Судья районного суда ЧР Шаипов А.М. Дело № 33-490/19
ВЕРХОВНЫЙ СУД ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Грозный 28 июня 2019 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чеченской Республики в составе:
председательствующего Дауркиной П.П.,
судей Вагапова М.А., Эмиева Т.Ш-А.,
при секретаре Магомадовой Л.Г.,
рассмотрев в судебном заседании 28 июня 2019 года апелляционную жалобу Мукаева А.М. на решение Заводского районного суда города Грозного от 11 декабря 2018 года по делу по иску Мукаева Арсана Магомедовича к Министерству финансов Российской Федерации о компенсации морального вреда, причиненного незаконным уголовным преследованием,
У С Т А Н О В И Л А:
Мукаев А.М. обратился в Заводской районный суд города Грозного с иском к Министерству финансов Российской Федерации о компенсации морального вреда, причиненного незаконным уголовным преследованием, мотивируя свои требования тем, что в рамках уголовного дела № № на стадии предварительного следствия следователь прокуратуры Чеченской Республики Бобыльских А.Н. 07 декабря 2006 года вынес постановление о прекращении уголовного преследования в отношении него по эпизоду обстрела военнослужащих и БТР из автоматов и гранатометов в 2001 году, в связи с его непричастностью к совершению указанных преступлений. Он считает, что с 26 февраля 2006 года по 07 декабря 2006 года он незаконно и необоснованно подвергался уголовному преследованию по обвинению в совершении преступлений, предусмотренных частью 3 статьи 222, частью 3 статьи 205 и статьей 317 Уголовного кодекса Российской Федерации. Постановлением Верховного суда Чеченской Республики от 15 августа 2017 года за ним было признано право на реабилитацию по обвинению его в совершении указанных преступлений. На стадии предварительного расследования в ОРБ-2, ИВС при ОРБ-2 города Грозного, СИЗО 20/1 города Грозного и ИВС при МВД РФ по ЧР, прокуратуре Чеченской Республике с ним обращались как с террористом, испытывая оскорбления, унижения человеческого достоинства, физическое насилие, бесчеловечное отношение со стороны администрации вышеприведенных ведомств, предвзятость, дискриминацию. Причиненный моральный вред он оценивает в <данные изъяты> рублей. Просит суд удовлетворить его требования.
Решением Заводского районного суда города Грозного от 11 декабря 2018 года исковые требования Мукаева А.М. удовлетворены частично.
Суд постановил взыскать с Министерства финансов Российской Федерации в пользу Мукаева Арсана Магомедовича <данные изъяты> рублей в счет компенсации морального вреда.
В апелляционной жалобе Мукаев А.М. просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, указывая, что судом не учтена степень нравственных страданий, перенесенных им, в связи с незаконным преследованием в совершении преступления, связанного с террористическим актом.
Представитель Министерства финансов Российской Федерации надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
В судебном заседании представитель Мукаева А.М. – Мукаева З.М. просила об отмене решения суда.
Заслушав доклад судьи Дауркиной П.П., выслушав мнение представителя истца, заключение прокурора, полагавшей решение суда законным и обоснованным, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
В соответствии с частью 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Однако таких нарушений закона при рассмотрении данного дела судом не допущено.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного ареста, возмещается за счет казны Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, за счет казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом.
В отношении лиц, незаконно или необоснованно подвергнутых уголовному преследованию, такой порядок определен Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации (статья 133 - 139, 397 и 399).
Исходя из содержания данных статей право на компенсацию морального вреда, причиненного незаконными действиями органов уголовного преследования, возникает только при наличии реабилитирующих оснований (вынесение в отношении подсудимого оправдательного приговора, а в отношении подозреваемого или обвиняемого - прекращение уголовного преследования по реабилитирующим основаниям). При этом установлено, что иски за причиненный моральный вред в денежном выражении предъявляются в порядке гражданского судопроизводства (статья 136 УПК РФ).
В силу части 1 статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства, право на имя, право авторства, иные личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
Согласно статье 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В силу абзаца 3 статьи 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ.
Как установлено судом первой инстанции и усматривается из материалов дела, приговором Верховного Суда Чеченской Республики от 22 мая 2007 года, с учетом изменений, внесенных определением судебной коллегией по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации от 9 октября 2007 года и постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 16 сентября 2009 года, Мукаев А.М. признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных частью 2 статьи 209, пунктами «а, в» части 3 статьи 162, статьей 317, пунктами «б, з, л» частью 2 статьи 105, пунктами «а, б» части 4 статьи 226, частью 3 статьи 222, частью 4 статьи 166 Уголовного кодекса Российской Федерации.
В ходе предварительного расследования по уголовному делу постановлением следователя прокуратуры Чеченской Республики от 07 декабря 2007 года прекращено уголовное преследование в отношении Мукаева А.М. в совершении преступлений, предусмотренных частью 3 статьи 222, частью 3 статьи 205 и статьей 317 Уголовного кодекса Российской Федерации на основании части 1 статьи 212 и пункта 2 части 1 статьи 24, пункта 1 части 1 статьи 27 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.
Постановлением Верховного суда Чеченской Республики от 15 августа 2017 года за Мукаевым А.М. признано право на частичную реабилитацию в связи с прекращением в отношении него уголовного преследования в части его обвинения по части 3 статьи 222, части 3 статьи 205 и статьи 317 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, факт незаконного уголовного преследования Мукаева А.М. в период с 26 февраля 2006 года до 07 декабря 2006 года подтверждается материалами дела.
Оценив собранные по делу доказательства, применительно к положениям вышеназванных норм закона, с учетом установленных судом конкретных обстоятельств дела, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии оснований для взыскания в пользу истца компенсации морального вреда с Министерства финансов РФ за счет средств казны РФ.
Вместе с тем, с приведенными в апелляционной жалобе доводами о несправедливости определенного судом размера компенсации морального вреда судебная коллегия согласиться не может.
Согласно пункту 2 статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Судом первой инстанции были учтены все заслуживающие внимание обстоятельства, свидетельствующие об объеме и степени страданий истца, а именно обстоятельства привлечения истца к уголовной ответственности, вид и продолжительность применения мер пресечения, длительность всего уголовного преследования в целом, прекращения уголовного преследования, данные о личности истца, степень нравственных страданий, причиненных незаконным уголовным преследованием, в связи с чем суд обоснованно посчитал подлежащим взысканию компенсацию морального вреда в размере 50 000 рублей.
Судебная коллегия с таким выводом суда первой инстанции соглашается, поскольку он основан на законе, правильном определении юридически значимых обстоятельств по делу, их тщательном исследовании и правильной оценке совокупности имеющихся в деле доказательств.
Размер определенной судом компенсации морального вреда соответствует требованиям статей 151 и 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации о разумности и справедливости.
При рассмотрении дела судом первой инстанции не было допущено нарушениий или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Заводского районного суда города Грозного от 11 декабря 2018 года по делу по иску Мукаева Арсана Магомедовича к Министерству финансов Российской Федерации о компенсации морального вреда, причиненного незаконным уголовным преследованием оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий
судьи