Дело № 11a-1429/2020 Судья: Шапошникова О.В.
№ 2a-1765/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
16 января 2020 года г. Челябинск
Судебная коллегия по административным делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Аганиной Т.А.
судей Знамеровского Р.В., Кучина М.И.,
при секретаре Ахмировой А.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №17 по Челябинской области на решение Ленинского районного суда г. Магнитогорска Челябинской области от 23 октября 2019 года.
Заслушав доклад судьи Кучина М.И. об обстоятельствах дела, доводах апелляционной жалобы, судебная коллегия
у с т а н о в и л а :
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №17 по Челябинской области (далее - МИФНС №17) обратилась в суд с административным иском к Ксенниковой С.В. о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2017 год в размере 7550 рублей, пени в размере 28,44 рублей, а также пени за недоимку по транспортному налогу за 2014 год в сумме 159,96 руб. и пени за недоимку по транспортному налогу за 2015 год в размере 103,22 руб.
В обоснование указано, что Ксенникова С.В., являясь собственником транспортных средств, своевременно транспортный налог не уплатила.
Дело рассмотрено судом в отсутствие надлежаще извещенных сторон.
Решением Ленинского районного суда г. Магнитогорска Челябинской области от 23 октября 2019 года требования налогового органа удовлетворены частично: с Ксенниковой С.В. взысканы пени на недоимку по транспортному налогу за 2014 год за период с 25.11.2017 г. по 02.05.2018 г. в сумме 159,96 рублей; пени на недоимку по транспортному налогу за 2015 год за период с 25.11.2017 г. по 02.05.2018 г. в сумме 103,22 рублей; в удовлетворении остальной части административного иска МИФНС № 17 отказано.
В апелляционной жалобе МИФНС №17 просит решение суда отменить в части отказа во взыскании с Ксенниковой С.В. задолженности по транспортному налогу за 2017 год в размере 7550 рублей и пени в размере 28,44 рублей, принять по делу новое решение об удовлетворении иска в полном объеме. Полагает, что вопреки выводам суда налоговым органом не пропущен срок взыскания недоимки по транспортному налогу за 2017 г. и соблюден порядок её взыскания.
В заседание суда апелляционной инстанции стороны, будучи надлежаще извещенными о времени и месте рассмотрения дела, не явились, в связи с чем судебная коллегия на основании статьей 150, части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) признала возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия оснований к отмене решения не установила.
В силу положений статьи 57 Конституции Российской Федерации, подпункта 1 пункта 1 статьи 23, пунктов 1 и 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), статьи 286 КАС РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, а неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для обращения налоговой инспекции (как контрольного органа) в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, а требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы.
В соответствии со статьей 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 НК РФ (в том числе, автомобили).
В силу статьи 360 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.
Уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств. Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления (часть 3 статьи 363 НК РФ).
Порядок уплаты транспортного налога установлен Законом Челябинской области от 28 ноября 2002 года № 114-ЗО «О транспортном налоге».
В силу п. 1, 3, 4 ст. 75 НК РФ в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние сроки, по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах, подлежит уплате пеня. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Как установлено судом первой инстанции, подтверждается материалами дела, Ксенниковой С.В. на праве собственности в 2014-2017 годах принадлежал автомобиль «<данные изъяты>» государственный регистрационный знак №, за который ей начислен налог за каждый указанный налоговый период.
Ранее налоговый орган обращался к мировому судье о взыскании с Ксенниковой С.В. транспортного налога за 2014 год в сумме 7 550 руб. и пени 464,89 руб. Эти требования были удовлетворены судебным приказом № от 07.08.2017 г., отмененным 04.05.2018 г. (л.д.14). Согласно материалам дела транспортный налог за 2014 год уплачен должником в полном объеме 03.05.2018 г. Сумма пени 464,89 руб. за период с 04.10.2016 г. по 06.04.2017 г. взыскана решением Ленинского районного суда г.Магнитогорска от 15 ноября 2018 г. (л.д.12-13).
Кроме того, судебным приказом № от 30.06.2017 г. с Ксенниковой С.В. взыскивалась недоимка по транспортному налогу за 2013 и 2015 г.г. в сумме 2 550 руб. и пени 2 178,19 руб. за период с 24.02.2015 по 16.11.2015 г.г. (л.д.143). Этот приказ был отменен 04.05.2018 г. (л.д.17). Согласно материалам дела транспортный налог за 2015 год, а также часть суммы пени уплачен должником 03.05.2018 г. Сумма пени 1760,01 руб. взыскана решением Ленинского районного суда г.Магнитогорска от 29 ноября 2018 г. (л.д. 15-16).
Рассматриваемый в рамках настоящего административного дела транспортный налог за 2017 год начислен в размере 7550 руб., о чем Ксенниковой С.В. направлено налоговое уведомление <данные изъяты> от 14.07.2018, оставленное без исполнения. В адрес должника направлено требование <данные изъяты> от 19.12.2018 об уплате задолженности по транспортному налогу 7550 руб. и пени в сумме 28,44 руб. в срок до 09 января 2019 г. (л.д.32), которое также осталось без исполнения.
24.04.2019 г. налоговый орган обрался с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании налога за 2015 год в размере 7550 руб. и пени за 2016-2018 годы в размере 292,7 руб. (л.д.26).
29 апреля 2019 г. мировым судьей судебного участка № 2 Ленинского района г.Магнитогорска был выдан судебный приказ №, которым с Ксенниковой С.В. взыскана недоимка за 2015 год в размере 7550 руб. и пени за 2016-2018 г.г. в размере 292,77 руб. Этот судебный приказ отменен определением мирового судьи от 03.06.2019 г. по заявлению ответчика (л.д. 40).
С настоящим административным исковым заявлением истец обратился в суд 07.08.2019 г., просив при этом удовлетворить требования о взыскании с Ксенниковой С.В. задолженности по транспортному налогу за 2017 год в размере 7550 рублей, пени в размере 28,44 рублей, а также пени за недоимку по транспортному налогу за 2014 г. в сумме 159.96 руб. и пени за недоимку по транспортному налогу за 2015 г. в размере 103.22 руб.
Отказывая истцу в удовлетворении требований в части взыскания с Ксенниковой С.В. задолженности по транспортному налогу за 2017 год в размере 7550 рублей и пени в размере 28,44 рублей, суд первой инстанции пришел к основанному на материалах дела выводу о том, что налоговым органом не соблюден порядок принудительного взыскания налога, предусмотренный пунктом 6 части 1 (введенным Федеральным законом от 05.04.2016 N 103-ФЗ), частью 2 статьи 287 КАС РФ. Обоснованным является и вывод суда первой инстанции о пропуске установленного статьей 48 НК РФ срока на взыскание недоимки по транспортному налогу за 2017 год, отсутствии оснований для его восстановления.
Так, из смысла пункта 2 статьи 48 НК РФ следует, что принудительное взыскание налога с физического лица по общему правилу возможно лишь в судебном порядке в течение ограниченных сроков, установленных законодательством.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Поскольку к мировому судье за вынесением судебного приказа о взыскании недоимки и пени за 2017 год истец не обращался, это свидетельствует о не соблюдении им порядка и сроков принудительного взыскания.
В свою очередь, пени подлежат уплате налогоплательщиком в случае возникновения у него недоимки по налогу. При проверке соблюдения налоговым органом сроков направления требования об уплате пеней надлежит учитывать положения пункта 5 статьи 75 НК РФ, согласно которым пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Кроме того, как указывал неоднократно Конституционный Суд Российской Федерации в своих определениях (определение от 08 февраля 2007 года N 381-О-П, от 17 февраля 2015 года N 422-О) обязанность по уплате пеней производна от основного налогового обязательства и является не самостоятельной, не предполагает возможность начисления пени на суммы тех налогов, право на взыскание которых налоговым органом утрачено. Это обусловлено тем, что пени по своей природе носят акцессорный характер и не могут быть взысканы в отсутствие обязанности по уплате суммы налога, равно как и при истечении сроков на ее принудительное взыскание.
Учитывая изложенное, поскольку исполнение обязанности по уплате пеней не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога, суд пришел к правильному выводу о том, что пени по истечении срока взыскания задолженности по налогу не подлежат начислению и не могут служить способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, поэтому в случае утраты налоговым органом возможности принудительного взыскания суммы недоимки по налогу, на которую начислены пени, пени с налогоплательщика не могут быть взысканы.
Ссылка в жалобе на то, что судебный приказ № от 29 апреля 2019 г. вынесен мировым судьей в отношении задолженности Ксенниковой С.В. по транспортному налогу за 2017 г. безоснователен, поскольку, как указано в данном приказе, с Ксенниковой С.В. взыскана недоимка за 2015 г. в размере 7550 руб. и пеня за 2016-2018 г.г. в размере 292,77 руб. Каких либо сведений об описке в данном приказе, об обращении истца к мировому судье с таким ходатайством материалы дела не содержат.
Опечатка в резолютивной части решения Ленинского районного суда г. Магнитогорска Челябинской области от 23 октября 2019 года, на которую ссылается налоговый орган, исправлена определением судьи в соответствии с требования КАС РФ.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, при рассмотрении настоящего дела по существу судом первой инстанции верно определены и установлены обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, им дана надлежащая правовая оценка с учетом норм права, регулирующих возникшие правоотношения, в результате чего постановлено законное и обоснованное решение. Оснований к его отмене судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь статьями 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а :
Решение Ленинского районного суда г. Магнитогорска Челябинской области от 23 октября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №17 по Челябинской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи