Решение по делу № 33-8934/2015 от 30.07.2015

Судья Бормотова И.Е.                      гр.дело № 33-8934/2015                    

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

07 августа 2015 года                             г.Самара

Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего – Подольской А.А.,

судей – Сивохина Д.А. (докладчик) и Захарова С.В.,

при секретаре – Чуркиной С.Ю.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя Майоровой З.К. на решение Сызранского районного суда Самарской области от 28 мая 2015 года, которым постановлено:

«В удовлетворении заявления Лачиновой Е.Н. в интересах недееспособной Майоровой З.К. об оспаривании действий администрации Сызранского района в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий как члена семьи умершего участника Великой Отечественной войны отказать».

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Сивохина Д.А., объяснения Лачиновой Е.Н. и ее представителя Стасиолика С.С., поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

Лачинова Е.Н. в интересах недееспособной Майоровой З.К. обратилась в суд с заявлением об оспаривании отказа администрации Сызранского района Самарской области в постановке на учет Майоровой З.К. в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий как члена семьи умершего участника Великой Отечественной войны.

В обоснование заявленных требований указала, что Майорова З.К. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и имеет право на обеспечение жильем из средств федерального бюджета как член семьи умершего участника Великой Отечественной войны в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".

Письмом от 09.02.2015 года №242 администрация Сызранского района сообщила об отсутствии правовых оснований для обеспечения Майоровой З.К. как члена семьи умершего участника Великой Отечественной войны социальной поддержкой в виде обеспечения жильем, поскольку это не предусмотрено Федеральным законом «О ветеранах» и Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2008г. №714.

Ссылаясь на то, что решение администрации нарушает права Майоровой З.К. просила суд отменить решение администрации Сызранского района об отказе в принятии на учет Майоровой З.К. в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий как члена семьи умершего участника Великой    Отечественной войны и обязать администрацию Сызранского района включить Майорову З.К. в списки очередников на обеспечение жильем из средств федерального бюджета как члена семьи умершего участника ВОВ.

Судом постановлено вышеуказанное решение (л.д.113-120).

В апелляционной жалобе Лачинова Е.Н. просит об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, указывает на ошибочность вывода суда (л.д.125).

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации и гл. 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.

По данной категории дел обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) согласно ч. 1 ст. 249 ГПК РФ и с учетом положений п. 20 Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 г. N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие), а на заявителя в силу ч. 1 ст. 247 ГПК РФ возложена обязанность доказать нарушение его прав и свобод.

К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности (ст. 255 ГПК РФ).

Такое заявление подлежит удовлетворению при наличии совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого решения или действия (бездействия) закону или иному нормативному акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушения этим решением или действием (бездействием) прав либо свобод заявителя.

Такой совокупности необходимых условий по данному делу не имеется.

Если в судебном разбирательстве орган государственной власти, орган местного самоуправления, должностное лицо, государственный или муниципальный служащий выполнят возложенное на них бремя доказывания и судом будет установлено, что оспариваемое решение или действие (бездействие) соответствует закону, а также то, что права либо свободы заявителя не были нарушены оспариваемым действием (бездействием), решением, суд отказывает в удовлетворении заявления (ч. 4 ст. 258 ГПК РФ).

Судом установлено и из материалов дела следует, что Майорова З.К. решением Сызранского районного суда от 11.10.1976г. признана недееспособной, является инвалидом 2 группы.

Опекуном Майоровой З.К. с 13.05.2004г. назначена Лачинова Е.Н.

Из справки Военного комиссариата Самарской области по г. Сызрани, Октябрьск, Сызранскому и Шигонскому районах от 16.05.2012 года №414 следует, что Майоров К.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, рядовой запаса, действительно является ветераном Великой Отечественной войны, период службы с 09.1939 года по 07.1946 года Проходил службу в тылу в годы Великой Отечественной войны в период с 22.06.1941 года по 03.09.1945 года в составе 131 запасного стрелкового полка в должности стрелка. Основание: опись на уничтоженные учетные карточки стр.32. п/н308 (л.д.18).

В военном билете Майорова К.И., копия которого имеется на л.д.45-53, в разделе 17 «прохождение службы в военное время» какие-либо записи отсутствуют, в разделе 15 «прохождение действительной военной службы» имеются записи о военной службе в период с сентября 1939 года по июнь 1946 года.

Согласно удостоверения №174003 Майорова З.К. является членом семьи умершего участника Великой Отечественной войны на основании п.1 ст.21 Федерального закона «О ветеранах» и имеет право на меры социальной поддержки, установленные Федеральным законом «О ветеранах».

Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" установлена такая категория ветеранов, как ветераны Великой Отечественной войны.

Согласно Указу Президента Российской Федерации от 07 мая 2008 г. N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг." (в редакции Указа Президента РФ от 09 января 2010 г. N 30), постановлено считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".

В соответствии с п.п. «з» п.1 ч.1 ст.2 Федерального закона "О Статьей 1 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" с учетом заслуг по защите Отечества, безупречной военной службы, иной государственной службы и продолжительного добросовестного труда устанавливаются следующие категории ветеранов: ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий на территории СССР, на территории Российской Федерации и территориях других государств, ветераны военной службы, ветераны государственной службы, ветераны труда.

Возможность приобретения гражданами прав и льгот, предусмотренных настоящим Федеральным законом, поставлена в зависимость от того, обладают ли эти лица признаками, необходимыми для их отнесения к соответствующей категории ветеранов. Признаки эти прямо поименованы в статьях 2 - 7 Закона применительно к каждой категории ветеранов.

Подпунктом "з" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 указанного Федерального закона предусмотрено, что к ветеранам Великой Отечественной войны относятся участники Великой Отечественной войны, в частности, военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 г. по 3 сентября 1945 г. не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период.

Установлено, что Майоров К.И. проходил военную службу в тылу в составе 131 запасного полка в должности стрелка, не входившего в состав действующей армии.

Меры социальной поддержки данной категории ветеранов указаны в статьей 17 Федерального закона, в частности пунктом 4 данной статьи предусмотрено обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 г. по 3 сентября 1945 г. не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период, в случае выселения из занимаемых ими служебных жилых помещений, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона.

В силу пункта 1 статьи 15 Федерального закона участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.

Как установлено, Майоров К.И. к указанным категориям участников Великой Отечественной войны не относится.

27.10.2014 года Лачинова Е.Н. в интересах Майоровой З.К. обратилась в администрацию Сызранского района с заявлением о принятии Майоровой З.К. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий как члена семьи умершего Ветерана Великой Отечественной войны, так как находилась на иждивении у отца и является получателем льгот в соответствии со ст. 21 п.1 ФЗ «О ветеранах».

Сообщением от 09.02.2015г. администрация Сызранского района Самарской области уведомила Лачинову Е.Н. об отказе во включении в список ветеранов Великой Отечественной войны, нуждающихся в жилье, как члена семьи умершего участника Великой Отечественной войны, причиной отказа указала то, что Майоров К.И. 1918 г/р, проходил службу в тылу в годы Великой Отечественной войны в составе 131 запасного стрелкового полка, то есть относится к ст. 17 ФЗ «О ветеранах», а членам семьи указанных лиц меры социальной поддержки в виде обеспечения жильем не предоставляются. Обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета вышеуказанных категорий граждан, предусмотренных ст. 17,19 ФЗ «О ветеранах», в иных случаях не предусмотрено. Майорова З.К. как член семьи умершего участника Великой Отечественной войны не может быть обеспечена жильем в рамках Указа президента РФ от 07.05.2008 года №714.

Отказывая в удовлетворении требований Лачиновой Е.Н., суд первой инстанции исходя из вышеуказанных норм права и учитывая установленные по делу обстоятельства, пришел к правильному выводу, что Майорова З.К. в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" не имеет права на включение в список нуждающихся в жилье как член семьи умершего участника ВОВ на основании Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2008 года N 714.

При этом суд обоснованно исходил из того, что Майорова З.К. как дочь и член семьи участника Великой Отечественной воны, имевшего право на обеспечение жильем только в случае выселения из занимаемого служебного жилого помещения, имеет такое же право, поскольку системное толкование положений статей 2 и 21 Закона свидетельствует о том, что право членов семей участников Великой Отечественной войны на предоставление мер социальной поддержки производно от права участников Великой Отечественной войны на предоставление тех или иных мер социальной поддержки.

Доводы апелляционной жалобы о том, что Майорова З.К имеет право на обеспечение жильем, поскольку является членом семьи участника Великой Отечественной войны, в связи с чем, подпадает под действие Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. N 714 и имеет право на льготы, предусмотренные статьей 21 ФЗ "О ветеранах", которая не содержит каких-либо дополнительных условий и ограничений, являются несостоятельными.

Указанные в статье 21 ФЗ "О ветеранах" меры социальной поддержки членов семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны носят персональный характер, так как обусловлены одним из конкретных обстоятельств: различием мер социальной защиты в зависимости от того, относится ли лицо к участникам Великой Отечественной войны, указанным в подпунктах "а" - "ж" и "и", либо указанным в подпункте "з" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 ФЗ "О ветеранах".

Членам семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны определена мера государственной социальной поддержки по обеспечению жильем в непосредственной зависимости от мер социальной поддержки, которыми обладал бы погибший (умерший) участник Великой Отечественной войны, поскольку должны быть учтены именно его статус и заслуга перед Отечеством как непосредственного гражданина, участвовавшего в войне.

Таким образом, решение суда соответствует установленным по делу обстоятельствам, отвечает требованиям закона и по доводам апелляционной жалобы отменено быть не может.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Сызранского районного суда Самарской области от 28 мая 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Лачиновой Е.Н. – без удовлетворения.

    Председательствующий:    

    Судьи:

33-8934/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Лачинова Е.Н. в инт. Майоровой З.К.
Ответчики
Адм-ция Сызранского р-на
Суд
Самарский областной суд
Дело на странице суда
oblsud.sam.sudrf.ru
07.08.2015Судебное заседание
12.08.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.08.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее