Судья Бескова Е.Л. Дело № 33-8727/2024(2-1467/2024)
УИД 25RS0010-01-2024-000893-79
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
16 сентября 2024 года город Владивосток
Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда
в составе: председательствующего Ундольской Ю.В.,
судей Козыревой Е.А., Саковского Е.В.
при секретаре Киселевой Е.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Рогожина В. А. к КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» о защите прав потребителя, признании незаконным прекращения предоставления меры социальной поддержки на оплату коммунальной услуги теплоснабжения, возложении обязанности,
по апелляционной жалобе представителя КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края»
на решение Находкинского городского суда Приморского края от 11 июня 2024 года, которым исковые требования удовлетворены частично.
Заслушав доклад судьи Козыревой Е.А., выслушав объяснения представителя ответчика – Бабич Т.Ю., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Рогожин В.А. первоначально обратился в суд с иском к КГУП «Примтеплоэнерго» о защите прав потребителя, в обоснование которого указал, что в результате незаконных, противоправных действий ответчика, он неоднократно оставался без мер социальной поддержки, которые предоставляются ему в соответствии со ст. 22 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», согласно ст. 4 Закона Приморского края от 29.12.2004 года № 206-КЗ «О социальной поддержке льготных категорий граждан, проживающих на территории Приморского края». В настоящее он не получает меры социальной поддержки на оплату за коммунальную услугу теплоснабжения с ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем ответчик нарушает закон и его права. Считал, что денежная сумма в размере 500 000 рублей в качестве компенсации морального вреда и материального ущерба является разумной и справедливой, соразмерной причиняемым ему длительное время материальным лишениям, неудобствам и нравственным переживаниям. Просил взыскать с КГУП «Примтеплоэнерго» компенсацию морального вреда в размере 500 000 рублей.
В ходе судебного разбирательства истец изменил исковые требования, указав ответчиком по делу КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края», просил признать незаконным прекращение КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» в лице Отделения по Находкинскому городскому округу предоставления ему меры социальной поддержки на оплату коммунальной услуги теплоснабжения; взыскать с КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» в его пользу компенсацию морального вреда в размере 500 000 рублей; возложить на ответчика обязанность предоставить ежемесячный денежный расчет выплаты на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, направить расчет по адресу: <адрес>.
Определением Находкинского городского суда от 06.05.2024 произведена замена ненадлежащего ответчика КГУП «Примтеплоэнерго» на КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края».
В судебном заседании суда первой инстанции истец уточненные исковые требования поддержал по доводам и основаниям, изложенным в иске, дополнительно пояснил, что квитанции, выставляемые ему КГУП «Примтеплоэнерго» для оплаты данной коммунальной услуги, он оплачивает в полном объеме, своевременно. Задолженностей по услугам КГУП «Примтеплоэнерго» не имеет.
Представитель КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» Толкачева А.А. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась по доводам письменного отзыва. Дополнительно указала, что ЕДВ на оплату коммунальных услуг Рогожину В.А. не приостанавливалась и не прекращалась. Отделение производило расчет выплаты, исходя из имеющихся сведений об оплате от поставщиков услуг. Выплата ЕДВ произведена в спорные месяцы только по тем услугам, на которые поступили сведения от поставщиков услуг, подтверждающих фактический объем потребленных и оплаченных коммунальных услуг. Перерасчет выплаченных сумм в пользу истца произведен ответчиком вручную после обращения Рогожина В.А. через «колл-центр», после чего компенсационные выплаты произведены в мае текущего года.
Решением Находкинского городского суда Приморского края от 11 июня 2024 года исковые требования удовлетворены частично. С КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» в пользу Рогожина В.А. взыскана компенсация морального вреда в размере 10 000 рублей. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
С решением суда не согласился ответчик, представителем КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» подана апелляционная жалоба, в которой просит решение суда отменить как незаконное, вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права. В обоснование доводов жалобы указано, что ежемесячная денежная выплата производится от фактического объема потребляемых и оплаченных коммунальных услуг, однако из сведений, представленных КГУП «Примтеплоэнерго» оплата истцом жилищно-коммунальных услуг за ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ составила 0 рублей. Считает выводы суда о нарушении прав истца в течение спорного периода несостоятельными, поскольку Рогожин В.А. обратился с вопросом о компенсации только в ДД.ММ.ГГГГ, таким образом, ЕДВ по ЖКУ были скорректированы и произведен перерасчет.
На апелляционную жалобу Рогожиным В.А. поданы возражения, в которых просил в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика – Бабич Т.Ю. доводы апелляционной жалобы поддержала, просила решение суда первой инстанции отменить.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции истец не явился, надлежащим образом извещен о рассмотрении дела по апелляционной жалобе, просил рассмотреть жалобу в свое отсутствие.
С учетом положений ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия определила рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившегося лица.
Судебная коллегия, исследовав материалы дела, выслушав пояснения стороны, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, приходит к следующему.
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе устанавливает Федеральный закон от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах».
Ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение «Ветеран труда» (пункт 1 статьи 7 Федерального закона «О ветеранах»).
Государственная политика в отношении ветеранов предусматривает, в частности, реализацию мер социальной поддержки, установленных этим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами для ветеранов и членов их семей; выделение из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации средств, необходимых для реализации мер социальной поддержки, указанных в данном Федеральном законе (статья 8 Федерального закона "О ветеранах").
Социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающих в том числе компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг (пункт 4 пункта 1 статьи 13 Федерального закона «О ветеранах»).
Меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (статья 22 Федерального закона «О ветеранах»).
Согласно статье 160 ЖК РФ (в редакции, действующей на период возникновения спорных отношений) отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
Компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг не предоставляются гражданам при наличии у них подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, которая образовалась за период не более чем три последних года. Информацию о наличии у граждан такой задолженности орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченное им учреждение получает из системы (часть 3 статьи 160 ЖК РФ).
По смыслу статьи 160 ЖК РФ, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - это возмещение отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, произведенных ими расходов, связанных с оплатой жилого помещения и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов (пункт 45 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 г. № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности»).
В Приморском крае предоставление мер социальной поддержки, отдельным категориям граждан, включая ветеранов труда, осуществляется в соответствии с Законом Приморского края от 29 декабря 2004 г. № 206-КЗ «О социальной поддержке льготных категорий граждан, проживающих на территории Приморского края».
В соответствии с пунктами 2 и 3 части 1 статьи 4 названного закона лицам, имеющим звание «Ветеран труда», после установления (назначения) им страховой пенсии в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» независимо от прекращения ими трудовой деятельности предоставляются меры социальной поддержки в виде: компенсации расходов на оплату жилых помещений в размере 50 процентов платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание жилого помещения; компенсации расходов в размере 50 процентов на оплату коммунальных услуг.
Меры социальной поддержки по компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в соответствии с частью 3 статьи 4 Закона Приморского края от 29 декабря 2004 г. № 206-КЗ «О социальной поддержке льготных категорий граждан, проживающих на территории Приморского края» предоставляются лицам, проживающим в жилых помещениях независимо от вида жилищного фонда.
Форма, порядок и условия предоставления мер социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, предусмотренных частью 1 статьи 4 Закона Приморского края от 29 декабря 2004 г. № 206-КЗ «О социальной поддержке льготных категорий граждан, проживающих на территории Приморского края», устанавливаются Губернатором Приморского края (часть 4 статьи 4 названного закона).
Постановлением Губернатора Приморского края от 16 июля 2008 г. № 63-пг утверждены Порядок и условия предоставления мер социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим на территории Приморского края (далее - Порядок).
В числе граждан, на которых распространяется данный порядок, названы ветераны труда (подпункт «а» пункта 1.1 Порядка).
Компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг гражданам, указанным в пункте 1.1 настоящего Порядка, предоставляется, в том числе в форме ежемесячной денежной выплаты на оплату жилых помещений, коммунальных услуг (кроме оплаты стоимости топлива и транспортных услуг для его доставки, приобретения бытового газа в баллонах и транспортных услуг для его доставки) (пункт 1.2 Порядка).
Согласно пункту 1.5 Порядка, Краевое государственное казенное учреждение «Центр социальной поддержки населения Приморского края» обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств, выделяемых на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг заявителям, проживающим на территории Приморского края.
Исходя из положений пунктов 2.1, 3.7 Порядка, назначение и приостановление предоставления ежемесячной денежной выплаты производится структурными подразделениями КГКУ.
Меры социальной поддержки по оплате жилых помещений, коммунальных услуг и взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме не предоставляются заявителям при наличии у них подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности по оплате жилых помещений, коммунальных услуг и взноса на капитальный ремонт, которая образовалась за период не более чем три последних года (пункт 1.4 Порядка).
Пунктом 3.7 Порядка определены основания приостановления предоставления уполномоченным органом ежемесячной денежной выплаты, перечень которых является исчерпывающим.
Одним из таких оснований является наличие у гражданина, получающего ежемесячную денежную выплату, судебной задолженности (подпункт 3 пункта 3.7 Порядка).
Согласно приведенным нормативным положениям право определенных категорий граждан, в том числе ветеранов труда, на получение мер социальной поддержки в форме компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предусмотрено федеральным законом. Порядок и условия компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг указанной категории граждан, источники финансирования этой меры социальной поддержки установлены федеральным законом, законами и другими нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, которые, находясь в системной взаимосвязи с нормами жилищного законодательства, регулирующими вопросы оплаты жилого помещения и коммунальных услуг, имеют целевое назначение - уменьшение фактических затрат граждан, в данном случае ветеранов труда, по оплате жилого помещения и направлены на поддержание нормального жизненного уровня этих граждан.
Как разъяснено в пункте 47 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 г. № 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности", меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по общему правилу предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению (часть 5 статьи 159 ЖК РФ).
Вместе с тем само по себе наличие задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг не может служить безусловным основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки.
Как установлено судом и следует из материалов дела Рогожин В.А. является ветераном труда, состоит на учете в КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» по Находкинскому городскому округу, с ДД.ММ.ГГГГ является получателем ежемесячной денежной выплаты на оплату жилья и коммунальных услуг, установленной для ветеранов труда в качестве меры социальной поддержки п.п. 2, 3 ч. 1 Закона Приморского края от 29.12.2004г. № 206-КЗ.
Обращаясь в суд с иском, Рогожин В.А. полагал, что ответчиком была незаконно приостановлена выплата ему ежемесячной денежной выплаты по оплате коммунальной услуги отопления, в связи с чем, данная выплата не была начислена за ДД.ММ.ГГГГ.
Оценивая данные доводы истца, суд исходил из положений пп.2 п. 4.5 Порядка, согласно которому приостановление предоставления ежемесячной денежной компенсации на оплату жилых помещений и коммунальных услуг возможно при наличии судебной задолженности.
Вместе с тем, Постановлением Губернатора Приморского края от 18.07.2023 № 39-пг названный пункт исключен из постановления № 63-пг.
Данное обстоятельство, по мнению судебной коллегии, не повлекло принятие неверного решения в силу следующего.
Согласно п. 3.3 Порядка № 63-пг в редакции от 04.09.2023, действовавшей в спорный период, предоставление ежемесячной денежной выплаты осуществляется ежемесячно в порядке, установленном разделом VI настоящего Порядка (абзац 7).
Общий размер ежемесячной денежной выплаты состоит из сумм ежемесячных денежных выплат на оплату жилых помещений, взноса на капитальный ремонт и на оплату каждого вида коммунальных услуг, которыми получатель пользуется и в отношении которых имеет право на меры социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг согласно действующему законодательству, рассчитанных в соответствии с абзацами вторым - десятым пункта 3.2 настоящего Порядка (абзац 1 п. 3.4 Постановления).
В соответствии с п. 3.2 Порядка № 63-пг при расчете суммы ежемесячной денежной выплаты учитываются:
перечень фактически предоставляемых коммунальных услуг;
количество лиц, зарегистрированных совместно с получателем, и членов семьи, на которых распространяется право на меры социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг согласно действующему законодательству;
общая площадь жилого помещения;
нормативы потребления коммунальных услуг, установленные в соответствии с действующим законодательством (далее - нормативы потребления коммунальных услуг);
региональные стандарты нормативной площади жилого помещения, используемые для расчета субсидий в Приморском крае, без учета льготного размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения для отдельных категорий граждан, установленные в соответствии с действующим законодательством (далее - региональные стандарты нормативной площади жилого помещения);
действующие тарифы на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, установленные согласно действующему законодательству (далее - тарифы);
меры социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, предусмотренные действующим законодательством;
минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, установленный Правительством Приморского края;
фактический объем потребляемых и оплаченных коммунальных услуг, определенный по показаниям приборов учета и оплата жилого помещения.
Согласно абзацу второму п. 3.4 Порядка для получателей, в отношении которых сведения о фактическом объеме потребленных и оплаченных коммунальных услуг и оплате жилого помещения отсутствуют в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (далее - ГИС ЖКХ), расчет ежемесячной денежной выплаты производится с учетом полученных сведений, подтверждающих фактический объем потребленных и оплаченных коммунальных услуг и оплату жилого помещения, предоставляемых ежемесячно не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим, организациями жилищно-коммунального хозяйства, расчетными кассовыми центрами, товариществами собственников жилья, жилищными, жилищно-строительными кооперативами, региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов, владельцем специального счета, открытого в целях формирования фонда капитального ремонта (далее - субъекты предоставления данных), на основании соглашений об информационном обмене, заключенных с КГКУ.
Информация о субъектах предоставления данных, не предоставивших сведения о фактическом объеме потребленных и оплаченных гражданами коммунальных услуг и оплате жилого помещения, размещается ежемесячно на официальном сайте КГКУ в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по адресу: cspnpk.ru.
Для получателей, в отношении которых данные о фактическом объеме потребленных и оплаченных коммунальных услуг, определяемом по показаниям приборов учета, и оплате жилого помещения отсутствуют в ГИС ЖКХ и не представлены субъектами предоставления данных, расчет размера ежемесячной денежной выплаты производится на основании заявления об обстоятельствах, влияющих на изменение размера ежемесячной денежной выплаты, и документов, подтверждающих фактический объем потребленных и оплаченных коммунальных услуг и оплату жилого помещения, представленных получателем (уполномоченным представителем) в структурное подразделение КГКУ почтовым отправлением либо в электронном виде с использованием ЕПГУ или РПГУ, или в МФЦ по выбору получателя (п. 3.6).
Как установлено судом, и не оспаривалось ответчиком, Рогожину В.А. ежемесячная денежная выплата за ДД.ММ.ГГГГ начислена и выплачена в ДД.ММ.ГГГГ.
При этом в апелляционной жалобе ответчик ссылается на правомерность неначисления компенсационных выплат в связи с тем, что истец фактически не производил оплату услуг (оплата за теплоэнергию составила 0), что опровергается сведениями КГУП «Примтпелоэнерго», согласно которым данные об оплате Рогожиным В.А. услуг отопления за ДД.ММ.ГГГГ были направлены субъектом предоставления данных в ДД.ММ.ГГГГ соответственно (л.д. 83-84).
Также несостоятельны доводы жалобы о несвоевременной оплате Рогожиным В.А. услуг отопления, поскольку опровергаются отчетом об оплатах за период ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 81), согласно которому услуги оплачивались потребителем своевременно.
Поскольку доводы КГКУ об отсутствии фактической оплаты Рогожиным В.А. коммунальной услуги, предоставлении ресурсоснабжающей организацией сведений о нулевой оплате услуг, не подтверждены допустимыми доказательствами, опровергаются материалами дела, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о нарушении прав Рогожина В.А., который не получил своевременно ЕДВ по оплате услуги отопления.
Несостоятельным является довод апелляционной жалобы о том, что предоставление меры социальной поддержки не приостанавливалось, решение о приостановлении предоставления ЕДВ не принималось, поскольку фактически истец был лишен возможности получить данную компенсационную выплату в установленные законом сроки и в отсутствие законных оснований расходы на оплату коммунальной услуги не компенсировались.
Разрешая спор в части взыскания компенсации морального вреда суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст.ст. 12, 151 ГК РФ, разъяснениями, изложенными в п.10 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 20.12.1994 №10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» пришел к выводу о взыскании компенсации морального вреда в размере 10000 рублей с ответчика КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» в пользу истца.
С указанными выводами суда судебная коллегия соглашается в силу следующего.
Пунктом 1 статьи 150 ГК РФ определено, что жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда (часть 1 статьи 151 ГК РФ).
Отсутствие в законодательном акте прямого указания на возможность компенсации причиненных нравственных или физических страданий по конкретным правоотношениям не всегда означает, что потерпевший не имеет права на возмещение морального вреда (абзац третий пункта 4 Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 г. N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда").
Из приведенных нормативных положений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению следует, что моральный вред - это нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающим на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага, перечень которых законом не ограничен. В статье 151 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплены общие правила по компенсации морального вреда без указания случаев, когда допускается такая компенсация. Поскольку возможность денежной компенсации морального вреда обусловлена посягательством на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага, само по себе отсутствие в законодательном акте прямого указания на возможность компенсации причиненных нравственных или физических страданий по конкретным правоотношениям не означает, что потерпевший не имеет права на возмещение морального вреда.
Как усматривается из материалов дела, меры социальной поддержки, предоставляемые истцу направлены на создание достойных условий жизни, поддержание его жизнедеятельности, сохранение его здоровья и в связи с этим на обеспечение достоинства их личности.
С учетом приведенных обстоятельств право определенных категорий граждан на такую меру социальной поддержки, как компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, носит не только имущественный характер, но и тесно связано с личными неимущественными правами гражданина, соответственно, действия, нарушающие это право, лишают гражданина не только возможности поддерживать необходимый жизненный уровень, но и, в свою очередь, отрицательно сказываются на его здоровье, эмоциональном состоянии, затрагивают достоинство личности, то есть одновременно нарушают личные неимущественные права гражданина, причиняя ему тем самым моральный вред (физические и нравственные страдания).
Поскольку компенсация морального вреда, о взыскании которой заявлено истцом в связи с неправомерными действиями КГКУ «Центр социальной поддержки населения ПК» является одним из видов гражданско-правовой ответственности, то нормы Гражданского кодекса Российской Федерации (статьи 1064, 1069), устанавливающие основания ответственности в случае причинения вреда в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, применимы как к возмещению имущественного, так и морального вреда, причиненного государственными органами и их должностными лицами.
В судебном заседании нашел свое подтверждение факт необоснованного лишения истца уполномоченным органом права на меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилищно- коммунальных услуг за жилое помещение.
С учетом изложенного, судебная коллегия соглашается с размером компенсации морального вреда, поскольку суд при определении размера исходил из фактических обстоятельств дела, личности истца, его возраста, установленного нарушения его прав, а также руководствовался принципами разумности и справедливости.
Доводы истца в возражениях на апелляционную жалобу ответчика, о необходимости изменения размера компенсации морального вреда судебная коллегия находит необоснованными, поскольку апелляционная жалоба на решение суда им не подана.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Находкинского городского суда Приморского края от 11 июня 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика – без удовлетворения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 30 сентября 2024 года.
Председательствующий
Судьи