Решение по делу № 2-334/2016 от 27.01.2016

Дело № 2-334/2016

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

п.Медведево                  25 февраля 2016 года

Медведевский районный суд Республики Марий Эл в составе:

председательствующего судьи Смышляевой И.Н.,

при секретаре Швалевой Н.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Хайкова Е.А. к администрации муниципального образования «Килемарский муниципальный район» Республики Марий Эл о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Хайков Е.А., действуя через своего представителя по доверенности Сурайкина А.М., обратился в суд с иском к администрации муниципального образования «Килемарский муниципальный район», в котором просит обязать ответчика включить истца в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями; обязать ответчика предоставить истцу благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям применительно к жилым помещениям.

В обоснование иска указано, что истец относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. После лишения родителей родительских прав за истцом закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: ... ..., в котором не имеется возможности для проживания, поскольку там проживают лишенные родительских прав родители истца, употребляющие спиртные напитки, а также жилье непригодно для проживания. 14 ноября 2015 года истец обратился к ответчику с заявлением о предоставлении ему благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору социального найма, однако Постановлением администрации от 17 декабря 2015 года № ... истцу отказано в предоставлении жилого помещения, поскольку на момент обращения в администрацию Килемарского муниципального района истец не был включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, кроме того на момент обращения истцу исполнилось 23 года. Истец полагает, что на момент его обращения к ответчику за реализацией своего законного права, он соответствовал критериям возраста – ему было полных 23 года. Кроме того, в соответствии со ст. 2 Закона Республики Марий Эл № 79-З «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» законные представители истца обязаны были подать заявление в орган местного самоуправления по месту жительства о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями. Истец до достижения им возраста 23 лет, после окончания обучения осенью 2013 года обращался в орган опеки и попечительства администрации Килемарского района с заявлением о предоставлении ему законного жилья, однако его заявление отказались принять без приложений. Одновременно с обращением к ответчику истец оплатил денежные средства в БТИ за справку и получил копию решения суда от <...> года, однако далее он не мог финансово позволить себе забрать справку и передать в орган опеки и попечительства, так как проживал в ..., то есть истец не мог нанять представителя и собирать справки, так как был материально не защищен – в городе без жилья, без денег, только с работой. Истец полагает, что до 23 лет он предпринимал попытки встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Истец Хайков Е.А. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, суду дал пояснения, аналогично изложенному в иске.

Представитель истца Сурайкин А.М., действующий на основании доверенности, исковые требования также поддержал, суду дал пояснения аналогично изложенному в иске.

Представитель ответчика администрации муниципального образования «Килемарский муниципальный район» Республики Марий Эл Шушлякова Ю.С., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, суду пояснила, что в соответствии с нормами действовавшего в период времени с 2007 года по 2010 год (с момента приобретения статуса лица, оставшегося без попечения родителей до достижения 18 лет) законодательства, истца не поставили на учет нуждающихся в жилом помещении в органах местного самоуправления, поскольку за ним было закреплено жилое помещение. В период, когда истцу исполнилось 18 лет (с 2010 года по 2012 год) действовавшим законодательством предусматривалось, что детям-сиротам, не имеющим закрепленного жилого помещения, предоставлялось право на получение субсидий. Право на получение субсидий имеют дети-сироты, состоящие в уполномоченном органе местного самоуправления на учете нуждающихся в жилых помещениях и письменно изъявившие желание на получение субсидий. Истец на учете нуждающихся в органе местного самоуправления не состоял, после исполнения истцу 18 лет, он должен был реализовать свои права самостоятельно. Так, до осени 2013 года истец в органы местного самоуправления о включении его в список нуждающихся в жилых помещениях не обращался. В 2013 году, когда истец впервые обратился в органы местного самоуправления, полномочиями по включению в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, обладало Министерство образования и науки Республики Марий Эл. В связи с чем законных оснований для принятия заявления администрацией Килемарского муниципального района не имелось. Истцу была дана консультация по сбору необходимого пакета документов и разъяснено, что он может обратиться в Министерство образования и науки Республики Марий Эл с заявлением о включении его в список. При обращении истца в администрацию в ноябре 2015 года оснований для предоставления жилого помещения не имелось, поскольку истец на момент обращения не был включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, а также на момент обращения ему исполнилось
23 года.

