имущества устанавливается для целей налогообложения и в иных, предусмотренных федеральными законами случаях (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), статьи 375, 390, 402 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), глава III.1 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон об оценочной деятельности).
Из материалов дела следует, что Иголкина-Бухтиенко Н.В. является собственником спорного земельного участка с кадастровым номером № <...> площадью 1204 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> (л.д. 12). Данный участок относится к категории земель - земли населенных пунктов для размещения административно-управленческих объектов.
Постановлением Губернатора Волгоградской области от 20.11.2012 года № 1130 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Волгоградской области» утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель поселений Волгоградской области.
С учетом указанного правового акта, а также данных кадастровой справки, кадастровая стоимость спорного земельного участков на момент обращения заявителя в суд установлена: в размере <.......> рублей (л.д. 13).
Согласно данным кадастровой справки количественные характеристики спорного объекта оценки после 1 января 2010 года были изменены. Сведения о вновь образованном спорном земельном участке с кадастровым номером № <...> были внесены в государственный кадастр недвижимости 30 января 2014 года.
Следовательно рыночная стоимость спорного объекта оценки должна определяться с учетом положений статьи 24.19 Закона об оценочной деятельности, и датой по состоянию на которую следует определить кадастровую стоимость указанного земельного участка является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости - 30 января 2014 года.
Из положений статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности следует, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно статьи 24.19 Закона об оценочной деятельности при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Согласно п. 12 Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, указанных в статье 24.19 Закона об оценочной деятельности, является дата внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об образовании нового или выявлении ранее не учтенного объекта недвижимости либо дата внесения сведений об изменении качественных и (или) количественных характеристик объекта недвижимости, повлекших изменение кадастровой стоимости.
По смыслу абзаца первого статьи 24.17 Закона об оценочной деятельности, дата утверждения удельных показателей, использованных при определении кадастровой стоимости отдельных объектов, указанных в статье 24.19 данного закона, не является датой определения кадастровой стоимости таких объектов.
Если изменение качественных и (или) количественных характеристик не повлекло изменения кадастровой стоимости объекта недвижимости, то дата определения кадастровой стоимости этого объекта не изменяется.
При оспаривании результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была определена его кадастровая стоимость (абзац четвертый статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности).
В соответствии со ст. 79 ГПК РФ при возникновении в процессе рассмотрения дела вопросов, требующих специальных знаний в различных областях науки, техники, искусства, ремесла, суд назначает экспертизу.
Согласно положениям ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями ч. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений.
При рассмотрении данного дела, заявителем было заявлено ходатайство о проведении судебной оценочной экспертизы для определения рыночной стоимости земельного участка.
Согласно выводам, содержащимся в экспертном заключении № № <...> проведенной ООО «<.......> на основании определения Волгоградского областного суда от 15.07.2015 г., рыночная стоимость спорного земельного участка по состоянию на 30 января 2014 года составляет 4 <.......> рублей (л.д. 136-173).
Давая оценку экспертному заключению, суд исходит из того, что оно содержит все предусмотренные законодательством сведения. В нём указана необходимая общая информация, идентифицирован объект оценки, приведен анализ рынка объекта оценки, описание процесса оценки, анализ наилучшего и наиболее эффективного использования, результаты, полученные при применении различных подходов к оценке, итоговая величина стоимости объекта оценки. Каких-либо доказательств, свидетельствующих о занижении экспертом рыночной стоимости оцененного земельного участка, либо о наличии объективных сомнений по поводу достоверности проведенной экспертизы, суду не представлено.
При таких обстоятельствах заявленные требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению в части, за исключением требований о возложении на Федеральную кадастровую палату Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Волгоградской области обязанности внести соответствующие изменения в государственный кадастр недвижимости.
Согласно ч. 5 ст. 4 Федерального закона № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» сведения в государственный кадастр недвижимости вносятся органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с п. 11 ч. 2 ст. 7 Федерального закона № 221-ФЗ. В государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе, и сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости.
Приведенные выше законоположения свидетельствуют об отсутствии правовых оснований для возложения на орган кадастрового учета обязанности по внесению соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости, поскольку для выполнения названных действий достаточно наличие вступившего в законную силу судебного акта, установившего новую кадастровую стоимость объекта, и обращения правообладателя в орган кадастрового учета.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 191-194 ГПК РФ, суд
решил:
заявление Иголкиной-Бухтиенко Н.В. об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости, возложении обязанности на Федеральную кадастровую палату Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Волгоградской области внести изменения в государственный кадастр недвижимости, поступившее в Волгоградский областной суд 05 июня 2015 года, удовлетворить частично.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером № <...>, площадью 1204 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере <.......> рублей.
В удовлетворении требований о возложении на Федеральную кадастровую палату Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Волгоградской области обязанности внести соответствующие изменения в государственный кадастр недвижимости - отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного суда Российской Федерации в течение 1 месяца.
Судья: /подпись/ И. Г. Кубасов
Мотивированное решение изготовлено 19 августа 2015 года.
<.......>
<.......>