Решение по делу № 2а-285/2020 от 30.04.2020

Дело № 2а-285/2020

24RS0029-01-2020-000237-31

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 мая 2020 года                                                                                                       пгт. Козулька

Козульский районный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Чижиковой О.В.,

при секретаре – помощнике судьи Дядиной А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению прокурора Козульского района в интересах неопределенного круга лиц к КГБУЗ «Козульская районная больница» о возложении обязанности по оборудованию входной группы здания кнопкой вызова персонала учреждения для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов, установке в здании информационной мнемосхемы (тактильной схемы движения) для инвалидов по зрению,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Козульского района Красноярского края в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к КГБУЗ «Козульская районная больница» о возложении обязанности по оборудованию входной группы здания кнопкой вызова персонала учреждения для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов, установке в здании информационной мнемосхемы (тактильной схемы движения) для инвалидов по зрению. Требования мотивировал тем, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения КГБУЗ «Козульская районная больница» требований законодательства о соблюдении прав и социальных гарантий инвалидов, граждан предпенсионного возраста, пенсионеров, в том числе ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны. В ходе проверки установлено, что в нарушение действующего законодательства в КГБУЗ «Козульская районная больница» не установлена информационная мнемосхема (тактильная схема движения) для инвалидов по зрению. В нарушение требований СНиП 35-01-2001 кнопка вызова персонала учреждения для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов в указанный объект социальной структуры отсутствует, что нарушает право инвалидов на обеспечение равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических и других прав и свобод. Таким образом, входная группа объекта не обеспечена кнопкой вызова персонала КГБУЗ «Козульская районная больница» для маломобильных групп населения и инвалидов, согласно которому сотрудник центра занятости обязан выйти по звонку и оказать помощь инвалиду при входе в помещение. Выявленные нарушения ущемляют права и законные интересы граждан с ограниченными возможностями здоровья на доступ к объектам социальной инфраструктуры и не соответствуют направлениям социальной политики государства в отношении инвалидов, направленной на достижение равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод. По факту выявленных нарушений прокурором района ДД.ММ.ГГГГ в адрес главного врача КГБУЗ «Козульская районная больница» внесено представление, которое отклонено, выявленные нарушения не устранены. Просит обязать КГБУЗ «Козульская районная больница» в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу оборудовать входную группу здания КГБУЗ «Козульская районная больница», расположенного по адресу: Красноярский край, Козульский район, пгт. Козулька, ул. Свердлова, д. 42, кнопкой вызова персонала учреждения для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов; обязать КГБУЗ «Козульская районная больница» в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу установить в здании КГБУЗ «Козульская районная больница», расположенного по адресу: <адрес> информационную мнемосхему (тактильную схему движения) для инвалидов по зрению.

Представитель административного истца прокурор Козульского района Красноярского края в судебное заседание не явился, извещен своевременно, заявил о рассмотрении дела в его отсутствие, заявленные административные исковые требования поддерживает, просит удовлетворить.

Представитель административного ответчика КГБУЗ «Козульская районная больница» в судебное заседание не явился, извещен своевременно, заявил о рассмотрении дела в его отсутствие, предоставил суду отзыв на административное исковое требование, в котором указал, что считает административные исковые требования подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям. В настоящее время здание КГБУЗ «Козульская районная больница» (<адрес>) оборудовано кнопкой вызова персонала учреждения для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов. По второму исковому требованию: в министерстве здравоохранения запрошены денежные средства в размере более 900000 руб., которые необходимы для оборудования информационной мнемосхемы (тактильной схемы движения) для инвалидов по зрению. Кроме того, установление срока 6 месяцев для исполнения судебного решения будет недостаточно в связи с тем, что при заключении контракта на выполнение указанных работ необходимо ответчику соблюдать требования Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Просит установить срок 1 год для исполнения судебного решения по установлению в здании КГ"БУЗ «Козульская районная больница», расположенного по адресу: <адрес>, информационной мнемосхемы (тактильной схемы движения) для инвалидов по зрению.

Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В соответствии с положениями Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» настоящий Федеральный закон определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Предусмотренные настоящим Федеральным законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества (ст. 2).

Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям). Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются (ч. 5 ст. 15)

В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

В целях реализации указанного Федерального закона Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27.12.2011г. утвержден Свод правил «СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (СП 58.13330.2012), в котором отражены основные требования к зданиям и сооружениям с учетом потребностей маломобильных групп населения.

Также Постановлением Госстроя России от 29.11.1999г. № 73 утвержден Свод правил по проектированию и строительству «Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей».

В соответствии со ст. ст. 4, 6, 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации нормы СНИП и СП являются обязательными к применению.

В силу ст. 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации одним из принципов, на которых основывается законодательство о градостроительной деятельности и изданию в соответствии с ним нормативных правовых актов, является принцип обеспечения инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.

Согласно п. п. 1.5, 5.1.1 и 5.1.2 вышеуказанного нормативного документа проектные решения, предназначенные для маломобильных групп населения, должны обеспечивать повышенное качество среды обитания при соблюдении досягаемости ими кратчайшим путем мест целевого посещения и беспрепятственности перемещения внутри зданий и сооружений и на их территории; безопасности путей движения. В здании должен быть как минимум один вход, доступный для маломобильных групп населения, с поверхности земли и из каждого доступного для маломобильных групп населения подземного или надземного уровня, соединенного с этим зданием. Наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261.

Требования Свода правил СП 59.13330.2012 «СНиП 35-01-2001. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (согласно п. 1.2) необходимо учитывать, как при проектировании новых, реконструируемых, подлежащих капитальному ремонту зданий, так в отношении приспосабливаемых для доступности маломобильных групп населения зданий и сооружений.

Свод правил СП 59.13330.2012 «СНиП 35-01-2001. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» распространяется не только на здания, подлежащие капитальному ремонту и реконструкции, но также и на здания, которые надлежит приспособить для нужд маломобильных групп населения.

В соответствии с требованиями СНиП 35-01-2001 для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов в объект социальной структуры необходима кнопка вызова персонала учреждения.

Как установлено судом и следует из материалов дела, прокуратурой Козульского района на основании задания прокуратуры Красноярского края «О проведении проверки соблюдения прав и социальных гарантий инвалидов, граждан предпенсионного возраста, пенсионеров, в том числе ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны» проведена проверка исполнения законодательства, направленного на обеспечение социальной защиты инвалидов на территории Козульского района. Проведенной прокуратурой района проверкой установлено, что в здании КГБУЗ «Козульская районная больница», расположенного по адресу: <адрес> не установлена информационная мнемосхема (тактильная схема движения) для инвалидов по зрению, входная группа объекта не обеспечена кнопкой вызова персонала КГБУЗ «Козульская районная больница» для маломобильных групп населения и инвалидов.

По итогам проверки ДД.ММ.ГГГГ и.о. прокурора Козульского района в адрес КГБУЗ «Козульская районная больница» направлено представление об устранении нарушений закона.

Из ответа КГБУЗ «Козульская районная больница» от ДД.ММ.ГГГГ на представление прокурора района следует, что КГБУЗ «Козульская районная больница» проинформировало ТФОМС Красноярского края и министерство здравоохранения Красноярского края о необходимости дополнительного финансирования на мероприятия для устранения указанных нарушений. Указанные нарушения имеют место в связи с недостаточностью финансирования КГБУЗ «Козульская районная больница» на 2020 г..

Из ответа администрации п. Козулька от ДД.ММ.ГГГГ о рассмотрении представления следует, что выявленные нарушения не устранены.

Согласно фотографиям, предоставленным КГБУЗ «Козульская районная больница», входная группа здания КГБУЗ «Козульская районная больница» обеспечена кнопкой вызова персонала КГБУЗ «Козульская районная больница» для маломобильных групп населения и инвалидов.

Таким образом, на данном объекте не реализованы в необходимом и достаточном объеме мероприятия по созданию условий беспрепятственного достижения определенных мест, возможности беспрепятственного движения по коммуникационным путям и пространству, в результате чего инвалиды по зрению ограничены в использовании ими равных с другими гражданами возможностей в реализации прав и свобод, а именно в беспрепятственном доступе в помещение администрации Козульского района Красноярского края.

Суд полагает, что несоблюдение требований действующего законодательства, содержащегося в них, является нарушением прав и свобод граждан, гарантированных Конституцией Российской Федерации, поскольку обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социального назначения является одним из способов обеспечения их права на достойную жизнь и свободное развитие.

Доводы административного ответчика об отсутствии финансирования не могут быть признаны судом уважительными и приняты судом во внимание, поскольку бездействие административного ответчика нарушает права инвалидов на достойную жизнь и свободное развитие. Отсутствие финансирования не освобождает ответчика от исполнения вынесенного прокурором представления об устранении выявленных нарушений.

Иных доказательств, опровергающих доводы прокурора и свидетельствующих о законности бездействия, вопреки требованиям ч. 1 ст. 62 КАС РФ, суду не представлено.

Учитывая, что выявленное нарушение в части обеспечения входной группы здания КГБУЗ «Козульская районная больница» кнопкой вызова персонала КГБУЗ «Козульская районная больница» для маломобильных групп населения и инвалидов, устранено, а выявленное нарушение в части установления информационной мнемосхемы (тактильной схемы движения) для инвалидов по зрению, не устранено на момент рассмотрения дела в суде, заявленные административные исковые требования предлежат частичному удовлетворению.

Учитывая конкретные действия, которые суд обязывает ответчика совершить, и объем мероприятий, необходимых для их совершения, суд полагает возможным установить срок для исполнения решения - в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу. Суд полагает данный срок разумным и достаточным для устранения выявленных нарушений.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования прокурора Козульского района в интересах неопределенного круга лиц к КГБУЗ «Козульская районная больница» о возложении обязанности по оборудованию входной группы здания кнопкой вызова персонала учреждения для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов, установке в здании информационной мнемосхемы (тактильной схемы движения) для инвалидов по зрению удовлетворить частично.

Возложить на КГБУЗ «Козульская районная больница» обязанность в течение 1 (одного) года с момента вступления решения суда в законную силу установить в здании КГБУЗ «Козульская районная больница», расположенном по адресу: <адрес>, информационную мнемосхему (тактильную схему движения) для инвалидов по зрению.

В удовлетворении остальной части требований отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Козульский районный суд в течение одного месяца с момента изготовления мотивированного решения.

Председательствующий судья:                                                                           О.В. Чижикова

Мотивированное решение изготовлено: 05.06.2020

2а-285/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
прокурор
Ответчики
КГБУЗ Козульская РБ
Суд
Козульский районный суд Красноярского края
Судья
Чижикова Ольга Викторовна
Дело на странице суда
kozul.krk.sudrf.ru
30.04.2020Регистрация административного искового заявления
30.04.2020Передача материалов судье
12.05.2020Решение вопроса о принятии к производству
12.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.05.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.05.2020Судебное заседание
08.06.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.06.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.05.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее