Решение по делу № 33а-4137/2020 от 18.08.2020

Председательствующий: Ляшенко Ю.С. Дело № 33а-4137/2020

2а-1237/2020

55RS0006-01-2020-001551-25

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Омского областного суда в составе

председательствующего Латышенко Н.Ф.,

судей областного суда Старостиной Г.Г., Шукеновой М.А.

при секретаре Даниловой Е.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании 2 сентября 2020 года административное дело по административному исковому заявлению ИФНС России по Советскому административному округу г. Омска к Шебалину С. С. о взыскании задолженности по транспортному налогу по апелляционной жалобе ИФНС России по Советскому административному округу г. Омска на решение Советского районного суда г. Омска от 30 июня 2020 года, которым в удовлетворении исковых требований отказано.

Заслушав доклад судьи областного суда Шукеновой М.А., судебная коллегия

установила:

    

ИФНС России по Советскому административному округу г. Омска обратилась в суд с административным исковым заявлением к Шебалину С.С. о взыскании задолженности по транспортному налогу.

В обоснование указано, что в связи с неисполнением обязанности по уплате транспортного налога за 2017 год в срок до 03.12.2018 административному ответчику выставлялось требование от 29.01.2019 № <...> на уплату в срок до 18.03.2019 недоимки в размере 11 205 руб. и начисленных на нее за период с 04.12.2018 по 28.01.2019 пеней в сумме 160 руб. 89 коп.

15.07.2019 мировым судьей судебного участка № 80 в Советском судебном районе вынесен судебный приказ, который определением от 05.10.2019 был отменен.

В добровольном порядке недоимка и пени не уплачены.

Просила взыскать с Шебалина С.С. задолженность по транспортному налогу за 2017 год в размере 11 205 руб., пени за период с 04.12.2018 по 28.01.2019 в размере 160 руб. 89 коп.

Судом постановлено изложенное выше решение.

В апелляционной жалобе ИФНС России по Советскому административному округу г. Омска просит решение суда отменить, принять новое. Указывает, что срок обращения в районный суд пропущен на 1 день, что является незначительным сроком просрочки. Своевременно направить административное исковое заявление в суд не представилось возможным, в связи с отсутствием доступа к программному комплексу. При этом административное исковое заявление было направлено в суд с ходатайством о восстановлении пропущенного срока.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу положений ст. 358 НК РФ объектом налогообложения по транспортному налогу признаются, в частности, автомобили, воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 362 Кодекса сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

Статьей 363 НК РФ предусмотрено, что транспортный налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

Материалами дела подтверждено, что на имя Шебалина С.С. в органах, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации, зарегистрировано транспортное средство <...>, г/н <...>, <...> года выпуска, дата постановки на учет – <...> (л.д. 27).

По состоянию на 21.08.2018 ИФНС России по Советскому административному округу г. Омска исчислила в отношении указанного автомобиля транспортный налог за 2017 год в сумме 11 205 руб., о чем передала Шебалину С.С. через личный кабинет налогоплательщика в электронной форме налоговое уведомление № <...> со сроком уплаты налога до 03.12.2018 (л.д. 11, 12).

На основании п. 1 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В связи с неисполнением обязанности по уплате налога в установленный срок инспекцией по состоянию на 29.01.2019 было выставлено требование № <...> на уплату в срок до 18.03.2019 образовавшейся недоимки по транспортному налогу за 2017 год и начисленных на нее за период с 04.12.2018 по 28.01.2019 пеней в сумме 160 руб. 89 коп. 12.02.2019 требование было направлено Шебалину С.С. через личный кабинет налогоплательщика (л.д. 8-10).

Неисполнение требования № <...> послужило основанием для обращения налогового органа с настоящим административным иском.

Частью 6 ст. 289 КАС РФ предписано, что при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

Суд первой инстанции отказал в удовлетворении административного иска, сославшись на пропуск Инспекцией срока обращения в суд без уважительной причины и невозможность восстановить пропущенный срок.

Согласно пункту 2 статьи 48 НК РФ заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено данным пунктом.

Порядок исчисления срока обращения в суд в порядке искового производства с учетом ранее использованного способа взыскания задолженности закреплен в пункте 3 статьи 48 НК РФ, в соответствии с которым требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

В соответствии с абзацем 4 пункта 2 статьи 48 НК РФ пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Как установлено судом и достоверно следует из материалов дела, 10.07.2019 ИФНС России по Советскому административному округу г. Омска обратилась в судебный участок № 80 в Советском судебном районе в г. Омске с заявлением о вынесении судебного приказа.

15.07.2019 мировым судьей судебного участка № 80 в Советском судебном районе в г. Омске по делу № 2А-3082/2019 вынесен судебный приказ, которым с Шебалина С.С. взыскана задолженность по транспортному налогу в размере 11 205 руб., пени в сумме 160 руб. 89 коп.

Определением мировым судьи судебного участка № 83 в Советском судебном районе в г. Омске от 05.10.2019 судебный приказ был отменен.

