УИД 68RS0№-25
дело №а-457/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ Р. Ф.
«22» февраля 2022 года <адрес>
Тамбовский районный суд <адрес> в составе: председательствующего судьи Паршиной О.А.,
с участием помощника судьи Земцовой А.А.,
представителя административного истца - помощника прокурора <адрес> Колмаковой С.А.,
административного ответчика – главы Покрово-Пригородного сельсовета <адрес> Сыщикова С.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации Покрово-Пригородного сельсовета <адрес> о признании незаконным бездействия администрации Покрово-Пригородного сельсовета <адрес> и возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
И.о. прокурора <адрес> обратился в суд с административным исковым заявлением, в интересах неопределенного круга лиц, с учетом уточнений, к администрации Покрово-Пригородного сельсовета <адрес> о признании незаконным бездействия администрации Покрово-Пригородного сельсовета <адрес>, выразившегося в непринятии мер по ликвидации несанкционированных свалок из порубочных остатков древесно-кустарниковой растительности образованные в непосредственной близости к контейнерным площадкам, расположенным по <адрес>. П.-Пригородное, по <адрес>, с. П.-Пригородное, по <адрес>, с. П.-Пригородное, по <адрес>, с. П.-Пригородное, по <адрес>, по пер. Новый, <адрес>, с. П.-Пригородное, по <адрес>, с. П.-Пригородное, по <адрес>, с. П.-Пригородное, по пер. Мебельный, <адрес>, с. П.-Пригородное, по пер. Мебельный, <адрес>, с. П.-Пригородное, несанкционированной по <адрес>, с. П.-Пригородное, по <адрес>, с. П.-Пригородное, по мкр. Заречный-3, <адрес> А, <адрес>, с. П.-Пригородное, о возложении обязанности ликвидировать несанкционированные свалки из порубочных остатков древесно-кустарниковой растительности в непосредственной близости от контейнерных площадок, расположенных по <адрес>. П.-Пригородное, по <адрес>, с. П.-Пригородное, по <адрес>, с. П.-Пригородное, по <адрес>, с. П.-Пригородное, по <адрес>, по пер. Новый, <адрес>, с. П.-Пригородное, по <адрес>, с. П.-Пригородное, по <адрес>, с. П.-Пригородное, по пер. Мебельный, <адрес>, с. П.-Пригородное, по пер. Мебельный, <адрес>, с. П.-Пригородное, несанкционированной по <адрес>, с. П.-Пригородное, по <адрес>, с. П.-Пригородное, по мкр. Заречный-3, <адрес> А, <адрес>, с. П.-Пригородное.
В обосновании заявленных требований указав, что прокуратурой <адрес> в ходе проведения проверки соблюдения требований законодательства об обращении с твердыми коммунальными отходами на территории Покрово-Пригородного сельсовета <адрес> установлено, что в непосредственной близости от контейнерных площадок, расположенных по <адрес>. П.-Пригородное, по <адрес>, с. П.-Пригородное, по <адрес>, с. П.-Пригородное, по <адрес>, с. П.-Пригородное, по <адрес>, по пер. Новый, <адрес>, с. П.-Пригородное, по <адрес>, с. П.-Пригородное, по <адрес>, с. П.-Пригородное, по пер. Мебельный, <адрес>, с. П.-Пригородное, по пер. Мебельный, <адрес>, с. П.-Пригородное, несанкционированной по <адрес>, с. П.-Пригородное, по <адрес>, с. П.-Пригородное, по мкр. Заречный-3, <адрес> А, <адрес>, с. П.-Пригородное имеются несанкционированные свалки из порубочных остатков древесно-кустарниковой растительности. Площадь несанкционированных свалок составляет соответственно от 5 кв.м. и до 100 кв.м., что свидетельствует о неисполнении администрацией Покрово-Пригородного сельсовета требований законодательства об охране окружающей среды, об общих принципах организации местного самоуправления и обращении с твёрдыми коммунальными отходами.
Территории муниципальных образований, как установлено статьёй 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», подлежат регулярной чистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территории муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления.
На основании пункта 18 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Р. Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация и вывоз бытовых отходов и мусора.
Растительные отходы, образованные при уходе за древесно-кустарниковой растительностью, не относятся к ТКО. Указанные отходы подлежат вывозу в соответствии с договором, заключенным с лицами (организациями), обладающими соответствующей разрешительной документацией по нерегулируемой цене.
Бездействие администрации Покрово-Пригородного сельсовета <адрес> приводит к нарушению природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства, прав граждан на благоприятную окружающую среду, что создаёт угрозу наступлению тяжелых последствий в виде ущерба окружающей среде и здоровью граждан.
В судебном заседании представитель административного истца помощник прокурора <адрес> Колмакова С.А. заявленные административные исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика - администрации Покрово-Пригородного сельсовета <адрес> в судебном заседании не возражал против удовлетворения исковых требований. Пояснил, что признает наличие на территории Покрово-Пригородного сельсовета <адрес> наличие несанкционированных свалок, которые образовываются постоянно в результате действий граждан. Постоянное проведение работ по уборке образовавшихся сволок не возможно в виду отсутствия денежных средств на организацию работ.
Суд, выслушав в судебном заседании административного истца, административного ответчика, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В силу ч. 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
На основании статьи 42 Конституции Российской Федерации и пункта 1 статьи 11 Закона № 7-ФЗ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде
В соответствии со статьей 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
В силу части 1 статьи 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со ст. 13.4 Закона № 89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Согласно ст. 11 Федерального Закона предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Требования к содержанию территорий населенных мест изложены в Санитарных правилах и нормах СанПин ДД.ММ.ГГГГ-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - СанПин ДД.ММ.ГГГГ-21).
Обращение с отходами должно осуществляться на специально оборудованных объектах, предназначенных для сбора размещения отходов. Вывоз и сброс отходов в места, не предназначенные для обращения с отходами, запрещен (п. 17 СанПин ДД.ММ.ГГГГ-21).
На основании статьи 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью, в том числе в части организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Согласно ч. 1, ч.2 ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон № 89-ФЗ) территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по накоплению, сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с Законом N 89-ФЗ.
К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Согласно п. 24 ст. 16 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" организация сбора бытовых и промышленных отходов относится к вопросам местного значения городского округа.
Согласно ст. 8 Устава Покрово-Пригородного сельсовета <адрес> к вопросам местного значения относятся: участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов; утверждение правил благоустройства территории сельсовета, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории сельсовета в соответствии с указанными правилами.
Как усматривается из материалов дела, <адрес> в рамках проверки исполнения законодательства об обращении с твердыми коммунальными отходами проведена проверка полноты реализации администрацией Покрово-Пригородного сельсовета полномочий по надлежащему оборудованию контейнерных площадок для сбора отходов, которая показала, что в <адрес> и <адрес>, в непосредственной близости к контейнерным площадкам, расположенным по <адрес>. П.-Пригородное, по <адрес>, с. П.-Пригородное, по <адрес>, с. П.-Пригородное, по <адрес>, с. П.-Пригородное, по <адрес>, по пер. Новый, <адрес>, с. П.-Пригородное, по <адрес>, с. П.-Пригородное, по <адрес>, с. П.-Пригородное, по пер. Мебельный, <адрес>, с. П.-Пригородное, по <адрес>, с. П.-Пригородное, по мкр. Заречный-3, <адрес> А, <адрес>, с. П.-Пригородное имеются несанкционированные свалки из порубочных остатков древесно- кустарниковой растительности. Площадь несанкционированных свалок составляет более 50 кв.м.
Выявленный факт свидетельствует о неисполнении администрацией Покрово-Пригородного сельсовета <адрес> требований законодательства об охране окружающей среды, об общих принципах организации местного самоуправления и обращении с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с ч.1 ст.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" благоустройство территории поселения (городского округа) - комплекс предусмотренных правилами благоустройства территории поселения (городского округа) мероприятий по содержанию территории, а также по проектированию и размещению объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории.
При этом, исходя из толкования положений пункта 19 части 1 и ч.3 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения сельского поселения относится утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм).
В силу Правил благоустройства территории муниципального образования Покрово-Пригородного сельсовета Тамбовского муниципального района <адрес>, утвержденных Решение Стрелецкого сельского совета народных депутатов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГг. №:
благоустройство территории - деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений;
несанкционированная свалка мусора – самовольный (несанкционированный) сброс (размещение) или складирование твердых бытовых отходов, крупногабаритного мусора, отходов производства и строительства, другого мусора, образовавшегося в процессе деятельности юридических, должностных или физических лиц на территории, используемой, но не предназначенной для размещения на ней отходов;
порядок - качественное состояние объекта, территории, места производства различных видов работ, приведенных (находящихся) к требованиям нормативных правовых актов органов государственной власти и местного самоуправления в сфере санитарно-эпидемиологических правил и благоустройства ( п.1.3);
приведение в порядок - действия, осуществляемые физическими, должностными, юридическими лицами и предпринимателями без образования юридического лица, по выполнению требований законодательства к надлежащему содержанию объектов, сооружений, территорий, производству различных видов работ, санитарной очистке территорий, охране окружающей среды и (или) принятию мер по восстановлению чистоты и порядка в соответствии со складывающейся обстановкой (п. 1.3);
уборка территорий - вид деятельности, связанный со сбором, вывозом в специально отведенные места отходов производства и потребления, другого мусора, снега, а также иные мероприятия, направленные на обеспечение экологического и санитарно-эпидемиологического благополучия населения и охрану окружающей среды (п. 1.3).
С учетом приведенных норм, администрация Покрово-Пригородного сельсовета <адрес> является лицом, на которое законом возложена обязанность по ликвидации несанкционированной свалки, образовавшейся на территории Покрово-Пригородного сельсовета <адрес>.
Таким образом, администрация Покрово-Пригородного сельсовета <адрес> в соответствии со своими полномочиями, независимо от наличия или отсутствия виновного лица, обязана организовать сбор и вывоз отходов с несанкционированной свалки, устраняя тем самым нарушение прав граждан на благоприятную окружающую среду.
Исходя из всех обстоятельств дела, суд считает необходимым возложить на администрацию Покрово-Пригородного сельсовета <адрес> обязанность по организации по ликвидации несанкционированных свалок из порубочных остатков древесно-кустарниковой растительности образованные в непосредственной близости к контейнерным площадкам, расположенным по <адрес>. П.-Пригородное, по <адрес>, с. П.-Пригородное, по <адрес>, с. П.-Пригородное, по <адрес>, с. П.-Пригородное, по <адрес>, по пер. Новый, <адрес>, с. П.-Пригородное, по <адрес>, с. П.-Пригородное, по <адрес>, с. П.-Пригородное, по пер. Мебельный, <адрес>, с. П.-Пригородное, по пер. Мебельный, <адрес>, с. П.-Пригородное, несанкционированной по <адрес>, с. П.-Пригородное, по <адрес>, с. П.-Пригородное, по мкр. Заречный-3, <адрес> А, <адрес>, с. П.-Пригородное.
С учетом требований разумности, финансовых возможностей административного ответчика, учитывая, что мероприятия по ликвидации несанкционированных свалок требуют затрат времени и средств, погодные условии, суд полагает необходимым установить срок в 3 месяца с даты вступления решения суда в законную силу, в течение которого административной ответчик должен устранить допущенные нарушения требований законодательства об охране окружающей среды.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования и.о. прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации Покрово-Пригородного сельсовета <адрес> о признании незаконным бездействия и возложении обязанности - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Покрово-Пригородного сельсовета <адрес>, выразившееся в непринятии мер по ликвидации несанкционированных свалок из порубочных остатков древесно-кустарниковой растительности образованные в непосредственной близости к контейнерным площадкам:
по <адрес>. П-Пригородное; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>, пер. Новый, <адрес>; <адрес>; <адрес>; пер. Мебельный, <адрес>; <адрес>-_Пригородное, микрорайону Заречный-3, <адрес> «А», <адрес>
Обязать администрацию Покрово-Пригородного сельсовета <адрес> в течении 3-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать мероприятия по ликвидации несанкционированных свалок из порубочных остатков древесно-кустарниковой растительности, расположенных в непосредственной близости к контейнерным площадкам по адресу:
- <адрес>. П-Пригородное; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>, пер. Новый, <адрес>; <адрес>; <адрес>; пер. Мебельный, <адрес>; <адрес>-_Пригородное, микрорайону Заречный-3, <адрес> «А», <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Тамбовского областного суда в течение тридцати дней (месяца) со дня принятия решения судом через Тамбовский районный суд <адрес>.
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ
Судья: О.А. Паршина