Представитель третьего лица администрации муниципального образования «<данные изъяты> сельское поселение» Медведевского района в судебное заседание не явился, о дне, месте и времени рассмотрения дела извещены.

В соответствии с положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) суд с учетом мнения лиц, участвующих в рассмотрении дела, считает возможным рассмотреть дело без участия неявившихся лиц.

Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу положений ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.

Судом установлено, что истец относится к числу лиц, оставшихся без попечения родителей. Решением Медведевского района суда от <...> года мать истца ФИО6, отец истца ФИО7 лишены родительских прав в отношении Хайкова Е.А.

Постановлением главы администрации Килемарского муниципального района от <...> года № ... за Хайковым Е.А. закреплено жилое помещение по адресу: ..., Хайков Е.А. устроен на госвоспитание.

В судебном заседании установлено, что Хайков Е.А. с <...> года находился на полном государственном обеспечении, в <...> года проходил военную службу по призыву, в <...> года окончил <данные изъяты>

Согласно ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации.

Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от
21 декабря 1996 года № 159-ФЗ определены общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно абзацу 4 статьи 1 указанного Федерального закона к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отнесены лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Статьей 8 названного Закона установлены дополнительные гарантии прав указанных выше лиц на имущество и жилое помещение.

В силу п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Аналогичные положения предусмотрены также ст. ст. 1, 3 Закона Республики Марий Эл от 10 декабря 2012 года № 79-З «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

В соответствии с п. 3 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.

На основании ст. 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» действие вышеприведенных положений ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (то есть до 01 января 2013 года).

Таким образом, дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ, в том числе и на внеочередное обеспечение жилым помещением, распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.

При этом, предоставление вне очереди жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для включения их в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны письменно обратиться в орган, который формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

Конституционным Судом Российской Федерации в определении от
19 октября 2010 года № 1282-О-О установлено, что приведенное выше положение закона, в соответствии с которым указанная мера государственной поддержки детям-сиротам, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа предоставляется только, если они учтены в качестве нуждающихся в жилом помещении до исполнения ими
23 лет, не нарушают Конституции Российской Федерации.

Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», действовавшим до 01 января 2013 года также был предусмотрен заявительный порядок для получения мер социальной поддержки указанной категории граждан, а также ограничение возраста до достижения 23 лет. При этом, необходимым условием для получения мер социальной поддержки в виде предоставления жилого помещения являлась постановка на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении

Из материалов дела следует, что 14 ноября 2015 года Хайков Е.А.,
<...> года рождения, обратился в администрацию муниципального образования «Килемарский муниципальный район» с письменным заявлением о предоставлении ему благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.

Постановлением администрации муниципального образования «Килемарский муниципальный район» от 17 декабря 2015 года № ... Хайкову Е.А. отказано в предоставлении благоустроенного жилого помещения из специализированного жилищного фонда, поскольку на момент обращения Хайкова Е.А. в администрацию Килемарского муниципального района с заявлением о предоставлении жилого помещения, он не был включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Кроме этого, на момент обращения Хайкову Е.А. исполнилось 23 года, поэтому к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, он не относится.

В судебном заседании установлено и не оспаривалось представителем ответчика, что Хайков Е.А. осенью 2013 года обращался в администрацию муниципального образования «Килемарский муниципальный район» с заявлением о предоставлении ему жилого помещения как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Однако заявление не было принято, поскольку в соответствии с Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 21 марта 2013 года № 78 «Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» с 01 января 2013 года (по 01 сентября 2014 года) органом, осуществляющим функции по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями, являлось Министерство образования и науки Республики Марий Эл.

Администрацией муниципального образования «Килемарский муниципальный район» Хайкову Е.А. разъяснено, что ему необходимо обратиться в Министерство образования и науки Республики Марий Эл, что следует из пояснений представителя ответчика.

Однако до ноября 2015 года истец не обращался с соответствующим заявлением ни в Министерство образования и науки Республики Марий Эл, ни в дальнейшем в администрацию муниципального образования «Килемарский муниципальный район», мотивируя это отсутствием финансовой возможности для сбора документов, которые необходимо представить совместно с заявлением.