В соответствии с ч. 7 ст. 6.1 НК РФ в случаях, когда последний день срока приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации или актом Президента Российской Федерации выходным, нерабочим праздничным и (или) нерабочим днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

Учитывая, что 05.04.2020 являлось выходным днем (воскресенье), следовательно, налоговый орган был вправе обратиться с заявлением о взыскании спорных сумм в районный суд не позднее 06.04.2020.

Однако иск направлен административным истцом посредством почтовой связи 07.04.2020 и поступил в Советский районный суд г. Омска 09.04.2020 (л.д. 3, 19).

ИФНС России по Советскому административному округу г. Омска факт пропуска срока предъявления административного иска на один день не оспаривался.

В этой связи налоговой орган заявил ходатайство о восстановлении пропущенного срока для подачи, обосновав незначительный пропуск установленного срока обращения в суд с отсутствием доступа к программному комплексу (л.д. 17, 18).

Суд, посчитав обстоятельства, препятствующие своевременному обращению в суд, недоказанными, указал на отсутствие оснований для восстановления пропущенного срока.

Судебная коллегия с указанным выводом согласиться не может.

Согласно статье 57 Конституции РФ, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Пунктом 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ обязанность уплаты законно установленных налогов возложена на налогоплательщика, который в силу статьи 45 НК РФ обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Согласно ч. 4 ст. 93 КАС РФ процессуальное действие, для совершения которого установлен процессуальный срок (за исключением процессуального срока, исчисляемого часами), может быть совершено до двадцати четырех часов последнего дня процессуального срока. В случае, если жалоба, документы или денежные суммы были сданы в организацию почтовой связи до двадцати четырех часов последнего дня установленного процессуального срока, срок не считается пропущенным.

У суда апелляционной инстанции не имеется оснований не доверять указанному в ходатайстве начальника ИФНС России по Советскому административному округу г. Омска о восстановлении пропущенного срока обстоятельству, препятствовавшему своевременному направлению административного искового заявления в суд.

Отсутствие доступа к программному комплексу подтверждается выпиской АИС ФНС России о внеплановых технологических работах, при которых контур недоступен для работы в период с 05.04.2020 по 07.04.2020 г..

При этом, следует отметить, что процедура принудительного взыскания спорной задолженности (выставление требования, обращение с заявлением о вынесении судебного приказа) была начата административным истцом с соблюдением установленных порядка и сроков.

Административным истцом предприняты меры по направлению административного искового заявления ответчику. Ответчиком получены документы 27 марта 2020 года.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает возможным восстановить налоговому органу срок обращения в районный суд.

В силу пункта 2 статьи 309 КАС РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.

Разрешая административный иск по существу, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.

Расчеты недоимок и пеней проверены судом апелляционной инстанции, сомнения в их правильности отсутствуют. Иной расчет либо доказательства своевременной оплаты административным ответчиком налогов не представлены. Согласно представленных административным истцом сведений на 1 сентября 2020 г. задолженность не погашена.

Факты направления налогового уведомления и требования об уплате налога с использованием интернет-сервиса "Личный кабинет налогоплательщика» подтверждены.

К административному исковому заявлению приложен приказ от 17.07.2019, удостоверяющий наделение подписавшего его лица статусом руководителя ИФНС России по Советскому административному округу г. Омска (л.д. 18).

Поскольку срок обращения с иском восстановлен, представлены доказательства, подтверждающие полномочия налогового органа на обращение в суд, доказаны обстоятельства, послужившие основанием для взыскания налога, правильность расчета налога проверена судом апелляционной инстанции, соответственно имеются правовые основания для удовлетворения административного искового заявления.

В соответствии с ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

Поскольку, административный истец при подаче административного искового заявления освобожден от уплаты государственной пошлины на основании п. 19 ст. 336.36 НК РФ и требования удовлетворены в полном объеме, то с Шебалина С.С. подлежит взысканию государственная пошлина в размере 455 руб., установленном пп. 1 п. 1 ст. 333.19 НК РФ.

Руководствуясь статьями 308 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Советского районного суда г. Омска от 30 июня 2020 года отменить, принять по делу новое решение.

Административное исковое заявление удовлетворить.

Взыскать с Шебалина С. С., <...> года рождения, уроженца <...>, в пользу ИФНС России по Советскому административному округу г. Омска недоимку по транспортному налогу за 2017 год в размере 11 205 руб., пени, начисленные за период с 4 декабря 2018 года по 28 января 2019 года, в сумме 160 руб. 89 коп.

Взыскать с Шебалина С. С. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 455 рублей.

Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное определение составлено 03.09.2020.

33а-4137/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Инспекция Федеральной налоговой службы России по САО Омска
Ответчики
Шебалин Станислав Сергеевич
Суд
Омский областной суд
Судья
Шукенова Майра Амангельдиновна
Дело на странице суда
oblsud.oms.sudrf.ru
18.08.2020Передача дела судье
02.09.2020Судебное заседание
07.09.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.09.2020Передано в экспедицию
02.09.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее