Дело 2-94/2024 г.
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с.Бурла 31 июля 2024 г.
Бурлинский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Портновой М.С.,
при секретаре Ворониной Р.В.,
с участием процессуального истца заместителя прокурора Бурлинского района Алтайского края Чмыхова И.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Бурлинского района Алтайского края, обратившегося в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ «Бурлинская средняя общеобразовательная школа, комитету администрации Бурлинского района Алтайского края по образованию о возложении обязанности совершить действия,
УСТАНОВИЛ:
Процессуальный истец прокурор Бурлинского района Алтайского края обратился в Бурлинский районный суд с иском в интересах неопределенного круга лиц, к МБОУ «Бурлинская средняя общеобразовательная школа, комитету администрации Бурлинского района Алтайского края по образованию о возложении обязанности совершить действия.
В обоснование заявленных требований истец отразил, что прокуратурой Бурлинского района проведена проверка соблюдения законодательства о противодействии терроризму в деятельности МБОУ «Бурлинская СОШ». Проверкой установлено, что МБОУ «Бурлинская СОШ» отнесено к четвертой категории опасности. Однако, в нарушение требований вышеприведенного законодательства здание МБОУ «Бурлинская СОШ» не оборудовано системой оповещения и управления эвакуацией. На основании изложенного прокуратурой района 08.05.2024 на имя директора МБОУ «Бурлинская СОШ» внесено представление, по результатам рассмотрения которого приняты определенные меры к устранению нарушений, направленные на устранение нарушений, однако, по настоящее время система оповещения и управления эвакуацией не установлена. В настоящее время жизнь и здоровье несовершеннолетних воспитанников, а также всего персонала школы, находятся под угрозой.
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, процессуальный истец, с учетом уточнения исковых требований просил возложить на комитет администрации Бурлинского района Алтайского края по образованию обязанность обеспечить финансирование расходов МБОУ «Бурлинская СОШ» по оснащению системами оповещения и управления эвакуацией. Возложить на МБОУ «Бурлинская СОШ, оснастить здание МБОУ «Бурлинская СОШ», расположенное по адресу: с. Бурла, ул. Почтовая, д. 29, системой оповещения и управления эвакуацией в срок по 31.12.2024 г. с момента вступления решения суда в законную силу.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о дате и месте судебного разбирательства, в суд не явились.
Представители ответчиков комитета администрации Бурлинского района Алтайского края по образованию, МБОУ «Бурлинская СОШ» до начала судебного заседания представили заявления о признании иска.
Определением Бурлинского районного суда Алтайского края от 31.07.2024 г. заявления о признании иска приобщено к материалам гражданского дела.
Определением Бурлинского районного суда Алтайского края от 31.07.2024 г. суд счел возможным рассмотреть дело в соответствии с положениями главы 22 ГПК РФ, с согласия истца, в порядке заочного судопроизводства, в отсутствие представителей ответчиков, извещенных надлежащим образом, по представленным суду доказательствам.
Выслушав позицию заместителя прокурора, изучив представленные письменные доказательства, суд находит исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что МБОУ «Бурлинская СОШ» осуществляет образовательную деятельность по адресу: ул.Почтовая, д. 29, в с.Бурла, Бурлинского района Алтайского края.
Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации; образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии с п. 4 ст. 3 Федерального закона «О противодействии терроризму» № 35-ФЗ от 06.03.2006 (далее ФЗ №35), противодействие терроризму является деятельность по предупреждению терроризма, выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Согласно подпункту «д» пункта 24 Требований в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к четвертой категории опасности, осуществляются мероприятия по оборудованию объектов (территорий) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
Из представленных материалов установлено, что 10.06.2024 г. между МБОУ «Бурлинская СОШ» и Алтайским краевым отделением общероссийской общественной организацией «Всероссийское добровольное пожарное общество» заключен договор № 3 на осуществление антитеррористической защищенности объекта, в которые входит установление системы оповещения, представлено гарантийное пиисьмо с указанием сроков исполнения.
В соответствии с п. 31 постановления Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006 система оповещения и управления эвакуацией людей на объекте (территории) должна обеспечивать оперативное информирование лиц, находящихся на объекте (территории), о необходимости эвакуации и других действиях, обеспечивающих безопасность людей и предотвращение паники.
Системы оповещения и управления эвакуацией людей должны быть автономными и оборудованы источниками бесперебойного электропитания.
В любой точке объекта (территории), где требуется оповещение людей, уровень громкости, формируемый звуковыми и речевыми оповещателями, должен быть выше допустимого уровня шума. Речевые оповещатели должны быть расположены таким образом, чтобы в любой точке объекта (территории), где требуется оповещение людей, обеспечивалась разборчивость передаваемой речевой информации.
Согласно пунктам 41, 42 Постановления Правительства Российской Федерации от 25.03.2015 № 272 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)» система оповещения должна обеспечивать: подачу звуковых и (или) световых сигналов в здания, помещения, на участки объекта (территории) с постоянным или временным пребыванием людей; трансляцию речевой информации о характере опасности, необходимости и путях эвакуации, других действиях, направленных на обеспечение безопасности людей; возможности выдачи речевых сообщений в автоматическом режиме и в ручном режиме через микрофон; автоматический переход на электропитание от резервного источника. Количество оповещателей, их мощность должны обеспечивать необходимую слышимость не должны иметь регуляторов громкости и разъемных соединений. Управление системой оповещения должно осуществляться из специального помещения.
В п. 4.2 Методических рекомендаций «Организация деятельности по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации (утв. 15.02.2021) указано следующее:
В соответствии с пунктами 24 - 27 требований постановления № 1006 для обеспечения АТЗ объектов (территорий) проводятся следующие мероприятия: в рамках оборудования объектов (территорий) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации (пункт 24 подпункт «д»):
- средства оповещения должны обеспечивать оперативное информирование людей об угрозе совершения или о совершении террористического акта посредством выдачи речевых сообщений в автоматическом и/или ручном режиме (через микрофон) с информацией о характере опасности, необходимости и путях эвакуации, других действиях, направленных на обеспечение безопасности людей средства оповещения должны быть слышны в любой точке объекта (территории), где требуется оповещение работников, обучающихся и иных лиц;
- уровень громкости, формируемый звуковыми и речевыми оповещателями, должен быть выше допустимого уровня шума;
- значения сигналов должны быть однозначными (недвусмысленными) и должны отличаться от иных сигналов.
Таким образом, суд приходит к выводу, что система оповещения является самостоятельным техническим устройством, обладающим определенными техническими характеристиками, используемым только в случае возникновения террористической угрозы. При этом законом не предусмотрено использование в данных целях имеющейся пожарной сигнализации, поскольку в силу изложенных выше требований значения сигналов должны отличаться от иных сигналов опасности.
Разработка и исполнение учебным учреждением иных мер антитеррористической защищенности (назначение ответственных должностных лиц, проведение обучения, разработка иного порядка оповещения и другое) не освобождает ответчиков от исполнения возложенной законом обязанности по оснащению образовательного учреждения системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, и не может его подменять.
Согласно пп. 7.1 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах муниципального, городского округа.
В соответствии с п. п. 1, 4 ст. 5.2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений, в том числе, разрабатывают и реализуют муниципальные программы в области профилактики терроризма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений; обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления.
В соответствии с п. 7.1 ч. 1 ст. 16 Закона об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации к вопросам местного значения городского округа относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории города.
Пунктом 5 ч. 1 ст. 9 Закона об образовании к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования отнесено, в том числе, обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Согласно ч. 1 ст. 17 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных городским округов обладают полномочиями по финансовому обеспечению деятельности муниципальных учреждений.
Как следует из п. 1.7-1.8 Устава МБОУ «Бурлинская СОШ» полномочиями учредителя наделён комитет администрации Бурлинского района по образованию.
Пунктом 7.1 Устава МБОУ «Бурлинская СОШ» установлено, что финансовое обеспечение выполнения муниципального задания учреждением осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за ОО Учредителем или приобретенных ОУ за счет, выделяемых ему Учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налога, в качестве налогообложения, по которым является соответствующее имущество, в том числе, земельные участки, а также средства бюджета Бурлинского района в виде субсидий на выполнение муниципального задания, и иные цели: средства, поступающие от приносящей доход деятельности и т.д.
В силу ч. 2 ст. 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГК РФ) порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом.
Согласно абз. 1 ч. 1 ст. 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – БК РФ) в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества. В соответствии с абз.6 указанной нормы предоставление предусмотренных настоящим пунктом субсидий, за исключением субсидий из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, осуществляется в соответствии с соглашениями о предоставлении субсидии, заключаемыми между органами государственной власти (органами местного самоуправления), осуществляющими функции и полномочия учредителя, и бюджетными или автономными учреждениями.
Администрация района является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления и наделена Уставом муниципального образования Бурлинский район Алтайского края полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Алтайского края, ее полномочия реализуются непосредственно через отраслевые (функциональные) и территориальные органы.
В структуру администрации Бурлинского района Алтайского края входит комитет администрации по образованию, созданный администрацией района для реализации полномочий в сфере образования.
Согласно п. 3 ст. 158 БК РФ ответственность по искам к муниципальному образованию несет главный распорядитель средств местного бюджета.
Главным распорядителем денежных средств в отношении образовательного учреждения является комитет администрации Бурлинского района Алтайского края по образованию.
Незаконного бездействия со стороны руководителей МБОУ «Бурлинская СОШ» и комитета администрации Бурлинского района Алтайского края по образованию в части необеспечения соблюдения антитеррористического законодательства судом не выявлено.
Из материалов дела суд установил, что руководители МБОУ Бурлинская общеобразовательная школа» и комитета администрации Бурлинского района Алтайского края по образованию надлежащим образом добросовестно реализуют необходимые задачи и функции образовательного учреждения. Сроки работ, установленные вышеназванным договором, установлены с 10.06.2024 г. по 31.12.2024 г. и их выполнение зависит от подрядчика.
В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ суд устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, в связи с чем, учитывая позицию истца, с уд устанавливает срок исполнения обязательства до 31.12.2024 г. с момента вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь положениями ст. ст. 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Бурлинского района Алтайского края, обратившегося в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ «Бурлинская средняя общеобразовательная школа, комитету администрации Бурлинского района Алтайского края по образованию о возложении обязанности совершить действия удовлетворить.
Возложить на комитет администрации Бурлинского района Алтайского края по образованию обязанность обеспечить финансирование расходов МБОУ «Бурлинская СОШ» по оснащению системами оповещения и управления эвакуацией.
Возложить на МБОУ «Бурлинская СОШ, оснастить здание МБОУ «Бурлинская СОШ», расположенное по адресу: с. Бурла, ул. Почтовая, д. 29, системой оповещения и управления эвакуацией в срок по 31.12.2024 г. с момента вступления решения суда в законную силу.
Разъяснить ответчику о праве подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения. Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда. Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Бурлинский районный суд в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья М.С.Портнова
Мотивированное решение составлено 31.07.2024 г.