Председательствующий: Ляшенко Ю.С. Дело № 33а-4137/2020
2а-1237/2020
55RS0006-01-2020-001551-25
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Омского областного суда в составе
председательствующего Латышенко Н.Ф.,
судей областного суда Старостиной Г.Г., Шукеновой М.А.
при секретаре Даниловой Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 2 сентября 2020 года административное дело по административному исковому заявлению ИФНС России по Советскому административному округу г. Омска к Шебалину С. С. о взыскании задолженности по транспортному налогу по апелляционной жалобе ИФНС России по Советскому административному округу г. Омска на решение Советского районного суда г. Омска от 30 июня 2020 года, которым в удовлетворении исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи областного суда Шукеновой М.А., судебная коллегия
установила:
ИФНС России по Советскому административному округу г. Омска обратилась в суд с административным исковым заявлением к Шебалину С.С. о взыскании задолженности по транспортному налогу.
В обоснование указано, что в связи с неисполнением обязанности по уплате транспортного налога за 2017 год в срок до 03.12.2018 административному ответчику выставлялось требование от 29.01.2019 № <...> на уплату в срок до 18.03.2019 недоимки в размере 11 205 руб. и начисленных на нее за период с 04.12.2018 по 28.01.2019 пеней в сумме 160 руб. 89 коп.
15.07.2019 мировым судьей судебного участка № 80 в Советском судебном районе вынесен судебный приказ, который определением от 05.10.2019 был отменен.
В добровольном порядке недоимка и пени не уплачены.
Просила взыскать с Шебалина С.С. задолженность по транспортному налогу за 2017 год в размере 11 205 руб., пени за период с 04.12.2018 по 28.01.2019 в размере 160 руб. 89 коп.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе ИФНС России по Советскому административному округу г. Омска просит решение суда отменить, принять новое. Указывает, что срок обращения в районный суд пропущен на 1 день, что является незначительным сроком просрочки. Своевременно направить административное исковое заявление в суд не представилось возможным, в связи с отсутствием доступа к программному комплексу. При этом административное исковое заявление было направлено в суд с ходатайством о восстановлении пропущенного срока.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу положений ст. 358 НК РФ объектом налогообложения по транспортному налогу признаются, в частности, автомобили, воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 362 Кодекса сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Статьей 363 НК РФ предусмотрено, что транспортный налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Материалами дела подтверждено, что на имя Шебалина С.С. в органах, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации, зарегистрировано транспортное средство <...>, г/н <...>, <...> года выпуска, дата постановки на учет – <...> (л.д. 27).
По состоянию на 21.08.2018 ИФНС России по Советскому административному округу г. Омска исчислила в отношении указанного автомобиля транспортный налог за 2017 год в сумме 11 205 руб., о чем передала Шебалину С.С. через личный кабинет налогоплательщика в электронной форме налоговое уведомление № <...> со сроком уплаты налога до 03.12.2018 (л.д. 11, 12).
На основании п. 1 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В связи с неисполнением обязанности по уплате налога в установленный срок инспекцией по состоянию на 29.01.2019 было выставлено требование № <...> на уплату в срок до 18.03.2019 образовавшейся недоимки по транспортному налогу за 2017 год и начисленных на нее за период с 04.12.2018 по 28.01.2019 пеней в сумме 160 руб. 89 коп. 12.02.2019 требование было направлено Шебалину С.С. через личный кабинет налогоплательщика (л.д. 8-10).
Неисполнение требования № <...> послужило основанием для обращения налогового органа с настоящим административным иском.
Частью 6 ст. 289 КАС РФ предписано, что при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении административного иска, сославшись на пропуск Инспекцией срока обращения в суд без уважительной причины и невозможность восстановить пропущенный срок.
Согласно пункту 2 статьи 48 НК РФ заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено данным пунктом.
Порядок исчисления срока обращения в суд в порядке искового производства с учетом ранее использованного способа взыскания задолженности закреплен в пункте 3 статьи 48 НК РФ, в соответствии с которым требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
В соответствии с абзацем 4 пункта 2 статьи 48 НК РФ пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Как установлено судом и достоверно следует из материалов дела, 10.07.2019 ИФНС России по Советскому административному округу г. Омска обратилась в судебный участок № 80 в Советском судебном районе в г. Омске с заявлением о вынесении судебного приказа.
15.07.2019 мировым судьей судебного участка № 80 в Советском судебном районе в г. Омске по делу № 2А-3082/2019 вынесен судебный приказ, которым с Шебалина С.С. взыскана задолженность по транспортному налогу в размере 11 205 руб., пени в сумме 160 руб. 89 коп.
Определением мировым судьи судебного участка № 83 в Советском судебном районе в г. Омске от 05.10.2019 судебный приказ был отменен.
В соответствии с ч. 7 ст. 6.1 НК РФ в случаях, когда последний день срока приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации или актом Президента Российской Федерации выходным, нерабочим праздничным и (или) нерабочим днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
Учитывая, что 05.04.2020 являлось выходным днем (воскресенье), следовательно, налоговый орган был вправе обратиться с заявлением о взыскании спорных сумм в районный суд не позднее 06.04.2020.
Однако иск направлен административным истцом посредством почтовой связи 07.04.2020 и поступил в Советский районный суд г. Омска 09.04.2020 (л.д. 3, 19).
ИФНС России по Советскому административному округу г. Омска факт пропуска срока предъявления административного иска на один день не оспаривался.
В этой связи налоговой орган заявил ходатайство о восстановлении пропущенного срока для подачи, обосновав незначительный пропуск установленного срока обращения в суд с отсутствием доступа к программному комплексу (л.д. 17, 18).
Суд, посчитав обстоятельства, препятствующие своевременному обращению в суд, недоказанными, указал на отсутствие оснований для восстановления пропущенного срока.
Судебная коллегия с указанным выводом согласиться не может.
Согласно статье 57 Конституции РФ, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Пунктом 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ обязанность уплаты законно установленных налогов возложена на налогоплательщика, который в силу статьи 45 НК РФ обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Согласно ч. 4 ст. 93 КАС РФ процессуальное действие, для совершения которого установлен процессуальный срок (за исключением процессуального срока, исчисляемого часами), может быть совершено до двадцати четырех часов последнего дня процессуального срока. В случае, если жалоба, документы или денежные суммы были сданы в организацию почтовой связи до двадцати четырех часов последнего дня установленного процессуального срока, срок не считается пропущенным.
У суда апелляционной инстанции не имеется оснований не доверять указанному в ходатайстве начальника ИФНС России по Советскому административному округу г. Омска о восстановлении пропущенного срока обстоятельству, препятствовавшему своевременному направлению административного искового заявления в суд.
Отсутствие доступа к программному комплексу подтверждается выпиской АИС ФНС России о внеплановых технологических работах, при которых контур недоступен для работы в период с 05.04.2020 по 07.04.2020 г..
При этом, следует отметить, что процедура принудительного взыскания спорной задолженности (выставление требования, обращение с заявлением о вынесении судебного приказа) была начата административным истцом с соблюдением установленных порядка и сроков.
Административным истцом предприняты меры по направлению административного искового заявления ответчику. Ответчиком получены документы 27 марта 2020 года.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает возможным восстановить налоговому органу срок обращения в районный суд.
В силу пункта 2 статьи 309 КАС РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.
Разрешая административный иск по существу, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Расчеты недоимок и пеней проверены судом апелляционной инстанции, сомнения в их правильности отсутствуют. Иной расчет либо доказательства своевременной оплаты административным ответчиком налогов не представлены. Согласно представленных административным истцом сведений на 1 сентября 2020 г. задолженность не погашена.
Факты направления налогового уведомления и требования об уплате налога с использованием интернет-сервиса "Личный кабинет налогоплательщика» подтверждены.
К административному исковому заявлению приложен приказ от 17.07.2019, удостоверяющий наделение подписавшего его лица статусом руководителя ИФНС России по Советскому административному округу г. Омска (л.д. 18).
Поскольку срок обращения с иском восстановлен, представлены доказательства, подтверждающие полномочия налогового органа на обращение в суд, доказаны обстоятельства, послужившие основанием для взыскания налога, правильность расчета налога проверена судом апелляционной инстанции, соответственно имеются правовые основания для удовлетворения административного искового заявления.
В соответствии с ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Поскольку, административный истец при подаче административного искового заявления освобожден от уплаты государственной пошлины на основании п. 19 ст. 336.36 НК РФ и требования удовлетворены в полном объеме, то с Шебалина С.С. подлежит взысканию государственная пошлина в размере 455 руб., установленном пп. 1 п. 1 ст. 333.19 НК РФ.
Руководствуясь статьями 308 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда г. Омска от 30 июня 2020 года отменить, принять по делу новое решение.
Административное исковое заявление удовлетворить.
Взыскать с Шебалина С. С., <...> года рождения, уроженца <...>, в пользу ИФНС России по Советскому административному округу г. Омска недоимку по транспортному налогу за 2017 год в размере 11 205 руб., пени, начисленные за период с 4 декабря 2018 года по 28 января 2019 года, в сумме 160 руб. 89 коп.
Взыскать с Шебалина С. С. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 455 рублей.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное определение составлено 03.09.2020.