Решение по делу № 2-321/2023 (2-2641/2022;) от 15.11.2022

Дело №2-321/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

05 июля 2023 года                          город Севастополь

Балаклавский районный суд города Севастополя в составе:

председательствующего судьи                                Казацкого В.В.,

при секретаре                                                     Хлибенко Я.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя к Нагурной Д. Д., Понкратовой Г. Д., Понкратовой М. Д., третье лицо: Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя, ГКУ «Дирекция по развитию дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя» об изъятии недвижимого имущества путем его выкупа, -

установил:

Истец обратился в суд с исковым заявлением к ответчикам, третье лицо: Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя, ГКУ «Дирекция по развитию дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя» об изъятии недвижимого имущества путем его выкупа. Свои требования истец мотивирует тем, что ДД.ММ.ГГГГ Правительством Севастополя было принято распоряжение -РП «Об изъятии для государственных нужд города Севастополя земельных участков и объектов недвижимого имущества в целях строительства линейного объекта – «Строительство и реконструкция автомобильной дороги Керчь-Феодосия-Белогорск-Симферополь-Бахчисарай-Севастополь, км 269 + 300, до а/д Ялта-Севастополь, 8 этап» и внесении изменений в распоряжение Правительства Севастополя от 17.06.2019 года №157-РП. В данное распоряжение включено имущество, принадлежащее ответчикам Нагурной Д.Д., Понкратовой Г.Д., Понкратовой М.Д.<адрес> общей площадью 49,6 кв. м., кадастровый , расположенная по адресу: г. Севастополь, <адрес>. Поскольку ответчики согласия на изъятие принадлежащего им имущества не предоставили, за защитой своих прав истец обратился в суд.

Представитель истца в судебном заседании уточненные исковые требования поддержала, просила удовлетворить их по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика Понкратовой Г.Д. и законный представитель ответчика Понкратовой М.Д.Понкратова Е.А. в судебном заседании против удовлетворения исковых требований не возражали в случае учета при принятии решения результатов судебной оценочной экспертизы.

Представитель третьего лица ГКУ города Севастополя «Дирекция по развитию дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя» в судебном заседании исковые требования поддержал, просил их удовлетворить.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте проведения судебного разбирательства извещены в установленном законом порядке, о причинах неявки суду не сообщили.

Допрошенная в судебном заседании эксперт ф.И.О. выводы проведенной нею экспертизы полностью поддержала и пояснила, что она также считала в состав имущества, которое подлежит компенсации, и все деревья, кустарники и растения, произрастающие на придомовой территории, согласно действующих методик.

Выслушав участников процесса, исследовав представленные лицами, участвующими в деле, доказательства, оценив их по своему внутреннему убеждению на предмет относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствие со ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. В силу ст. 67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по внутреннему убеждению, основанному на беспристрастном, всестороннем и полном рассмотрении имеющихся доказательств в их совокупности.

Как установлено в ходе судебного разбирательства, 12.03.2020 года было принято распоряжение Правительства Севастополя №16-РП «Об изъятии для государственных нужд города Севастополя земельных участков и объектов недвижимого имущества в целях строительства линейного объекта – «Строительство и реконструкция автомобильной дороги Керчь-Феодосия-Белогорск-Симферополь-Бахчисарай-Севастополь, км 269+300, до а/д Ялта-Севастополь, 8 этап» и внесении изменений в распоряжение Правительства Севастополя от 17.06.2019 года №157-РП «Об изъятии для государственных нужд города Севастополя земельных участков и объектов недвижимого имущества в целях строительства линейного объекта – «Строительство и реконструкция автомобильной дороги Керчь-Феодосия-Белогорск-Симферополь-Бахчисарай-Севастополь, км 269+300, до а/д Ялта-Севастополь, 8 этап», в перечень земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества, подлежащих изъятию для государственных нужд города Севастополя с целью реализации мероприятий федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и города Севастополя до 2022 года» - Строительство и реконструкция автомобильной дороги Керчь-Феодосия-Белогорск-Симферополь-Бахчисарай-Севастополь, км 269+300, до а/д Ялта-Севастополь, 8 этап» включены, в том числе - жилой дом, расположенный по адресу: г. Севастополь, <адрес>, состоящий из четырех квартир (пункт 13 Перечня к распоряжению -РП).

В соответствии с ч.1 ст. 31 Устава города Севастополя от 14.04.2014 года №1-ЗС установлено, что исполнительную власть в городе Севастополе осуществляют Губернатор города Севастополя, Правительство города Севастополя и исполнительные органы государственной власти города Севастополя.

Согласно ч.3 ст.23 Закона города Севастополя от 30.04.2014 года №5-ЗС «О Правительстве Севастополя», Правительство осуществляет свои полномочия непосредственно или через подведомственные ему исполнительные органы.

В соответствии с п.1.1. Положения о Департаменте по имущественным и земельным отношениям города Севастополя утвержденного постановлением Правительства Севастополя 22.09.2016 года №883-ПП, Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя является исполнительным органом государственной власти города Севастополя, реализующим государственную политику и нормативно-правовое регулирование в сфере имущественных и земельных отношений, отраслевое и межотраслевое управление в сфере имущественных и земельных отношений, функции по оказанию государственных услуг, управлению и распоряжением государственным имуществом, которое находится в собственности города Севастополя.

В силу п.4.1. указанного Положения, Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя участвует в реализации федеральных программ, разработке и реализации городских программ, связанных с регулированием имущественных отношений, земельных отношений в сфере владения, пользования и распоряжения земельными участками, проведением земельной реформы, рациональным использованием земель, находящихся в границах субъекта Российской Федерации - города федерального значения Севастополя.

Согласно п.4.59 Положения, Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя направляет в суд заявления о понуждении собственника к продаже принадлежащего ему земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения принадлежащий ему доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения на торгах (конкурсах, аукционах), об изъятии земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения и о его продаже с публичных торгов в связи с его ненадлежащим использованием по основаниям, предусмотренным федеральным законом, об изъятии, в том числе путем выкупа земельных участков для государственных нужд города Севастополя, об установлении сервитута на земельных участках, находящихся в собственности Российской Федерации, муниципальной или частной собственности, а также в других случаях, предусмотренных законодательством.

В силу п.3 ст.3 Земельного кодекса РФ имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.

В соответствии с п.3 ст.129 ГПК РФ земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.

Как следует из ст.10 Земельного кодекса РФ полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области земельных отношений, установленные настоящим Кодексом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

В ходе судебного разбирательства судом установлено и сторонами не оспаривалось, что, согласно сведений ЕГРН, собственниками <адрес> общей площадью 49,6 кв. м., кадастровый , расположенной по адресу: г. Севастополь, <адрес>, являются – Понкратова М.Д. – 4/9 доли, Нагурная Д.Д. – 2/9 доли, Понкратова Г.Д. – 1/3 доля, право собственности на которую возникло на основании решения Балаклавского районного суда города Севастополя от 11 мая 2022 года и свидетельств о праве на наследство по закону от 25 марта 2023 года, выданных и.о. нотариуса города Севастополя ф.И.О.Копыловой В.В.

В соответствии с пунктом 1 статьи 32 ЖК РФ жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления.

Изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд (п.2 ст. 32 ЖК РФ).

Проект соглашения об изъятии недвижимости направляется для подписания лицу, у которого изымаются земельные участки и расположенные на них объекты недвижимости (п.2 ст. 56.10 ЗК РФ).

Так, истец направил в адрес ответчиков уведомление о планируемом изъятии для государственных нужд.

07.09.2022 года истец в адрес ответчиков направил отчет об оценке недвижимого имущества, согласно которому рыночная стоимость объекта недвижимости и размер убытков, связанных с изъятием, составляет 4 232 200 рублей.

В ходе рассмотрения настоящего дела по ходатайству ответчиков была назначена судебная оценочная экспертиза.

Согласно заключению судебной оценочной экспертизы, проведенной ООО «ПРО.ЭКСПЕРТ», реальная рыночная стоимость и размер всех убытков, связанных с изъятием квартиры, составляет 4 243 000 рублей.

В силу п. 2 ст. 187 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заключение эксперта оценивается наряду с другими доказательствами, оно не имеет для суда заранее установленной силы, в соответствии с п. 3 ст. 86 ГПК РФ является одним из доказательств, которое должно быть оценено судом в совокупности с другими имеющимися в деле доказательствами, поскольку в соответствии с п. 2 ст. 67 ГПК РФ никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Экспертные заключения оцениваются судом по его внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании каждого отдельно взятого доказательства, собранного по делу, и их совокупности с характерными причинно-следственными связями между ними и их системными свойствами.

Суд оценивает экспертное заключение с точки зрения соблюдения процессуального порядка назначения экспертизы, соблюдения процессуальных прав лиц, участвующих в деле, соответствия заключения поставленным вопросам, его полноты, обоснованности и достоверности в сопоставлении с другими доказательствами по делу.

В данном случае суд не усматривает оснований ставить под сомнение достоверность заключения судебной экспертизы, поскольку экспертиза проведена компетентным экспертом, имеющим значительный стаж работы в соответствующей области. Рассматриваемая экспертиза проведена в соответствии с требованиями Федерального закона от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" на основании определения суда о назначении экспертизы.

Проанализировав содержание экспертного заключения, составленного ООО «ПРО.ЭКСПЕРТ», суд приходит к выводу о том, что оно в полном объеме отвечает требованиям статьи 86 ГПК РФ, поскольку содержит подробное описание произведенных исследований, сделанные в результате их выводы и научно обоснованные ответы на поставленные вопросы, в обоснование сделанных выводов эксперт приводит соответствующие данные из имеющихся в распоряжении эксперта документов, основывается на исходных объективных данных, учитывая имеющуюся в совокупности документацию, а также на использованной при проведении исследования научной и методической литературе, в заключении указаны данные о квалификации эксперта, его образовании, стаже работы.

Согласно пункту 1 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.

Изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд (пункт 2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с частью 6 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, регулирующей вопросы обеспечения жилищных прав собственника жилого помещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд, возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения. При этом по заявлению прежнего собственника жилого помещения за ним сохраняется право пользования жилым помещением, если у прежнего собственника не имеется в собственности иных жилых помещений, не более чем на шесть месяцев после предоставления возмещения прежнему собственнику жилого помещения, если соглашением с прежним собственником жилого помещения не установлено иное.

Частью 7 той же статьи предусмотрено, что при определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме, в том числе, рыночная стоимость земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.

Согласно части 9 той же статьи, если собственник жилого помещения не заключил в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него жилого помещения, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда. Соответствующий иск может быть предъявлен в течение срока действия решения об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. При этом указанный иск не может быть подан ранее чем до истечения трех месяцев со дня получения собственником жилого помещения проекта соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд.

Учитывая результат проведенной судебной экспертизы, принимая во внимание соблюдение истцом установленного законодательством порядка изъятия жилого помещения истца, исковые требования Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя подлежат удовлетворению с установлением размера выкупной цены изымаемого жилого помещения в размере 4 243 000 рублей в следующем порядке - Нагурной Д. Д. – 942 889 (девятьсот сорок две тысячи восемьсот восемьдесят девять) рублей, Понкратовой Г. Д. - 1 414 334 (один миллион четыреста четырнадцать тысяч триста тридцать четыре) рубля, Понкратовой М. Д. - 1 885 777 (один миллион восемьсот восемьдесят пять тысяч семьсот семьдесят семь) рублей (т.е. пропорционально ).

При этом, учитывая представленные суду документы, обязанность по выплате рыночной стоимости возмещения, подлежащего выплате при изъятии для государственных нужд, следует возложить на ГКУ города Севастополя «Дирекция по развитию дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя».

Согласно ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

Согласно определения Балаклавского районного суда города Севастополя по данному гражданскому делу была назначена судебная оценочная экспертиза, расходы на проведение экспертизы были возложены на ответчика Понкратову Г.Д.

В то же время, поскольку суду не представлены документы, подтверждающие оплату ответчиком Понкратовой Г.Д. проведенной судебной экспертизы, суд лишен возможности в настоящее время разрешить вопрос о взыскании понесенных ответчиком Понкратовой Г.Д. расходов на ее проведение.

Учитывая наличие ходатайства представителя истца о возможности допуска решения суда к немедленному исполнению, а также принимая во внимание, что вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для истца, данное ходатайство подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 103, 194-199 ГПК РФ, суд -

решил:

Иск удовлетворить частично.

Изъять у Нагурной Д. Д., Понкратовой Г. Д., Понкратовой М. Д. путем выкупа для государственных нужд в целях строительства линейного объекта – «Строительства и реконструкции автомобильной дороги Керчь-Феодосия-Белогорск-Симферополь-Бахчисарай-Севастополь, км 269+300, до а/д Ялта-Севастополь, 8 этап» - <адрес> общей площадью 49,6 кв. м., кадастровый , расположенную по адресу: г. Севастополь, <адрес>, с учетом убытков, необходимых, для переселения, переезда, по рыночной стоимости возмещения, подлежащего выплате при изъятии для государственных нужд, в размере 4 243 000 (четыре миллиона двести сорок три тысячи) рублей в следующем порядке - Нагурной Д. Д. – 942 889 (девятьсот сорок две тысячи восемьсот восемьдесят девять) рублей, Понкратовой Г. Д. - 1 414 334 (один миллион четыреста четырнадцать тысяч триста тридцать четыре) рубля, Понкратовой М. Д. - 1 885 777 (один миллион восемьсот восемьдесят пять тысяч семьсот семьдесят семь) рублей.

Возложить на ГКУ города Севастополя «Дирекция по развитию дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя» обязанность по выплате Нагурной Д. Д., Понкратовой Г. Д., Понкратовой М. Д. рыночной стоимости возмещения, подлежащего выплате при изъятии для государственных нужд, в размере 4 243 000 (четыре миллиона двести сорок три тысячи) рублей в следующем порядке - Нагурной Д. Д. – 942 889 (девятьсот сорок две тысячи восемьсот восемьдесят девять) рублей, Понкратовой Г. Д. - 1 414 334 (один миллион четыреста четырнадцать тысяч триста тридцать четыре) рубля, Понкратовой М. Д. - 1 885 777 (один миллион восемьсот восемьдесят пять тысяч семьсот семьдесят семь) рублей.

В удовлетворении исковых требований в иной части – отказать.

Допустить решение суда к немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через Балаклавский районный суд города Севастополя в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение суда в окончательной форме составлено 12 июля 2023 года.

Судья                                                                         В.В.Казацкий

2-321/2023 (2-2641/2022;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя
Ответчики
Нагурная Дарья Дмитриевна
Информация скрыта
Понкратова Галина Дмитриевна
Другие
ГКУ по городу Севастополю "Дирекция по развитию дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя"
Правительство города Севастополя
Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя
Суд
Балаклавский районный суд Севастополя
Судья
Казацкий Владимир Владимирович
Дело на странице суда
balaklavskiy.sev.sudrf.ru
15.11.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.11.2022Передача материалов судье
15.11.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.11.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.11.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.12.2022Судебное заседание
11.01.2023Судебное заседание
12.05.2023Производство по делу возобновлено
12.05.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.05.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.06.2023Судебное заседание
23.06.2023Судебное заседание
29.06.2023Судебное заседание
05.07.2023Судебное заседание
12.07.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.07.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее