Дело № 33а-2407/2019 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Тюмень |
29 апреля 2019 года |
Судебная коллегия по административным делам Тюменского областного суда в составе:
председательствующего |
Левиной Н.В., |
судей |
Ревякина А.В., Глушко А.Р., |
при секретаре |
Константиновой Е.С. |
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Гуськовой Л.А. в лице представителя Гордеюк Н.В. на решение Ленинского районного суда г. Тюмени от 06 февраля 2019 года, которым постановлено:
«В удовлетворении требований Гуськовой Людмиле Александровне о признании незаконным решения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калининградской области от 25.12.2018г. об отказе утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории для эксплуатации и обслуживания многоквартирного дома по адресу: <.......> образуемого из земельного участка с кадастровым номером <.......>; о возложении обязанности в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу, утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории направленную в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калининградской области11.12..2018г. - отказать».
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещены, административная истица Гуськова Л.А., представитель административного ответчика Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калининградской области в судебное заседание не явились, о причинах неявки не сообщили, об отложении рассмотрения дела не просили.
Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Глушко А.Р., пояснения представителя административного истца Гуськовой Л.А. – Горденюк Н.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Гуськова Л.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калининградской области (далее по тексту также – ТУ Росимущества, Управление) о признании незаконным решения от 25.12.2018 г. об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории для эксплуатации и обслуживания многоквартирного дома по адресу: <.......> образуемого из земельного участка с кадастровым номером <.......>; возложении обязанности в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории направленную в ТУ Росимущества 11.12.2018 г. Требования мотивирует тем, что Гуськова Л.А. является собственником жилых помещений, входящих в состав многоквартирного дома, расположенного по адресу: <.......>. Гуськова Л.А. 27.12.2017 г. с целью образования земельного участка под многоквартирным домом за счет земельного участка федеральной собственности с кадастровым номером <.......> обратилась в ТУ ФАУГИ в Калининградской области с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, в удовлетворении которого ответом от 26.01.2018 года № 692 было отказано. Указанный отказ был обжалован в суд и апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Тюменского областного суда от 23.07.2018 г. постановлено: «Признать незаконным решение Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калининградской области от 26.01.2018 г. об отказе утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории для эксплуатации и обслуживания многоквартирного дома. Обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калининградской области рассмотреть обращение Гуськовой Л.А. от 27.12.2017 г. и принять по нему решение». Гуськова Л.А. 11.12.2018 г. направила в Управление заявление с просьбой рассмотреть ее обращение от 27.12.2017 г. и принять по нему решение, 25.12.2018 г. получила отказ в утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане территории, который мотивирован тем, что Управление направило ее обращение с приложенными к нему документами в адрес Агентства по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области для принятия решения о межевании территории, с чем она не согласна. Свое несогласие истец мотивирует тем, что испрашиваемый под многоквартирный жилой дом земельный участок расположен на застроенной территории уже разделенной на земельные участки, и сформирован по существующим границам смежных земельных участков, отсутствие проекта планировки и проекта межевания территории не может являться препятствием Управлению для установления (формирования) границ земельного участка путем утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. В связи с чем, Управление не вправе было отказать в рассмотрении заявления об утверждении схемы расположения земельного участка. При несогласии с вариантом ее схемы, Управление обязано само обеспечить ее подготовку и утверждение в соответствии с установленным порядком, после чего к ней как к собственнику помещений в многоквартирном доме перешло бы право собственности на испрашиваемый земельный участок в силу закона.
Административный истец Гуськова Л.А., извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, о причинах неявки суд не известила, об отложении рассмотрения дела не просила.
Представитель административного истца Гордеюк Н. В. в судебном заседании заявленные требования поддержала.
Представитель административного ответчика ТУ Росимущества, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суд не известил, об отложении рассмотрения дела не просил.
Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласна Гуськова Л.А., которая в апелляционной жалобе, поданной представителем Гордеюк Н.В., просит решение Ленинского районного суда г. Тюмени от 06 февраля 2019 года отменить и принять по делу новый судебный акт, указывая, что границы земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, устанавливаются посредством подготовки проектов планировки территорий и проектов межевания территорий, которые утверждаются главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа только в том случае, если застроенные территории не разделены на земельные участки. Отмечает, что земельный участок с кадастровом номером 39:17:010024:40, из которого образуется испрашиваемый земельный участок, существует в определенных границах, соседние земельные участки также поставлены на кадастровый учет. Полагает, что формирование земельного участка под уже существующим многоквартирным домом не должно осуществляться исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории. Схема расположения земельного участка на кадастром плане территории не относится к документам по планировке территории, в связи с чем, её утверждение не может быть отнесено к компетенции Агентства по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области. Испрашиваемый земельный участок должен быть сформирован Управлением путем утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Проверив материалы дела в соответствии с требованиями ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в полном объёме, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, Гуськова Л.А. владеет на праве собственности жилыми помещениями в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <.......>, на земельном участке, относящемся к федеральной собственности и находящемся в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, что участвующими в деле лицами не оспаривается.
Из ответа Администрации муниципального образования «Светлогорский район» от 28.11.2017 года на обращение Гуськовой Л.А. от 20.11.2017 года следует, что для разрешения вопроса о формировании земельного участка из земель, находящихся в федеральной собственности, в частности земельного участка под многоквартирным домом расположенным по <.......>, необходима подготовка проекта межевания территории, который может быть подготовлен, как за счёт средств заинтересованного лица, так и за счёт бюджетных средств. При этом, поскольку расходы по подготовке проекта межевания территории для граждан существенны, администрацией установлены список и очерёдность подготовки проектов межевания за счёт бюджетных средств, в котором под номером 22 учтено и заявление Гуськовой Л.А.
Гуськова Л.А. 27 декабря 2017 года обратилась в ТУ Росимущества с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 1252 кв.м по адресу <.......>, образуемого из земельного участка с кадастровым номером <.......>, находящегося в федеральной собственности.
Письмом от 26 января 2018 года по результатам рассмотрения заявления и представленных документов ТУ Росимущества в Калининградской области отказало в утверждении представленной Гуськовой Л.А. схемы расположения земельного участка.
В связи с несогласием с данным отказом, истец обратилась с административным исковым заявлением в Ленинский районный суд г. Тюмени, решением которого от 14.05.2018 г. Гуськовой Л.А. в удовлетворении исковых требований было отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Тюменского областного суда от 23.07.2018 г. решение Ленинского районного суда г. Тюмени от 14.05.2018 г. отменено, по делу принято новое решение, которым решение Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калининградской области от 26.01.2018 г. об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории для эксплуатации и обслуживания многоквартирного дома признано незаконным, на административного ответчика возложена обязанность по рассмотрению обращения Гуськовой Л.А. от 27.12.2017 г. и принятию по нему решения.
Заявление Гуськовой Л.А. от 27.12.2017 г. было рассмотрено ТУ Росимущества 25.12.2018 г. по результатам которого принято оспариваемое решение о направлении заявления с приложенными к нему документами в адрес Агентства по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области для принятия решения о межевании территории.
Статьей 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту также - ЗК РФ) установлен порядок предоставления в собственность земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, предусматривающий, в том числе подготовку схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать, и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок; подачу в уполномоченный орган гражданином заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать; принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 указанного Кодекса.
Согласно норм статьи 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации (подпункт 1 пункта 1); проектная документация лесных участков (подпункт 2 пункта 1); утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса (подпункт 3 пункта 1). Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи (пункт 2). Исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков, в том числе, в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами (подпункт 4 пункта 3).
Отказывая в удовлетворении заявленных административной истицей требований суд первой инстанции исходил из того, что в силу требований действующего земельного и градостроительного законодательства образование данного земельного участка, как расположенного в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, возможно исключительно в соответствии с утверждённым проектом межевания территории, подготовка которого к полномочиям административного ответчика не отнесена, вследствие чего вопрос о его подготовке правомерно, применительно к требованиям подпункта 4.1.17 Положения о территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калининградской области, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 29 сентября 2009 г. № 278, передан на разрешение уполномоченного органа.
Судебная коллегия полагает вышеуказанный вывод суда первой инстанции правильным и принимает во внимание, что доводы административной истицы о том, что испрашиваемый земельный участок под многоквартирным домом по адресу <.......>, существует уже в полностью определенных границах, поскольку соседние земельные участки уже поставлены на кадастровый учет, не соответствует фактическим обстоятельствам, достаточных оснований к утверждению о том, что границы данного земельного участка полностью определены не имеется. В то же время вопрос об определении источника финансирования подготовки проекта межевания территории выходит за рамки определённого административной истицей предмета рассмотрения по данному делу.
С учётом изложенного судебная коллегия оснований к отмене оспариваемого решения суда первой интенции и к удовлетворению апелляционной жалобы административной истицы не усматривает.
Руководствуясь статьёй 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Ленинского районного суда г. Тюмени от 06 февраля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Гуськовой Л.А., поданной представителем Гордеюк Н.В., оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи коллегии