Дело № 2а-98/2018
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 января 2018 года город Сосногорск Республика Коми
Сосногорский городской суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Дудиной О.С., при секретаре Бохоновой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ОАО «Российские железные дороги» к ОГИБДД ОМВД России по г.Сосногорску, главному государственному инспектору безопасности дорожного движения ОГИБДД ОМВД России по г.Сосногорску Витт Г.Г., ОМВД России по г.Сосногорску о признании незаконным и отмене предписания,
установил:
ОАО «РЖД» обратилось в Сосногорский городской суд РК с административным иском к ОГИБДД ОМВД России по г.Сосногорску о признании незаконным и отмене предписания главного государственного инспектора безопасности дорожного движения ОГИБДД ОМВД России по г.Сосногорску Витт Г.Г. № от ДД.ММ.ГГГГ. Впоследствии по ходатайству сторон к участию в деле в качестве административного ответчика привлечены главный государственный инспектор безопасности дорожного движения ОГИБДД ОМВД России по г.Сосногорску Витт Г.Г., ОМВД по г.Сосногорску в качестве заинтересованного лица- Администрация МР «Сосногорск».
Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ ОГИБДД ОМВД России по г.Сосногорску вынесено предписание об обязании ОАО «РЖД» организовать выполнение работ по приведению уличного освещения в нормативное состояние и обеспечить работоспособность уличного освещения. Также составлен акт № от ДД.ММ.ГГГГ.
Административный истец не согласен с указанным предписанием, считает его незаконным. В соответствии с действующим законодательством организация освещения улиц, обеспечение безопасности дорожного движения, как и организация благоустройства территории (включая уличное освещение) относится к компетенции местных органов самоуправления, которые должны предусматривать средства в бюджете на содержание и эксплуатацию объектов наружного освещения вне зависимости от того, на чьем балансе находятся объекты уличного освещения. Кроме того в их полномочия входит осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения. Органы местного самоуправления в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.
Согласно Уставам МО городского поселения «Сосногорск», МР «Сосногорск» к вопросам местного значения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ. Договорных отношений на оказание услуг по наружному освещению между администрацией МР «Сосногорск» и ОАО «РЖД» не оформлено. В связи с чем, административный истец считает, что претензии по неудовлетворительному состоянию уличного освещения должны быть адресованы администрации МР «Сосногорск».
Представитель административного истца ОАО «РЖД» Сеткарева И.М., действующая на основании доверенности, в суде на требованиях настаивала по доводам, изложенным в иске. Указала, что исполнили требование ОГИБДД, чтобы не был вынесен штраф. Опоры линий электропередач принадлежат ОАО «РЖД», осуществляют подачу электроэнергии, предоставляют услуги по передаче электрической энергии. Опоры предназначены для подачи электрической энергии в жилые квартиры, за что ОАО «РЖД» получает денежные средства, о чем имеется договор, заключенный с ОАО КЭСК об оказании услуг. Считает, что обязанность по освещению улиц является обязанностью администрации МР «Сосногорск». Возложение на ОАО «РЖД» обязанности по предписанию ОГИБДД нарушает права истца как собственника опор линий электропередач.
Представитель административного ответчика ОМВД России по г.Сосногорску Баянов И.Ф., действующий на основании доверенности, в суде с исковыми требованиями не согласился, просил в их удовлетворении отказать. Указал, что суть предписания не установить дополнительные опоры уличного освещения, а провести работу по приведению уличного освещения в нормативное состояние, обеспечить работоспособность опор линий электропередач. Срок исполнения предписания- немедленно, указан в соответствии с ГОСТом №50597 от 1993, иного срока указать не могут. Предписание вынесено законно в соответствии с ГОСТом, требования указанные в Федеральных законах №257-ФЗ, №196-ФЗ являются приоритетными над экономической составляющей, безопасностью дорожного движения. В настоящее время предписание исполнено, что подтверждает, что ОАО «РЖД» признало указанные нарушения, что подтверждает его законность. Поскольку опоры линий электропередач являются собственностью ОАО «РЖД», то бремя содержания имущества возлагается на собственника.
Заинтересованное лицо Администрация МР «Сосногорск» о времени и месте рассмотрения дела извещено, в суд представитель не явился. Ранее в суде представитель с иском не согласился, просил в его удовлетворении отказать. Указал, что администрация МР «Сосногорск» не может взять на себя обязанности по организации выполнения работ по приведению уличного освещения в нормативное состояние и обеспечении работоспособности указанных опор уличного освещения, поскольку это приведет к нецелевому расходованию бюджетных средств. УЖКХ администрации МР «Сосногорск» неоднократно направлялись в адрес истца письменные обращения о передаче объектов администрации, ответов не поступило. Органы местного самоуправления не могут обслуживать объекты, которые им не принадлежат.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела и оценив представленные доказательства, суд считает, что в удовлетворении административных исковых требований следует отказать.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 8 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
В силу положений пункта 1 части 9 указанной статьи, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 18.03.2004 ОАО «Российские железные дороги» является собственником недвижимого имущества: сооружение – комплекс Сосногорской дистанции электроснабжения г.Сосногорск. В состав указанного комплекса входят линии электропередач наружного освещения с опорами, обслуживающие улицы Коммунальная, Нагорная, Колхозная, Первомайская, Горького, Комсомольская, Гоголя, Герцена, Гайдара, З.Космодемьянской, Оплеснина и др. улицы г.Сосногорска.
В соответствии со статьями 6 и 12 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», статьями 6 и 13 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также статьи 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего имущества, которое относится к элементам обустройства автомобильной дороги.
В соответствии с пунктами 5,19 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них.
В силу положений п.5 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ, к вопросам местного значения муниципального района относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, и обеспечение безопасности дорожного движения на них.
Согласно ч.4 ст.15 указанного закона, органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключить соглашение с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения.
В соответствии с указанными нормами и соглашением между Администрацией МР «Сосногорск» и ГП «Сосногорск» полномочиями по вопросам дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, организации благоустройства территории поселения (включая освещение улиц) наделен муниципальный район «Сосногорск».
Согласно статье 13 Федерального закона №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ, содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог (ч.1 ст.3 вышеуказанного Федерального закона).
Элементы обустройства автомобильных дорог - сооружения, к которым относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры, устройства для регулирования дорожного движения, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, и другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса.
Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 11.10.1993 №221 утвержден Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», пунктом 4.6.5 которого предусмотрено, что отказы в работе наружных осветительных установок, связанные с обрывом электрических проводов или повреждением опор, следует устранять немедленно после обнаружения.
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23.10.2007 №270-ст утвержден национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», согласно пункту 4.6 которого, стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах предусматривается, в том числе на участках, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 м.
Согласно пункту 4.6.1.16 ГОСТа Р 52766-2007, в темное время суток не допускается отключение наружного освещения или снижение освещенности поверхности проезжей части в местах пешеходных переходов, расположенных в населенных пунктах, за исключением случаев аварийного нарушения электроснабжения.
Неработающее стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах и улицах напрямую угрожает безопасности дорожного движения.
Согласно подпункту "б" пункта 12 Положения «О государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации", утвержденного Указом Президента РФ от 15.06.1998 N 711 "О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения" (вместе с "Положением о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации"), Госавтоинспекция для выполнения возложенных на нее обязанностей имеет право давать юридическим лицам и должностным лицам обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения.
В силу п. 2 ст. 30 Федерального закона от 10.12.1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" федеральный государственный надзор в области безопасности дорожного движения осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти согласно их компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 6 постановления Правительства Российской Федерации от 19.08.2013 года N 716 "О федеральном государственном надзоре в области безопасности дорожного движения" федеральный надзор осуществляется посредством организации и проведения плановых и внеплановых документарных и выездных проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в соответствии со статьями 9 - 13 и 14 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", а также посредством осуществления иных полномочий, возложенных на органы внутренних дел для осуществления специальных контрольных, надзорных и разрешительных функций в области обеспечения безопасности дорожного движения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с указанным постановлением Правительства Российской Федерации приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 30.03.2015 года N 380 утвержден Административный регламент исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения в части соблюдения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения, правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог (далее - Административный регламент).
Пунктом 81 Административного регламента предусмотрено, что надзор за дорожным движением осуществляется непрерывно, в целях контроля за эксплуатационным состоянием автомобильных дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов и линий городского электрического транспорта, соблюдением обязательных требований безопасности при проведении ремонтно-строительных и других работ на автомобильных дорогах; принятия мер по устранению угроз безопасности дорожного движения и нарушений обязательных требований безопасности при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог, а также совершенствованию организации дорожного движения.
В силу п. п. 83, 84 Регламента при надзоре за дорожным движением устанавливается степень соответствия обязательным требованиям безопасности, в том числе следующих транспортно-эксплуатационных характеристик и состояния автомобильных дорог: наличие элементов обустройства дороги и технических средств организации дорожного движения; объем и вид повреждений проезжей части, земляного полотна и системы водоотвода, искусственных дорожных сооружений, элементов обустройства дороги и технических средств организации дорожного движения.
Согласно п. п. 17, 86, 87 Регламента в случае выявления при осуществлении надзора за дорожным движением нарушений обязательных требований безопасности оформляется акт. При выявлении нарушений обязательных требований безопасности по результатам исполнения государственной функции принимается решение о выдаче обязательного для исполнения предписания об устранении нарушений обязательных требований безопасности при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором ДН ОГИБДД ОМВД России по г.Сосногорску Рыбиным С.Н. при контроле за эксплуатационным состоянием автомобильных дорог (улиц), железнодорожного переезда, выявлен ряд нарушений обязательных требований безопасности, о чем составлен акт №.
В целях устранения нарушений законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения, правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения, выявленных ДД.ММ.ГГГГ, главным государственным инспектором безопасности дорожного движения ОГИБДД ОМВД России по г.Сосногорску Витт Г.Г. в адрес ОАО «РЖД» в тот же день выдано предписание №, которым предложено организовать выполнение работ по приведению уличного освещения в нормативное состояние и обеспечение работоспособности уличного освещения перечисленных опор линий электропередач на указанных в предписании улицах (всего 93 пункта). Срок выполнения мероприятий установлен немедленно после обнаружения.
Из отзыва на иск, ответа начальника Сосногорской дистанции электроснабжения- структурного подразделения Северной дирекции по энергообеспечению- филиала ОАО «РЖД» Трансэнерго от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что Сосногорской дистанцией электроснабжения выполнены все мероприятия по устранению неисправностей сетей уличного освещения по предписанию ОГИБДД ОМВД России по г.Сосногорску № от ДД.ММ.ГГГГ.
При изложенных обстоятельствах, принимая во внимание, что опоры линий электропередач являются элементами обустройства автомобильной дороги, предназначенными для освещения автомобильных дорог, и учитывая что собственником опор линий электропередач является ОАО «РЖД», который как собственник понес бремя по содержанию указанного имущества, учитывая, что предписание ОГИБДД ОМВД России по г.Сосногорску № от ДД.ММ.ГГГГ по проведению работ по приведению уличного освещения в нормативное состояние- обеспечение работоспособности перечисленных опор линий электропередач в нормативное состояние (всего 93 пункта) ОАО «РЖД» полностью исполнено к моменту рассмотрения дела в суде, недостатки устранены, то есть факт наличия недостатков, перечисленных в предписании, равно как и необходимость их устранения, истцом признан и исполнен.
Принимая во внимание, что неработающее стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах и улицах напрямую угрожает безопасности дорожного движения, выданное главным государственным инспектором безопасности дорожного движения ОГИБДД ОМВД России по г.Сосногорску предписание № от ДД.ММ.ГГГГ об обязании ОАО «РЖД» организовать выполнение работ по приведению уличного освещения в нормативное состояние и обеспечить работоспособность опор уличного освещения, выдано уполномоченным на то должностным лицом и в пределах его компетенции, с соблюдением порядка административной процедуры, осуществляемой в рамках федерального государственного надзора в области безопасного дорожного движения; срок указанный в предписании для его исполнения соответствует требованиям ГОСТа, при том, что требование фактически исполнено, нарушения владельцем опор линий электропередач устранены, в силу положений ст.210 ГК РФ принято бремя по содержанию имущества, то оснований для отмены указанного предписания в настоящее время не имеется. В связи с чем в удовлетворении требований административного истца следует отказать.
Доказательств нарушения прав истца в настоящее время не представлено, оспариваемое решение прекратило действие. Доказательств нарушения прав, свобод и законных интересов истца, оспариваемым предписанием не представлено, нет доказательств, что созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов, или на истца незаконно возложены какие-либо обязанности.
Доводы административного истца о том, что проведение работ, указанных в предписании, является обязанностью администрации МР «Сосногорск», возложение на ОАО «РЖД» обязанности по исполнению предписания ОГИБДД нарушает права истца как собственника опор линий электропередач, учитывая, что фактически предписание исполнено, не может быть принят во внимание по вышеуказанным доводам и не является достаточным основанием для удовлетворения исковых требований.
Довод административного истца в дополнениях на иск о том, что обстоятельства, установленные при рассмотрении настоящего дела, были предметом рассмотрения административного дела № в Сосногорском городском суде РК и поэтому не доказываются вновь и имеют для суда преюдициальное значение, не может быть принят во внимание, поскольку оспаривается иное предписание, которое фактически исполнено ко дню рассмотрения дела в суде, ранее вынесено предписание в отношении иного объекта (пешеходного перехода), в отношении которого требования, указанные в предписании ОГИБДД не были исполнены, нарушения не были устранены.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ,
решил:
Административное исковое заявление ОАО «Российские железные дороги» к ОГИБДД ОМВД России по г.Сосногорску, главному государственному инспектору безопасности дорожного движения ОГИБДД ОМВД России по г.Сосногорску Витт Г.Г., ОМВД России по г.Сосногорску о признании незаконным и отмене предписания - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Коми через Сосногорский городской суд Республики Коми в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 23 января 2018 года.
Председательствующий Дудина О.С.
Копия верна: судья Дудина О.С.