ДЕЛО № 2-861/15
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ город Симферополь
Центральный районный суд города Симферополя Республики Крым в составе:
председательствующего - судьи Благодатной Е.Ю.,
при секретаре – Сулыма Т.А.,
с участием представителя истца - прокурора - ФИО3,
представителя ответчика Администрации <адрес> – ФИО4,
представителя ответчика Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 38» муниципального образования городской округ Симферополь <адрес> – ФИО5,
рассмотрев исковое заявление заместителя прокурора <адрес> Республики Крым в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации <адрес>, Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 38» муниципального образования городского округа Симферополя Республики Крым, третье лицо Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым о понуждении совершить определенные действия,-
установил:
Истец обратилась в суд с иском о понуждении совершить определенные действия, мотивируя свои требования следующим. Проведенной проверкой установлено, что Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 38» муниципального образования городской округ Симферополь <адрес> осуществляет деятельность на основании Устава, утвержденного Администрацией <адрес> 25.12.2014. Согласно п. 1.5 Устава МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 38» <адрес> является учреждением муниципальной формы собственности. Учредителем и собственником Образовательного учреждения является муниципальное образование городской округ Симферополь Республики Крым. Полномочия учредителя и собственника имущества Образовательного учреждения осуществляет Администрация <адрес> Республики Крым. В ходе проведенной проверки в деятельности МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 38» <адрес> выявлены нарушения законодательства в сфере соблюдения действующего законодательства, затрагивающие права и интересы несовершеннолетних граждан в части антитеррористической защищенности, а именно: территория школы не ограждена, не выполнены требования, предъявляемые к системе охраны детей, находящихся в учреждении. В связи с выявленными нарушениями ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой района в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 38» <адрес> (предыдущее наименование общеобразовательная школа I-III ступеней № Симферопольского городского совета) внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства об образовании в части охраны жизни и здоровья учащихся, в том числе законодательства об антитеррористической защищенности образовательного учреждения. Однако, согласно информации директора МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 38» <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 467/06-13, в связи с отсутствием надлежащего финансирования деятельности учебного заведения периметральное ограждение образовательном заведении не установлено. Таким образом, выявленное прокуратурой района нарушение в настоящее время не устранено. Ненадлежащее исполнение требований законодательства о противодействии терроризму влечет нарушение прав посещающих МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 38» <адрес> детей, педагогического и технического персонала общеобразовательного учреждения, а также иных лиц, посещающих учреждение, в связи, с чем определить круг лиц, интересы которых нарушены либо могут быть нарушены в будущем не представляется возможным, в связи с чем, прокуратура <адрес> обращается в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц. На основании изложенного прокуратура <адрес> просит суд обязать Администрацию <адрес> обеспечить финансирование по оборудованию и установке периметрального ограждения здания Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 38» муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, расположенного по адресу: <адрес>, в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. Обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 38» муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым установить периметральное ограждение здания учреждения, расположенного по адресу: <адрес>, в течение двух месяцев с момента поступления соответствующих финансовых средств от учредителя.
Истец прокурор <адрес> – ФИО3 в судебном заседании требования иска поддержала в полном объеме, просила удовлетворить по мотивам изложенным в исковом заявлении.
В судебном заседании представитель ответчика Администрации <адрес> – ФИО4, исковые требования не признала, суду пояснила, что местный бюджет не контролирует данный вопрос, на такие нужды школ выделяет средства федеральный бюджет, в связи, исковые требования признал в полном объеме, суду пояснил, что необходимо решить вопрос финансирования, тогда будут устранения недостатки установленные проверкой, в связи с чем просили в удовлетворении исковых требований отказать.
В судебном заседании представитель ответчика Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 38» муниципального образования городской округ Симферополь <адрес> – ФИО5,
Третье лицо - Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о причине не явки суд не уведомили, в порядке ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело без ее участия.
Заслушав сторон, прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что в соответствии с полномочиями, предусмотренными ст. ст. 21, 22 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", п. 1.2 Приказа Генеральной прокуратуры Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 339 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии терроризму», в рамках надзора за исполнением законов, прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения законодательства об антитеррористической защищенности объектов образовательных учреждений.
Согласно проведенной проверки установлено, что Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 38» муниципального образования городской округ Симферополь <адрес> осуществляет деятельность на основании Устава, утвержденного Администрацией <адрес> 25.12.2014. Согласно п. 1.5 Устава МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 38» <адрес> является учреждением муниципальной формы собственности. Учредителем и собственником Образовательного учреждения является муниципальное образование городской округ Симферополь Республики Крым.
Согласно Устава МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 38» <адрес>, свидетельства о постановке на учет МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 38» <адрес> в налоговом органе, свидетельства о внесении сведений о МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 38» <адрес> в Единый государственный реестр юридических лиц, справки из Единого государственного реестра юридических лиц, информации Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № полномочия учредителя и собственника имущества Образовательного учреждения осуществляет Администрация <адрес> Республики Крым. В ходе проведенной проверки в деятельности МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 38» <адрес> выявлены нарушения законодательства в сфере соблюдения действующего законодательства, затрагивающие права и интересы несовершеннолетних граждан в части антитеррористической защищенности, а именно: территория школы не ограждена, не выполнены требования, предъявляемые к системе охраны детей, находящихся в учреждении.
Согласно, представления прокуратуры <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № исх. 14, в связи с выявленными нарушениями ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой района в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 38» <адрес> (предыдущее наименование общеобразовательная школа I-III ступеней № Симферопольского городского совета) внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства об образовании в части охраны жизни и здоровья учащихся, в том числе законодательства об антитеррористической защищенности образовательного учреждения.
Согласно, информации директора МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 38» <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 467/06-13, в связи с отсутствием надлежащего финансирования деятельности учебного заведения периметральное ограждение образовательном заведении не установлено. Таким образом, выявленное прокуратурой района нарушение в настоящее время не устранено.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В пункте 3 статьи 3 «Конвенции о правах ребенка» указано, что государства - участники Конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.
Таким образом, Российская Федерация приняла на себя обязательства, в том числе международно-правовые, по обеспечению безопасности в детских учреждениях, в данном случае по обеспечению противодействия терроризму в дошкольных и школьных учреждениях.
Основные принципы государственной политики в области противодействия терроризму в Российской Федерации сформулированы в Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 05.10.2009.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 35-ФЭ "О противодействии терроризму" и п. "д" ст. 11 «Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации», утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.
Согласно п. 7 ч. 1 ст. 2 Федерального закона № 35-Ф3 от ДД.ММ.ГГГГ «О противодействии терроризму» одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения.
Финансовое обеспечение противодействия терроризму, согласно пункту 40 "Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации", утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009, осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и средств хозяйствующих субъектов. Расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов (пункт 42 Концепции).
В силу ч. 3 ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 35-Ф3 «О противодействии терроризму» федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.
В целях повышения уровня общественной безопасности и защиты населения от терроризма Советом Министров Республики Крым принято Постановление от ДД.ММ.ГГГГ № «О мерах и требованиях по обеспечению антитеррористической защищенности объектов с массовым пребыванием людей, расположенных на территории Республики Крым».
Указанным Постановлением определяется порядок обеспечения антитеррористической защищенности объектов с массовым пребыванием людей, расположенных на территории Республики Крым, перечень минимально необходимых мероприятий, позволяющих обеспечить антитеррористическую защищенность объектов, территорий, зданий, сооружений, помещений, в том числе нормативного определения регламентации охранных процессов при обеспечении безопасности существующих, реконструируемых и технически перевооружаемых объектов, расположенных на территории Республики Крым, а также регламентации величин, определяющих стоимость поста охраны объекта, и направлены на: обеспечение безопасности находящихся на объекте людей; предотвращение несанкционированного доступа на объект физических лиц, транспортных средств и грузов; обнаружение взрывных устройств, оружия, боеприпасов; минимизацию и (или) ликвидацию последствий террористического акта; организацию охраны; определение уровня безопасности объекта и выработку мер по ее совершенствованию; определение стоимости охраны объекта.
Пунктом 3.1. СанПиН 2.4.2.2821-10, введенных в действие Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ № предусматривается, что территория общеобразовательного учреждения должна быть ограждена забором и озеленена.
Санитарные правила направлены на охрану здоровья обучающихся при осуществлении деятельности по их обучению и воспитанию в общеобразовательных учреждениях и являются обязательными для исполнения всеми гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией общеобразовательных учреждений, воспитанием и обучением обучающихся (п. 1.1. СанПиН 2.4.2.2821-10).
Согласно п. 7.1 ч. 1 ст. 16 Федерального Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-Ф3) к вопросам местного значения городского округа относится участие в профилактике терроризма в границах городского округа. В соответствии с п. З ч. 1 ст. 17 Закона № 131-Ф3 в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
В соответствии ч. 1 ст. 46 Устава муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым в компетенцию Администрации <адрес>, как исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления городского округа, входит решение вопросов местного значения.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» определены полномочия органов местного самоуправления городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования, в том числе: организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в Муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами); обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
В соответствии со ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон № 273-Ф3) образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Согласно п. 8 ч.1 ст. 41 Федерального закона № 273-ФЗ охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Таким образом, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической оснащенности и антитеррористической защищенности является обязанностью, как образовательных учреждений, так и органов местного самоуправления.
Наличие стационарного ограждения вокруг образовательного учреждения и системы видеонаблюдения является одним из показателей защищенности объекта, вследствие чего установка ограждения одной из мер по противодействию терроризма. Отсутствие ограждения вокруг школы отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в учреждении, поскольку не обеспечивается надлежащая антитеррористическая и противодиверсионная устойчивость объекта, так как не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории данного образовательного учреждения, может способствовать совершению противоправных действий в отношении обучающихся, создает условия для свободного доступа на ее территорию.
Ненадлежащее исполнение требований законодательства о противодействии терроризму влечет нарушение прав посещающих МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 38» <адрес> детей, педагогического и технического персонала общеобразовательного учреждения, а также иных лиц, посещающих учреждение, в связи, с чем определить круг лиц, интересы которых нарушены либо могут быть нарушены в будущем не представляется возможным, в связи с чем, прокуратура <адрес> обращается в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц.
В соответствии с ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
В силу вышеизложенного, оценивая исследованные доказательства в их совокупности, суд считает исковые требования заместителя прокурора <адрес> о понуждении совершить определенные действия подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч. 4 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если обе стороны освобождены от уплаты судебных расходов, издержки, понесенные судом, а также мировым судьей в связи с рассмотрением дела, возмещаются за счет средств соответствующего бюджета.
На основании ст.ст. 45, 131-132 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ст.ст. 35, 54 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», суд
р е ш и л :
Иск заместителя прокурора <адрес> Республики Крым в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации <адрес>, Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 38» муниципального образования городского округа Симферополя Республики Крым, третье лицо Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым о понуждении совершить определенные действия - удовлетворить.
Обязать Администрацию <адрес> обеспечить финансирование по оборудованию и установке периметрального ограждения здания Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 38» муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, расположенного по адресу: <адрес>, в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 38» муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым установить периметральное ограждение здания учреждения, расположенного по адресу: <адрес>, в течение двух месяцев с момента поступления соответствующих финансовых средств от учредителя.
Судебные расходы в связи с рассмотрением дела отнести за счет бюджета.
Решение может быть обжаловано в суд апелляционной инстанции через Центральный районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья:
Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ года.