Как указано в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 20 ноября 2013 года, отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения. В каждом конкретном случае суд обязан выяснить причины, в силу которых истец своевременно не встал (не был поставлен) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. В случае признания таких причин уважительными, суд вправе удовлетворить требование истца об обеспечении его вне очереди жилым помещением по договору социального найма.

К таким причинам, в частности относятся, ненадлежащее выполнение обязанностей по защите прав этих лиц в тот период, когда они были несовершеннолетними, их опекунами, попечителями, органами опеки и попечительства, образовательными и иными учреждениями, в которых обучались и (или) воспитывались истцы; незаконный отказ органа местного самоуправления в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не достигших возраста 23 лет; состояние здоровья детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, которое объективно не позволяло им встать на учет нуждающихся в жилом помещении; установление обстоятельств того, что лицо до достижения возраста 23 лет предпринимало попытки встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, но не было поставлено на учет из-за отсутствия всех необходимых документов.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями ст. 12 ГПК РФ и п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Исходя из этого, истец, который ссылается на наличие уважительных причин, не позволивших ему реализовать свое право на получение указанной выше меры социальной поддержки, должен представить соответствующие доказательства.

Однако доказательств, отвечающих принципам допустимости и достаточности, истцом не представлено.

Доводы истца о тяжелом финансовом положении надлежащими доказательствами не подтверждены. Кроме того, указанная причина пропуска срока не может быть признана в качестве уважительной, поскольку само по себе тяжелое финансовое положение не свидетельствует о невозможности подачи заявления в установленные законом порядке и сроки.

Довод истца о том, что его законные представители обязаны были подать заявление в орган местного самоуправления о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению специализированным жилым помещением, также не является уважительной причиной пропуска срока, поскольку с момента приобретения статуса лица, оставшегося без попечения родителей, за Хайковым Е.А. было закреплено жилое помещение, сам он находился на государственном обеспечении, а с момента исполнения ему 18 лет, то есть с <...> года было достаточно времени для обращения с соответствующим заявлением самостоятельно. Кроме того, в материалы дела представлены акты проверки наличия закрепленного за Хайковым Е.А. жилого помещения. Доказательств того, что данное жилое помещение было признано непригодным для проживания, не имеется. В связи с чем оснований полагать, что законными представителями ненадлежащее исполнялись возложенные на них функции у суда не имеется.

Каких-либо иных обстоятельств, объективно препятствующих истцу воспользоваться правом на меры социальной поддержки в установленный законом срок, судом не установлено.

При указанных обстоятельствах, на основании вышеприведенных норм федерального законодательства и законодательства Республики Марий Эл, учитывая, что предоставление дополнительных гарантий по социальной поддержке, в том числе, предоставление жилых помещений лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для включения их в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению специализированными жилыми помещениями, до достижения ими возраста 23 лет, с достижением возраста 23 лет такие граждане, не обратившиеся с соответствующим заявлением в компетентный орган местного самоуправления, уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом № 159-ФЗ меры социальной поддержки, а также то, что на момент обращения Хайкова Е.А. с письменным заявлением в ноябре 2015 года он достиг возраста 23 лет, уважительных причин, повлекших пропуск срока, в судебном заседании не установлено, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных Хайковым Е.А. требований в полном объеме.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

исковые требования Хайкова Е.А. к администрации муниципального образования «Килемарский муниципальный район» Республики Марий Эл о возложении обязанности включить Хайкова Е.А. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, и предоставить Хайкову Е.А. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим требованиям применительно к жилым помещениям, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Марий Эл через Медведевский районный суд Республики Марий Эл в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Судья                  И.Н. Смышляева

Мотивированное решение составлено 01 марта 2016 года.

2-334/2016

Категория:
Гражданские
Истцы
Хайков Е.А.
Ответчики
администрация МО "Килемарский муниципальный район" РМЭ
Суд
Медведевский районный суд Республики Марий Эл
Дело на странице суда
medvedevsky.mari.sudrf.ru
27.01.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.01.2016Передача материалов судье
01.02.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.02.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.02.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.02.2016Судебное заседание
01.03.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.03.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее