Решение по делу № 2а-202/2021 от 29.10.2021

Дело № 2а-202/2021                 УИД 14RS0022-01-2021-000372-69

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

пос. Усть-Нера                             17 ноября 2021 года

Оймяконский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе: председательствующего судьи Соколовской Л.В.,

при секретаре Кондаковой В.В.

с участием административного истца прокурора Оймяконского района Драгомирецкого П.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Оймяконского района к Совету депутатов муниципального образования «Поселок Усть-Нера» о признании незаконным бездействия,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Оймяконского района Республики Саха (Якутия) Драгомирецкий П.И. обратился в суд с административным иском к Совету депутатов муниципального образования «Поселок Усть- Нера» о признании незаконным бездействия Совета и возложения на него обязанности устранить указанное бездействие путем принятия правового акта о возложении обязанностей главы администрации МО <данные изъяты> в связи с отстранением главы администрации МО <данные изъяты> от должности на основании постановления Оймяконского районного суда РС (Я) от ДД.ММ.ГГГГ не позднее 3 суток со дня вступления решения в законную силу.

Административный истец прокурор Оймяконского района РС (Я) Драгомирецкий П.И. в судебном заседании иск поддержал.

Представитель административного ответчика председатель Совета депутатов МО «Поселок Усть-Нера» Калашников С.В. в ходе судебного заседания неоднократно менял позицию в отношении заявленных требований, полагал, что принятие правового акта о возложении обязанностей главы администрации муниципального образования не входит в компетенцию Совета депутатов.

Представитель заинтересованного лица Очиров Ж.В. просил иск прокурора удовлетворить.

Суд, выслушав объяснения лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав письменные материалы дела, находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Согласно части 4 статьи 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, уполномоченный по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу положений части 9 статьи 226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок и основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия); соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Исходя из положений части 2 статьи 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления, если установит, что они нарушают права, свободы и законные интересы лиц, в защиту которых подано административное исковое заявление, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Такая совокупность условий в настоящем споре судом установлена.

В ходе судебного заседания судом установлено и подтверждается материалами дела, что в ходе прокурорской проверки в соответствии с ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» выявлен факт отсутствия какого-либо должностного лица, законно исполняющего обязанности главы администрации МО <данные изъяты> что явилось основанием подачи ДД.ММ.ГГГГ настоящего административного иска.

Согласно решения от ДД.ММ.ГГГГ ИК МО <данные изъяты>» ФИО6 зарегистрирован избранным главой МО <данные изъяты>

Согласно распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ главы администрации МО <данные изъяты> ФИО6, на основании приказа -о от ДД.ММ.ГГГГ «О продлении отпуска» временно исполняющей обязанности главы МО <данные изъяты> назначена главный специалист старшей муниципальной должности ФИО7 на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с предоставлением права первой подписи на финансовых, нормативно-правовых и кадровых документах.

Постановлением Оймяконского районного суда РС (Я) от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ к главе администрации МО <данные изъяты> ФИО6 применена мера процессуального принуждения в виде временного, на период предварительного расследования уголовного дела, отстранения от занимаемой должности главы муниципального образования <данные изъяты>

В соответствии с ч. 10 ст. 29 Устава МО <данные изъяты> в случае отсутствия главы поселка или невозможности исполнения им должностных обязанностей, а также временно в случае досрочного прекращения им своих полномочий, его полномочия осуществляет заместитель главы администрации.

В настоящее время должность заместителя главы администрации МО <данные изъяты> отсутствует, что подтверждается представленными в материалы дела копией штатного расписания.

Согласно решения от ДД.ММ.ГГГГ Поселкового совета депутатов МО <данные изъяты> в связи с временным отстранением от занимаемой должности главы МО <данные изъяты> ФИО6, временное исполнение полномочий главы возложено на главного специалиста администрации МО <данные изъяты> Очирова Ж.В. с ДД.ММ.ГГГГ.

Как следует из опубликованного в СМИ распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ Очиров Ж.В. вступил в должность временно исполняющего обязанности главы администрации МО <данные изъяты>

ДД.ММ.ГГГГ в адрес председателя Поселкового совета депутатов МО «Поселок Усть-Нера» ФИО4 направлено возражение, подписанное врио главы администрации МО <данные изъяты> ФИО8 в котором она выражает свое несогласие с решением от ДД.ММ.ГГГГ со ссылкой на ст. <данные изъяты> Устава МО <данные изъяты> и распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ.

Решением от ДД.ММ.ГГГГ Поселковый совет МО «Поселок Усть-Нера» отменил ранее принятое им решение от ДД.ММ.ГГГГ о «Возложении временного исполнения полномочий главы МО <данные изъяты>» на Очирова Ж.В., приняв в качестве оснований для отмены, возражение врио главы ФИО7, и вынесенное ею распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ «О назначении временно исполняющей обязанности главы администрации МО <данные изъяты> ФИО9 в связи с ее (ФИО8) уходом в дополнительный оплачиваемый отпуск на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, на момент подачи административного иска ДД.ММ.ГГГГ распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ «О вступлении в должность временно исполняющего обязанности главы администрации МО <данные изъяты> Очирова Ж.В.» и распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ «О назначении временно исполняющей обязанности главы администрации МО <данные изъяты> ФИО9» являлись действующими, что давало вышеуказанным лицам (Очирову Ж.В. и ФИО9) параллельно, независимо друг от друга быть наделенными собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

    Данное обстоятельство является недопустимым, поскольку противоречит ст. 4 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" № 131-ФЗ устанавливающей, что правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ, Конституция РФ, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты РФ, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.

Изучение Устава МО <данные изъяты> показало следующее:

Абзацем 2 ч.2 ст. 31 Устава предусмотрено, что в случае досрочного прекращения полномочий главы местной администрации либо применения к нему по решению суда мер процессуального принуждения в виде заключения под стражу или временного отстранения от должности его полномочия временно исполняет должностное лицо местного самоуправления или уполномоченный муниципальный служащий, определяемый в соответствии с уставом муниципального образования.

При этом порядок назначения должностного лица местного самоуправления или уполномоченного муниципального служащего в рассматриваемой ситуации никак не определен.

В связи с чем, суд соглашается с доводами административного истца, что в настоящее время какого-либо должностного лица, законно исполняющего обязанности главы поселка в администрации МО <данные изъяты> нет, следствием чего является подрыв общих принципов организации местного самоуправления в муниципальном образовании с нарушением законных прав и интересов неопределенного круга лиц, проживающих на территории поселения.

Как следует из Устава МО <данные изъяты> в структуру органов местного самоуправления городского поселения входит, в том числе и поселковый Совет депутатов - представительный орган муниципального образования.

Частью 10 статьи 35 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлен объем исключительной компетенции представительного органа местного самоуправления.

Частью 11 указанной статьи установлено, что иные полномочия представительных органов муниципальных образований определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.

Частью 11.1 указанной статьи предусмотрено, что представительный орган муниципального образования заслушивает ежегодные отчеты главы муниципального образования, главы местной администрации о результатах их деятельности, деятельности местной администрации и иных подведомственных главе муниципального образования органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования.

Судом достоверно установлено, что поселковым Советом депутатов МО «Поселок Усть-Нера» регламент его работы не разработан и не утвержден, изменения и дополнения в У став городского поселения не вносились, что и привело к созданию правовой неопределенности о порядке назначения временно исполняющего обязанности, отсутствующего по любой причине, избранного главы поселения, что суд оценивает как несовершение общественно полезного действия в момент, когда того требовал закон, то есть бездействие.

Суд соглашается с доводами административного истца, что устранение нарушения прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в интересах которых подан административный иск надлежит возложить на административного ответчика поселковый Совет депутатов МО «Поселок Усть-Нера», поскольку именно бездействие представительного органа муниципального образования и явилось следствием нестабильной работы органа местного самоуправления, а также подрыве общих принципов организации местного самоуправления.

На основании вышеизложенного, суд возлагает на административного ответчика поселковый Совет депутатов обязанность о принятии правового акта об определении лица, на которого будет возложено исполнение обязанностей главы муниципального образования МО <данные изъяты>» после отстранения главы администрации ФИО6

При этом выносимое судом решение не является указанием для административного ответчика, предрешающим какое решение должно быть им принято.

Руководствуясь ст.ст.174-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск прокурора Оймяконского района удовлетворить.

Признать бездействие Совета депутатов муниципального образования «Поселок Усть-Нера», выразившееся в непринятии правового акта о возложении обязанностей главы администрации муниципального образования <данные изъяты> после отстранения главы администрации муниципального образования ФИО6 постановлением Оймяконского районного суда Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ незаконным.

Обязать Совет депутатов муниципального образования «Поселок Усть-Нера» устранить указанное бездействие, приняв правовой акт о возложении обязанностей главы администрации муниципального образования <данные изъяты> после отстранения главы администрации муниципального образования ФИО6 постановлением Оймяконского районного суда Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ не позднее 3 суток со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Саха (Якутия) в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья:                                     Л.В. Соколовская

<данные изъяты>

2а-202/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
прокурор
Ответчики
Совет депутатов МО "Поселок Усть-Нера"
Другие
Администрация МО "Поселок Усть-Нера"
Суд
Оймяконский районный суд Республики Саха (Якутия)
Судья
Соколовская Лариса Владимировна
Дело на странице суда
nera.jak.sudrf.ru
29.10.2021Регистрация административного искового заявления
29.10.2021Передача материалов судье
29.10.2021Решение вопроса о принятии к производству
29.10.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.11.2021Подготовка дела (собеседование)
12.11.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.11.2021Судебное заседание
19.11.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.11.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.11.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее