Дело № 2-179/2022
УИД:58RS0009-01-2022-000492-90
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 апреля 2022 года г. Заречный
Зареченский городского суд Пензенской области
в составе председательствующего судьи Шандрина Р.В.
при секретаре Грузд И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Васильевой Н.В. к Акционерному обществу «ФНПЦ» ПО «Старт» им. М.В. Проценко» о признании приказа об отстранении от работы незаконным, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Васильева Н.В. обратилась в суд с названным иском к Акционерному обществу «ФНПЦ» ПО «Старт» им. М.В. Проценко», ссылаясь на то, что она состоит в трудовых отношениях с АО «ФНПЦ» ПО «Старт» им. М.В. Проценко» о чем имеются соответствующий трудовой договор от 07.06.1999 года, а также дополнительные соглашения к нему от 30.06.2017 года, 06.09.2021 года и записи в трудовой книжке.
В настоящее время Васильева Н.В.работает инженером 2 категории в лаборатории НИКИРЭТ - филиале АО «ФНПЦ «ПО «Старт» им. М.В. Проценко.
14.10.2021 года Акционерным обществом «ФНПЦ» ПО «Старт» им. М.В. Проценко» был издан приказ № 791 об обеспечении проведения профилактических прививок первым компонентом или однокомпонентной вакциной, а в срок до 01.12.2021 года - вторым компонентом вакцины от новой коронавирусной инфекции, прошедшей государственную регистрацию в Российской Федерации, не менее 80 % от общей численности работников подразделений.
В соответствии с п. 3 этого же приказа, в случае отсутствия хотя бы одной прививки против новой коронавирусной инфекции отстранять работников от работы с 01.11.2021 года, а с 01.12.2021 года – лиц, не имеющих законченного курса вакцинации, за исключением лиц, имеющих противопоказания к профилактической прививке против новой коронавирусной инфекции в соответствии с действующими нормативно – методическими документами Министерства здравоохранения Российской Федерации.
Васильева Н.В. отказалась от ознакомления с данным приказом №791. От вакцинации также отказалась.
16.10.2021 года, в присутствии начальника лаборатории К.А.Ю. , заместителя главного конструктора направления ТСО С.Е.В. и помощника директора М.Г.В. был составлен акт об отказе Васильевой Н.В. от ознакомления под роспись с приказом №791.
16.10.2021 года, в присутствии начальника лаборатории К.А.Ю. , заместителя главного конструктора направления ТСО С.Е.В. и помощника директора М.Г.В. был составлен также акт об отказе Васильевой Н.В. от прохождения вакцинации против коронавирусной инфекции.
В соответствии с выпиской из приказа от 18.10.2021 года №428К, Васильевой Н.В. был предоставлен ежегодный оплачиваемый отпуск в размере 14 календарных дней в период с 01.11.2021 года по 11.11.2021 года.
По выходу из отпуска, приказом АО «ФНПЦ» ПО «Старт» им. М.В. Проценко» от 08.11.2021 года №469К с изменениями от 16.11.2021 года №482К, Васильева Н.В. была отстранена от работы с 16.11.2021 года до прохождения вакцинации или окончания периода эпидемиологического неблагополучия, либо получения сведений о медицинских противопоказаниях к прививке.
16.11.2021 года данный приказ об отстранении был доведен до сведения Васильевой Н.В., однако она отказалась расписаться в листе ознакомления с приказом, от вызовов руководства на ознакомление с приказом уклонилась, о чем был составлен акт об отказе от ознакомления с приказом от 18.11.2021 года №б/н.
Не соглашаясь с действиями работодателя по отстранению от работы, принимая во внимание положения Конституции Российской Федерации, Всеобщей декларации прав человека, Трудового кодекса Российской Федерации, Васильева Н.В. просит суд с учетом уточненного расчета заявленных исковых требований признать приказ НИКИРЭТ - филиала АО «ФНПЦ» ПО «Старт» им. М.В. Проценко» от 08.11.2021 года №469К в редакции приказа от 16.11.2021 года №482К вчасти отстранения Васильевой Н.В. от работы с 16.11.2021 года незаконным; возложить обязанность на ответчика допустить Васильеву Н.В. к работе; взыскать денежную компенсацию за время вынужденного прогула за период с 16.11.2021 года по 15.03.2022 года (момент допуска к работе) в размере 61071,01 руб.; взыскать компенсацию морального вреда в размере 100 000 руб.
Определением Зареченского городского суда Пензенской области от 26.04.2022 года, был принять отказ истца Васильевой Н.В. от части заявленных исковых требований к Акционерному обществу «ФНПЦ» ПО «Старт» им. М.В. Проценко» о возложении обязанности по допуску истца к работе и производство по делу в данной части требованийбыло прекращено.
В судебном заседании истец Васильева Н.В. заявленные исковые требования, с учетом уточнений, поддержала в полном объеме, ссылаясь на письменные пояснения и письменные расчеты. Также указала, что профилактических прививок против коронавирусной инфекции она не делала, медицинских отводов не имеет. Дополнительно пояснила, что доступ к ее рабочему месту осуществляется через проходную, где присутствуют военнослужащие. Непосредственная деятельность Васильевой Н.В. осуществляется в кабинете в котором также работают еще несколько человек, кроме того, Васильева Н.В. осуществляет взаимодействие по рабочим моментам и с другими сотрудниками общества.
В судебном заседании представитель истца Васильевой Н.В. –Васильев К.И. заявленные исковые требования, с учетом уточнений, поддержал в полном объеме, ссылаясь на письменные пояснения и письменные расчеты.
В судебном заседании представитель ответчика Акционерного общества «ФНПЦ» ПО «Старт» им. М.В. Проценко» Мартынова Е.А. против удовлетворения заявленных требований возражала в полном объеме по доводам, изложенным в письменных возражениях на иск.
В судебное заседание третье лицо не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора – Управление Роспотребнадзора в Пензенской области в лице представителя не явилось, просило дело рассмотреть в их отсутствие, ссылаясь на письменные возражения в которых указано, что отстранение от выполнения трудовых обязанностей работников, не прошедших вакцинацию от новой коронавирусной инфекции, в условиях пандемии осуществляется для защиты здоровья и жизни каждого члена трудового коллектива и не может расцениваться как нарушение конституционных и трудовых прав истцов. Дополнительно указало, что риск заболевания инфекционными болезнями возможен не только при обычном выполнении работ, но и при их выполнении в период возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
В судебное заседание третье лицо не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора – Государственная Инспекция труда в Пензенской области в лице государственного инспектора труда (по охране труда) в Пензенской области Родиной Н.Н. не явилось, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом.
Суд, выслушав участников процесса, изучив материалы дела и представленные сторонами доказательства, приходит к следующему.
Согласно пунктам «ж» и «з» части 1 статьи 72, частям 2, 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся: координация вопросов здравоохранения, в том числе обеспечение оказания доступной и качественной медицинской помощи, сохранение и укрепление общественного здоровья, создание условий для ведения здорового образа жизни, формирования культуры ответственного отношения граждан к своему здоровью; социальная защита, включая социальное обеспечение; осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.
В силу ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В силу ст. 56 ТК РФ трудовой договор – соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию в интересах, под управлением и контролем работодателя, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
В соответствии с трудовым законодательством, работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы (абз. 5 ч. 1 ст. 21 ТК РФ); на работодателя возлагается обязанность выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с Трудовым кодексом РФ, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами (абз. 7 ч. 2 ст. 22 ТК РФ); заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у работодателя системами оплаты труда (ст. 135 ТК РФ).
В соответствии со ст. 76 Трудового кодекса Российской Федерации, работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника в том числе в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (абзац 8 названной статьи).
В силу положений ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В соответствии со ст. 132 ТК РФ заработная плата каждого работника зависит от квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается.
Согласно ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В соответствии с положениями ст. 234 ТК РФ работодатель обязан возместить работнику не полученный им заработок во всех случаях незаконного лишения его возможности трудиться. Такая обязанность, в частности, наступает, если заработок не получен в результате: незаконного отстранения работника от работы, его увольнения или перевода на другую работу; отказа работодателя от исполнения или несвоевременного исполнения решения органа по рассмотрению трудовых споров или государственного правового инспектора труда о восстановлении работника на прежней работе; задержки работодателем выдачи работнику трудовой книжки, внесения в трудовую книжку неправильной или не соответствующей законодательству формулировки причины увольнения работника.
Положениями Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 323-ФЗ) установлено, что основными принципами охраны здоровья являются соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет профилактики в сфере охраны здоровья, который обеспечивается путем осуществления санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий; осуществления мероприятий по предупреждению и раннему выявлению заболеваний, в том числе предупреждению социально значимых заболеваний и борьбе с ними (пункт 8 статьи 4, пункты 2, 3 статьи 12).
Правовые основы государственной политики в области иммунопрофилактики инфекционных болезней, осуществляемой в целях охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, установлены Федеральным законом от 17 сентября 1998 года № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» (далее - Федеральный закон № 157-ФЗ).
Согласно статьи 4 названного закона, государственная политика в области иммунопрофилактики направлена на предупреждение, ограничение распространения и ликвидацию инфекционных болезней.
В области иммунопрофилактики государство гарантирует: доступность для граждан профилактических прививок; бесплатное проведение профилактических прививок, включенных в национальный календарь профилактических прививок и календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, в медицинских организациях независимо от организационно-правовой формы, участвующих в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования в соответствии с законодательством об обязательном медицинском страховании; социальную поддержку граждан при возникновении поствакцинальных осложнений; разработку и реализацию федеральных целевых программ и региональных программ; использование для осуществления иммунопрофилактики эффективных иммунобиологических лекарственных препаратов; государственный контроль качества, эффективности и безопасности иммунобиологических лекарственных препаратов для иммунопрофилактики; поддержку научных исследований в области разработки новых иммунобиологических лекарственных препаратов для иммунопрофилактики; обеспечение современного уровня производства иммунобиологических лекарственных препаратов для иммунопрофилактики; государственную поддержку отечественных производителей иммунобиологических лекарственных препаратов для иммунопрофилактики; включение в федеральные государственные образовательные стандарты подготовки медицинских работников вопросов иммунопрофилактики; совершенствование системы статистического наблюдения; обеспечение единой государственной информационной политики; развитие международного сотрудничества.
Реализацию государственной политики в области иммунопрофилактики обеспечивают Правительство Российской Федерации и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 5 этого же закона, граждане имеют право на отказ от профилактических прививок, однако отсутствие профилактических прививок влечет, в том числе, отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями. Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15.07.1999 № 825 (ред. от 24.12.2014) утвержден перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок. К таким работам относятся:
1. Сельскохозяйственные, гидромелиоративные, строительные и другие работы по выемке и перемещению грунта, заготовительные, промысловые, геологические, изыскательские, экспедиционные, дератизационные и дезинсекционные работы на территориях, неблагополучных по инфекциям, общим для человека и животных. 2. Работы по лесозаготовке, расчистке и благоустройству леса, зон оздоровления и отдыха населения на территориях, неблагополучных по инфекциям, общим для человека и животных. 3. Работы в организациях по заготовке, хранению, обработке сырья и продуктов животноводства, полученных из хозяйств, неблагополучных по инфекциям, общим для человека и животных. 4. Работы по заготовке, хранению и переработке сельскохозяйственной продукции на территориях, неблагополучных по инфекциям, общим для человека и животных. 5. Работы по убою скота, больного инфекциями, общими для человека и животных, заготовке и переработке полученных от него мяса и мясопродуктов. 6. Работы, связанные с уходом за животными и обслуживанием животноводческих объектов в животноводческих хозяйствах, неблагополучных по инфекциям, общим для человека и животных. 7. Работы по отлову и содержанию безнадзорных животных. 8. Работы по обслуживанию канализационных сооружений, оборудования и сетей. 9. Работы с больными инфекционными заболеваниями. 10. Работы с живыми культурами возбудителей инфекционных заболеваний. 11. Работы с кровью и биологическими жидкостями человека. 12. Работы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
30 января 2020 года на втором собрании Комитета по чрезвычайной ситуации, который был создан в рамках Международных медико – санитарных правил (2005) по поводу вспышки коронавируса в Китае, было принято решение о признании эпидемии коронавируса чрезвычайной ситуацией в области общественного здравоохранения, которая имеет международное значение. Государствам необходимо принять решительные меры по раннему выявлению инфекции, лечению случаев заболевания, отслеживанию контактов заболевших людей и содействию мерам социального дистанцирования в соответствии с имеющимися рисками распространения коронавируса.
11 марта 2020 года Всемирная организация здравоохранения объявила пандемию новой коронавирусной инфекции.
Постановлением Правительства РоссийскойФедерации от 31 января 2020 года № 66 перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года № 715, был дополнен пунктом 16 – коронавирусная инфекция (2019-nCoV).
Новая коронавирусная инфекция (COVID-19) (далее также - COVID-19) является острым респираторным заболеванием, вызванным новым коронавирусом (SARS-CoV-2), который в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации отнесен ко II группе патогенности (пункт 1.2 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 мая 2020 года № 15).
Постановлением Губернатора Пензенской области от 16 марта
2020 года № 27 «О введении режима повышенной готовности на территории Пензенской области» в связи с угрозой распространения в Пензенской области новой коронавирусной инфекции (COVID-19) с 16 марта 2020 года введен режим повышенной готовности для органов управления и сил Пензенской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории Пензенской области; установлен региональный уровень реагирования.
Отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, как одного из основных условий реализации, предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, регулируются Федеральным законом от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Согласно пункту 1 статьи 2 названного закона санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в числе прочего, посредством профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения; выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Федеральным законом № 52-ФЗ предусмотрено, что под организацией и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий понимаются организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию (абзац 14 статьи 1).
В силу статьи 29 названного закона в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан (пункт 1). Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 настоящего Федерального закона (пункт 3).
Должностными лицами, уполномоченными в соответствии с настоящим Федеральным законом осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, являются главные государственные санитарные врачи и их заместители, руководители структурных подразделений и их заместители, специалисты органов, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (пункт 1 статьи 49 Федерального закона № 52).
Главные государственные санитарные врачи и их заместители наряду с правами, предусмотренными статьей 50 настоящего Федерального закона, наделяются следующими полномочиями: при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям (пункт 6 части 1 статьи 51 Федерального закона № 52).
Согласно пункту 1 Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пензенской области, утвержденного приказом Роспотребнадзора от 10 июля 2012 года № 731, территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пензенской области, осуществляющее функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.
В силу пункта 8.34.3 названного положения, Управление Роспотребнадзора осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности: при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям.
Управление возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности руководителем Федеральной службы. Руководитель Управления является Главным государственным санитарным врачом по Пензенской области (пункты 10, 11 указанного выше Положения).
7 октября 2021 года Главным государственным врачом по Пензенской области после анализа эпидемиологической ситуации по заболеваемости новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) в Пензенской области, расцененной как неблагополучная, в целях усиления мероприятий, направленных на предотвращение распространения новой коронавирусной инфекции среди населения Пензенской области, в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 51 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ
«О санитарно-эпидемиологическомблагополучии населения», статьей 10 Федерального закона от 17 сентября 1998 года № 157-ФЗ
«Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 марта
2014 года № 125н «Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям», постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года № 4
«Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней» (вместе с «СанПиН 3.3686-21 Санитарные правила и нормы...») вынесено постановление № 3 «О проведении профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции по эпидемическим показаниям».
Названный нормативный правовой акт вынесен в форме постановления, подписанного Главным государственным санитарным врачом по Пензенской области Перекусихиным М.В., назначенным на должность приказом руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Поповой А.Ю. от 14 декабря 2015 года № 87-л/о, с установлением срока служебного контракта приказом того же лица от 6 сентября 2019 года № 561-л/о, 7 октября 2021 года размещен на официальном сайте Управления 58.rospotrebnadzor.ru, а также на интернет-портале «Российской газеты», то есть доведен до сведения населения.
Вносимые в указанное постановление изменения также приняты в форме постановлений, подписанных Главным государственным санитарным врачом по Пензенской области Перекусихиным М.В. от 13 октября 2021 года, от 29 октября 2021 года, от 17 ноября 2021 года, от 24 ноября 2021 года, опубликованных на официальном сайте органа в день их принятия, и размещенных на интернет-портале «Российской газеты».
В соответствии с названным нормативным актом, Главный государственный санитарный врач по Пензенской области Перекусихин М.В. постановил: обеспечить проведение профилактических прививок по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) следующим категориям (группам) граждан, подлежащих обязательной вакцинации: работающим на основании трудового договора, гражданско-правового договора в организациях, у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере (в том числе):
- торговли продовольственной и непродовольственной группой товаров;
- общественного питания;
- промышленные предприятия, в том числе предприятия пищевой промышленности;
- строительство зданий, строительство инженерных сооружений, работы строительные специализированные.
- деятельность в области связи на базе проводных технологий;
- услуг по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей;
Принятию указанного постановления предшествовало направление Главным государственным врачом по Пензенской области Перекусихиным М.В. в адрес врио заместителя Председателя Правительства – Министра здравоохранения Пензенской области Космачева В.В., Губернатора Пензенской области – Председателя оперативного штаба при Губернаторе Пензенской области по предупреждению завоза и распространения коронавирусной инфекции на территории Пензенской области Мельниченко О.В. перечня групп граждан повышенного риска инфицирования, в отношении которого предлагалось введение процедуры обязательной вакцинации против COVID-19. Возражений против принятия названных мер не поступило.
Таким образом, данный нормативный правовой акт с учетом внесенных в него изменений издан Главным государственным санитарным врачом по Пензенской области в пределах компетенции, установленной приведенными выше нормами федерального законодательства, подписан надлежащим должностным лицом, принят с соблюдением формы (вида), процедуры принятия, без нарушения правил введения в действие, в том числе порядка его опубликования и вступления в силу.
В соответствии со статьей 35 Федерального закона № 52-ФЗ профилактические прививки проводятся гражданам в соответствии с законодательством Российской Федерации для предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний.
В статье 1 Федерального закона № 157-ФЗ дано понятие профилактических прививок - введение в организм человека иммунобиологических лекарственных препаратов для иммунопрофилактики в целях создания специфической невосприимчивости к инфекционным болезням.
Указанным выше законом предусмотрено два вида профилактических прививок: профилактические прививки, проводимые в рамках национального календаря, и профилактически прививки по эпидемическим показаниям (статьи 1, 9, 10).
В силу статьи 10 названного закона профилактические прививки по эпидемическим показаниям проводятся гражданам при угрозе возникновения инфекционных болезней, перечень которых устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (пункт 1). Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, сроки проведения профилактических прививок и категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (пункт 3).
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 марта 2014 года № 125н утвержден национальный календарь профилактических прививок, календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям и порядок проведения профилактических прививок (далее также – приказ Минздрава России № 125н).
9 декабря 2020 года приказом того же органа исполнительной власти № 1307н календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям был дополнен прививкой против коронавирусной инфекции SARS-CoV-2.
Календарем профилактических прививок по эпидемическим показаниям в действующей редакции установлены категории граждан, подлежащие обязательной вакцинации, с установлением приоритетов.
К приоритету 1-го уровня относятся: взрослые, работающие по отдельным профессиям и должностям: работники медицинских, образовательных организаций, социального обслуживания и многофункциональных центров; лица, проживающие в организациях социального обслуживания; лица с хроническими заболеваниями, в том числе с заболеваниями бронхолегочной системы, сердечно-сосудистыми заболеваниями, сахарным диабетом и ожирением.
К приоритету 2-го уровня относятся: взрослые, работающие по отдельным профессиям и должностям: работники организаций транспорта и энергетики, сотрудники правоохранительных органов, государственных контрольных органов в пунктах пропуска через государственную границу; лица, работающие вахтовым методом; волонтеры; военнослужащие; работники организаций сферы предоставления услуг.
К приоритету 3-го уровня относятся: государственные гражданские и муниципальные служащие; обучающиеся в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования старше 18 лет; лица, подлежащие призыву на военную службу.
Порядок проведения гражданам профилактических прививок в рамках календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям дополнен пунктом 8 следующего содержания: с учетом эпидемической ситуации по решению исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации при вакцинации против коронавирусной инфекции уровни приоритета могут быть изменены.
Решения о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 10 Федерального закона
№ 157-ФЗ).
При этом согласно пункту 6 части 1 статьи 1 Федерального закона
№ 52-ФЗ главные государственные санитарные врачи и их заместители наряду с правами, предусмотренными статьей 50 настоящего Федерального закона, наделяются следующими полномочиями: при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям.
Анализ приведенных положений закона позволяет прийти к выводу о том, что главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации наряду с принятием решения о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям для категорий граждан, определенных в календаре профилактических прививок по эпидемическим показаниям, вправе, исходя из эпидемической ситуации в регионе, определять группы граждан для проведения им профилактических прививок, которые отражаются в мотивированном постановлении.
Преамбула названного постановления содержит сведения об анализе эпидемиологической ситуации в Пензенской области по заболеваемости новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), которая расценена как неблагополучная.
Судом установлено, что в соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ по состоянию на 19.04.2022 года юридический адрес АО «ФНПЦ» ПО «Старт» им. М.В. Проценко расположен в Пензенской области, г. Заречный, Пр-т Мира, д.1. Генеральным директором общества является Б.С.Ю., который вправе действовать от имени юридического лица без доверенности. Основным видом деятельности общества является производство радиолокационной радиоаппаратуры и радиоаппаратуры дистанционного управления. Дополнительные виды деятельности: торговля продовольственной и непродовольственной группой товаров (код 47.11, 47.25 раздел 103,104); деятельность предприятий общественного питания (код 56.21, 56.29, раздел 116, 115); строительство зданий, строительство инженерных сооружений (код 41.20, раздел 61-70), работы строительные специализированные (код 43.99.9 раздел 94); деятельность в области связи на базе проводных технологий; (код 118); услуги по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей (код 45.20 раздел 95,) и другое.
На основании справки №475-09/107 от 18.04.2022 года установлено, что НИКИРЭТ - филиал ФГУП ФНПЦ «ПО «Старт» им. М.В. Проценко» является филиалом АО «ФНПЦ «ПО «Старт» им. М.В. Проценко».
Истец Васильева Н.В. состоит в трудовых отношениях с АО «ФНПЦ» ПО «Старт» им. М.В. Проценко» о чем имеются соответствующий трудовой договор от 07.06.1999 года, а также дополнительные соглашения к нему от 30.06.2017 года, 06.09.2021 года и записи в трудовой книжке.
В настоящее время Васильева Н.В. работает инженером 2 категории в лаборатории НИКИРЭТ - филиале АО «ФНПЦ «ПО «Старт» им. М.В. Проценко.
14.10.2021 года Акционерным обществом «ФНПЦ» ПО «Старт» им. М.В. Проценко» был издан приказ № 791 об обеспечении проведения профилактических прививок первым компонентом или однокомпонентной вакциной, а в срок до 01.12.2021 года - вторым компонентом вакцины от новой коронавирусной инфекции, прошедшей государственную регистрацию в Российской Федерации, не менее 80 % от общей численности работников подразделений.
В соответствии с п. 3 этого же приказа, в случае отсутствия хотя бы одной прививки против новой коронавирусной инфекции отстранять работников от работы с 01.11.2021 года, а с 01.12.2021 года – лиц, не имеющих законченного курса вакцинации, за исключением лиц, имеющих противопоказания к профилактической прививке против новой коронавирусной инфекции в соответствии с действующими нормативно – методическими документами Министерства здравоохранения Российской Федерации.
Васильева Н.В. отказалась от ознакомления с данным приказом №791. От вакцинации также отказалась.
16.10.2021 года, в присутствии начальника лаборатории К.А.Ю. , заместителя главного конструктора направления ТСО С.Е.В. и помощника директора М.Г.В. был составлен акт об отказе Васильевой Н.В. от ознакомления под роспись с приказом №791.
16.10.2021 года, в присутствии начальника лаборатории К.А.Ю. , заместителя главного конструктора направления ТСО С.Е.В. и помощника директора М.Г.В. был составлен также акт об отказе Васильевой Н.В. от прохождения вакцинации против коронавирусной инфекции.
В соответствии с выпиской из приказа от 18.10.2021 года №428К, Васильевой Н.В. был предоставлен ежегодный оплачиваемый отпуск в размере 14 календарных дней в период с 01.11.2021 года по 11.11.2021 года.
По выходу из отпуска, приказом АО «ФНПЦ» ПО «Старт» им. М.В. Проценко» от 08.11.2021 года №469К с изменениями от 16.11.2021 года №482К, Васильева Н.В. была отстранена от работы с 16.11.2021 года до прохождения вакцинации или окончания периода эпидемиологического неблагополучия, либо получения сведений о медицинских противопоказаниях к прививке.
16.11.2021 года данный приказ об отстранении был доведен до сведения Васильевой Н.В., однако она отказалась расписаться в листе ознакомления с приказом, от вызовов руководства на ознакомление с приказом уклонилась, о чем был составлен также акт об отказе от ознакомления с приказом от 18.11.2021 года №б/н.
Уведомлением от 16.03.2022 года №22-28/710, Васильева Н.В. была ознакомлена об отмене действия приказа об отстранении ее от работы в связи с утратой силы постановления Главного государственного санитарного врача по Пензенской области от 07.10.2021 года №3.
С 15.03.2022 года Васильевой Н.В. была начислена заработная плата, с 16.03.2022 года Васильева Н.В. преступила к ее трудовым обязанностям.
Данные обстоятельства установлены судом, следуют из материалов дела и сторонами не оспариваются.
Вместе с тем, не соглашаясь с действиями работодателя по отстранению от работы, ссылаясь на нарушение прав человека, конституционных и трудовых прав работника, Васильева Н.В. обратилась в суд с настоящим исковым заявлением.
Так, всесторонне исследовав обстоятельства настоящего дела, а также представленные сторонами доказательства, учитывая вышеприведенные нормы права, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований, исходя из следующего.
Как было указано выше, Всемирной организацией здравоохранения 30 января 2020 года эпидемиологической ситуации, вызванной вспышкой новой коронавирусной инфекции (COVID-2019), присвоен уровень международной опасности, 11 марта 2020 года ситуация признана пандемией.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 года № 66 перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года № 715, был дополнен пунктом 16 – коронавирусная инфекция (2019-nCoV).
Новая коронавирусная инфекция (COVID-19) (далее также - COVID-19) является острым респираторным заболеванием, вызванным новым коронавирусом (SARS-CoV-2), который в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации отнесен ко II группе патогенности (пункт 1.2 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 мая 2020 года № 15).
Таким образом, коронавирусная инфекция является заболеванием, представляющим опасность для окружающих. Данная позиция также отражена в решениях Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 15.04.2021 № АКПИ21-77; от 15.04.2021 № АКПИ21-77; решении Верховного Суда РФ от 22.10.2020 № АКПИ20-536.
Неблагополучная эпидемиологическая обстановка объявлена пандемией.
Вышеназванными нормами права установлено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в числе прочего, посредством профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом её изменения; выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности. Под организацией и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий понимаются организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию. В целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан. Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью.
Как было установлено выше и следует из выписки из ЕГРЮЛ, АО «ФНПЦ» ПО «Старт» им. М.В. Проценко» является промышленным предприятием.
В связи с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой в Пензенской области, вызванной продолжающейся угрозой распространения новой коронавирусной инфекцией, в соответствии с требованиями названных законов «О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения», «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», Приказа «об утверждении национального календаря профилактических прививок», нормами ст. 76 ТК РФ, а также Постановления Главного государственного санитарного врача по Пензенской обл. от 07.10.2021 № 3 «О проведении профилактических прививокпротив новой коронавирусной инфекции по эпидемическим показаниям» в соответствующей редакции, действовавшей на момент возникновения правоотношений, ответчиком было издано уведомление №791 от 14.10.2021 года об обеспечении в срок до 01.11.2021 года проведения профилактических прививок первым компонентом или однокомпонентной вакциной, а в срок до 01.12.2021 года – вторым компонентом вакцины от новой коронавирусной инфекции, прошедшей государственную регистрацию в РФ, не менее 80% от общей численности сотрудников подразделений.
От ознакомления сданным приказом Васильева Н.В. отказалась, в с вязи с чем, в установленном законом порядке, был составлен соответствующий акт об отказе от ознакомления Васильевой Н.В. с приказом за подписью уполномоченных лиц.
Следует отметить, что заявления об отказе от вакцинации Васильева Н.В. также не написала, о чем был также составлен соответствующий акт. Вместе с тем, в процессе рассмотрения дела, Васильева Н.В. самостоятельно подтвердила, что знала о необходимости вакцинации, однако решила ничего не подписывать и причин отказа от вакцинации не указывать.
Данные обстоятельства также не оспариваются сторонами.
Впоследствии оспариваемым приказом с изменением Васильева Н.В. была отстранена от работы в связи с отказом от вакцинации.
Данные действия АО «ФНПЦ» ПО «Старт» им. М.В. Проценко» по изданию приказа об отстранении от работы Васильева Н.В. считает незаконными, поскольку работодатель не имел законного основания возлагать обязанность на работников проходить вакцинацию, а тем более отстранять от работы.
Вместе с тем, суд приходит к выводу о законности и обоснованности приказа №791 от 14.10.2021 года и приказа (с изменениями) об отстранении Васильевой Н.В. от работы.
Так, статьей 76 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника в том числе в случаях предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом от 17.09.1998 № 157-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» (ст. 5) отсутствие профилактических прививок влечет для граждан отказ в приеме на работы или отстранение от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями. Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15.07.1999 № 825 (ред. от 24.12.2014) утвержден перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок.
Из правового анализа вышеприведенных норм права установлено, что главные государственные санитарные врачи и их заместители наряду с правами, предусмотренными статьей 50 Федерального закона №52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», наделяются следующими полномочиями: при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям (пункт 6 части1 статьи 51 Федерального закона № 52).
Действуя в рамках полномочий, проанализировав эпидемиологическую ситуацию по заболеваемости новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) в Пензенской области, Главный государственный санитарный врач по Пензенской области Перекусихин М.В. издал Постановление от 07.10.2021 N 3 «О проведении профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции по эпидемическим показаниям».
На момент издания оспариваемого истцом приказа действовала редакция №3 названного постановления Главный государственный санитарный врач по Пензенской области Перекусихин М.В. от 29.10.2021 года, которая содержала расширенный перечень категорий (групп) граждан, подлежащих обязательной вакцинации по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в том числе и работникам промышленных предприятий, которым и является АО «ФНПЦ» ПО «Старт» им. М.В. Проценко».
Следует отметить, что законность названного постановления от 07.10.2021 № 3 «О проведении профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции по эпидемическим показаниям» была проверена Пензенским областным судом, позиция которого изложена в решении от 28.12.2021 года. При этом Пензенский областной суд в своем решении указал на то, что данный нормативный правовой акт с учетом внесенных в него изменений издан Главным государственным санитарным врачом по Пензенской области в пределах компетенции, установленной приведенными выше нормами федерального законодательства, подписан надлежащим должностным лицом, принят с соблюдением формы (вида), процедуры принятия, без нарушения правил введения в действие, в том числе порядка его опубликования и вступления в силу.
Также следует учесть, что Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 марта 2014 года № 125н утвержден национальный календарь профилактических прививок, календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям и порядок проведения профилактических прививок (далее также – приказ Минздрава России № 125н) и 9 декабря 2020 года приказом того же органа исполнительной власти № 1307н календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям был дополнен прививкой против коронавирусной инфекции SARS-CoV-2. Порядок проведения гражданам профилактических прививок в рамках календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям дополнен пунктом 8 следующего содержания: с учетом эпидемической ситуации по решению исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации при вакцинации против коронавирусной инфекции уровни приоритета могут быть изменены.
При указанных обстоятельствах, довод истца и его представителя о том, что постановление Главного государственного санитарного врача по Пензенской области от 07.10.2021 № 3 «О проведении профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции по эпидемическим показаниям» не является нормативно правовым актом - судом отклоняется, поскольку механизм и основания формирования главным государственным санитарным врачом перечня категорий (групп) граждан, подлежащих обязательной вакцинации по эпидемическим показаниям предусмотрен законом, кроме того, на момент рассмотрения настоящего дела установлено, что Васильева Н.В. допущена к работе, а на момент ее отстранения, в установленном законом порядке указанный нормативный правовой акт не оспорен, не отменен и недействительным признанне был.
Довод истца о том, что постановление Главного государственного санитарного врача по Пензенской области от 07.10.2021 № 3 не содержало указание на обязанность работодателя отстранять от работы лиц, не прошедших вакцинацию, в связи с чем, работодатель также не имел права отстранять работников от работы - судом отклоняется исходя из следующего.
Так, в соответствии с п. 3.2 названного постановления в редакции №3 было рекомендовано отстранять от работы (или переводить на дистанционный режим работы) категории (группы) граждан, указанные в абзацах 28, 29 подпункта 1.1 пункта 1, то есть в том числе и работников промышленных предприятий, которыми и являются истцы. При указанных обстоятельствах, руководствуясь названным постановлением от 07.10.2021 № 3, Календарем профилактических прививок по эпидемическим показанияма также руководствуясь абзацем 8 ст. 76 Трудового кодекса Российской Федерации, работодатель был вправе отстранить от работы (не допускать к работе) работников не прошедших вакцинацию.
Правомерность процедуры отстранения от работы судом проверена нарушений выявлено не было. Трудовой инспекцией Пензенской области, принимающей участие в настоящем деле, также не было указано о наличии каких – либо нарушений трудового законодательства.
Довод истца и его представителя о том, что в случае отсутствия обязанности по отстранению работника от работы, такой работник подлежит восстановлению, судом также отклоняется, поскольку меры, послужившие основанием для отстранения истца от работы были отменены ответчиком лишь 15.03.2022 года в связи с утратой силы постановления №3 от 07.10.2021 года, вместе с тем, в период отстранения от работы Васильевой Н.В. не было представлено данных об осуществлении профилактической прививки или медицинских данных о противопоказаниях к ней.
Кроме того, на момент рассмотрения дела судом, Васильева Н.В. сообщила суду о том, что ни медицинских противопоказаний, ни данных о прохождении вакцинации суду представить не может ввиду их отсутствия.
Таким образом, всесторонне проверив обстоятельства настоящего дела, учитывая принцип действия закона во времени, а также то, что постановление Главного государственного санитарного врача Пензенской области №3 не входило в противоречие с Перечнем работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями, а также учитывая то, что применение Постановления №3 носило срочный характер, принимая во внимание то, что риск заболевания инфекционнымиболезнями возможен не только при обычном выполнении работ, но и при их выполнении в период возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований о признании незаконными приказа АО «ФНПЦ» ПО «Старт» им. М.В. Проценко» об отстранении Васильевой Н.В. от работы. Требования о взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда также подлежат отклонению как производные.
Следует также отметить, что в процессе рассмотрения дела, исходя из пояснений истца Васильевой Н.В., было установлено, что она проходит к рабочему месту через проходную НИКИРЭТ – филиала АО «ФНПЦ» ПО «Старт» им. М.В. Проценко» где присутствуют военнослужащие, кроме того, установлено, что истец контактирует в процессе работы и с другими работниками акционерного общества.
Таким образом, учитывая то, что данные меры являлись временными (срочными), отстранение от выполнения трудовых обязанностей работников, не прошедших вакцинацию от новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в условиях пандемии осуществляется для защиты и здоровья каждого члена трудового коллектива и не может расцениваться как нарушение конституционных и трудовых прав и свобод.
Следует также отметить, что для лиц, в том числе работодателей, действующих в нарушение санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность, а в соответствии со статьей 236 УК РФ – уголовная.
Руководствуясь ст. ст. 12, 193-199, ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования Васильевой Н.В. к Акционерному обществу «ФНПЦ» ПО «Старт» им. М.В. Проценко» о признании приказа об отстранении от работы незаконным, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пензенский областной суд через Зареченский городской суд Пензенской области в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения суда.
Мотивированное решение изготовлено 29 марта 2022 года.
Судья Шандрин Р.В.